Направления течений в педагогике
В педагогической мысли России XIX- XX вв. можно выделить три главных направления, в русле которых развивались взгляды на воспитание и обучение: Развитие идей классической педагогики XIX столетия П.Ф.Каптерев Н.Ф. Бунаков и др. Философско-религиозное осмысление проблем воспитания и обучения Н.А.Бердяев П.В.Вахтеров В.В.Зеньковский Н.О. Лосский В.В. Розанов С.И. Гессен и др. Идейное движение, сходное с «реформаторской педагогикой» Запада К.Н.Вентцель А.П.Нечаев П.Ф.Лесгафт и др. Рассмотрим взгляды некоторых представителей названных течений. Петр Федорович Каптеров (1849 – 1921 гг.) Теоретик и историк воспитания и образования, занимает видное место в русской педагогике. Он много взял идей из концепций Д.Локка, И.Ф.Гербарта, Н.И.Пирогова, К.Д.Ушинского. П.Ф.Каптеров продолжил традицию антропологического обоснования воспитания. По его мнению, развитие педагогики без опоры на данные физиологии и психологии невозможно. Педагогика - прикладная отрасль человеческого знания, которая опирается на фундаментальные законы о человеке. Излюбленная его теория о целесообразности отделения воспитания и образования от государства, церкви, политической борьбы. Он отстаивал тезисы народности воспитания на основе гражданского согласия, о взаимодействии национального и общественного воспитания, предостерегал от идеологизации педагогики и от национализма. Он поддерживал идею о том, что полезность служит критерием при отборе образовательного материала, идею воспитывающего обучения, учета психологических особенностей учащихся, сочетания гуманитарного и естестенно-научного образования в гимназии. Педагогический процесс – “один поток развития личности состоящий из саморазвития и самосовершенствования (гармоническая социализация воспитания, процесс усвоения системы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества) развитие всех духовных и физических сил человека”.
Николай Александрович Бердяев (1874 – 1948 гг.) работе “Смысл творчества: Оправдание человека” исходит из дуализма человека. Человек является точкой пересечения двух миров: божественного и органического. Спасение человека – в созидании и мистически трактуемом творчестве. Василий Порфирьевич Вахтеров (1853 – 1924 гг.) стоял за биологизацию воспитания и обучения. Составляющие элементы педагогического процесса, по его мнению, следует объединить на основе идеи развития индивида и исторического процесса. Педагогика – спонтанный, биологически предопределенный процесс. У ребенка следует выделять врожденное стремление к развитию и поощрять его. Главное чувство, которое надо выделять и развивать – чувство долга (высший уровень нравственности). Ведущая роль отводилась умственному развитию (с одной стороны – передача накопленных культурных ценностей, с другой – трансформация богатств в нравственном облике человека). Василий Васильевич Розанов (1856 – 1916 гг.) исповедовал концепцию богочеловека. Свои взгляды на личность и воспитание изложил в работе “Сумерки просвещения”(1899 г.). Человек наделен богатейшим внутренним миром, который “ожидает” прикосновения извне, чтобы дать трещину и открыть свое содержание. Воспитание - это не толчки, которые раскрывают крылья души и у воспитанника возникает желание понять, а затем желание сделать. Цель воспитания – приобщение человека к религиозным ценностям, к сознанию своего “Я” и своего места в жизни. Он считал классическое образование наиболее эффективным способом умственного воспитания. По его мнению, проблемы возникли в результате формализованного чуждого даровитым учащимся образования. Розанов видел выход в расширении частных учебных заведений, где царит семейный дух. Говоря о национальном воспитании Розанов отмечает, что следует опираться на традиции Петра I, Карамзина, Герцена.
