Тема 1. Философия и ее роль в жизни человека и общества.
Институт гуманитарных наук
Кафедра философии и этики
ФИЛОСОФИЯ
Учебно-методический комплекс
для студентов дневного отделения
группы 220, 227
лекции – 36 ч
семинары – 36 ч
контрольная работа – 1
экзамен - тестирование
Составитель: канд.филос.н., доц. Дудар Т.Е.
Сыктывкар 2016
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение………………………………………………………………………. …3
Рекомендованная литература ……………………………………………………5
Содержание лекционного курса …………………………………………………6
Темы семинарских занятий …………………………………………………….15
Темы контрольных работ ………………………………………………………25
Критерии выставления оценок ………………………………………………....26
Словарь основных понятий и терминов ……………………………………….27
ВВЕДЕНИЕ
Философия есть учение о всеобщих характеристиках мира, месте человека в этом мире, его способностях и возможностях познавать мир и воздействовать на него. Философия – это знания, выходящие за пределы непосредственного жизненного опыта человека и человечества. В философии изначально много парадоксального. Будучи менее всех других наук привязанной к утилитарности, полезности, она, тем не менее, возникает ранее других, казалось бы гораздо более важных для человека наук: математики, экономики, химии. Философию нередко представляют как некое абстрактное знание, оторванное от реальности повседневной жизни. В действительности все свои проблемы философия черпает из жизни и решает их с единственной целью – помочь человеку совершенствоваться и выработать мировоззренческие, духовно-нравственные, эстетические установки, идеалы и ценности личности, с помощью которых возможно переживать жизненные невзгоды и добиваться успеха. Философия дает изучающему ее индивиду как богатый фактический материал для размышления, так и весьма эффективные инструменты мыслительной деятельности. Как писал мыслитель ХХ века Исайя Берлин, «не знающая конца работа философов заключается в рассмотрении всего, что кажется невосприимчивым к научным методам и каждодневным наблюдениям, т.е. категорий, понятий, способов, привычек мышления и поведения». Он прозорливо определил труд философов как «опасную, интеллектуально трудную, часто мучительную и неблагодарную, но всегда важную» работу, не зависимо от того, в какие именно проблемы (личные, моральные, естественно-научные, политические) всматриваются философы. Цель философии остается всегда одна и та же – помочь человеку принять себя и тем самым «жить при свете, а не безумствовать в темноте».
Таким образом, заниматься изучением философии означает приобщение к выверенной тысячелетиями школе разумного мышления человечества. Изучение философии составляет фундамент общекультурной и общетеоретической гуманитарной подготовки специалиста любого профиля, позволяет ему четко формулировать свою мировоззренческую позицию по актуальным проблемам современности, уметь ее грамотно и аргументировано отстаивать.
Процесс изучения дисциплины «Философия» направлен на формирование и развитие основных общекультурных компетенций (ОК-1):
· способности использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области философских наук;
· способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции;
· способности выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования;
· способности следовать этическим и правовым нормам;
· толерантность;
· способности к социальной адаптации; способности критически переосмысливать свой социальный опыт
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать: основные направления, проблемы, теории и методы философии, содержание современных философских дискуссий по проблемам общественного развития.
Уметь: формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам философии; использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений.
Владеть: навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание, приемами ведения дискуссии и полемики, навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.
Демонстрировать способность и готовность к диалогу и восприятию альтернатив, участию в дискуссиях по проблемам общественного и мировоззренческого характера.
РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник. – 4-е изд. – М.: Проспект, 2012. – 592с.
2. Спиркин А.Г. Философия: учебник для бакалавров. – 3-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 828с.
3. Философия: учебник для бакалавров / под ред. В.Н. Лавриненко. – 6-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 575с.
4. Кузнецов В.Г.Словарь философских терминов — М.: Инфра-М, 2009.
5. Новая философская энциклопедия, в 4-х т. — М. 2000-2001
6. Русская философия: Энциклопедия. Под общ. ред. М.А. Маслина. — М.: Алгоритм, 2007.
7. Философия: энциклопедический словарь /под. ред. А.А. Ивина — М.: Гардарики, 2009.
8. Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/
9. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
10. Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»
11. http://school-collection.edu.ru/
СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА:
ТЕМА
| СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ
|
Тема 1. Философия и ее роль в жизни человека и общества.
| Понятие мировоззрения. Мировосприятие, мироощущение, миропонимание – функции мировоззрения. Исторические типы и формы мировоззрения. Философия как систематическое и рационализованное мировоззрение. Взаимосвязь философии с другими формами духовного освоения мира (мифологией, религией, наукой).
Философия как форма знания. Предмет философии и специфика философского мышления. Общий характер и содержание философских проблем. Проблема первоосновы мира. Проблема развития и познаваемости мира. Проблема сущности человека и его места в мире. Общие закономерности общественной жизни и смысл истории. Место и роль философии в культуре.
|
Тема 2. Структура философского знания.
| Основные области философского знания: онтология, гносеология, методология, этика, эстетика, философская антропология, социальная философия, философия истории, история философии.
Функции философии: мировоззренческая и методологическая.
|
Тема 3. Античная философия.
| Отличительные черты античной философии: космоцентризм, проблемы бытия и человека. Основные школы античной философии.
Досократическая философия. Понятие «природы» и «архэ». Проблема первоначала в милетской школе. Гераклит: учение о противоположностях и становлении. Элеатская школа. Атомизм Демокрита. Понятие атома и пустоты.
Классическая философия. Проблема человека, морали и познания. Сократ: его жизнь и характер философствования. «Диалектика», «майевтика», «ирония». Добродетель и знание. Объективный идеализм Платона. «Эйдосы-идеи». Познание как «припоминание». Платон о душе и ее бессмертии. Учение Платона о государстве. Аристотель о материи и форме. Социальная философия Аристотеля.
Философские школы в эпоху эллинизма. Эпикуреизм. Принцип удовольствия. Стоицизм. Стоические учения о причинности, необходимости и судьбе. Стоическая этика. Скептицизм.
Неоплатонизм.
|
Тема 4. Средневековая философия.
| Понятие, периодизация и проблемы средневековой философии. Специфические черты средневекового способа философствования. Важнейшие религиозно-философские идеи Библии: монотеизм, теоцентризм, креационизм, идея откровения, идея грехопадения, учение о конце света, антропоцентризм. Теология и философия.
Патристика. Августин Аврелий. Учение о душе и самопознании, проблемы времени и бытия, движения истории и концепция исторического прогресса.
Схоластика. Спор о природе общих понятий (универсалиях). Борьба реалистов и номиналистов. Доказательства бытия Бога. Соотношение веры и разума. Философский синтез Фомы Аквинского. Разложение схоластики. В. Оккам.
|
Тема 5. Философия Нового времени (XV-XVIII вв.)
| Европейское Возрождение как историческая эпоха. Антропоцентризм и гуманизм в философской мысли Возрождения. Пантеизм. Дж. Пико дела Мирандола. «Речь о достоинстве человека». Место человека в иерархии сущностей. Скептицизм М.Монтеня. «Опыты». Николай Кузанский. Концепция «ученого незнания». Бог как «абсолютный максимум». Дж. Бруно о бесконечности миров. Ренессанс и становление новоевропейской науки. Гелиоцентризм и учение о бесконечности миров.
Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени. Критика религии и схоластики. Развитие научного знания. Проблема метода познания. Ф. Бэкон как основоположник эмпиризма. Его критика схоластики, догматизма и спекулятивной философии. Учение Бэкона о методе. Разработка индуктивной методологии науки. Р.Декарт и разработка дедуктивной методологии науки. Критика предрассудков, авторитетов, традиций. Картезианские сомнение. Бог как гарантия существования мира и истинного знания.
Основные черты метафизического материализма ХУП века. Б.Спиноза. Бог, природа, субстанция. Атрибуты и модусы субстанции. Универсальный детерминизм Спинозы. Свобода как осознанная необходимость. Монадология Лейбница.
Европейское Просвещение, его фундаментальные характеристики. Своеобразие национальных форм Просвещения. Французское Просвещение как наиболее радикальная и политизированная форма просветительской мысли. Критика истории, общества и церкви. Материалистическая тенденция. Философия истории и просветительские версии общественного прогресса. Ф.Вольтер. Ж.-Ж. Руссо.
|
Тема 6. Немецкая классическая философия.
| Немецкая классическая философия как завершение новоевропейской философской классики. Основные представители немецкой классической философии.
