Характерные черты смешанной экономической системы рыночного типа.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Экономика развитых стран Запада находится как бы между двух систем: системы чистого капитализма и командно-административной системы. Такие страны как США, Великобритания ближе к системе чистого капитализма, а Япония, Швеция, Норвегия, Голландия – к командно-административной системе. При этом могут существовать одновременно частная собственность и централизованное планирование, государственная собственность и рыночный механизм. Так, например, экономика фашисткой Германии была основана на жестком государственном контроле, хотя форма собственности – частная, т.е. существовал авторитарный капитализм. В бывшей Югославии имели место государственная и коллективная формы собственности при свободном рынке и ценах. Эта система называется «рыночный социализм». С учетом различных исторических, культурных и природных условий, все высокоразвитые страны имеют общие черты, присущие их экономическим системам, называемым – смешанными экономическими системами: 1. Многовариантность форм собственности, которая выступает стимулом НТП и учета экономических интересов различных групп населения. 2. Высокоразвитая государственная система социальных услуг, включая здравоохранение, образование, социальное обеспечение, дающая равный доступ к благам современной цивилизации и высокую квалификацию работников. Как следствие из этого – высокий уровень жизни. Главным источником финансирования систем социального обеспечения являются отчисления застрахованных работников и предпринимателей. 3. Рыночный механизм как основной регулятор сочетается с активным вмешательством государства в экономику. 3.1. Объектом государственной политики выступает не само производство или потребление, а поведение микроэкономических агентов. С помощью системы поощрения или ущемления интересов отдельных групп хозяйственных субъектов координируется экономическая мотивация, а правительство тем самым добывается макроэкономического эффекта, например, замедление инфляции, увеличение предложения товаров и услуг. Государство избирает не путь прямых указаний или прямого участия правительства в производственной деятельности, а стремится добиваться поставленной цели активизацией экономической жизни своих граждан.
3.2. В условиях нарушения условий воспроизводства государство обязательно сочетает одновременное использование макроэкономических инструментов (регулирование денежного обращения, оздоровление финансовой системы) с мерами структурного порядка, а именно поощрение инвестиций в избранные отрасли, поддержка экспортеров, защита отдельных отраслей от иностранной конкуренции. 3.3. Существует ряд жизненно важных сфер экономики, которые государство не может целиком доверить частному бизнесу: кредитно-финансовая и банковская сферы, которые являются смешанными, государственно-частными, но с возрастающим участием государства, а также крупные предприятия в некоторых отраслях с длительными сроками строительства и производства. 3.4. При разнообразии стран по отдельным сферам экономики и по формам взаимодействия государственного и частного секторов доля государства в производстве ВНП составляет до 20-30 %. Главное не в том, что государство участвует в той или иной сфере на микро- или макроуровне, а важнее то, что с помощью экономических инструментов происходит его влияние на экономику в целом. 3.5. Важным элементом оптимизации современной экономики является оптимальное соотношение конкурентно-рыночных и нерыночных факторов. 3.6. Существуют действенные меры оптимального регулирования экономикой.
3.7. Сильна роль профсоюзов, обществ и других общественных организаций. 4. Имеет место экономическая демократия, которая состоит, во-первых, в том, что в крупных корпорациях акции распределены так, что ни один из множества акционеров не владеет более 4-5 % от их общего числа и не создает возможности монопольного господства. Это не означает, что конкурентно-монопольное хозяйство исключает большие богатства в руках отдельных лиц. Главное заключается не в размерах личных богатств, а в том, как оно используется и на какие цели направляется. В современных крупных корпорациях большая часть акций находится в руках юридических лиц, т.е. других корпораций, банков, страховых компаний, фондов и т.д. Отсюда острейшая конкуренция между корпорациями и страховыми компаниями (система распределения акций). Во-вторых, экономическая демократия проявляется в системе управления корпорацией. Советы управляющих и директоры избираются ежегодно и не назначаются собственниками. При чем решающую роль играют не общие размеры собственности или количество акций данной корпорации, а предпринимательская способность избираемого акционера, которая измеряется прибыльностью компании в длительном периоде при главном судье – рынке. В-третьих, решающим фактором демократии является не зависимость, а высокая конкурентоспособность мелкого бизнеса, так как рядом с крупными компаниями существуют мелкие и средние компании, а также индивидуальные (не акционерные) предприятия. В каждой системе существуют свои национальные модели организации хозяйства. В административно-командной системе различают советскую, китайскую и югославскую модели. В смешанной экономической системе традиционными являются американская, шведская и японская модели.
Характерные черты американкой модели. 1. Данная модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. 2. Это модель экономики «большого бизнеса», то есть во многих отраслях ведущее место занимают небольшие по количеству крупные корпорации. 3. Модель основана на высоком уровне производительности труда, массовой ориентации на достижение личного успеха.
4. Наличие контрагентов (социальных групп, общественных институтов), а также надежная правовая защита не позволяют производителям извлекать однородные выгоды, то есть только для себя, а заставляет искать пути повышения эффективности и совершенствования факторов производства. 5. Государственное вмешательство в экономику ограничивается социальным и отраслевым регулированием. Социальное регулирование направлено на обеспечение качества и безопасности продуктов питания, создания безопасных условий труда, уменьшения загрязнения окружающей среды и увеличения экономических возможностей. Целью отраслевого регулирования является защита общества от рыночной власти естественных монополий путем регулирования цен и качества обслуживания. Главная функция государства – сохранение конкуренции как ключевого механизма контроля в экономике. 6. В обществе существует огромный разрыв между бедностью и богатством. Задача социального равенства не ставится, но государство считает борьбу с бедностью законной целью своей политики, осуществляя программы по поддержанию доходов населения. С одной стороны - это программы социального страхования, которые частично возмещают потери работников, связанные с уходом на пенсию и временной безработицей. С другой стороны, программы государственной помощи в виде пособия тем, кто не может заработать сам, будучи нетрудоспособным или имея детей на иждивении. Эти программы финансируются за счет налоговых поступлений и государственных благотворительных программ через предоставление свидетельств о низких доходах, но только определенные категории граждан получают право на помощь. В целом, общие социальные расходы государства составляют 18% от ВНП. Федеральное правительство финансирует практически все программы по социальному страхованию и 2/3 – по благотворительным программам.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|