Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Жанровая классификация ТВ-программ




Методические материалы и задания по дисциплине «Сценарное мастерство»

Курс, 6 семестр, тема «Сценарий ТВ-программы»

Заочная и заочно-сокращенная формы обучения, группа КНБ-306-З-08, КНБ-306-У-08

 

Задание на зачет 6 семестра.

1.1.Разработать сценарий телевизионной программы – реалити-шоу, музыкальной программы, спортивной программы, шоу-программы, детской программы, ТВ-журнала (одна на выбор). Сценарий ТВ-программы оформляется как любой другой киносценарий. Обязательно должны присутствовать в сценарии: описание заставки, описание интерьера или натуры, образа ведущего, диалоги ведущего, разделы и рубрики, описания действия, задания (конкурсы, викторины, испытания и т.д.), условия для участников (при необходимости).

1.2.Просмотр и письменный анализ-рецензия одной из существующих (или существовавших ранее) телевизионных развлекательных программ (по выбору студента) по следующей схеме: 1) Жанр 2) Актуальность 3) Структурные элементы программы (представление героев, испытания, блиц-опрос, live, конкурсы и т.д.) 4) Тема 5) Идея 6) Ведущий и его образ 7) Композиция 8) Телеаудитория (возраст, статус, уровень дохода, место проживания) 9) Рейтинг.

1.3.Письменное выполнение самостоятельной работы: структурно-логической схемы «Основные жанры и формы современного российского телевидения». Работу можно выполнить в виде таблицы. В работе должно быть представлено не менее 10 разножанровых ТВ-программ

 

Пример

 

Жанр (категория) Наименование программы Краткое содержание Канал, год выхода
Реалити-шоу «За стеклом» Первое российское реалити-шоу и один из самых высокорейтинговых проектов в истории российского ТВ. Аналог международного реалити-шоу «Большой брат» (Big Brother). В оборудованном под квартиру помещении, в течение месяца жили шесть человек. Это три юноши и три девушки, отобранные редакторами, психологами и врачами из многих тысяч претендентов. Установленные в квартире многочисленные камеры и микрофоны круглосуточно записывали жизнь обитателей квартиры. В сжатом варианте один день из жизни шести человек показывался по ТВ. Каждый день герои шоу получали специальные задания, которые они обязаны были выполнять. Раз в неделю проходило ток-шоу, в ходе которого героев программы ждали неожиданные встречи, а участники ток-шоу могли высказываться по поводу взаимоотношений героев. Ведущий Кирилл Набутов. Зрители голосовали и вместе с режиссером определяли судьбу героев. ТВ-6, ТНТ и ТВС, 2001

 

1.4.Сдача на проверку «Словаря специальных терминов» по тематике данного курса.

 

Список терминов, которые должны быть отражены в словарях

 

А – аналитическая ТВ-программа

Б – Брилев Сергей

В – ведущий ТВ-программы, «Взгляд»

Г – гламур

Ж – жанры телевидения

З – «Золотой Бубен» (МФ телевизионных программ и телевизионных фильмов), зарисовка

И – информационная программа, индустрия

К – контент

Л – лицензия, Листьев Влад, «ладушки» (жарг.)

М –мини-сериал, мистификация, Малахов Андрей

О – очерк

П –памфлет, прайм-тайм, превью, Парфенов Леонид, «пионеры» (жарг.), папарацци, Познер Владимир

Р –реалити-шоу, рейтинг ТВ

Т – ТЭФИ (ТВ-премия), телевизионная программа, ток-шоу, теленовелла, телезритель, телевизионный фестиваль в Монте-Карло, телекомпания «ВИД», телерепортаж

У – Ургант Иван

Ф –формат

Ц – цензура

Э – Эрнст К.

 

Требования к оформлению и содержанию словарей терминов.

1.В словаре необходимо указывать источники, откуда взяты определения.

2.Электронные сайты и интернет-источники не должны превалировать в словаре. Необходимо искать авторские определения у теоретиков и практиков ТВ (Д. Дондурей, В. Зверева, Л. Парфенов, К. Богословская, В. Саруханов, А. Пронин, Г. Фрумкин, О. Нечай, С. Ильченко, Ф. Раззаков и т.д.)

3.Определения должны содержать информацию, имеющую отношение к телевидению, а не к философии, психологии, цирку, эстраде и т.д.