Вышедшие в 20-х гг. «Декларация …» и «Положение о единой трудовой школе», другие первые документы советской власти о школе декларировали демократические подходы, основанные на самоуправлении. У многих педагогов эти документы вызвали положительный отклик. Но нашлось не мало и тех, кто увидел в них утопию и даже фальшь, лицемерие (С.И.Гессен, В.В. Зеньковский, И.М.Гревс и др.). И.М.Гревс не возражал, чтобы физический труд занял важное место в школе, но считал, что его роль должна быть вспомогательной, поскольку основная задача школы – дать знания, развивать понятия, идеи. Концепция трудовой школы, по его мнению, – узкоутилитарная и прагматическая концепция. Основные цели школьного образования – умственное развитие, подготовка к жизни, поощрение стремлений к познанию истины, формирования креативных способностей. У него были опасения, что учащиеся будут лишены должного гуманитарного образования. В 20-х гг. Россию покидают многие ученые, не принявшие идеи коммунистического переустройства общества (Н.А.Бердяев, В.В. Зеньковский, Н.О. Лосский, С.л. Франк, С.И.Гессен и др.). В зарубежье возник мощный источник развития российской педагогической мысли. В 20-х гг. почти ежегодно проходили эмигрантские съезды, посвященные вопросам воспитания и образования. Издавались педагогические журналы. Российская эмигрантская педагогическая мысль отвергала радикализм официальной советской педагогики и стремилась опереться на опыт мировой и российской науки. В теоретической педагогике русского Зарубежья особенно четко выделились два направления: философско-гуманистическое (продолжение традиции классической педагогики XIX столетия) - С.И.Гессен и др. религиозно-христианское (В.В.Зеньковский и др.) Сергей Иосифович Гессен (1887 – 1950 гг.) С.И. Гессен - один из тех ученых, которые составляли цвет отечественной педагогической науки. Гессен был разносторонне образованным человеком, знатоком философии Э.Канта.
В главном труде С.И.Гессена “Основы педагогики” (1923г.) подчеркнута главная роль философии как источника педагогической науки. Гессен признавал за образованием, прежде всего культурологическую функцию: “Задача всякого образования – приобщение человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, хозяйства, превращение природного человека в культурного”. Идя вслед за неокантианством, он классифицировал педагогику как нормативную науку, т.е. знания о том каким должны быть воспитание и обучение. Целью образования, по Гессену, является не только приобщение ученика к культурным, в том числе и научным ценностям, достижениям человечества. Его целью является одновременно формирование высоконравственной, свободной и ответственной личности. Своеобразие личности, прежде всего, - в её духовности. Могущество индивидуальности, подчеркивал Гессен, коренится не в природной мощи её психологического организма, но в тех духовных ценностях, которыми проникается его душа. Личность “обретается только через работу над сверхличными задачами. Она созидается лишь творчеством, направленным на осуществление сверхличных целей науки, искусства, права, религии, хозяйства и измеряется совокупностью сотворенного человеком в направлении этой науки и культуры”. “Мое жизнеописание”(1947 г.) - в этой работе И.С. Гессен описал свой путь в теоретическую педагогику, характерный для многих интеллигентов в России начала ХХ века. В “Основах педагогики” С.И.Гессен пытался показать, что в основу педагогического знания должна быть положена философия, что без осмысления основных проблем воспитания нельзя выйти на решение частных вопросов педагогики. Отсюда и вывод о том, что педагогика является теоретическим обоснованием образовательной деятельности, основанной на философии. Поскольку образовательная деятельность имеет дело с определенным “материалом”, то педагог с необходимостью использует в своей работе данные таких наук, как физиология и психология. Однако Гессен считал, что не стоит преувеличивать значения для педагогики этих наук, что наблюдается в педагогической деятельности К.Д.Ушинского и в современной теории педагогики. Физиология и психология изучают “природного человека”, его индивидуальность, а границы педагогической науки, по мнению Гессена, вписываются в более широкие области человеческой культуры: образованность, гражданственность, цивилизация. Образование есть не только развитие индивидуальности индивида, сколько его насыщение культурными ценностями: науками, искусствами, нравственностью и пр.
Природный человек педагогическими средствами поднимается до уровня общечеловеческой культуры и выходит в лучших представителях человечества за её пределы, тем самым в личном творчестве обогащая его. И.С.Гессен подвергал критике идею К.Д.Ушинского о национальном народном воспитании. Он выступал за общечеловеческое воспитание, вооружение методом самостоятельного добывания знаний.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|