Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Объем иностранных инвестиций. Показатели инвестиционного климата .




 

Иностранные инвестиции в Республику Беларусь  
                               
Объем иностранных инвестиций, поступивших в реальный сектор экономики Республики Беларусь млн. долларов США 722,2                            
в том числе:                              
прямые 298,9 674,5 859,2 451,3 748,6                    
портфельные 0,6 0,6 0,4 0,2 3,2 2,2 1,7 1,9 1,8 2,3 23,4 12,2 10,6 5,1 2,8
прочие 422,7 631,3 657,8                        


6. Национальные традиции, блюда, кухня, известные спортсмены, артисты, крупные фестивали, праздники, туристическая отрасль

Беларусь: традиции и обычаи, обряды

Обряды и традиции, которые прекрасно сохранились на белорусской земле, характеризуют народ, который здесь живет. Бережное и почтительное отношение к своим предкам, к своим истокам заставляет современных белорусов придерживаться тех или иных правил.

Белорусская культура занимает свое – особое – место среди других восточноевропейских культур. Здесь, несмотря на века христианского господства, сохранились древние языческие ритуалы. Масленица, Купалье, Коляды, Дожинки – в каждом из этих праздников, как и в тысяче других, прослеживаются элементы древних языческих верований. Эти верования очень органично вплелись в христианскую веру, и в результате получилась неповторимая и колоритная белорусская культура.

Белорусская кухня отличается довольно сложной и длительной обработкой продуктов. Тушение, томление, запекание, варка, бланширование, жарение – эти приемы могут чередоваться в одном рецепте.

Во многих национальных блюдах используются различные виды муки – овсяная, гречневая, гороховая, ржаная, их смеси.

Причем мука – не только основной ингредиент (лепешки перепеча, специфические белорусские блины из нескольких видов муки, гороховые оладьи и т.д.), но и добавка-загуститель ("заколота" для супов). Тесто в Беларуси издревле замешивали без дрожжей.

В рецептах белорусской кухни – огромное количество разнообразных блюд из овощей. Многие из них, несмотря на славянскую основу, уникальны.

Например, суп жур (постный, молочный или мясной) на основе овсяного отвара, поливка (жидкий суп из крупы и овощей), морква (суп из моркови), грыжанка (суп из брюквы), гарбузок (суп из тыквы)…

Особая гордость национальной кухни – традиционный белорусский хлеб, который выпекается из ржаной муки без дрожжей, на специально выращенной закваске. Для здорового питания это очень полезный продукт.

Белорусский хлеб по весу более тяжелый, с приятной вкусовой "кислинкой". В старинных рецептах используются разные добавки: тмин, льняное семя, семечки. Сам хлеб нередко выпекался на "подушке" из листьев березы, дуба…

Одними из известных действующих спортсменов Беларуси являются: Дарья Домрачева (лыжный спорт), Михаил Гробовский (хоккей), Виктория Азаренко (большой теннис), Василий Кириенко (велоспорт).

Знаменитые актёры РБ: Галыгин В.П., Гостюхин В.В., Кот А.Л.

Наибольшее количество людей собирают следующие праздники и фестивали: День Независимости, ГринФест, День Победы, Славянский Базар, Купалье.


7. Суть экспортоориентированной модели экономического развития страны и основные оценочные показатели. Динамика показателей за 1991-2016 гг.

Для Республики Беларусь, относительно бедной природными ресурсами, но имеющей развитый промышленный и научно-технический потенциал, всегда было и остается приоритетным направлением наращивание экспорта и совершенствование его структуры за счет востребованной на мировых рынках продукции.

В Республике Беларусь созданы необходимая законодательная база и институциональная основа функционирования системы поддержки экспорта. Работают аналоги зарубежных институтов поддержки экспортеров: БРУПЭИС «Белэксимгарант», ОАО «Промагролизинг», ИРУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен», Белорусская торгово-промышленная палата, межправительственные комиссии (комитеты, советы), советы делового сотрудничества с зарубежными странами.

Основными элементами системы стимулирования экспорта Беларуси является предоставление финансовой поддержки посредством экспортного кредитования и страхования экспортных рисков. Основополагающим документом в сфере экспортного кредитования и страхования экспортных рисков с господдержкой является Указ Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 534 «О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)». Данная поддержка предусматривает предоставление экспортных кредитов в иностранной валюте и рублях в соответствии с положениями Соглашения об официально поддерживаемых экспортных кредитах Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОСЭР). Экспортные кредиты предоставляются как резидентам Беларуси - организациям и физическим лицам, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, так и нерезидентам, включая иностранные банки. Указом Президента Республики Беларусь № 45 от 24 января 2013 г. «О внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 21 июня 2011 г. № 261» ОАО «Банк развития Республики Беларусь» предоставлено право выдавать экспортные кредиты на сумму не менее 1 млн. долларов США

Банки и небанковские кредитно-финансовые организации Республики Беларусь (факторы) смогут осуществлять финансирование резидентов Республики Беларусь под уступку денежного требования (факторинг) при реализации экспортных контрактов с взиманием вознаграждения в форме дисконта.

