Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Инструменты реализации инвестиций

 

Инвестиции осуществляются частными фирмами и государством. Удельный вес последнего в инвестициях выше в тех странах, где сло­жилась значительная собственность государства на средства производ­ства. Частные инвестиции направляются в те отрасли, где можно полу­чить максимум прибыли, а государственные — в социальную сферу, на оборону, в малодоходные отрасли с замедленным оборотом капитала, инфраструктуру и т. п. Частные инвестиции осуществляются как за счет собственных (внутренних) источников (амортизационных отчис­лений и нераспределенной прибыли), так и за счет привлечения вне­шних источников (долгосрочных кредитов, эмиссии ценных бумаг, сбе­режений населения и т. п.).

Прежде всего обратим внимание на финансовые источни­ки бизнеса, который:

1) Аккумулирует амортизационные отчисления и создает амортизационный фонд. Амортизационные средства выступа­ют источником так называемых реинвестиций. Равенство реин­вестиций амортизационному фонду есть одно из частных равно­весий в макроэкономике;

2) Использует чистую прибыль, остающуюся в распоряже­нии бизнеса, на формирование фонда накопления капитала.

Источниками государственных инвестиций являются прежде всего средства государственного бюджета, где глав­ное место занимают налоги, а также привлекаемые заемные средства (внутренние и внешние).[1]

Осуществляя регулирование инвестиционной деятельности, государство выполняет ряд следующих функций:

1. установочная функция государства заключается в определении стратегических целей и приоритетов, в постановке задач инвести­ционной политики на предстоящий период. Формирование структуры целей и приоритетов предполагает анализ результатов, выявление наиболее острых социально-экономических и политических проблем, определение наиболее активных мероприятий государства по их решению.

2. мобилизующая функция государства заключается в поисках источ­ников инвестиционных ресурсов, в определении путей их привлечения для решения поставленных задач. Осуществление этой функции свя­зано с регулированием движения инвестиционных ресурсов, их рас­пределением и перераспределением между структурными подразделе­ниями национального хозяйства. Основными инструментами осуществ­ления этой функции является монетарная политика, налоговое обложение, политика в области амортизационных отчислений, бюд­жетная политика, регулирование внебюджетных фондов.

3. стимулирующая функция государства нацелена на безусловное и ускоренное решение ключевых приоритетных задач инвестиционной политики. Эта функция реализуется через посредство налоговых и финансовых льгот (субсидий, субвенций, дотаций), создание офшор­ных зон, кредитную и дисконтную (процентную) политику, иные инструменты.

4. контрольная функция предполагает контроль со стороны госу­дарства за соблюдением хозяйствующими субъектами установленных государством экономических и правовых норм в процессе их хозяйст­венной деятельности. Государственный контроль осуществляется через соответствующие контрольные органы и органы управления различного уровня.

Все механизмы государственного воздействия на инвестиционные процессы подразделяются на:

- правовой - играет главенствующую роль. В современном мире любое регулирующее воздействие правительства в рамках административной и экономической форм должно осуществляться на правовой основе, т.е. быть законодательно установлено. При этом законодательное регулирование инвестиционной деятельности является важным рычагом в руках органов власти. Следует отметить, что нормы, регулирующие инвестиционную деятельность, содержатся, как в чисто инвестиционных законах, т.е. законах, регулирующих инвестиционную деятельность напрямую, так и в большинстве иных законов, которые формально не являются инвестиционными, но влияют на данную сферу деятельности.

· разработка, принятие и издание нормативных правовых и индивидуальных актов;

· заключение договоров (инвестиционных, кредитных соглашений);

· принятие государственных программ;

· система реализации и соблюдения инвестиционного законодательства.

- административный, включает в себя следующие направления:

· регистрацию, лицензирование, квотирование;

· применение системы санкций и ограничений;

· разработку и утверждение приказов, распоряжений, указов и т.д.;

· введение административных мер, что предусматривает изъятия ограничительного характера;

· согласительно-разрешительные процедуры - применение и максимальное соблюдение принципа «одного окна» при осуществлении инвестиционной деятельности, порядок получения прав на осуществление капитальных вложений;

· управление государственной собственностью.

- экономический - определяется ролью экономики, которую она играет в жизни государства и общества. В него входят следующие группы инструментов: активно-структурные, фискально-структурные, монетарные и др.

Одним из основных направлений инвестиционной политики является современное, отвечающее всем требованиям экономического развития инвестиционное законодательство, обеспечивающее нормативно-правовое регулирование функционирования и развития инвестиционной деятельности.

Согласно Инвестиционному Кодексу Республики Беларусь государственное регулирование инвестиционной деятельности предусматривает:

- прямое участие государства в инвестиционной деятельности путем:

· принятия государственных инвестиционных программ и финансирования их за счет средств республиканского бюджета;

· предоставления централизованных инвестиционных ресурсов из средств республиканского бюджета для финансирования инвестиционных проектов на основе платности, срочности и возвратности;

· проведения государственной комплексной экспертизы инвестиционных проектов;

· предоставления концессий национальным и иностранным инвесторам.

- создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности путем:

· оказания инвесторам государственной поддержки; защиты интересов инвесторов;

· создания на территории Республики Беларусь свободных экономических зон;

· принятия антимонопольных мер и пресечения недобросовестной конкуренции;

· определения условий приватизации объектов, находящихся в государственной собственности;

проведения эффективной бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной и валютной политики. [2]

Главный программный документ, определяющий формирование инвестиционной политики в республике - Национальная стратегия привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2015 года.

Стратегия призвана стимулировать приток прямых иностранных инвестиций в соответствии с потребностями структурной перестройки экономики и инновационным развитием страны, расширить масштабы и повысить качества их использования на базе постоянного улучшения инвестиционного климата, реформирования государственной собственности и развития государственно-частного партнерства в Республике Беларусь.

Улучшение инвестиционного климата в нашей стране будет осуществляться на основе обеспечения открытости деятельности государственных органов, правового регулирования условий хозяйственной деятельности, соблюдения принципа конкурентности, законных прав и интересов инвесторов и обеспечения защиты инвестиций. Для привлечения инвестиций и создания благоприятных экономических условий, снижения рисков и повышения доверия к инвестированию предусматривается реализация целого комплекса мер, в том числе по реформированию государственного сектора, отношений собственности, приобретения недвижимости и земли. [16]

Ключевой предпосылкой для прихода в Беларусь иностранных компаний является сокращение доли государственного сектора и приватизация государственного имущества. При этом обеспечивается рациональное использование ресурсов и производственного потенциала, улучшение финансового положения организаций, повышение инвестиционной активности субъектов хозяйствования.

Незадействованным механизмом привлечения инвестиций, в том числе и прямых иностранных, является частно-государственное партнерство. Данная форма взаимодействия между государственными органами и бизнесом позволит преодолеть экономическое противоречие, когда стратегически важные объекты не могут быть переданы в частную собственность, а за счет средств республиканского и местных бюджетов не может быть обеспечено их финансирование в должном объеме. Сферами применения государственно-частного партнерства станут транспорт и транспортная инфраструктура, система коммунального хозяйства, энергоснабжение, объекты здравоохранения, образования, культуры и социального обслуживания, туризма, рекреации и спорта, месторождения полезных ископаемых и др.). [16]

Предусматривается также совершенствование системы налогообложения, обеспечение развития правового регулирования путем совершенствования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, развитие финансового рынка, оптимизация процедур при осуществлении внешней торговли.

Согласно Стратегии привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2015 года основными мероприятиями, которые в совокупности и образуют механизм государственного регулирования инвестиционной деятельности в Республике Беларусь являются:

o мероприятия, обеспечивающие правовое регулирование (оценка эффективности функционирования института инвестиционных агентов, совершенствование бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности; проведение дополнительной правовой оценки норм законодательства Республики Беларусь, гарантирующих инвесторам возможность защиты своих прав);

o реформирование отношений собственности, приобретения недвижимости и земли;

o мероприятия по совершенствованию системы налогообложения;

o развитие финансового рынка (обеспечение дальнейшего развития национальной системы страхования и перестрахования, создание благоприятных условий для привлечения в нее иностранных инвестиций; повышение капитализации страховых организаций, в том числе за счет привлечения иностранного капитала);

o привлечение прямых иностранных инвестиций ТНК (определение перечня ТНК, с которыми целесообразна проработка инвестиционных проектов; формирование и ведение базы инвестиционных предложений, предусматривающих привлечение прямых иностранных инвестиций ТНК);

o лицензирование;

o создание положительного инвестиционного имиджа Беларуси (создание специализированной информационной базы данных на нескольких языках; разработка планов привлечения прямых иностранных инвестиций, в том числе из государств – участников СНГ; Проведение мероприятий международного уровня по привлечению прямых иностранных инвестиций, в том числе экономических и инвестиционных форумов, конференций и семинаров). [16]

Инвестиции будут выгодны до того момента, пока ожидаемая норма чистой прибыли будет превышать реальную ставку процента. Кроме процентной ставки и ожидаемой нормы прибыли на величину инвести­ций оказывает влияние и целый ряд других факторов:

• издержки на приобретение, эксплуатацию и обслуживание основ­ного капитала;

• налоги на предпринимателей;

• техника и технология производства;

• наличие основного капитала;

• предпринимательские ожидания и т. п.

Длительные сроки службы основного капитала, неопределенность ожиданий, непостоянство прибыли, общая экономическая и полити­ческая ситуация в стране, состояние внешней торговли, курс денежной единицы и др. делают инвестиции весьма нестабильными (изменчивы­ми). В свою очередь, колебания размеров инвестиций существенно вли­яют на объем национального продукта и занятость населения, вызывая нестабильность равновесного уровня производства. Инвестиции есте­ственно увеличивают национальный продукт. Однако увеличение пос­леднего не является пропорциональным росту инвестиций, а происходит более высокими темпами. Такое воздействие инвестиций на доход получило название «эффект мультипликатора», которое подробно описано в первом разделе данной курсовой работы.

Выделим основные факторы нестабильно­сти инвестиций:

1) Продолжительные сроки службы оборудо­вания;

2) Нерегулярность инноваций;

3) Изменчивость экономи­ческих ожиданий;

4) Обнаружение различных циклических колебаний национального производства [1].

Ориентация на чисто рыночные механизмы выхода из кризиса, как показал отечественный и мировой опыт (США времен Великой депрессии; Германии и Японии в послевоенные годы), бесперспективна. Эффективная реализация инвестиционной политики основана на безусловном участии государства.

Кроме того, зарубежная и отечественная практика подтверждает, что перспективы экономического подъема неразрывно связаны с интеграцией банковского, промышленного и торгового капитала. Процесс такой интеграции обусловлен объективными потребностями создания (а в ряде случаев восстановления) замкнутых диверсифицированных циклов, включающих все основные стадии производства пользующейся платежеспособным спросом продукции и ее доведения до потребителя.

Именно формирование таких циклов лежало в основе формирования производственных и научно-производственных объединений в СССР. Такие объединения широко начали создавать в конце 70-х - начале 80-х годов, особенно в военной промышленности и новейших отраслях. Казалось, бы эти организационно-производственные формирования следовало шире использовать при проведении экономической реформы 90-х годов. Однако этого не произошло. И как результат был нанесен тяжелейший удар по экономике и, в первую очередь, по промышленности. Причем как по отраслевой и институциональной структуре, так и по внутриотраслевой. Первое проявилось в дальнейшем углублении разрыва между добывающими и обрабатывающими отраслями, второе - в дроблении предприятий и объединений, третье - в инвестиционном кризисе, моральном и физическом старении производственного аппарата.

В развитых странах инвестиционная политика развивается в диаметрально противоположном направлении. К началу ХХI в. экономика этих стран подошла с колоссальной концентрацией производства и капитала во всех отраслях. Индивидуальная частная собственность сохранилась главным образом в сфере мелкого производства. Таким образом, на исходе ХХ столетия развитие мировой экономики определяют не малые и средние предприятия, а несколько сотен транснациональных корпораций.[3]

Таким образом, исследовав в данном разделе курсовой работы инструменты реализации инвестиций, необходимо сделать вывод о том, что инвестиции выступают как денежные сбережения, вкла­дываемые в различные виды хозяйственной деятельности для создания новых и возмещения старых производственных мощ­ностей, других физических активов с целью получения дохода. Основным источником инвести­ций принято считать сбережения сектора домашних хозяйств. Вместе с тем не является секретом и то, что в формирова­нии национального инвестиционного фонда задействованы и другие источники (например, финансовые источники бизнеса).

Источниками государственных инвестиций являются прежде всего средства государственного бюджета, где глав­ное место занимают налоги, а также привлекаемые заемные средства (внутренние и внешние).

Среди основных факторов, предопределяющих формирова­ние национального инвестиционного фонда, выделяют ожидаемую норму чистой прибыли; склонность бизнеса инвестировать денежные средства в производство (ожидания инвесторов); реальную ставку ссудного процента; уровень располагаемых денежных доходов в секторе до­машних хозяйств и сложившуюся там склонность сберегать; наличный основной капитал и объем амортизационного фонда; уровень налогообложения и формирование государством бюджета развития; изменения в технологическом способе производства; эффективность функционирования инвестиционного механизма (банки, инвестиционные фонды и другие финансо­вые институты, строительные организации).

 

1.Лемешевский, И.М. Макроэкономика. (Экономическая теория. Ч. 3): учеб. пособие для вузов / И.М. Лемешевский. – Мн.: ФУАинформ, 2004. – 576 с.

2.Инвестиционный Кодекс Республики Беларусь от 22 июня 2001 г. № 37-З

3. http://www.rau.su/observer/N12_00/12_13.htm

4. Стратегия привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь на период до 2015 года (утверждена Постановлением Совета Министров РБ и Национального Банка РБ 18.01.2012 № 51/2)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...