4.В определениях должны присутствовать примеры ТВ-фильмов или ТВ-программ, имеющих отношение к жанрам, фестивалям или персоналиям (режиссерам, продюсерам, сценаристам и другим специалистам).

 

Содержание занятий.

 

Современное телевидение

 

Тема социальной сферы человеческой деятельности и материала как специфика телевизионного сценария. Специфические особенности создания сценария ТВ: жанровое определение телепрограммы, адресность телепрограммы, авторский комментарий или текст ведущего, приемы активизации телевизионной аудитории, если этого требуют идея и замысел телепроизведения и выразительные средства ТВ. Типология жанров как проблема жанрового определения ТВ программ, в основе которой лежат доминантные жанровые признаки, черты характера программы. Телевидение как уникальный генератор новых жанров, «синтезатор» разных видов искусств. Методики создания новых жанров ТВ, основные правила и алгоритмы творчества.

В настоящее время телевидение является наиболее массовым средством донесения информации до потребителя. В современном телевидении, как общедоступном, так и коммерческом (кабельном, спутниковом), действует достаточно жесткий принудительный принцип: аудитория потребляет только то, что предлагает ей сегодня производитель программ, навязывающий зрителям содержание передач, время их выхода в эфир и т.п.

Однако не исключается и обратный вариант, когда телезритель уже влияет на производителя TV-контента. И чтобы удовлетворять запросы зрителей телевидение идёт по предсказуемому пути развития: 1) Увеличивает число каналов: 2) Компании, заинтересованные в высоком рейтинге, изучают потребности и пожелания аудитории, проводя разнообразные рейтинговые опросы, а затем формируют свои программы в соответствии с результатами этих измерений. Однако здесь имеет место лишь некая социально усредненная и не персонифицированная интерактивность: рядовому зрителю остается лишь смотреть (или не смотреть) то, что ему предлагают.

При всем при этом, являясь культурологическим феноменом XX века, телевидение как культурэстетическое явление не может остаться в стороне от процессов, так или иначе затрагивающих художественную и социальную жизнь общества: ТВ-передачи часто воспринимаются как реальность, а жизнь общества – как зеркало ТВ. Развлекательность, зрелищность, серийность телевизионной культуры, изменили психологические установки аудитории. Более того, TВ стало симулякром потребления, позволяя любому зрителю путем переключения каналов создать собственную телепрограмму в соответствии с индивидуальным вкусом и настроением. Играя роль усилителя чувств, электронной нервной системы, телевидение стало художественной квинтэссенцией постмодернизма, путеводителем по руинам современной культуры.

Если искусство оперирует образами, создавая неповторимый художественный мир вымысла, метафор, воображения и мистификаций, то телевидение мыслит социальными образами, абстрагируясь от мира и создавая свой отчужденный, свой локальный мир, подвластный трансформациям и превращениям homo vultus«человеком смотрящим». Это заслонение и абстрагирование позволяют выделить телевидение в особое культурологическое явление, по своей уникальности и специфичности занимающее особое положение в сфере культурологических ценностей.

 

2.2.Особенности современного телевидения:

 

1.Наличие противоречия, которое, с одной стороны, состоит в якобы отображении телевидением самой реальности, абсолютной и достоверной, а с другой – в трансформации этой реальности, где инструментом выступает деконструкция. Это противоречие является парадоксальной особенностью телевидения и под этим углом зрения многие процессы, происходящие на нем, понимаются и осознаются более глубоко и исчерпывающе;

2.Изменение концепции ТВ, когда последовательно появились доселе невозможные построения: игра, политические монологи и диалоги, откровенно демонстрируемое авторское «Я» с выраженным личностным подходом и оценкой;

3.Фантазия и воображение становятся вровень с реальной жизнью. Мера и степень дозволенного с каждым годом все более возрастает, приближая нас не только к реальности, но представляя ее более реальной, чем она есть на самом деле. То есть проблема мистификации, так свойственная литературе, искусству театра, и здесь захватывает свои пространства и очерчивает границы;

4.Опора на искусство, театр и литературу, которые в известном смысле явились провозвестниками, прообразами телевидения в художественном плане. Именно потому литература и «вторичные языки» культуры по-прежнему занимает значительное место в телевизионных процессах;

5.Позиция параллельного привлечения не только литературы и театра, но и других видов и жанров искусства (живопись, дизайн, цирк, фотография и т.д.), что обеспечивает телевидению большую полноту и достоверность.

