Помощь руководства города предпринимателям
Малые предприятия по своей природе не могут создавать в своей структуре специальные подразделения – финансовые, юридические, консультационные, учебные, как это практикуется в крупных фирмах. Поэтому везде, где малый бизнес получает широкое распространение, государство, общественные структуры берут на себя заботу о создании инфраструктуры малого бизнеса. Немалую финансовую поддержку предпринимателям оказывают банки города. Банки финансируют не только проекты на крупные суммы, но и используют в своей практике микрокредитование предпринимателей, занимающихся торгово-посреднической деятельностью, которым достаточны небольшие суммы - 10-30 тысяч рублей. В 2002 году банки профинансировали свыше 2 тысяч клиентов на сумму более 7 млрд. рублей. [11, с.35] Реальный доступ малого бизнеса к банковским кредитам провозгласил Указ президента РТ, вышедший в марте 2002 года. За ним последовали 11 постановлений Кабинета министров, прописывающие меры льготного финансирования бизнеса. Господдержка подразумевала 3 основных направления: компенсацию ставки; предоставление гарантий в объеме 75% от суммы кредита (при этом малые предприятия могли претендовать на кредит без достаточного обеспечения, имея лишь 25% ликвидного залога); прямое выделение средств из госбюджета на кредитование бизнеса. Руководство города оказывает предпринимателям существенную помощь и в вопросах регистрации предприятий. Эта процедура стала проще, чем была раньше. Предусмотрена более удобная форма регистрации по типу «одно» окно, благодаря которой информация из налоговых органов поступит в Пенсионный фонд, фонд социального страхования, Горкомстат. Отныне отсутствует юридическая экспертиза пакета документов. Срок работы с ними определен до 5 дней. А с принятием Закона об электронной подписи предприниматели смогут отсылать отчетность не только на бумажном носителе, но и по электронной почте.
В 2002 году было продано бизнесменам 119 объектов площадью 32 тыс. кв.м на общую сумму 72 млн. рублей. Однако в городе еще не обеспечен равный для всех доступ к приватизации объектов. Рассматривается вопрос об утверждении упрощенной схемы перевода помещений из жилого фонда в нежилой, что даст дополнительный толчок развитию малого бизнеса. Однако, несмотря на положительные стороны в развитии предпринимательства города, вопросов у предпринимателей еще очень много. Это и административные барьеры, проблемы с выкупом земли и недвижимости, переводом помещений из жилого фонда в нежилой, сложности с получением государственного заказа и заказов крупных предприятий, многочисленные проверки. [11, с.35] На состоявшемся 20 марта 2003 года Большом совете предпринимателей города рассматривались все эти вопросы, была намечена программа развития и поддержки предпринимательских структур на 2003 год. Было указано, что усиление взаимодействия исполнительных структур с Агентством по предпринимательству, Торгово-промышленной палатой как главным элементом системы самоорганизации малого предпринимательства, банком может дать новый качественный импульс для развития малого бизнеса. ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Таким образом, можно сделать выводы о том, что развитие малого предпринимательства имеет важное значение и для экономики Татарстана, и для города Набережные Челны, являясь необходимым условием развития конкуренции в регионе. Малый и средний бизнес формирует новый социальный слой - средний класс, создает дополнительные места, а также пополняет государственные доходы налоговыми поступлениями, что ведет к повышению уровня жизни населения.
Развитие малого предпринимательства является одним из приоритетных направлений политики мэрии города Набережные Челны, как одного из ключевых моментов будущих структурных преобразований в экономике города. Это финансовая поддержка Фонда малого предпринимательства и банков города, оказание помощи в вопросах регистрации предприятий. Но, несмотря на поддержку города в развитии малого бизнеса, успехи малого предпринимательства зависят, прежде всего, от самих предпринимателей, их инициативы, разумного коммерческого риска. [11, с.35] В наше рыночное время торговлю невозможно представить без рынка, без рыночной торговли: сегодня она дает одну четвертую часть товарооборота в нашем городе. Принята и осуществляется целевая программа развития цивилизованных рынков города. Много сделано было в этом направлении в 2002 году: построены и введены в эксплуатацию торговые галереи на рынках «Арзан» и «Автозаводский», крытые павильоны на рынках «Алан» и «Фонтан», рынок «Чайка» с общим количеством торговых точек в 600 единиц, продолжается строительство еще 5 таких рынков. Всего на рынках города создано более 6 тысяч рабочих мест для индивидуальных предпринимателей. Однако, анализируя предпринимательскую среду, можно выделить ряд причин, тормозящих развитие малого предпринимательства, несмотря на усиление внимания к этой проблеме государства и многих субъектов Российской Федерации. Во-первых, сложная экономическая обстановка, царящая в стране: инфляция, спад производства, разрыв хозяйственных связей, ухудшение платежной дисциплины, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей. Во-вторых, низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствие должной деловой этики, хозяйственной культуры как в малом бизнесе, так и в государственном секторе; В-третьих, негативное отношение определенной части населения, связывающей предпринимательство напрямую только с посредничеством, куплей-продажей; В-четвертых, неотработанность организационных и правовых основ регулирования развития предпринимательства на региональном уровне;
В-пятых, слабость действия механизма государственной поддержки малого предпринимательства. Все это вынуждает необходимости решения следующих задач: это развития инфраструктуры поддержки малого бизнеса, привлечение инвестиций в этот сектор экономики, снижение административных барьеров на пути его развития, снижение уровня коррупции, выведение из этого сектора скрытой заработной платы, адаптации системы образования к потребностям предпринимателей, развитие финансовых схем поддержки проектов и, прежде всего, инновационных, обеспечение мониторинга процессов развития этого сектора. Главное, чтобы целью государственной политики в области развития предпринимательства стояло увеличение доли субъектов малого и среднего бизнеса. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1) Галкин В.В. Основы предпринимательской деятельности – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 288 стр. 2) Горфинкеля В.Я., проф. Полякова Г.Б., проф. Швандара В.А. Предпринимательство. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 581 стр. 3) Круглова Н.Ю. Хозяйственное право. Учебное пособие: 3-е изд. пер. и доп. – М.: Издательство РДЛ, 2004. – 832 стр. 4) Лапустин М.Г. Предпринимательство. Учебник - М.: ИНФРА–М, 2001. – 448 стр. 5) Макаров Н.Д., Рябов Е.А. Предпринимательское право: Учебное пособие – М.: Форум, ИНФРА-М, 2003. – 208 стр. 6) Валер М. Вперед летит «Тулпар» неутомимый: О торговой компании «Тулпар» //Лидер Татарстана – 2005. - №1. – С.36-38 7) Карпов В. Место притяжения – рынок: Об Автозаводском рынке Челнов //Лидер Татарстана – 2004. - №8. – С.78-79 8) Марача С. Новое лицо рынков: О состоянии рынков в городе //Челнинские Известия– 2003. – 2 августа. – С.4 9) Сафина С. Собственник с государственным мышлением: О генеральном директоре ТК «Тулпар» Н.Сулейманове //Лидер Татарстана – 2004. - №9. – С.48-50 10) Смирнов Ю.Н. Как развивается предпринимательство в городе //Доброхот– 2004. – №3, март. – С.16 11) Широнин В.М. Исследование делового климата для малых и средних предприятий // Экономический вестник Республики Татарстан. - 2003. - № 2. 12) Шилова В.В., Хворова Е.В. Роль малого бизнеса в экономике Татарстана // Экономический вестник Республики Татарстан. – 2002. - № 2. 13) Demsetz H. Toward a theory of property rights - "American Economic Review". 1967, v. 57, № 2.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|