Тема 19. Понятие и виды отклоняющегося поведения
Понятие, признаки и виды отклоняющегося поведения. Разнообразие его возможных правовых последствий. Объективно противоправное деяние, его признаки, возможные правовые последствия. Злоупотребление правом: понятие, признаки и юридические последствия. Правонарушение: понятие, состав, виды. Вина как обязательный атрибут правонарушения, ее формы. Административные, дисциплинарные, финансовые, налоговые и хозяйственные правонарушения. Преступление как наиболее общественно опасное противоправное деяние. Состав преступления. Правоприменительная ошибка, относящаяся к разряду «извинительных»: понятие и юридические последствия. Проблема причин преступности и других правонарушений. Профилактика, предупреждение и пресечение преступлений, административных и хозяйственных правонарушений. Тема 20. Юридическая ответственность, Юридическая ответственность: понятие, виды. Правовые основания юридической ответственности. Юридическая ответственность и государственное принуждение. Юридическая ответственность и правовое наказание. Функции юридической ответственности. Система принципов юридической ответственности. Меры административного и дисциплинарного воздействия. Уголовное наказание, его виды. Гражданско-правовые санкции. Основания и порядок освобождения от юридической ответственности. Обстоятельства, исключающие противоправность деяния и юридические последствия. Основания освобождения от юридической ответственности по законодательству РФ. Тема 21. Законность и правопорядок Законность как государственно-правовое явление: многообразие ее проявления. Сущность, принципы и значение законности. Законность, целесообразность и справедливость. Законность и демократия.
Понятие и система гарантий законности. Методы обеспечения законности. Система российских государственных органов, надзирающих за законностью. Обеспечение законности в деятельности органов внутренних дел. Понятие правопорядка. Правопорядок и общественный порядок. Система правоохранительных органов и их задачи по действующему российскому законодательству. Роль и место милиции в российской системе правоохранительных органов. Понятие и значение дисциплины. Виды дисциплины. Государственные и иные меры укрепления дисциплины в условиях рыночных отношений. Раздел 7. Правовое сознание и правовая культура Тема 22. Правосознание и правовая культура: Правосознание: понятие, структура, функции. Уровни и виды правового сознания. Обыденный, профессиональный и научный уровни правосознания; индивидуальное, групповое, национальное и общественное правосознание; их роль в реализации норм права. Общая характеристика состояния отечественного правосознания. Пути повышения правового сознания. Правовая культура: понятие, структура, функции, классификационные виды. Правовая культура индивида, социальных групп, их лидеров и общества в целом. Исторические и социальные факторы, влияющие на реальное состояние правовой культуры. Современное состояние правосознания и правовой культуры. Правовой всеобуч. Правовое воспитание. Правовая пропаганда. Повышение духовности. Демократизация общества. Усиление защиты прав и свобод личности. Действенная система предупреждения и пресечения правонарушений. Искоренение коррупции. Правосознание и правовая культура работников органов внутренних дел. . ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Тема 1. Предмет и метод 1. Предмет теории государства и права.
2. Место и роль теории государства и права в правоведении и общей системе общественных наук. 3. Метод теории государства и права. 4. Система курса теории государства и права. Цели, задачи и функции курса. Литература · Теория государства и права: учебник / под ред. А.С. Пиголкина. -М.: Юрайт-Издат, 2007. - С.16-58. · Теория государства и права: хрестоматия: в 2 т. Т.1. Государство / автор-составитель М.Н. Марченко. -М.: ОАО «Издательский дом», 2004. - С.7-115. · Фаткуллин Ф.Ф. Проблемы теории государства и права: учебное пособие / Ф.Ф. Фаткуллин. - Казань: Изд-во КЮИ МВД России, 2007. - С.7-50. * * * · Бабаев В.К. Предмет и метод теории права // Общая теория права: курс лекций / под ред. В.К. Бабаева. - Н. Новгород, 1993. · Козлов В.А. Проблемы предмета и методологии общей теории права / В.А. Козлов. -Л., 1989. · Философия: э нциклопедический словарь / под ред. А.А. Ивина. - М.:Гардарики, 2004. · Новейший энциклопедический словарь. - М.: Транзиткнига, 2006. Вопросы для самоконтроля Ø Раскройте понятия объекта и предмета дисциплины, сформулируйте их соотношение. Ø Какие группы свойств присущи конкретному объекту? Ø Каким критериям должны отвечать свойства объекта, составляющие предмет познания? Ø Что следует понимать под многообразной государственно-правовой действительностью и чем подобное многообразие обусловлено? Ø Что понимают под научным познанием; какие виды познания существуют? Ø Что в науке понимают под терминами «понятие», «категория», «закономерность»? Ø Почему познание выступает как субъектно-объектное отношение. Ø Что понимают под мировоззрением; какие мировоззренческие парадигмы известны нашей цивилизации? Ø По каким основаниям можно классифицировать методы познания? Ø Определите основные аспекты познания. Ø Определите кратко предметы как собственно юридических дисциплин, так и гуманитарных неюридических наук. Ø Какие объективные и субъективные факторы определяют структуру (систему) изучаемого курса; выделите ее основные составляющие. Ø Каково соотношение юридической науки и юридической практики? Ø Какие вопросы Вы могли бы предложить для коллективного обсуждения? Ø С какого рода трудностями Вы столкнулись при изучении данной темы?