6.Особая специфика телевизионного времени. Сознавая, что время на ТВ является понятием одновременно реальным и условным, невозможно отрицать, что разного рода превращения, модификации и мистификации весьма для него характерны. Особенности передачи этого времени, его акценты, включенность во многие художественные и документальные игры, сама эстетика этого времени переводят телевизионное время в разряд уникального. Противоречивость и двойственность, так присущая эстетике ТВ, и здесь выступает определенным мерилом и ценностным критерием. Именно для времени телевидения характерны цитатность, синтез концептуальных построений и художественных, поэтических структур, сращивание искусства и документа, смешивание стилистики факта и вымысла, кичевости высокого смысла, карнавализации этого смысла, иронии и выраженной энтропии многих и многих процессов;

7.В противовес homo ludens«человеку играющему» (Й.Хёйзинга, 1938), ТВ вызвало к жизни homo vultus – «человека смотрящего», сотворив его по образу и подобию своему. Процесс игры, сотворяемый на экране, творится не сам по себе, а носит отпечатки того жизненного, реального процесса, который диктуется человеком по ту сторону экрана «человеком смотрящим». Но если театральная игра имманентно присуща искусству театра, является условием существования самого театра, то телеигра не является синкретически обусловленной необходимостью и принадлежностью ТВ. Другое дело, что меняя правила, обличья, участников, телеигра в последние годы стала одним из способов существования телевизионной культуры;

8.Смешение жанров и стилей, размытость границ стали условием существования телевидения. Эта стертость, подвижность весьма затрудняют какую бы то ни было классификацию и возможность структурного подхода к телепроцессу. Однако именно подвижность позволяет найти и выделить те главные составляющие телевизионного процесса, которые наиболее полно и выразительно раскрывают смысл и суть телевизионной культуры. Речь об играх, авторском «Я» и публицистическом языке общения;

9.Взаимообусловленность и проницаемость таких разных явлений как ТВ и театр определили во многом преемственность, наследованием форм, методов и традиций. И потому парадоксальные процессы и особенности, свойственные только искусству театра, не могли не коснуться и затронуть многие движения, особенности коллизий и конфликтов на телевидении, а также стиль, почерк, манеру многих авторов на ТВ.

10.Изменения в сознании современного человека в последней трети XX – начале XXI вв. связано не только с кризисом прогрессивного мышления, утратой идеалов, потерей ценностей, но и со стратегией, тактикой, почерком, стилем и языком транслируемых ТВ-передач.

11.Природа контрастов, свойственная культуре постмодернизма, смешение настоящего, прошлого и будущего, опровержение незыблемых прежде постулатов классической эстетики, использование традиционного и авангардного ради новой художественной ценности, нашли своё отражение и на телевидении: программы и передачи замешаны на контрасте противостоящих друг другу, не укладывающихся в привычное эстетическое пространство аспектах, несущих заряд как созидания, так и энтропии;

12.Постулирование, констатация, непрекращающиеся диспут и дискурс, где полемическое поле становится нормой и жизненным пространством существования человека по обе стороны экрана – еще более обнажает истинную сущность происходящего на ТВ.

13.Поскольку игра – есть то основное, на чем держится и проявляет себя искусство, зрелище, то именно игра стала тем главным выразительным средством, движущей силой на ТВ, игра превратилась в то объединяющее понятие, которое обнаруживает и раскрывает себя как на телевидении, так и в многочисленных «вторичных языках» культуры.

