Социальная работа в микросоциальной среде
⇐ ПредыдущаяСтр 58 из 58 Социальная работа в микросоциальной среде представляет собой профессиональную помощь индивидуумам, группам, коллективам, проживающим на единой территории и имеющим общие проблемы. Основными методами профессиональной работы в микросоциальной среде являются: социальное планирование, планирование микросоциальной среды, развитие территориального самоуправления, социальные акции в микросоциальной среде, макропрактика. Микросоциальная среда Под микросоциальной средой (коммъюните) понимается сообщество индивидов, объединенных общими ценностями, интересами, придерживающихся единых конфессиональных взглядов и проживающих совместно в одинаковых социальных и экономических условиях на одной территории. Микросоциальная среда представляет собой сложную систему социально-экономической и культурно-исторической общности. Она состоит из комплекса взаимодополняющих систем: экономической, политической, социокультурной, образовательной и государственной. В этих координатах происходит становление и оформление микросоциальной среды как специфического субъекта, имеющего определенные проблемы социального функционирования. Как и жизненный сценарий личности, жизненный сценарий микросоциальной среды имеет свою социальную историю, проблемы, кризисы развития, ценности, нормы, принципы интеграции и взаимодействия с другими институтами, структурами и группами. Микросоциальная среда имеет, по мнению Р.Уоррена, следующие основные функции: 1. Производство — распределение — потребление. 2. Социализация. 3. Социальный контроль. 4. Социальное участие. 5. Взаимоподдержка7. Эти функции микросоциальной среды направлены на развитие жизненного сценария как самого сообщества, так и отдельной личности и группы. В этой связи она оказывается той сферой, где реализуются все жизненно важные функции человека в социуме:
— определяются нормы потребления и производства, модели социально необходимого поведения; — осуществляется контроль за социальным функционированием индивида в социуме через систему формальных принципов; — осуществляется система поддержки отдельного индивида через различные типы организаций: религиозные, общественные, специализированные. Роли социального работника Субъект-субъектное взаимодействие социального работника и клиента, а также проблемы последнего, определяют специфические виды направленности социальной работы. Макропроцессы в микросоциальной среде вызывают свои специфические проблемы, решение которых возможно только через иные организационные формы, чем в социальной работе со случаем. Так, в субъект-субъектном взаимодействии социального работника с микросоциальной средой принцип «лицом к лицу» заменяется на принцип «помощь через структуру». Отсюда важнейшими условиями практики поддержки являются программы помощи и социальные агентства. Происходит изменение и в ролевом взаимодействии социального работника, основными ролями в микросоциуме являются: — адвокат; — брокер; — эксперт; — социальный ориентир. Базисная концепция этих ролей основана на организации в микросоциальной среде коллективов и групп и предоставлении им помощи: они должны способствовать активизации развития общности и улучшению ее жизнедеятельности. Микросоциальная среда выдвигает специфические требования к профессиональной компетенции. Среди них — умение проводить научные исследования на основе социальных, психологических, демографических, статистических данных; умение правильно анализировать и интерпретировать полученную информацию, чтобы адекватно представлять ситуацию развития сообщества и его проблемы.
При этом оперативное вмешательство требует компетенции, выходящей за рамки социальной работы, оно требует привлечения к совместной деятельности различных специалистов. Так команда, включающая юристов, врачей, психологов, психотерапевтов, при непосредственном участии социальных работников осуществляет серии работ, направленных на искоренение наркотической, алкогольной зависимости у отдельных групп в общине. Помощь в этом случае носит синтезирующий характер, поскольку каждый специалист привносит в общий процесс свои знания и умения, кроме того, располагает определенными общественными полномочиями. Основные принципы и модели работы в микросоциальной среде Основными принципами социальной работы в микросоциальной среде, по мнению Г.Репорта, являются: 1. Доступность обслуживания. 2. Активное сотрудничество клиентов с социальными агентствами. 3. Межведомственная работа. 4. Развитие новой инициативы. 5. Создание сети поддержки. 6. Децентрализация контроля за методами вмешательства в бюджет. 7. Активизация подходов. 8. Закрытый сервис микросоциальной среды. 9. Подвижность. Условно практические модели социальной работы в микросоциуме можно свести к локальному развитию, социальному планированию и социальным акциям. В таблице, согласно концепции Д.Ротмана, показаны основные модели социальной работы в микросоциуме. Таблица 34
ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ 1. Пределы профессиональной компетенции в «работе со случаем». 2. Подходы в социальной работе с клиентами. В чем их различие? 3. Основные стадии работы с клиентом. 4. Групповая психотерапия и социальная работа с группой. 5. Социокультурные и терапевтические группы. 6. Формальные и неформальные «клиентские группы». 7. Формы социального посредничества. 8. Работа с общественными объединениями и ассоциациями. 9. Социальное взаимодействие и межинституциональные связи. 10. Диагностика социальных проблем в социуме. ЛИТЕРАТУРА 1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — М.,1994. 2. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. — М., 1990. 3. Возрастно-психологическое консультирование / Бурмянская Г.В. и др.—М., 1994. 4. Групповая психотерапия / Под ред. Б.Д.Карвасарского; С.Ледера. — М., 1990. 5. Доуэл М„ Шадлоу С. Практика социальной работы. — М., 1995. 6. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. — Минск, 1976. 7. Кричевский Р.Л.,ДубовскаяЕ.М. Психология малой группы. — М., 1991. 8. Проник А.А. Межличностное оценивание в малых группах. — Киев, 1982.
9. Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г.М.Андреевой; А.И.Донцова. — М., 1981. 10. Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. — М., 1988. 11. Рудеспгам. К. Групповая психотерапия. — М., 1990. БИБЛИОГРАФИЯ 1 Забадыкина Е.В. Памятка социальному работнику // Социальные работники за безопасность в семье. — М., 1999. — С. 142. 2 Smalley R. Social Casework: The Functional Approach // Encyklopedia of Social Work.—1972. 3 Contemporary social work. — N.-Y., 1980. 4 Konopka G. Social Group Work: A Helping Process. — N.-Y., 1963. — P. 153. 5 Drakeford J. Twenty Years at Hull House. — N.-Y, 1969. 8 Konopka G. Social Group Work: A Helping Process. — N.-Y, 1963. 7 Warren R. The Community in America. — Chicago, 1963. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ................................................................................................... 3 РАЗДЕЛ I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 5 Глава 1. СТАНОВЛЕНИЕ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ............... 5 § 1. ЗАПАДНАЯ И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ: СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЯ.................................... 5 § 2. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НУЖДАЮЩИХСЯ..................................................................... 8 § 3. ОФОРМЛЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 42 ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ........................................................................... 56 ЛИТЕРАТУРА.................................................................................................. 57 БИБЛИОГРАФИЯ............................................................................................ 57 Глава 2. Философия социальной работы................................... 62 § 1. ПАРАДИГМЫ ФИЛОСОФИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ....................... 63 § 2.ФИЛОСОФСКИЕ ЦЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ...................... 65 § 3. ЧЕЛОВЕК В КОНЦЕПЦИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ......................... 74 ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ........................................................................... 85 ЛИТЕРАТУРА.................................................................................................. 86 БИБЛИОГРАФИЯ............................................................................................ 86 Глава З.ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ.................... 87 § 1. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ.............. 87 § 2. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ СВЯЗЕЙ И ОТНОШЕНИЙ.................................................................................................... 95 § 3. МЕТОДОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ........................................................................................................... 100 ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ......................................................................... 113 ЛИТЕРАТУРА................................................................................................ 113 БИБЛИОГРАФИЯ.......................................................................................... 114 Глава 4. Социальная политика и социальная работа.... 115 § 1. МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ.................................................. 116 §2. ИДЕОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ.............. 124 § 3. СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА........................................................................................................................... 134
ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ......................................................................... 144 ЛИТЕРАТУРА................................................................................................ 144 БИБЛИОГРАФИЯ.......................................................................................... 145 РАЗДЕЛ II.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ... 147 Глава 5. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ...................................................................................................... 147 § 1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ................................................................................................... 147 § 2. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ: ПРИНЦИПЫ, ФУНКЦИИ, ВИДЫ И ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ........................................ 150 § 3. УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ: ИХ ВИДЫ И СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ................................................................... 155 ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ......................................................................... 169 ЛИТЕРАТУРА................................................................................................ 170 БИБЛИОГРАФИЯ.......................................................................................... 170 Глава 6. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ...... 171 § 1. ОСОБЕННОСТИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ........................................................................................................................ 172 § 2. УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ И РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ................................................................................................. 179 § 3. СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК И СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ: СУЩНОСТЬ И РАЗЛИЧИЕ....................................................................................................... 181 ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ......................................................................... 184 ЛИТЕРАТУРА................................................................................................ 184 БИБЛИОГРАФИЯ.......................................................................................... 185 Глава 7. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЕ 186 § 1. ГЕНЕЗИС САНКЦИЙ И НАКАЗАНИЙ В ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЕ........................................................................................................................... 186 § 2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЕ.................................................................. 189 § 3. СОЦИАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ.......... 191 ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ......................................................................... 201 ЛИТЕРАТУРА................................................................................................ 201 БИБЛИОГРАФИЯ.......................................................................................... 202 Глава 8. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ............................................................................................. 203 § 1. РАЗВИТИЕ ВЗГЛЯДОВ НА ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ............................................................................................. 204 § 2. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ КАК ФАКТОР ГАРМОНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ.............. 208 § 3. ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА........................................................................................................................... 211 ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ......................................................................... 214 ЛИТЕРАТУРА................................................................................................ 214 БИБЛИОГРАФИЯ.......................................................................................... 215 РАЗДЕЛ III. СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК КАК ПРОФЕССИОНАЛ...... 216 Глава 9. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ «Я-КОНЦЕПЦИЯ» СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА..................................................................................................... 216 § 1. ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТА.............................................................................................. 216 §2. КОММУНИКАТИВНАЯ ПРОФЕССИОГРАММА СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА........................................................................................................................... 223 § 3. ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ.... 225 ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ......................................................................... 232 ЛИТЕРАТУРА................................................................................................ 232 БИБЛИОГРАФИЯ.......................................................................................... 233 Глава 10. СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА И КЛИЕНТА...................................................................................................... 233 § 1. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА И 'КЛИЕНТА............................................................................ 234 § 2. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА С КЛИЕНТОМ............................................ 237 §3. ВОССТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КАК ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА............................... 244 ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ......................................................................... 247 ЛИТЕРАТУРА................................................................................................ 247 БИБЛИОГРАФИЯ.......................................................................................... 248 Глава 11. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РИСК В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ 249 § 1. СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И ПРОЯВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА................................................ 249 § 2. СИНДРОМ «ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СГОРАНИЯ» И ПСИХОГИГИЕНА В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ................................................................................. 255 ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ......................................................................... 261 ЛИТЕРАТУРА................................................................................................ 261 БИБЛИОГРАФИЯ.......................................................................................... 261 РАЗДЕЛ IV. КЛИЕНТ КАК ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ.............................................................................................................................. 263 Глава 12. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ЛИЧНОСТИ КЛИЕНТА 263 § 1. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ПОНЯТИЯ «КЛИЕНТ»......................................... 263 § 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К КЛИЕНТУ.................................. 265 § 3. ПОДХОДЫ К ЛИЧНОСТИ КЛИЕНТА В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ..... 267 ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ......................................................................... 274 ЛИТЕРАТУРА................................................................................................ 274 БИБЛИОГРАФИЯ.......................................................................................... 275 Глава 13. СЕКСИЗМ И ЭТНИЗМ КАК ФАКТОРЫ ДИСКРИМИНАЦИИ ЧЕЛОВЕКА........................................................................................................................... 275 § 1. СЕКСИЗМ И АНТИДИСКРИМИНАЦИОННАЯ ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ........................................................................................................... 275 § 2. ЭТНОЦЕНТРИЗМ И ПРОБЛЕМЫ ПОДДЕРЖКИ НУЖДАЮЩИХСЯ 282 ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ......................................................................... 288 ЛИТЕРАТУРА................................................................................................ 288 БИБЛИОГРАФИЯ.......................................................................................... 289 Глава 14. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ФАКТОР В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМ КЛИЕНТА.............................................................................................................................. 289 § 1. ФЕНОМЕН ПОЛА И ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КЛИЕНТА 290 § 2. ВОЗРАСТ КАК ФАКТОР ДИСКРИМИНАЦИИ ЧЕЛОВЕКА................ 304 § 3. ФЕНОМЕН ЗДОРОВЬЯ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМ ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ...................................................................................................... 309 § 4. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА И ПРОБЛЕМЫ СЕКСУАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ........................................................................................................................... 317 ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ......................................................................... 320 ЛИТЕРАТУРА................................................................................................ 321 БИБЛИОГРАФИЯ.......................................................................................... 321 Глава 15. СЕМЬЯ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ КЛИЕНТА.............................................................................................................................. 323 § 1. СЕМЬЯ КАК ФАКТОР ДЕСТРУКТИВНОГО ВОСПИТАНИЯ.............. 324 § 2. СЕМЬЯ КАК ФАКТОР НАПРЯЖЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ 325 § 3. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ СЕМЬИ И СТРАТЕГИЯ ПОМОЩИ.................... 328 ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ......................................................................... 333 ЛИТЕРАТУРА................................................................................................ 333 БИБЛИОГРАФИЯ.......................................................................................... 333 Глава 16. СОЦИОЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКТОР В ТРАНСФОРМАЦИИ ЖИЗНЕННОГО СЦЕНАРИЯ ЧЕЛОВЕКА................................................... 334 § 1. ТОКСИКОМАНИЯ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ......... 335 § 2. ПРЕСТУПНОСТЬ КАК ФАКТОР ДЕВИАЦИИ ЖИЗНЕННОГО СЦЕНАРИЯ ЛИЧНОСТИ...................................................................................................... 339 ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ......................................................................... 343 ЛИТЕРАТУРА................................................................................................ 343 БИБИЛИОГРАФИЯ....................................................................................... 343 РАЗДЕЛ V. ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ................................... 345 Глава 17. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ....................................... 345 § 1. МЕТОДЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ................. 345 § 2. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ГРУППОЙ................................. 352 § 3. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В МИКРОСОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ................ 361 ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ......................................................................... 364 ЛИТЕРАТУРА................................................................................................ 364 БИБЛИОГРАФИЯ.......................................................................................... 364
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|