Критическая философия И. Канта. Предмет и задачи критической философии. Критика Кантом догматизма и скептицизма в философии. «Вещь в себе» и явление в философии Канта. Априоризм Канта. Пространство и время как априорные формы чувственного созерцания. Чувственность и рассудок. Система категорий чистого рассудка. Идеи чистого разума. Кант о границах и возможностях теоретического разума. Характерные черты этического учения Канта. Категорический императив как закон практического разума. Свобода и долг.
Философия Г.В.Ф. Гегеля. Абсолютный идеализм Гегеля. Система и метод философии Гегеля. Гегель о тождестве мышления и бытия. Предмет и задачи философии. Исходные принципы и структура философской системы. Учение о бытии, сущности, понятии. Развитие идей диалектики и историзма.
Разложение гегелевской школы. Л. Фейербах. Материализм Фейербаха. Антропологический принцип философии Фейербаха. Фейербах о религии как отчуждении родовой сущности человека.
|
Тема 7. Западноевропейская философия в ХХ – начале ХХI веках.
| Главные проблемы и тенденции философии ХХ века. Место и роль философии в культуре ХХ века.
Психоаналитическая философия. З.Фрейд о философии культуры и истории. Аналитическая психология К.Юнга и коллективное бессознательное. Архетип и символ. Гуманистический психоанализ Э.Фромма. «Быть» или «иметь». Критика современного общества. Проблема отчуждения современного человека и пути его преодоления.
Феноменология. Э.Гуссерль. Программа философии как «строгой науки». Понятие интенциональности сознания. Метод феноменологической редукции.
Экзистенциальная философия. Социально-исторические и духовные истоки экзистенциализма. Уникальность человеческого бытия как философская проблема. Понятие экзистенции. Проблема подлинности и неподлинности человеческого существования. Светский (М.Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А.Камю) и религиозный (К.Ясперс) экзистенциализм.
Философская герменевтика. Историческое происхождение герменевтики и ее философское осмысление. М.Хайдеггер: герменевтика как феноменология человеческого бытия. Философская герменевтика Г. Гадамера.
Аналитическая философия. Основные темы аналитической философии. Философская программа неопозитивизма и ее кризис (Р.Карнап). «Постпозитивизм» и философия науки (К.Поппер, Т.Кун, И.Лакатос, П.Фейерабенд).
Философская мысль в начале XXI века: основные тенденции, специфика проблематики и особенности философствования.
|
Тема 8. Специфика русской философии.
| Предмет истории русской философии. Периодизация, специфика и основные проблемы.
Русская философия XI-XVII вв. Зарождение философии на Руси. Религиозно-философские вопросы в произведениях древнерусской литературы. Илларион. "Поучение" Владимира Мономаха. Филофей и обоснование доктрины "Москва - третий Рим". Максим Грек. Андрей Курбский. Юрий Крижанич. Секуляризация русской философии.
Русская философия XVIII – начала XIX века. «Корпускулярная философия" М.В.Ломоносова, философия и естествознание. А.Н. Радищев как критик российской политической системы. Трактовка естественного права и общественного договора, общественно-политические идеалы. Учение о человеке.
Русская философия второй четверти XIX – начала ХХ веков. Основные философские течения XIX в. П.Я.Чаадаев как зачинатель оригинальной русской философской мысли. Вопрос о судьбе России в произведениях Чаадаева. Западничество и славянофильство 1830-50-х гг. разработка славянофильской идеологии: И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С.Аксаков. Критика рационалистической культуры Запада и западной философии, рационализма и материализма. Философия истории: своеобразие исторических судеб России.
Философия «всеединства» Вл. Соловьева. Критика философии «отвлеченных начал». Программа «цельного знания». Философия истории и моральная философия. Н.А.Бердяев. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. Принцип человеческой свободы как творчества. «Русская идея».
Философия русской радикальной демократии 1850-60-х гг. Н.Г.Чернышевский. Материалистическая трактовка антропологического принципа в философии. Социалистическая теория и пути развития России. Марксистская философия в России. Г.В.Плеханов. Основные философские труды и проблематика. В.И.Ленин. Интерпретация теории общественно-экономических формаций, общественного бытия, классов, государства и революций.
Русский космизм: основные представители, идеи.