 

Жанровая классификация ТВ-программ

 

Жанровая классификация телевизионных программ: развлекательные, информационно-аналитические, публицистические, познавательные, научно-популярные, образовательные, спортивные, детские, а также сериалы, ситкомы, трансляции, телевизионные экранизации,

Жанровая классификация развлекательных передач:

1.Ток-шоу. Знаковым годом для российских ток-шоу стал 1996 год, когда телеканал НТВ запустил первый по-настоящему развлекательный проект «Про это». В том же 1996 году на ОРТ выходит первый выпуск программы В.Комиссарова «Моя семья», а в 1998 году в эфире НТВ появляется ток-шоу Ю.Меньшовой «Я сама». Именно с этого момента и начинается поступательное развитие данного направления на российском телевидении. Ток-шоу показывает человеку, столкнувшемуся с проблемой, что он не одинок, что вокруг достаточно людей с идентичными проблемами, однако истинная суть подобных передач не в бесстрастном отражении окружающей действительности и не в пессимистичной констатации фактов. Ценность ток-шоу в том, что подобные передачи консолидируют различные страты и ячейки общества в единое целое, находя сходство в жизненных позициях, утверждая приемлемые для всех моральные ценности и помогая найти универсальное решение общих проблем. Все участники ток-шоу – от зрителей до экспертов – пытаются смоделировать общую для каждого единичного случая ситуацию, проецируя её не только на конкретного, сидящего перед нами участника, но и на каждого телезрителя, имеющего к этой проблеме непосредственное отношение.

Переходя к классификации передач подобного рода, нужно заметить, что развлекательное ток-шоу на российском телевидении в видовом смысле представляет собой достаточно расплывчатое образование. При наличии общих для всех программ жанровых признаков, существует целый ряд признаков второстепенных, не позволяющих разделить ток-шоу на чёткие группы, сообразуясь всего с одним критерием, поэтому критериев будет, как минимум, два. Первый – адресный – подразумевает деление ток-шоу на группы в соответствии с той аудиторией, которой они предназначены. Можно выделить 3 основных группы. Группа первая – «женские» ток-шоу. В программе обсуждаются те вопросы, которые интересуют или могут заинтересовать только женщин (личная жизнь, мода, красота, здоровье, карьера), проблема рассматривается, как правило, сквозь призму женского видения мира, героями повествования являются женщины, ведут передачи женщины-ведущие: «Я сама» (НТВ), «Лолита. Без комплексов» (Первый канал), «Чего хочет женщина» («Россия»), «Город женщин» (Первый канал), «Девичьи слёзы» (СТС). Вторая группа – «семейные» ток-шоу. В отличие от сугубо «женских», они ориентированы уже на семью, обсуждаются проблемы, одинаковые для обоих полов, участниками в равной степени являются как мужчины, так и женщины, передачи смотрятся немного интереснее благодаря большему разнообразию тем и возможностей изучить проблему с разных точек зрения. Это «Большая стирка» (Первый канал), «Моя семья» («Россия»), «Семейные страсти» (REN-TV), «Окна» (ТНТ), «Принцип домино» (НТВ). Третья группа – узкоспециализированные, чаще всего музыкальные ток-шоу, такие, как «Чёрно-белое» (СТС) или «Группа разбора» (Муз-ТВ). Тематика – музыка, шоу-бизнес, современные субкультуры. Этический критерий подразумевает деление на две группы в соответствии с морально-этическим контентом и оформлением передачи. Первая группа – передачи, делающие акцент на скандалах, на конфликтах, зачастую на драках участников. Суть программы, как правило, не в поиске решения, а в самом обсуждении проблемы: «Большая стирка», «Окна», «Пусть говорят». Вторая группа – передачи, старающиеся избегать обсуждения «жёлтых» тем, открытых конфликтов в студии. При всей своей развлекательности они помогают участникам найти выход из ситуации, решить проблемы, дать нужный совет. Это «Принцип домино», «Пять вечеров» (Первый канал), «Частная жизнь», «Семейные страсти». Массовое производство телевикторин начинается лишь в 1989 году, когда в эфире появляются «Счастливый случай» и «Брэйн-ринг. Начиная с этого времени, программы подобного рода становятся неотъемлемым компонентом сетки вещания. Поскольку центральной фигурой телеигр является именно ведущий, подобные программы достаточно чётко делятся на три группы в зависимости от того, кто является антагонистом ведущему в ходе игры. Первая группа – викторины, в которых ведущему противостоят каждый раз новые, незнакомые ему игроки («Кто хочет стать миллионером» (Первый канал), «Натуральный обмен» (Муз-ТВ), «Поле чудес» (Первый канал), «Угадай мелодию» (Первый канал), «Сто к одному» («Россия»), «Счастливый случай» (ОРТ). Потерпевшие поражение игрок или команда в викторинах первого типа в программу больше не возвращаются. Вторая группа – это передачи, в которых с ведущим играет определённое количество одних и тех же эрудитов. Игры, как правило, проходят в течение определённого цикла, проигравший игрок может вернуться в программу в следующем цикле. Так же, как и в первом случае, игроки могут объединяться в команды («Что? Где? Когда?» (Первый канал), «Брэйн-ринг» (ОРТ)) или сражаться каждый сам за себя («Своя игра», (НТВ)). Третья группа – противостояние ведущего и зрителей (телезрителей). Это либо смс-викторины («Поймай удачу» (MTV), «Деньги по вызову» (REN-TV), «Деньги на проводе» (ТНТ)), либо передачи, представляющие собой один продолжительный конкурс с достаточно простыми правилами («Золотая лихорадка» (ОРТ), «Следующий» (Муз-ТВ, MTV). От участника требуется не столько эрудиция, сколько скорость реакции. Телевизионные игры – программы популярные по многим причинам. Первой причиной можно назвать «народность», доступность для всех, вторая связана с возможностью человека объективно оценить свои знания. Третьей причиной является желание каждого человека постоянно самосовершенствоваться, четвёртая, меркантильная, основана на естественном для каждого человека желании выиграть, пятая связана с эффектом соучастия, и, наконец, последней причиной привлекательности телеигр можно назвать сам феномен игры, с её непредсказуемостью, эффектом неожиданности и поворотами сюжета, всегда носящими спортивный характер.

