Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Место языкознания в системе наук

Вопрос о месте языкознания среди других наук всегда привлекал внимание ученых, но особую актуальность он приобрел в XX веке, когда стало очевидно, что многие важные нерешенные проблемы лингвистики лежат на границе смежных областей знаний и что, следовательно, дальнейший прогресс науки о языке находится в прямой зависимости от решения этих проблем. Нередко в смежных областях знаний возникают новые направления и отрасли наук.

Возникновение и развитие любой отрасли знания диктуется потребностями познания человеком объективного мира. Естественные науки, изучающие явления природы (физика, химия, биология) непосредственно связаны с экономикой, промышленным производством, сельским хозяйством, математика представляет собой дедуктивную теоретическую базу естественных наук. Что касается наук общественных (социология, философия, политэкономия), то они изучают общество, законы его существования и развития. Языкознание, изучающее язык как важнейшее средство информационного общения между людьми, в своей основе - наука общественная. Однако в силу специфики своего объекта, т.е. языка, языкознание связано не только с общественными науками, но и с науками естественно-математического цикла.

В любой частной науке, в том числе и в языкознании, можно выделить две различные и в то же время тесно связанные стороны: 1) фактический материал, накопленный в процессе опытов и наблюдений, и 2) методологические установки ученых. Процесс познания выступает в единстве этих двух сторон.

Методология - учение о методах, т.е. способах познания человеком явлений окружающего его объективного мира. Методологической базой отечественного языкознания является философия диалектического материализма.

Диалектический материализм исходит из того, что окружающий человека мир по своей природе материален, что первичным является материя - все то, что существует вне нас и независимо от нас, а вторичным - сознание, представляющее собой продукт высокоорганизованной материи, что мир и его закономерности познаваемы. Из этого следует, что ученый должен подходить к явлениям языка как к фактам реально существующим, должен исследовать в языке то, что в нем действительно имеет место, ученый должен направлять свои усилия на вскрытие существенных внутренних связей, обнаруживаемых как между явлениями самого языка, так и между языком и другими явлениями природы и общества, должен в конечном итоге стремиться к установлению законов функционирования и развития языка.

Материалистическая диалектика исходит из того, что все явления природы и общества находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности, а изучение любого явления требует учета его связи с другими явлениями, что все в природе и обществе находится в состоянии непрерывного развития и изменения, что незаметные и незначительные на первый взгляд изменения в явлении приводят с течением времени к существенным, качественным изменениям, что источником всякого развития является внутреннее противоречие, свойственное всем явлениям природы и общества.

Значение всех этих положений материалистической диалектики как методологической базы науки о языке невозможно переоценить. В их свете находит обоснование современное учение о языке как системе упорядоченных элементов - языковых знаков (фонем, морфем, слов, предложений), находящейся в состояния непрерывного обновления, развития и совершенствования.

Связь языкознания с логикой, изучающей законы человеческого мышления, способы доказательств и опровержений, имеет длительную традицию. Так, еще древнегреческий философ и ученый Аристотель рассматривал грамматику в качестве одного из разделов формальной логики и объяснял языковые явления с логических позиций. Современная наука оправдывает тесную связь языкознания с логикой неразрывной связью объектов этих наук - языка и мышления.

Языкознание неразрывно связано с психологией - наукой о психической деятельности человека, поскольку речевая деятельность человека непосредственно связана с его психической деятельностью. В настоящее время на границе языкознания и психологии возникла новая научная отрасль - психолингвистика, изучающая процессы речеобразования.

Язык по своей природе социален, он существует только в обществе, испытывает влияние общества и сам оказывает на него влияние. Стремление ученых всесторонне охватить и решить со всей глубиной проблему "язык и общество" привело к появлению новой отрасли науки - социолингвистики, изучающей всю совокупность проблем, связанных с социальной природой языка.