Русская философия в ХХ - начале XXI века. Философия Русского Зарубежья. Евразийство. Советская философия. Философия в современной России: итоги, проблемы и пути дальнейшего развития.
|
Тема 9.Человек как философская проблема.
| Философская антропология как философское учение о человеке. Представления о человеке в истории философской мысли. Древневосточная философия о человеке. Размышления о человеке в античной философии. Человек и Бог в религиозной антропологии. Споры о свободе воли. Антропология и гуманизм Возрождения. Философия разума Нового времени. Кризис идеи «человека» в ХХ веке. Проблема человеческой «телесности» в философской мысли начала XXI в.
Проблема происхождения человека. Антропосоциогенез. Роль труда в этом процессе. Соотношение биологического и социального в человеке Индивидуальное и социальное бытие человека и многомерность человеческой жизни. Сущность и существование человека. Поиск человеческого в человеке. Общее и уникальное в человеке. Индивид, индивидуальность, личность. Человек как противоречие между конечностью тела и бесконечностью человеческого духа. Смысл жизни человека. Различные концепции смысла человеческого существования. Уникальность человеческого «я» и проблема отчуждения современного человека. Личность и толпа. Личность человека и массовая культура.
|
Тема 10. Природа и происхождение сознания
| Проблема сознания. Философские концепции сознания. Сознание как сущностная характеристика человека. Развитие форм отражения как генетическая предпосылка сознания. Формирование сознания в онтогенезе и филогенезе человека. Общественная природа сознания. Сознание и деятельность. Сознание как превращенная форма социальной практики.
Структура сознания. Психика, сознание, мышление. Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Сознание и подсознание. Бессознательное. Самосознание. Функции сознания
Сознание и язык. Значение и смысл. Язык как средство общения и как знаковая система. Естественные и искусственные языки. Моделирование сознания. «Искусственный интеллект».
|
Тема 11. Познание как предмет философского анализа.
| Понятие познания. Познание и знание. Научные, донаучные и ненаучные формы знания.Практическое и познавательное отношение к миру. Познание и жизнь. Субъект и объект познания. Структура познавательной деятельности. Чувственное и рациональное познание, их взаимосвязь. Основные формы чувственной и рациональной ступеней познания.
Проблема истины в философии и науке. Концепции истины. Диалектика субъективного и объективного, абсолютного и относительного в теории истины. Критерии истины в научном познании. Истина и заблуждение. Истина и ложь. Истина и правда.
|
Тема 12. Специфика научного познания.
| Научное познание, его специфика. Уровни и формы научного познания. Природа научного знания и критерии научности. Наука как особый вид знания, деятельности и социальный институт. Наука в системе мировоззренческой ориентации. Структура науки. Роль приборов в познании. Современные концепции философии науки.
Методология. Понятие метода. Классификация методов. Методы научного познания.
Наука в современном мире. Этические проблемы науки. Аксиологическая суверенность науки и непредсказуемость последствий научно-технического прогресса. Ученый и этика. Социальная ответственность ученого.
|
Тема 13. Бытие и проблемы существования в философии (онтология).
| Онтология как учение о бытии. Единство мира и его разнообразие. Проблемы бытия в истории мысли. Философский смысл проблемы бытия. Категория бытия. Бытие и небытие. Многообразие видов, уровней бытия.
Материя. Понятие атрибута материи. Движение как общий способ существования материи. Многообразие форм движения. Пространство и время как атрибуты материи. Соотношение пространства и времени.
Структурные уровни материи. Философский смысл понятий Вселенной, мира, космоса. Всеобщая связь предметов и явлений действительности. Многообразие связей, отражение его в системе философских категорий. Качество и свойства предметов. Качество и количество, их взаимосвязь. Изменение. Единичное, особенное, общее. Причина и следствие. Детерминизм и индетерминизм. Необходимость и случайность. Возможность и действительность. Упорядочность и целостность бытия. Содержание и форма. Сущность и явление.
|
Тема 14. Природа как объект философского анализа
| Учение о природе в истории философской мысли.
Природа как объективная реальность. Идея единства природы и человека. Природа неживая и живая. Роль естествознания и философии в познании происхождения и сущности жизни. Жизнь и разум в контексте глобальной эволюции Вселенной. Биосфера и ноосфера.
Природа естественная и искусственная. Идея «господства над природой» и результаты ее реализации. Понятие экосистемы. Глобальные экологические проблемы современной цивилизации.