В целях обеспечения комплексной информационно-маркетинговой поддержки внешнеэкономической деятельности белорусских предприятий и организаций ИРУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» осуществляется представление в сети Интернет и в международных информационно-торговых сетях экспортного потенциала Республики Беларусь. Для этих целей создан портал Export.by – комплексная виртуальная выставка белорусских субъектов хозяйствования.

К косвенным мерам поддержки экспортеров могут быть отнесены льготы по НДС и ряд льгот по ввозной таможенной пошлине. Данные льготы не направлены исключительно на поддержку белорусских экспортеров, но, несомненно, могут оказать положительное влияние на деятельность предприятий, воздействуя на их внутренние стимулы к экспорту.

Для экспортно-ориентированной экономики Республики Беларусь научный, научно-технический и инновационной потенциалы играют особую роль, ибо сегодня конкурентоспособность продукции на мировых рынках зависит, в первую очередь, от внедрения в процесс производства новейших научно-технических разработок.

Наряду с созданием законодательной базы в стране была образованна организационная система научной деятельности, а так же система органов государственного управления, обеспечивающих реализацию научно-технической политики: Государственный комитет по науке и технологиям, Национальная академия (НАН) и Высшая аттестационная комиссия (ВАК). Согласно программе экономического развития, Республика Беларусь будет активно экспортировать научные технологии и стимулировать экспорт низкими таможенными тарифами различными льготами


8. Экспортные позиции. Международная специализация, экспортный потенциал.

Республика Беларусь имеет экспортно-импортные связи более чем со 140 странами мира и поставляет на экспорт более 1000 наименований изделий.

В сложившейся структуре белорусского экспорта преобладает высокая доля промышленной продукции. Основными группами белорусского экспорта являются:

* Минеральные продукты. 21,9%

* Продукция химической промышленности, каучук, нити, волокна 20,2

* Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье 17,5

* Машины, оборудование и транспортные средства 18,4

* Черные и цветные металлы 6,9

* Прочие 15,4

Ведущие позиции в белорусском экспорте занимают такие товары как нефтепродукты, нефть сырая, калийные удобрения, тракторы и седельные тягачи, грузовые автомобили, холодильники и морозильники, сахар, шины и др.

Поскольку товарная структура белорусского экспорта, в целом, соответствует структуре мировой торговли, Республики Беларусь обладает определенными возможностями расширения своего участия в международных экономических связях. Помимо основных экспортных товаров, в качестве перспективной продукции, обладающей хорошим экспортным потенциалом можно рассматривать картофель, льноволокно, цемент, мягкие кровельные материалы.

Беларусь – один из крупнейших производителей картофеля в мире – около 1000 кг. на душу населения, в то время как в мире данный показатель составляет примерно 50-60 кг. Экспортные возможности отрасли огромны и зависят в значительной степени от организации промышленной переработки картофеля (сухое пюре, чипсы, крахмал и т.п.).

Беларусь выпускает 17% всех комбайнов в мире, 6% тракторов, 6,4% льноволокна и 1,6% картофеля, а доля производителя карьерных самосвалов БелАЗ на мировом рынке достигает 30%. Производя 1,4% мировых объемов молока, в экспорте молочных продуктов страна занимает 2,4%, а по сливочному маслу – 4,6%.

В 10 самых значимых белорусских товаров, на долю которых в мировом производстве приходится от 30 до 0,6%, входят:

грузовые автомобили, дорожная, строительная техника тракторы и сельскохозяйственная техника холодильники и бытовая техника удобрения льноволокно химические волокна и нити мясные продукты молочные продукты. Нефтепродукты. Мебель

Экспортный потенциал Беларуси основан на этих позициях товаров.

Международная специализация национальной экономики должна обеспечивать грамотное распределение ресурсов и факторов производства страны на наиболее прибыльные с точки зрения мировой торговли позиции. Особенно важным является развитие динамических сравнительных преимуществ, которые определяют более быстрые темпы развития преимуществ по сравнению с конкурентами.

