Социальный работник и социальный педагог: сущность и различие
Сегодня, когда назрела необходимость создания новых парадигм воспитания, особое значение приобретает новая профессия — социальный педагог, и соответственно разработки по социальной педагогике. Наука обратилась к углубленным исследованиям проблем социальной педагогики, стремясь осмыслить лучший опыт социального воспитания с целью формирования социально-педагогической службы. Последняя призвана обеспечить диагностику, коррекцию и управление отношениями в социуме в интересах становления и развития полноценной, физически, психически и нравственно здоровой, социально защищенной и творчески активной личности. Деятельность социального работника направлена на поддержание, развитие и реабилитацию индивидуальной и социальной субъектности, тогда как социальный педагог осуществляет воспитание человека в социуме. Специфика его работы, в отличие от работы школьного учителя или другого работника народного образования, состоит в том, что ему приходится работать непосредственно с семьей и на «улице». В связи с этим основными функциями социального работника являются следующие: — диагностическая (постановка социального диагноза «заболевания» клиента, семьи или группы); — терапевтическая (определение возможных средств «лечения»: исправление ситуации, условий, непосредственное оказание помощи, консультирование, психотерапия, коррекция, использование контрактной службы и т.д.); — диспетчерская (в случае, требующем вмешательства других специалистов: психолога, психотерапевта, сексолога, экономиста, юриста и т.д. или содействия органов власти, обеспечение их дальнейшего участия в судьбе клиента); — информационная (сбор информации о клиенте, семье или группе семей, проблемах и условиях социума для обеспечения результативности социального «вмешательства»; и вместе с тем обеспечение клиентов информацией о социальных услугах, предоставляемых конкретной службой или учреждением данного региона)10.
Однако, как подчеркивают многие зарубежные ученые (И.М.Ленер, Ю.Гриз, Й.Тепфер и др.), на рынке труда сферы деятельности социальных педагогов и социальных работников не разделяются. Скорее требуются дополнительные специфические знания, например: дополнительное образование в области терапии, музыки или групповой работы и установка на повышение квалификации и т.д. Высок спрос на способность к концептуальной работе, готовность к участию в изменении и обновлении, совместной работе с добровольцами, а также с сотрудниками администрации и управлений, социальных служб11. Социальный работник в области образования, как показывает мировой опыт, помогает ребенку справиться с социальными и психологическими проблемами в процессе социализации. В связи с этим функции социального работника конкретизируются применительно к этой задаче: • деятельность социального работника направлена на оказание помощи и поддержки ребенку в ситуациях дезадаптации; • социальный работник обеспечивает и контролирует выполнение норм и стандартов социального обеспечения для лиц, пользующихся льготами, социальными пособиями, пенсиями; • защищает ребенка от жизненных рисков, семейных бедствий, связанных с нетрудоспособностью, несостоятельностью родителей исполнять родительские обязанности; • выступает посредником между ребенком и социальным окружением — школой, семьей, социальными институтами; • организует и проводит консультации для детей, педагогического коллектива, родителей, общественных и государственных служб по проблемам охраны и защиты детства, образования.
Социальные работники и социальные педагоги занимаются решением одних и тех же проблем, и их задачи реализуются в одной и той же плоскости. В России специальность «социальный педагог» еще только формируется, хотя на рынке труда уже определилось ее более самостоятельное положение, чем специальность «социальный работник». Известная профессия «педагог-организатор» в начале 90-х гг. получает качественно новый смысл, означая специалиста в области социального воспитания и работы с молодежью. Должностные обязанности социального педагога в соответствии с Тарифно-квалификационной характеристикой включают в себя: • осуществление комплекса мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся (воспитанников, детей); • изучение психолого-медико-педагогических особенностей личности обучающихся (воспитанников, детей) и ее микросреды, условий жизни; — выявление интересов и потребностей, трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, отклонений в поведении обучающихся (воспитанников, детей) и своевременное оказание им социальной помощи и поддержки; — посредничество между личностью обучающихся (воспитанников, детей) и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов; — определение задач, форм, методов социально-педагогической работы, способов решения личных и социальных проблем, принятие мер по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности обучающихся (воспитанников, детей);. — организация различных видов социально ценной деятельности обучающихся (воспитанников, детей) и взрослых, мероприятий, направленных на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участие в их разработке и утверждении; — установление гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде; — содействие созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся (воспитанников, детей), забота об охране их жизни и здоровья; — осуществление работы по трудоустройству, патронажу, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся (воспитанников, детей) из числа сирот и оставшихся без попечения родителей;
— взаимодействие с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и др. в оказании помощи детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации12. Таким образом, социальный педагог осуществляет свою деятельность на основе системного подхода, что позволяет включить в социальное развитие подростков различные государственные и общественные структуры, семью, школьные коллективы и прежде всего самого учащегося. Социальная работа в системе образования и в школе находит все большее применение. В свете социальных проблем, присущих школе и другим учреждениям системы образования, участие социальных работников и социальных педагогов становится все более необходимым. Развитие социальных процессов и кризисных ситуаций, характерных для общественной жизни современной России, сопровождается увеличением девиаций, не только положительных (политическая активность, экономическая предприимчивость, художественное творчество и т.д.), но и отрицательных (рост преступности, наркомании и алкоголизации населения, подростковой деликвентности и т.д.). В этих условиях объективно повышается спрос на социальную поддержку, профессиональную помощь со стороны социальных служб, основанную на научных достижениях, обобщении положительного практического опыта, на реализации действенных государственных и общественных программ в социальной сфере. ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ 1. Место социальной работы в системе образования. 2. Социальная работа в школе. 3. Специфика клиента в системе образования. 4. Основные проблемы социальной работы в школе. 5. Диагностика школьной дезадаптации и проблемы социальной работы. 6. Девиантное поведение подростков.