Последняя, самая сложная из четырёх – это группа программ, названная коротким словом «шоу». Все шоу можно разделить на 4 группы. Костяк первой составляет самый распространённый на нашем телевидении жанр скетч-шоу: набор сыгранных группой актёров комедийных сценок, обычно протяжённостью 2-5 минут каждая. Основоположниками жанра в начале и середине 90-х годов были такие проекты, как «Джентльмен-шоу» (РТР), «Оба-на» (ОРТ), «Осторожно, модерн» (СТС), «Маски-шоу» (РТР), «Городок» («Россия»), «ОСП-Студия» (ТВ-6). Сегодня это «Каламбур» (ДТВ), «Наша Russia» (ТНТ), «Шесть кадров» (СТС), «Дорогая передача» (REN-TV), «Дальние родственники» (REN-TV). Вторая группа – это собственно юмористические программы, подобные «Аншлагу» («Россия»), «КВНу» (Первый канал), «Кривому Зеркалу» (Первый канал), «Смехопанораме» (ОРТ) и прочим, суть которых – в выступлении юмористов, исполняющих свои или чужие миниатюры. Третью группу шоу-передач, относящихся к жанру стендап-комеди или эстрадный стендап, на сегодняшний день представляют программы «Comedy club», «Comedy Woman» (ТНТ). Суть передач подобного рода в появлении на сцене конферансье-эмси, который свободно общается с публикой на модные темы, интересно шутит, иногда задирает сидящих в зале. Наконец, четвертая группа программ – это собственно шоу, передачи, представляющие собой определённый набор сценических зрелищ и эстрадных номеров, как правило, музыкального характера. Чаще всего шоу имеют сериальный характер, то есть выходят в определённое время, однако не менее часто встречаются шоу, приуроченные к единичным событиям (праздничные концерты, трансляции музыкальных фестивалей, юбилейные вечера отдельных артистов): «Уральские пельмени» (СТС).

Что касается функционального аспекта, то в подавляющем большинстве случаев шоу-программы выполняют только рекреативную функцию, хотя рекреацией в чистом виде щеголяют лишь откровенно пошлые и легкомысленные проекты: если снова вернуться к тому же «Введению в журналистику», то окажется, что в шоу-передачах проявляется ещё и непосредственно-организаторская функция, заключающаяся в распространении в повседневной жизни чисто журналистских находок вроде «КВНа» или «Голубых огоньков», реализуется культурно-просветительская функция и т.д. Однако, как правило, именно шоу-программы представляют собой классический вариант развлекательной программы, описываемой «Классификатором» как «программа, предназначенная в первую очередь для отдыха, направленная на доставление удовольствия и/или эстетического наслаждения».

2.Реалити-шоу: Появление во второй половине 20 века новых технологий повлекло за собой становление революционного жанра телевидения – реалити-шоу. Пик его развития на западе – 90-е гг., в нашей стране – середина 2000-х, где первым таким проектом стало шоу «За стеклом» (канал ТВ-6) в 2001 г.