Новая концепция международной специализации и развитие динамических преимуществ весьма актуальны для Республики Беларусь, обладающей малой открытой экономикой, зависимой от внешней торговли. На текущий момент страна обладает сравнительными конкурентными преимуществами по более чем 30 товарным группам, основными среди которых являются минеральные удобрения, пищевые продукты животного происхождения, топливо и нефтепродукты, химические волокна, текстиль, продукты из древесины, транспортные средства и их запасные части и др. Еще десяток товарных позиций являются перспективными к освоению, среди них – продукция сельского хозяйства, фармацевтической и химической промышленности.

Однако товарная и географическая структура специализации страны испытывает негативные тенденции: присутствие на мировых рынках многих групп товаров постепенно сокращается.

Снижается диверсификация экспорта, что ставит экономику страны в зависимость от определенных товарных рынков. Большая часть продукции специализации принадлежит к обрабатывающей промышленности, характеризуется высокой ресурсоемкостью и низкой технологичностью. Низкий адаптационный эффект специализации означает слабую приспособленность к изменениям мирового спроса.

пример: (минеральное сырье (на 26 %), тек- стиль (на 51,6 %), сахар и продукты из сахара (на 36,3 %)), некоторые срав- нительные преимущества утрачиваются (химические продукты (RCA 2,8); белковые вещества, модифицированные крахмалы, смолы, ферменты (RCA 2,3); головные уборы и их части (RCA 1))

рб. Экспортно -ориентированное государство с развитой промышленностью и сельским хозяйством, активно развивающейся сферой услуг, высоким научным потенциалом и большими возможностями для обеспечения транзитных перевозок.

Структура белорусской экономики является экспортоориентированной. Доля экспорта в валовом внутреннем продукте (ВВП) традиционно составляет более 50 процентов. Анализ текущей ситуации Товары – 83,5% в общем объеме экспорта, услуги – 16,5%. Стоимостной объем экспорта товаров и услуг Беларуси вырос с 7,6 млрд. долларов США в 2000 году до 26,7 млрд. долларов в 2015 году (более чем в 3,5 раза). В 2016 году экспорт составил 23,4. млрд доллл.

Неравномерность географической структуры внешней торговли обусловлена в первую очередь привязанностью к российскому рынку, на который в 2000 г. приходилось 50,6 % белорусского экспорта и в 2016 году 46%.

Среди остальных стран основными торговыми партнерами Республики Беларусь являются преимущественно географически близкие европейские страны – Украина, Польша, Литва, Германия, Великобритания, Нидерланды, Италия, а также Китай, Казахстан и др. На рисунке 1 представлены 8 первых по значимости стран в экспорте товаров Республики Беларусь.


9. Факторы, сдерживающие наращивание экспорта.

Ключевые проблемы и факторы, сдерживающие развитие экспорта.

Проблемы развития экспорта связаны со снижением конкурентоспособности белорусских товаров относительно других поставщиков на мировых рынках. Это связано со следующими факторами:

а) За последнее десятилетие большинство предприятий не имели достаточных средств для модернизации и обновления оборудования, что отрицательно сказывается на качестве продукции, освоении новых изделий для экспорта. Износ основных фондов, по оценкам специалистов, достигает 60-80%. В то же время получаемая предприятиями прибыль недостаточна не только для обновления основных фондов, но даже для пополнения оборотных средств. Кредитные же ресурсы Республики Беларусь недостаточны и имеют высокую относительную стоимость;

б) Мировые рынки в основном уже сформированы и разделены по сферам влияния, причем международные экономические отношения становятся все более корпоративными. На долю транснациональных корпораций приходится около 50% мировой торговли. Белорусским предприятиям, не имея достаточно финансовых средств, связей, опыта, имиджа, торговой марки и т.д., весьма сложно туда входить;

в) Макроэкономическая нестабильность, медленная приватизация и реструктуризация предприятий ограничивают конкурентоспособность белорусской продукции на внешних рынках, в связи с высокими ценами, обусловленными большими удельными затратами сырья, материалов, энергии, значительными объемами трансакционных издержек, высокой налоговой нагрузкой на производителей;

г) Предприятия Беларуси пока не сумели перестроить свои маркетингово-сбытовые службы, наладить сервисное обслуживание, сформировать надежные дилерские сети. Сказывается и отсутствие хорошо поставленного экспортного менеджмента и брэндовой политики на предприятиях и системы формирования благоприятного национального имиджа в мире; а также неразвитость организационных структур и товаропроизводящих сетей для экспортеров;

д) Определенное негативное влияние на развитие экспорта оказывает недостаточно активный и целенаправленный процесс вхождения в ВТО. Таможенный союз с Россией дал положительные результаты в краткосрочном плане, на период выживания. Но в долгосрочном плане он обуславливает медленное вхождение отечественных предприятий в систему транснациональных корпоративных интегрированных организаций, что консервирует технологическую отсталость нашей экономики.