Языкознание имеет тесный контакт с историей народов - реальных носителей естественных языков, с этнографией, изучающей бытовые и культурные особенности народов мира, происхождение, расселение и культурно-исторические взаимоотношения народов, с археологией, изучающей историю общества по материальным остаткам жизни и деятельности людей Исследование связи языкознания с циклом исторических наук приобрела особую актуальность в истории лингвистической мысли в связи с утверждением в науке принципа историзма, появлением точки зрения на язык как на исторически развивающееся явление и с возникновением в XIX в. сравнительно-исторического языкознания. На стыке языкознания и этнографии возникла этнолингвистика -научное направление, изучающее язык в его отношении к культуре народов и другим этническим факторам.

История языка - неотъемлемая часть истории народа, хранящая в себе сведения неоценимой важности. При этом все исторические реалии прежде всего находят отражение в словарном составе языка. На основании анализа заимствованных слов лингвистами установлены факты контактирования славянских племен с тюркскими, финскими, германскими и другими племенами. Важны для истории народов данные топонимики - отрасли лексикологии, изучающей географические названия.

Языковеды помогают археологам в расшифровке надписей, сохранившихся на обнаруженных при раскопках предметах, и в воссоздании этим путем картины жизни древних народов. Так были дешифрованы клинописные тексты на камнях и стенах пещер, обнаруженные на территории Армении, благодаря чему удалось определить местонахождение главного города древнего государства Урарту и установить многие события из жизни народа, создавшего это государство. Важную роль сыграли лингвистические исследования в воссоздании истории Древнего Египта и Двуречья.

В XIX в. на стыке языкознания и географии возникла особая научная отрасль - ареальная лингвистика, изучающая и описывающая территориальное распространение языков, диалектов и отдельных языковых явлений. Путем применения метода лингвистической географии был создан многотомный "Диалектологический атлас русского языка".

Для языкознания большое значение имеют данные таких естественных наук, как акустика (физическое учение о звуке), анатомия и физиология человека, поскольку данные этих наук позволяют объяснить процессы образования и изменения звуков речи. С опорой на акустику в фонетике изучаются сила, высота, длительность и тембр звуков речи, сама классификация звуков речи основывается на физиологическом принципе (ср. согласные русского языка губные, губно-зубные, язычные и т.д.).

При исследовании языка языковеды пользуются математическими методами, в частности, статистическими приемами, необходимыми для выявления количественной стороны языковых явлений (частотности употребления слов в тексте, регулярности морфем, продуктивности моделей, статистической вероятности сочетаемости языковых единиц, частотности того или иного порядка слов и т.д.). Совокупность математических методов и приемов изучения языка объединяется математической лингвистикой.

Особое положение занимает взаимосвязь языкознания с литературоведением. Эти две науки объединяются как одно целое в филологии, изучающей духовную культуру человека по литературным текстам.

Языкознание составляет научную базу методики преподавания языка. Для преподавателя конкретного языка (русского или иностранного) необходимо четкое представление об общих и частных законах функционирования и развития языка, о его строении, о характере связи языка с мышлением и других вопросах общего языкознания, без учета которых невозможно создать научную методику преподавания языка. Например, от того или иного понимания сущности языка зависит содержание школьного предмета "русский язык". Это означает, что современное представление о языке как важнейшей функционирующей в целях общения системы знаков влечет за собой необходимость изучения в школе системы ("устройства") языка и практического использования полученных знаний в целях эффективного общения между людьми.

Велико значение языкознания как прикладной науки, т.е. науки, способствующей решению практических задач общества, связанных с использованием языка. В данной связи следует прежде всего указать на роль науки о языке в создании национальных культур. Основа всякой национальной культуры - национальный литературный язык. Но процесс формирования национального литературного языка сложен и противоречив, он требует рационального решения проблемы нормирования литературного языка. Теоретическое языкознание при этом дает много: оно указывает наиболее рациональные пути формирования литературных норм на основе учета общих и частных закономерностей развития каждого из языков. Прикладной характер носит работа по созданию и упорядочению терминологии, относящейся к различным областям человеческих знаний (физике, математике, различным видам искусства и т.д.). Терминология разрабатывается совместными усилиями языковедов и специалистов соответствующих отраслей знаний. При этом от лингвистов требуется не только знание закономерностей терминообразования, но и достаточно ясное представление о тех понятиях, для обозначения которых создаются термины.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...