7. Социальная работа с родителями. 8. Социальный работник и социальный педагог: вопросы профессиональной идентичности. ЛИТЕРАТУРА 1. Гилинский Я.. Афанасьев В. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: Учебное пособие. — СПб., 1993. 2. Справочное пособие по социальной работе. — М.: Юрист, 1997. 3. Березкин Ю.К. Социально-воспитательная работа с несовершеннолетними по месту жительства // Российский журнал социальной работы. — 1997.—№ 2. — С. 115—117. 4. Социальные службы помощи детям и молодежи. — Екатеринбург, 1993. 5. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. — М., 1994. 6. Григорьев С.И. Социальная работа: шведский вариант в первом приближении. — Барнаул, 1992. 7. Гуров В.Н., Селюкова Л.Я. Социализация личности: социальный педагог, семья и школа. — Ставрополь, 1993. 8. Лутанский ВД. Социальный педагог: проблемы теории и практики. — СПб., 1993. 9. Мардахаев Л.В. Введение в социальную педагогику. — М., 1996. 10. Мудрик А.В. Социальная педагогика. — М., 1997. 11. Социальная работа: Российский Энциклопедический словарь. — М., 1997.—T.I. 12. Теория и методика социальной работы: краткий курс. — М., 1994. 13. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. — Москва; Тула, 1993. 14. Фирсов М.В. Введение в специальность и основы профессиональной этики социального работника. — М., 1993. 15. Никитин В.А. Начала социальной педагогики: Учебное пособие. — М.: Флинта, 1998. БИБЛИОГРАФИЯ 1 Ringler D., Topfer J. Soziale Arbeit 2000: Wege und Ziele unter Berucksichtigung von professioneller Handlungskompetenz // Katholische Fachhochschule Berlin. — 1996.—№1. Социальная работа накануне 2000 года: пути и цели профессионального становления. — М.; Берлин: Институт социальной работы, 1998. 2 См.: Безруких М. М. Школьные трудности как социальная проблема // Российский журнал социальной работы. — 1996. — № 1. — С. 75. 3 См.: Там же. — С. 75. 4 См.: Там же. — С. 75. 5 См.: Frommann A. Schulsozialarbeit // Handbuch zur Sozialarbeit / Sozialpadagogik. — Luchterland, 1987. — S. 870—879. 6 Ibid. — S. 870—879. 7 Рыбакова Н.А. Деловая игра «Как создать социально-педагогическую систему самореализации» (в помощь социальному педагогу-организатору) // Российский журнал социальной работы. — 1997. — № 1. — С. 140. 8 Frommann A. Schulsozialarbeit //Handbuch zur Sozialarbeit/Sozialpadagogik. — Luchterland, 1987. — S. 870—879. 9 Концепция реабилитационного пространства для несовершеннолетних группы риска // Российский благотворительный фонд «Нет алкоголизму и наркомании». — М.,1998. 10 Ляшенко А.И. Организация и управление социальной работой в России. Учебное пособие. — М.: Наука. 1995. — С. 74. 11 Социальная работа накануне 2000 года: пути и цели профессионального становления. —М.; Берлин: Институт социальной работы, 1998. 12 Российская энциклопедия социальной работы. — М., 1997. — Т 2 — С. 268—270.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|