е) К другим неблагоприятным факторам следует отнести:

-неблагоприятная предпринимательская среда и инвестиционный климат, не позволяющие иметь адекватные возможности развития экспортно-ориентированных предприятий с учетом имеющихся возможностей их выхода на мировые рынки товаров и услуг;

-отсутствие прозрачной системы финансовой поддержки экспортеров, которая однако должна соответствовать международным нормам добросовестной конкуренции на мировых рынках;

-укрепление белорусского рубля неадекватное уровню инфляции и качественному изменению экспорта;

-отсутствие системной национальной инновационной политики, не позволяющей использовать конкурентные возможности страны.

Отмеченные и другие причины, сдерживающие развитие белорусского экспорта, свидетельствуют, что это проблема носит комплексный характер и решить ее можно лишь на основе системного подхода. Отдельные решения по поддержке государственных предприятий могут приносить лишь локальные успехи. Поэтому для существенного успеха в развитии экспорта надо решить указанные и другие вопросы.


10. Перспективные направления развития экспорта: плюсы и минусы

В связи со снижением объема экспорта в Российскую федерацию, являющуюся основным торговым партнером Беларуси (так экспорт товаров снизился с 13959 млн $ в 2013г. до 7,989 млн $ в 2015г., что однако не помешало росту соответствующего показателя в физическом эквиваленте), по причине ухудшения макроэкономических показателей и обострением политических отношений между государствами, вследствие которых со стороны России были приняты ряд протекционистских и запретительных мер в отношении беларуских товаров (примером которых может послужить распространение утилизационного сбора на беларуские автомобили, а также запрет на поставки говядины из Минска и Минской области) правительство республики приняло программу, согласно которой экспорт товаров из Беларуси должен распределяться тремя равными пропорциями на страны-члены ЕАЭС, Европейский союз и «страны дальней дуги».

Целью данной программы послужила диверсификация беларуского экспорта по странам, поскольку опыт последних лет показал негативный пример того, как страна, экономика которой ориентированна на одно государство, в случае кризиса в оном вовлекается в кризисную спираль. Хотя, безусловно, проблемы в экономике Беларуси последних лет вызваны не только ориентацией на восточного соседа. Скорее кризис в РФ послужил спусковым крючком, который обнажил проблемы беларуской экономической модели, назревавшие на протяжении последних лет.

Как бы то ни было, в связи с ориентацией нашего товарного экспорта на Россию не было нужды в кардинальном улучшении качества и ассортимента товаров, и теперь когда перед Беларусью стоит задача выхода на западные и общемировые рынки, продукция производимая в республике проявляет слабую конкурентоспособность, это связано с тем, что основой нашего экспорта в страны с высоким уровнем развития являются нефтепродукты (за исключением пищевой продукции, однако ее масштабный выход на европейский рынок не предоставляется возможным в связи с крайне высокой конкуренцией и высокими входными барьерами).

В случае же со странами «Дальней дуги» уровень беларуской продукции позволяет свободно экспортировать нашу продукцию в данные государства, но следует не забывать про малый объем сделок с конкретными странами, что добавляет дополнительные издержки и не позволяет экономить на масштабе сделок.

В связи с этим главными направлениями экспорта в данные государства являются те же товарные позиции, что и в Российскую федерацию, за исключением скоропортящихся товаров и товаров с большими издержками транспортировки.

А наиболее перспективными направлениями экспорта в страны с высоким уровнем развития будет экспорт услуг, поскольку для экспорта товаров в такие государства требуется наличие высокотехнологичное производство, а уровень такового в Беларуси пока не позволяет говорить о существенном экспорте в данном направлении.

Изменить ситуацию может развитие индустриальных парков, ярким примером которого является Великий камень, также немаловажным пунктом является изменение Декрета №12 о создании ПВТ, согласно которому резиденты парка могут заниматься только IT услугами, но не производством какой бы то ни было продукции. Работа по двум данным направлениям позволит создать производство телекоммуникационной и компьютерной техники, а также IT-кластеры с производством через обеспечение и поддержку высокотехнологичной автоматизированной промышленности.

В рамках же экспорта услуг наиболее перспективным является IT-аутсорсинг и услги по передаче и хранению данных.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...