Стратегии поведения в конфликтной ситуации.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Оказавшись в конфликтной ситуации человек, выбирает часто неосознанно, одну из возможных стратегий поведения: избегание проблемы или уход от нее, приспособление, соперничество или конкуренция, компромисс, сотрудничество. Предоставляемая ниже методика определит, какой способ реагирования в конфликтной ситуации вами предпочитаем. Практический совет Если вы попали в конфликт, можно поступить следующим образом: -посмотреть на конфликт со стороны, мысленно предоставить всю картину сложившейся ситуации, рассмотреть разные способы ее разрешения-техника визуализации (особенно подходит для визуалов); -провести эмоциональную разгрузку: применить аутотренинг, заняться спортом, поиграть в теннис, футбол или любую игру, позволяющую выплеснуть агрессию, выдержать паузу (посчитать до 10 и обратно или выпить чашечку кофе) и т.д. (больше помогает кинестетикам); -попробовать каждую позицию конфликтной ситуации пересказать от первого лица-техника «Я - переименования» (лучше получается у аудиалов) -проанализировать ситуацию и выбрать оптимальную стратегию поведения (эффективно для дигиталов)
Практическая часть. 1. Определение ведущей сенсорной системы человека, по методике «Ведущий орган чувств». Определение ведущей сенсорной системы человека Для практической работы с людьми очень важно определение ведущей сенсорной системы человека. Предпочитаемый канал восприятия информации (зрительный, слуховой, кинестетический), имеет большое значение при определении индивидуальных методов и средств подачи информации в процессе общения (в том числе терапевтического), обучения, совместной деятельности, в семейном взаимодействии и пр.
Для определения ведущей сенсорной системы предлагается методика «Ведущий орган чувств» (ВОЧ), предложенная польскими психологами, в переводе Ефремцевой. Методика приводится по книге: Кулешова Л. Н. Психология древних ощущений. — СПб, 1999. Оборудование. Испытуемым предлагается стандартный бланк с вопросами (см. далее). Инструкция испытуемым. Внимательно прочитайте вопросы и в опроснике обведите кружком номера тех из них, с которыми Вы согласны.
Обработка и интерпретация данных. Подсчитайте результаты, начисляя по 1 баллу за совпадение с ключом в каждом из разделов. Ключ для обработки результатов.
Раздел, в котором испытуемый набрал наибольшее количество баллов, определяет ведущую сенсорную систему. Методика Томаса «Способы реагирования в конфликтных ситуациях» ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА Инструкция. Оцените, насколько свойственно вам то или иное поведение в конфликтной ситуации: часто — 3 балла, от случая к случаю — 2 балла, редко — 1 балл. Опросник 1.Угрожаю или дерусь. 2.Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней, как со своей. 3.Ищу компромисс. 4.Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно. 5.Избегаю противника. 6.Желаю, во что бы то ни стало добиться своих целей. 7.Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем — категорически нет. 8.Иду на компромисс. 9.Сдаюсь. 10.Меняю тему. 11.Повторяю одно и то же, пока не добьюсь своего. 12.Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось. 13.Немножко уступаю и подталкиваю тем самым к уступкам другую сторону. 14.Предлагаю мир. 15.Пытаюсь обратить все в шутку.
Ключ А — вопросы 1, 6, 11; Б — вопросы 2, 7, 12; В — вопросы 3, 8, 13; Г — вопросы 4, 9, 14; Д — вопросы 5, 10, 15.
Обработка и интерпретация результатов. Подсчитайте баллы в соответствии с ключом, и их общее количество позволит выявить преобладающую стратегию поведения в конфликте. А - Конкуренция — жесткий стиль решения конфликтов. Такие люди стоят на своем, защищая свою позицию, во что бы то ни стало стараются выиграть. Уверены, что всегда правы. Б — Сотрудничество — примиренческий стиль — ориентирован на «сглаживание углов» с учетом того, что всегда можно договориться, а также на поиск альтернативы и решения, которое способно удовлетворить обе стороны. В - Компромисс — с самого начала прослеживается установка на справедливое решение. Г — Приспособление — мягкий стиль — проявляется в готовности встать на точку зрения противника и отказаться от своей позиции. Д — Избегание — этот стиль ориентирован на уход от конфликта. Люди данного типа стараются не обострять ситуацию, не доводить ее до открытого столкновения. Рассмотрите два примера, приведенных ниже, и ответьте на предложенные к ним вопросы.
Ситуационная задача А. Пациент Г. 37 лет на приеме у врача-стоматолога потребовал срочно удалить больной зуб. После осмотра и рентгенологического обследования врач объяснил пациенту, что зуб может быть сохранен при условии еще двух сеансов лечения. Недовольный таким, по его мнению, надуманным промедлением, больной в раздражении покидает кабинет. В регистратуре его несколько успокоили и посоветовали обратиться к другому врачу в этой же клинике. Зная о случившемся конфликте, новый врач, игнорируя стандарты технологии лечения, пошел «на поводу» у пациента и немедленно выполнил просьбу, удалив зуб без каких-либо предложений о лечении: а) является ли эта ситуация конфликтной? Кого можно считать субъектами этого конфликта? Какие стратегии поведения они выбрали? б) оцените эту ситуацию и ее возможные последствия с точки зрения конфликтолога и стоматолога-профессионала? в) как бы вы поступили в подобном случае?
Б. Медсестра должна делать уколы антибиотиков в определенное время (6 ч., 12 ч., 18 ч., 24 ч). Об этом знают пациенты. Но из-за большой загруженности последним пациентам процедура проводилась на полчаса позже. Один из пациентов возмутился и обратился с жалобой к врачу. Какую стратегию поведения выбрали бы вы на месте врача и почему?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|