Природа и техника. Исторические этапы технизации природы.
|
Тема 15. Общество: основы философского анализа.
| Предмет социальной философии. Понятие социальной реальности. Общество как система отношений и социальных институтов. Взаимодействие экономики, политики и идеологии. Социальная структура. Гражданское общество и его политико-правовое оформление.
Материальная и духовная жизнь общества. Общественное и индивидуальное сознание. Критерии разграничения форм общественного сознания. Деятельность как способ существования общественного человека. Доминанты и детерминанты общественной жизни. Информационная революция и становление информационного общества. Общество массового потребления.
Движущие силы и субъекты исторического процесса. Диалектика субъективного и объективного в истории. Проблема свободы действий исторического субъекта. Проблема периодизации и направленности исторического процесса. Многовариантность истории. Соотношение эволюции и революции. Значение реформ в жизни общества. Проблема общественного прогресса. Поступательное развитие, относительная повторяемость и «циклы» истории.
|
Тема 16. Философия и образы будущего. Проблемы и перспективы современной цивилизации.
| Современное постиндустриальное общество: понятие и характерные черты. Место человека в информационном обществе. Соотношение «природы человека» и современного техногенного мира. Критика «массового общества» и «массовой» культуры в современной философии. Многомерность человеческого бытия и ценности современного общества. «Экономический человек» и проблема отчуждения. Современная социокультурная ситуация, ее тенденции.
Глобализация как базовая тенденция современности. Понятие глобальности. Глобальные проблемы. Единство автономизации и интеграции в человеческой деятельности. Становление нового гуманизма.
Понятие взаимодействия культур и его роль в современном мире. Структура межкультурного диалога. Отказ от культуроцентризма. «Культурный горизонт». Культурные «очки». Культурный шок. "Россиянин" в России и за ее пределами. Цивилизационный синтез и культурный плюрализм. «Единая Европа» как социокультурная парадигма. Россия и мир.
Человечество как единый субъект исторического развития. Философия как проект возможных вариантов общественного развития. Социальная экстраполяция.
Проблема поиска новых ценностей и будущее философии в XXI веке.
|
ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1. Философия и ее роль в жизни человека и общества.
1. Мировоззрение: понятие, основные элементы, структура, исторические типы.
2. Предмет и основные проблемы философии.
3. Является ли философия наукой?
4. Социальная роль философии и философа.
5. Место и роль философии в современной культуре.
Литература
1. Берлин И. Назначение философии. //Вопросы философии. 1999. №5. / www.desepetij.ho.ua/texts/berlin-philosophy.doc
2. Гусейнов А.А. Философия как утопия для культуры. // Вопросы философии. 2009. № 1. С. 11-16./ www.guseinov.ru/publ/Utopia.html
3. Никифоров А.Л. Является ли философия наукой //Философские науки. 1989. № 6. www.americapro.ru/uchebny-j-material/nikiforov-a-l-yavlyaetsya-li-filosofiya-naukoj.html
4. Степин В.С. Конструктивные и прогностические функции философии. // Вопросы философии. 2009. № 1. С.5-10. www.gtmarket.ru/laboratory/expertize/5876
5. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 2002. www.lib.philosophical.ru/ilenkov/philosophyandculture.html
6. Марков Б.В. Человек в условиях современности. СПб., 2013.
Тема 2.Своеобразие древнекитайской и древнеиндийской философской мысли.
1. Древнеиндийские религиозно-философские системы. Веды.
2. Буддизм: проблема жизни, смерти и бессмертия.
3. Конфуций: жизнь и идеи. «Лунь юй».
4. Конфуцианство: основные идеи и принципы.
5. Даосизм: понятие «Дао» и идеал человеческого поведения.
Литература
1. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация, философия, наука, религия. М., 1980.
2. Древнеиндийская философия. Начальный период. М., 1972. С.5-34, 43-44.
3. Древнекитайская философия. М., 1994. Т.1. С.114-174.
4. Духовная культура Китая. Энциклопедия. /Под ред. М.П. Титаренко. М., 2005. Том «Философия».
5. История философии в кратком изложении. М., 1994. С. 8-65.
6. Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994.
7. Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. М., 1982. С.11-35.
8. Крушинский А.А. Язык и мышление в Древнем Китае. // Вопросы философии. 2007. № 5.
9. Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. М., 1993.
10. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. М., 2001.
Воспользуйтесь поиском по сайту: