Инструменты реализации инвестиций
Инвестиции осуществляются частными фирмами и государством. Удельный вес последнего в инвестициях выше в тех странах, где сложилась значительная собственность государства на средства производства. Частные инвестиции направляются в те отрасли, где можно получить максимум прибыли, а государственные — в социальную сферу, на оборону, в малодоходные отрасли с замедленным оборотом капитала, инфраструктуру и т. п. Частные инвестиции осуществляются как за счет собственных (внутренних) источников (амортизационных отчислений и нераспределенной прибыли), так и за счет привлечения внешних источников (долгосрочных кредитов, эмиссии ценных бумаг, сбережений населения и т. п.). Прежде всего обратим внимание на финансовые источники бизнеса, который: 1) Аккумулирует амортизационные отчисления и создает амортизационный фонд. Амортизационные средства выступают источником так называемых реинвестиций. Равенство реинвестиций амортизационному фонду есть одно из частных равновесий в макроэкономике; 2) Использует чистую прибыль, остающуюся в распоряжении бизнеса, на формирование фонда накопления капитала. Источниками государственных инвестиций являются прежде всего средства государственного бюджета, где главное место занимают налоги, а также привлекаемые заемные средства (внутренние и внешние).[1] Осуществляя регулирование инвестиционной деятельности, государство выполняет ряд следующих функций: 1. установочная функция государства заключается в определении стратегических целей и приоритетов, в постановке задач инвестиционной политики на предстоящий период. Формирование структуры целей и приоритетов предполагает анализ результатов, выявление наиболее острых социально-экономических и политических проблем, определение наиболее активных мероприятий государства по их решению.
2. мобилизующая функция государства заключается в поисках источников инвестиционных ресурсов, в определении путей их привлечения для решения поставленных задач. Осуществление этой функции связано с регулированием движения инвестиционных ресурсов, их распределением и перераспределением между структурными подразделениями национального хозяйства. Основными инструментами осуществления этой функции является монетарная политика, налоговое обложение, политика в области амортизационных отчислений, бюджетная политика, регулирование внебюджетных фондов. 3. стимулирующая функция государства нацелена на безусловное и ускоренное решение ключевых приоритетных задач инвестиционной политики. Эта функция реализуется через посредство налоговых и финансовых льгот (субсидий, субвенций, дотаций), создание офшорных зон, кредитную и дисконтную (процентную) политику, иные инструменты. 4. контрольная функция предполагает контроль со стороны государства за соблюдением хозяйствующими субъектами установленных государством экономических и правовых норм в процессе их хозяйственной деятельности. Государственный контроль осуществляется через соответствующие контрольные органы и органы управления различного уровня. Все механизмы государственного воздействия на инвестиционные процессы подразделяются на: - правовой - играет главенствующую роль. В современном мире любое регулирующее воздействие правительства в рамках административной и экономической форм должно осуществляться на правовой основе, т.е. быть законодательно установлено. При этом законодательное регулирование инвестиционной деятельности является важным рычагом в руках органов власти. Следует отметить, что нормы, регулирующие инвестиционную деятельность, содержатся, как в чисто инвестиционных законах, т.е. законах, регулирующих инвестиционную деятельность напрямую, так и в большинстве иных законов, которые формально не являются инвестиционными, но влияют на данную сферу деятельности.
· разработка, принятие и издание нормативных правовых и индивидуальных актов; · заключение договоров (инвестиционных, кредитных соглашений); · принятие государственных программ; · система реализации и соблюдения инвестиционного законодательства. - административный, включает в себя следующие направления: · регистрацию, лицензирование, квотирование; · применение системы санкций и ограничений; · разработку и утверждение приказов, распоряжений, указов и т.д.; · введение административных мер, что предусматривает изъятия ограничительного характера; · согласительно-разрешительные процедуры - применение и максимальное соблюдение принципа «одного окна» при осуществлении инвестиционной деятельности, порядок получения прав на осуществление капитальных вложений; · управление государственной собственностью. - экономический - определяется ролью экономики, которую она играет в жизни государства и общества. В него входят следующие группы инструментов: активно-структурные, фискально-структурные, монетарные и др. Одним из основных направлений инвестиционной политики является современное, отвечающее всем требованиям экономического развития инвестиционное законодательство, обеспечивающее нормативно-правовое регулирование функционирования и развития инвестиционной деятельности. Согласно Инвестиционному Кодексу Республики Беларусь государственное регулирование инвестиционной деятельности предусматривает: - прямое участие государства в инвестиционной деятельности путем: · принятия государственных инвестиционных программ и финансирования их за счет средств республиканского бюджета; · предоставления централизованных инвестиционных ресурсов из средств республиканского бюджета для финансирования инвестиционных проектов на основе платности, срочности и возвратности; · проведения государственной комплексной экспертизы инвестиционных проектов;
· предоставления концессий национальным и иностранным инвесторам. - создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности путем: · оказания инвесторам государственной поддержки; защиты интересов инвесторов; · создания на территории Республики Беларусь свободных экономических зон; · принятия антимонопольных мер и пресечения недобросовестной конкуренции; · определения условий приватизации объектов, находящихся в государственной собственности; проведения эффективной бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной и валютной политики. [2] Главный программный документ, определяющий формирование инвестиционной политики в республике - Национальная стратегия привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2015 года. Стратегия призвана стимулировать приток прямых иностранных инвестиций в соответствии с потребностями структурной перестройки экономики и инновационным развитием страны, расширить масштабы и повысить качества их использования на базе постоянного улучшения инвестиционного климата, реформирования государственной собственности и развития государственно-частного партнерства в Республике Беларусь. Улучшение инвестиционного климата в нашей стране будет осуществляться на основе обеспечения открытости деятельности государственных органов, правового регулирования условий хозяйственной деятельности, соблюдения принципа конкурентности, законных прав и интересов инвесторов и обеспечения защиты инвестиций. Для привлечения инвестиций и создания благоприятных экономических условий, снижения рисков и повышения доверия к инвестированию предусматривается реализация целого комплекса мер, в том числе по реформированию государственного сектора, отношений собственности, приобретения недвижимости и земли. [16] Ключевой предпосылкой для прихода в Беларусь иностранных компаний является сокращение доли государственного сектора и приватизация государственного имущества. При этом обеспечивается рациональное использование ресурсов и производственного потенциала, улучшение финансового положения организаций, повышение инвестиционной активности субъектов хозяйствования.
Незадействованным механизмом привлечения инвестиций, в том числе и прямых иностранных, является частно-государственное партнерство. Данная форма взаимодействия между государственными органами и бизнесом позволит преодолеть экономическое противоречие, когда стратегически важные объекты не могут быть переданы в частную собственность, а за счет средств республиканского и местных бюджетов не может быть обеспечено их финансирование в должном объеме. Сферами применения государственно-частного партнерства станут транспорт и транспортная инфраструктура, система коммунального хозяйства, энергоснабжение, объекты здравоохранения, образования, культуры и социального обслуживания, туризма, рекреации и спорта, месторождения полезных ископаемых и др.). [16] Предусматривается также совершенствование системы налогообложения, обеспечение развития правового регулирования путем совершенствования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, развитие финансового рынка, оптимизация процедур при осуществлении внешней торговли. Согласно Стратегии привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2015 года основными мероприятиями, которые в совокупности и образуют механизм государственного регулирования инвестиционной деятельности в Республике Беларусь являются: o мероприятия, обеспечивающие правовое регулирование (оценка эффективности функционирования института инвестиционных агентов, совершенствование бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности; проведение дополнительной правовой оценки норм законодательства Республики Беларусь, гарантирующих инвесторам возможность защиты своих прав); o реформирование отношений собственности, приобретения недвижимости и земли; o мероприятия по совершенствованию системы налогообложения; o развитие финансового рынка (обеспечение дальнейшего развития национальной системы страхования и перестрахования, создание благоприятных условий для привлечения в нее иностранных инвестиций; повышение капитализации страховых организаций, в том числе за счет привлечения иностранного капитала); o привлечение прямых иностранных инвестиций ТНК (определение перечня ТНК, с которыми целесообразна проработка инвестиционных проектов; формирование и ведение базы инвестиционных предложений, предусматривающих привлечение прямых иностранных инвестиций ТНК);