Задания на самоподготовку ü Найдите в словарях и выпишите определения понятий: объект, предмет, метод, методология, наука, дисциплина, цель, задача, функция, конкретное, общее, особенное, единичное, свойство, закономерность, аксиология, гносеология, онтология, система, элемент, часть, целое, аспект, диалектика, метафизика. ü Составьте краткий конспект ответов на вопросы плана семинарского занятия по данной теме. ü Составьте на отдельном листе перечень использованной Вами литературы по теме семинарского занятия (лекции, учебник, словари, монографии, периодика, др. источники); укажите, какие информационные ресурсы были задействованы (домашняя библиотека, библиотечный фонд вуза или иного образовательного учреждения, сайты и т.п.); на свое усмотрение отразите, по возможности, вопросы для самоконтроля / листок подпишите – ФИО, № учеб. группы, дисциплина, тема сем. занятия, число, подпись – листок сдается преподавателю, ведущему семинарские занятия, в конце урока ). Тема 2. Основные этапы формирования и развития 1. Возникновение и основные этапы развития взглядов и учений о государстве и праве. 2. Основные направления в теории государства и права ХХ столетия. 3. Состояние и перспективы развития отечественной теории права и государства в современный период. Литература · Теория государства и права: учебник / под ред. А.С. Пиголкина. - М.: Юрайт-Издат, 2007. - С.16-29. · Теория государства и права: учебное пособие / под ред. А.Б. Венгерова: Выпуск 2 - М.: Юрист, 2004. · Теория государства и права: хрестоматия: в 2 т. Т.1 Государство / автор-составитель М.Н. Марченко. -М.: ОАО «Издательский дом», 2004. - С.115-242. * * * · Ленин В.И. О государстве // ПСС. - Т.39. · История политических и правовых учений: учебник / под ред. В.С. Нарсесянца. - М., 1988. · Нерсесянц В. С. Философия права: учебник для вузов / В. С. Нерсесянц. - М.: ИНФРА-НОРМА. 1997. · Основы политической науки: учебное пособие / под ред . В.П. Пугачева. Часть 1. - М., 1993. - С. 37-58.
· Томсинов В.А. Развитие русской юриспруденции в XVII столетии / В.А. Томсинов // Законодательство. - 2005. - № 8, 9, 10, 11, 12; 2006. - № 1. Вопросы для самоконтроля Ø Какая юридическая дисциплина своим предметом исследования определила возникновение и основные этапы развития представлений о государстве и праве? Ø Какие критерии следует предложить для систематизации взглядов на государство и право? Ø Какие факторы обуславливают многообразие и эволюцию представлений о государстве и праве? Ø Какие основные направления (вектора) можно выделить в становлении и дальнейшей эволюции политических и правовых учений о государстве и праве? Ø Каковы наиболее радикальные изменения в изучении государства и права в «досоветской», «советский» и «постсоветской» России? Ø Определите предмет исследования теории государства и права, философии права, антологии права и социологии права. Ø Назовите наиболее «крупных» представителей основных правовых школ прошлого и современности. Ø В какой работе В.И. Ленина излагается суть марксистских воззрений на государство и право; на основе каких и чьих исследований написана эта работа? Ø Какие вопросы Вы могли бы предложить для коллективного обсуждения? Ø С какого рода трудностями Вы столкнулись при изучении данной темы? Задания на самоподготовку ü Найдите в словарях и выпишите определения понятий: историография, периодизация, типология, классификация, цивилизация, формация, сущность, содержание, детерминант, фактор. ü Составьте краткий конспект ответов на вопросы плана семинарского занятия по данной теме. ü Составьте на отдельном листе перечень использованной Вами литературы по теме семинарского занятия (лекции, учебник, словари, монографии, периодика, др.источники); укажите, какие информационные ресурсы были задействованы (домашняя библиотека, библиотечный фонд вуза или иного образовательного учреждения, сайты и т.п.); на свое усмотрение отразите, по возможности, вопросы для самоконтроля / листок подпишите – ФИО, № учеб. группы, дисциплина, тема сем. занятия, число, подпись – листок сдается преподавателю, ведущему семинарские занятия, в конце урока). ü Подготовьте краткий список мыслителей, представляющих наиболее известные в истории цивилизации политико-правовые учения. ü Распределите в учебной группе и подготовьте рефераты политико-правовых учений конкретных мыслителей. ü Сделайте подборку афоризмов, раскрывающих мировоззренческую суть известных мыслителей на государство и право.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|