Новизна данного жанра, а также вызванный его появлением общественный резонанс привлекает исследователей. В то же время, жанр остается во многом не до конца осмысленным.

Реалити-телевидение предлагает программы и шоу, которые следят за жизнью – действиями, поступками и общением участников, – напрямую (по правилам без заученных ролей, поз и моделей поведения). Наблюдение за жизнью героев передачи в реальном времени (подача материала в эфир с первого дубля), обращение к реальности во всех её проявлениях, начиная с участников (простые люди вместо профессиональных актеров) и заканчивая декорациями (условия съемок, максимально приближенные к реальным), частое отсутствие сценария – критерии, объединяющие программы в жанр реалити.

К шоу (телешоу) относят жанр, основное качество которого – зрелищность, главная функция – рекреативная. Так как направленность современного телевидения смещена в сторону развлекательности, реалити-программы в основном представлены именно в виде реалити-шоу.

Классификация реалити-шоу по видам наблюдения:

– программы, подготовленные с использованием скрытой камеры;

– любительское видео с незапланированными сюжетами;

– документальное наблюдение, не нарушающее привычное течение жизни (наблюдение за работой пожарных, полицейских, спасателей);

– игровые шоу, в ходе которых люди специально некоторое время находятся в замкнутом пространстве под наблюдением видеокамер.

В зависимости от того, на чём основано развитие действия в передаче (от специфики психоэмоциональных и ценностных оснований) подразделяют реалити-шоу на следующие группы:

– 1 группа: программы, эксплуатирующие человеческие инстинкты и эмоции, построенные по принципу «отношения – конкурс – изгнание». Это «Последний герой» (Первый канал), «7 под солнцем» (Муз-ТВ), «Ты – супермодель» (СТС), «Дом-2» (ТНТ), «За стеклом» (ТВ-6), «Фабрика звезд». Целью является не столько победа участника в конкретном соревновании или в проекте вообще, сколько проверка его умения «выжить», умения выстроить отношения с другими персонажами на протяжении всего цикла передач;

– 2 группа: реалити-шоу, основанные на самореализации участников, например, «Голод» (ТНТ), «Джентльмены на даче» (Перец), «Кандидат» (ТНТ). Внешняя атрибутика проекта такая же, как в реалити первой группы, вероятность победы героя зависит не только и не столько от его социального чутья, сколько от его умений. Отношения, хотя и являются важной составляющей проекта, уходят на второй план;

– 3 группа: проекты, персонажи которых не живут вместе и не изолированы от общества. Суть передачи не в развитии взаимоотношений между ними, а именно в выявлении абсолютного победителя в своей сфере, которым может быть как отдельный человек («Битва экстрасенсов» (ТНТ), «Битва визажистов» (MTV), так и команда («Самый сильный человек», «Перехват» (НТВ);

– 4 группа: хроники, где камера просто фиксирует происходящее в зависимости от авторского замысла. Здесь нет соперничающих друг с другом участников, а временные и территориальные рамки определяются лишь главным героем, иногда единственным, который в ряде случаев является одновременно и ведущим. Хроники делятся на три вида: а) камера следует за звездой шоу-бизнеса, записывая все моменты её жизни («Блондинка в шоколаде» (Муз-ТВ); б) камера фиксирует все моменты жизни звезды, пробующей себя в непривычной профессии в течение определённого времени («Звёзды на льду» (Первый канал)); в) передачи, использующие съёмки скрытой камерой («Розыгрыш» (Первый канал);

– 5 группа, шоу обновления (модернизации), в котором происходит обновление (модернизация) части или всего жизненного пространства героя программы, его рабочего места, дома или транспортного средства. Американское шоу «This Old House», дебютировавшее в 1979 году, было первым такого рода. Английское шоу «Changing Rooms», начавшееся в 1996 году, было шоу-обновление жилых комнат в DIY-стиле с добавлением состязательного элемента от игрового шоу. Обновление-шоу «Тачка на прокачку» и «Overhaulin» демонстрируют модернизацию автомобилей. В России существуют подобные варианты в виде «Школа ремонта», «Квартирный вопрос», «Дачный ответ».

Разнообразные реалити-проекты и программы с элементами реалити являются сегодня неотъемлемыми компонентами сетки отечественного телевещания.

Можно выделить два жанра наиболее близких реалити-шоу: телеигра (викторина), документалистика (неигровое кино). Здесь мы находим корни современных реалити-проектов.

Любые реалити-шоу всегда рассказывают о выживании, и выделяет три типа выживания. Первый, самый примитивный, – выживание физическое (например, связанное с добыванием пропитания). Второй – социальное (например, попытка занять привилегированное место в определенной социальной иерархии, с использованием для этого либо силы, либо смекалки, либо психологического воздействия). Третий тип – биологическое выживание (например, найти себе брачную пару).

Экстремальные условия и борьба, действительно, являются характерными признаками жанра реалити-шоу, что сближает его с телеигрой, которую также отличает неизвестность исхода, часто интерактивный режим. Однако, реалити-шоу, в отличие от телеигры, где центральной фигурой является ведущий, обращены, прежде всего, к жизни участников. Здесь на первый план выходит мир их чувств, их повседневные заботы.

Реалити-шоу – это отдельный мир. Но этот формат не сводится к каким-то неприкосновенным стандартам. Реалити-шоу, как известно, бывают очень разные. Например, футбол, да и любые спортивные зрелища, – это ведь в сущности то же самое: никто не знает, чем закончится и как развернется игра. Возьмем «Новости» – это ведь тоже реалити-шоу…. Все телевидение посвящено реальности. Но специализация реалити-шоу – частная жизнь.

Документалистика также номинально строится на съемках подлинных событий. Идея киноправды получила теоретическое обоснование в работах Д.Ветрова, проповедавшего «жизнь врасплох» на экране, при отсутствии сценария и монтажа. Документалистика снимает реальных людей в реальном окружении реального мира, либо сам этот мир с его событиями и явлениями, и может быть разных видов: событийная хроника, кинолетопись (съемки для истории), кинофиксация для специальных целей (научные съемки, милицейские протоколы), авторская журналистика, искусство.

Если вернуться к тому, где сегодня находится пресловутый ресурс реальности, который должен отрабатываться в документальном кино, то это реалити-шоу. Уже стало трюизмом говорить о том, что мы с нашим темпом постижения действительности все время попадаем в область минувшего. Фатально не успеваем за скоростью. В силу этого возникает невероятная тяга к архиву, к ретро, к историзации всего и вся. Именно эту задачу варварски, архаично – как угодно, в разных терминах можно оценивать – выполняют реалити-шоу и Интернет… Можно, конечно, брезгливо отворачиваться от этих массовых жанров и заниматься «чистым искусством», но тогда не нужно вздыхать о том, что, дескать, отсутствует проблемное поле документального.

Можно прийти к выводу, что важное различие между реалити-шоу и документалистикой режиссер видит в целях, преследуемых создателями проектов. Отмечая, что персонажи реалити-шоу подают зрителю нравственную патологию своих личных отношений в виде нормы, он резко критикует данный жанр. Сам факт публичности делает все эти разговоры глубоко аморальными. Но такие же темы можно поднимать в документальном кино, и решать их, не боясь самых кричащих, теневых сторон жизни. Важно лишь, чтобы это действительно была правда, чтобы делалось это для того чтобы проанализировать некоторое явление, пусть уродливое, пусть асоциальное.

Проводя различие между документалистикой и реалити-шоу, можно выделить следующее: к документалистике обращается, в основном, небольшая группа любителей, зачастую, представленная творческой элитой, важнейшие функции документалистики – просветительская, воспитательная, документальное кино – некоммерческое; реалити-шоу – это своего рода документалистика для масс, выполняющая, прежде всего, развлекательную функцию, это коммерческие проекты, позволяющие их создателям заработать огромные деньги за счет рекламы и платных голосований в поддержку участников шоу. Кроме того, темой для документальных фильмов чаще всего становятся, помимо знаменитых персон и сообществ, интересные события, культурные явления, научные факты и гипотезы. Мастера здесь нередко поднимаются до серьёзных философских обобщений.

Ни один жанр телевидения не вызывает такой резкой негативной критики, как реалити-шоу, критикуют его и эксперты, и население. С другой стороны, жанр крайне востребованный, аудитория его огромна.