o лицензирование; o создание положительного инвестиционного имиджа Беларуси (создание специализированной информационной базы данных на нескольких языках; разработка планов привлечения прямых иностранных инвестиций, в том числе из государств – участников СНГ; Проведение мероприятий международного уровня по привлечению прямых иностранных инвестиций, в том числе экономических и инвестиционных форумов, конференций и семинаров). [16] Инвестиции будут выгодны до того момента, пока ожидаемая норма чистой прибыли будет превышать реальную ставку процента. Кроме процентной ставки и ожидаемой нормы прибыли на величину инвестиций оказывает влияние и целый ряд других факторов: • издержки на приобретение, эксплуатацию и обслуживание основного капитала; • налоги на предпринимателей; • техника и технология производства; • наличие основного капитала; • предпринимательские ожидания и т. п. Длительные сроки службы основного капитала, неопределенность ожиданий, непостоянство прибыли, общая экономическая и политическая ситуация в стране, состояние внешней торговли, курс денежной единицы и др. делают инвестиции весьма нестабильными (изменчивыми). В свою очередь, колебания размеров инвестиций существенно влияют на объем национального продукта и занятость населения, вызывая нестабильность равновесного уровня производства. Инвестиции естественно увеличивают национальный продукт. Однако увеличение последнего не является пропорциональным росту инвестиций, а происходит более высокими темпами. Такое воздействие инвестиций на доход получило название «эффект мультипликатора», которое подробно описано в первом разделе данной курсовой работы. Выделим основные факторы нестабильности инвестиций: 1) Продолжительные сроки службы оборудования; 2) Нерегулярность инноваций; 3) Изменчивость экономических ожиданий; 4) Обнаружение различных циклических колебаний национального производства [1]. Ориентация на чисто рыночные механизмы выхода из кризиса, как показал отечественный и мировой опыт (США времен Великой депрессии; Германии и Японии в послевоенные годы), бесперспективна. Эффективная реализация инвестиционной политики основана на безусловном участии государства. Кроме того, зарубежная и отечественная практика подтверждает, что перспективы экономического подъема неразрывно связаны с интеграцией банковского, промышленного и торгового капитала. Процесс такой интеграции обусловлен объективными потребностями создания (а в ряде случаев восстановления) замкнутых диверсифицированных циклов, включающих все основные стадии производства пользующейся платежеспособным спросом продукции и ее доведения до потребителя. Именно формирование таких циклов лежало в основе формирования производственных и научно-производственных объединений в СССР. Такие объединения широко начали создавать в конце 70-х - начале 80-х годов, особенно в военной промышленности и новейших отраслях. Казалось, бы эти организационно-производственные формирования следовало шире использовать при проведении экономической реформы 90-х годов. Однако этого не произошло. И как результат был нанесен тяжелейший удар по экономике и, в первую очередь, по промышленности. Причем как по отраслевой и институциональной структуре, так и по внутриотраслевой. Первое проявилось в дальнейшем углублении разрыва между добывающими и обрабатывающими отраслями, второе - в дроблении предприятий и объединений, третье - в инвестиционном кризисе, моральном и физическом старении производственного аппарата. В развитых странах инвестиционная политика развивается в диаметрально противоположном направлении. К началу ХХI в. экономика этих стран подошла с колоссальной концентрацией производства и капитала во всех отраслях. Индивидуальная частная собственность сохранилась главным образом в сфере мелкого производства. Таким образом, на исходе ХХ столетия развитие мировой экономики определяют не малые и средние предприятия, а несколько сотен транснациональных корпораций.[3] Таким образом, исследовав в данном разделе курсовой работы инструменты реализации инвестиций, необходимо сделать вывод о том, что инвестиции выступают как денежные сбережения, вкладываемые в различные виды хозяйственной деятельности для создания новых и возмещения старых производственных мощностей, других физических активов с целью получения дохода. Основным источником инвестиций принято считать сбережения сектора домашних хозяйств. Вместе с тем не является секретом и то, что в формировании национального инвестиционного фонда задействованы и другие источники (например, финансовые источники бизнеса). Источниками государственных инвестиций являются прежде всего средства государственного бюджета, где главное место занимают налоги, а также привлекаемые заемные средства (внутренние и внешние). Среди основных факторов, предопределяющих формирование национального инвестиционного фонда, выделяют ожидаемую норму чистой прибыли; склонность бизнеса инвестировать денежные средства в производство (ожидания инвесторов); реальную ставку ссудного процента; уровень располагаемых денежных доходов в секторе домашних хозяйств и сложившуюся там склонность сберегать; наличный основной капитал и объем амортизационного фонда; уровень налогообложения и формирование государством бюджета развития; изменения в технологическом способе производства; эффективность функционирования инвестиционного механизма (банки, инвестиционные фонды и другие финансовые институты, строительные организации).
1.Лемешевский, И.М. Макроэкономика. (Экономическая теория. Ч. 3): учеб. пособие для вузов / И.М. Лемешевский. – Мн.: ФУАинформ, 2004. – 576 с. 2.Инвестиционный Кодекс Республики Беларусь от 22 июня 2001 г. № 37-З 3. http://www.rau.su/observer/N12_00/12_13.htm 4. Стратегия привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь на период до 2015 года (утверждена Постановлением Совета Министров РБ и Национального Банка РБ 18.01.2012 № 51/2)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|