Обратим внимание на данные исследователей ACNielsen: три четверти зрителей во всем мире недовольны засильем реалити-шоу на телевидении. По числу недовольных реалити-шоу Россия оказалась на втором месте, однако на рейтинги проектов это не повлияло. Так, телеведущие реалити-шоу «Дом-2» (ТНТ) заявляют о своей 60-миллионной аудитории.

Безусловно, для всесторонней оценки реалити необходимо погружение в виртуальную среду данных проектов более чем на 15 минут, о которых заявляют некоторые критики данного жанра. Такое погружение не обязательно приносит эстетическое и моральное удовлетворение, учитывая контекст современного телевидения, пронизанный культом «легких» денег, цинизмом и насилием. Однако обратимся к примерам, показанным известными исследователями общества. Вряд ли американский социолог У.Уайт чувствовал себя тотально позитивно, когда, поставив задачу изучить процесс возникновения рэкета и формирования преступных шаек молодежи в квартале, населенном выходцами из Италии, вынужден был три с половиной года прожить среди них, став полноправным членом исследуемой группы, полностью разделяя их образ жизни. Здесь можно упомянуть и Ч.Бута, жившего три года среди городской бедноты – изучаемой группы.

Необходимость привлечения внимания социологов к этому жанру на более глубоком уровне, чем есть на данный момент, подчеркивается, как учеными, так и руководителями телекомпаний.

В рамках данного жанра имеет место богатое разнообразие физических, психологических, культурных, идеологических и других экспериментов. Подчеркнем, что «…сегодня основным предметом изучения реалити-шоу становится не столько поведение отдельной личности в замкнутом пространстве, сколько психология целого поколения, народа, нации, общества. Эта национальная идея в малом формате, которая вскрывает классовые, национальные, идеологически, расовые и другие противоречия, – является благодатной почвой для социальных экспериментов над личностью в частности и обществом в целом.

При просмотре реалити мы можем наблюдать за человеком в необычных условиях несвободы и жесткой конкуренции, рассматривать особенности адаптации в группе личностей с различным физическим, интеллектуальным, творческим потенциалом, сравнивать стратегии выживания людей из различных социальных страт, изучать модели поведения разных социотипов. Реалити позволяют наблюдать частную жизнь человека, являющуюся труднодоступным объектом социсследований.

Существует предположение, что каждое реалити вполне может выступать «заказом» определенной организации. Например, крупные исследовательские компании типа TGI или Comcon вполне способны проводить на материале реалити социальные исследования по всему миру и сводить полученную информацию воедино. «Лицензионные международные реалити-шоу удобны для исследователя своей стандартностью. Наличие одного и того же формата во всем мире сильно упрощает проведение исследований. В этом есть некая системность, следовательно, это может быть чьим-то заказом, причем не российских структур, а некой зарубежной организации, заинтересованной в глобальных исследованиях.

Действительно, многие реалити на российском телевидении – «калька» с западных шоу, однако у нас есть и свои уникальные эксперименты. Например, авантюрное шоу «Голод» (канал ТНТ), показывающее столкновение группы молодых россиян с европейским обществом. Участники попадают в Берлин с завязанными глазами, без денег, и вынуждены сами добывать себе пропитание в чужой стране. К уникальным можно отнести и «Дом-2» (канал ТНТ), раскрывающий нравы определенной части российской молодежи, готовой на многие жертвы ради шанса пробиться в шоу-бизнес, прославиться и разбогатеть. Необычность данного проекта в его продолжительности – выходит в эфир каждый день на протяжении более 5 лет. Указанные проекты позволили российским телекомпаниям стать не только импортерами, но и экспортерами телешоу.

Руководство канала ТНТ вынашивает планы создания реалити, действие которого будет происходить в доме, поделенном на три части. В одной будут жить бедные, в другой – очень богатые, а в середине – так называемый средний класс. Все будут активно взаимодействовать друг с другом. С точки зрения продюсеров, представляет интерес возможность сталкивать в одном пространстве представителей разных социальных сообществ.

Для социолога интересна возможность наблюдения за участниками таких проектов, особенно это относится к проектам 1 группы и к хронике вида в).

Не удивительно, что в числе мастеров, наиболее сильно повлиявших на судьбы документалистики, можно выделить Дж.Грирсона (1898–1972), пришедшего в кинематограф и

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...