Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальная работа в микросоциальной среде




Социальная работа в микросоциальной среде представляет собой профессиональную помощь индивидуумам, группам, коллективам, проживающим на единой территории и имеющим общие проблемы. Основными методами профессиональной работы в микросоциальной среде являются: социальное планирование, планирование микросоциальной среды, развитие территориального самоуправления, социальные акции в микросоциальной среде, макропрактика.

Микросоциальная среда

Под микросоциальной средой (коммъюните) понимается сообщество индивидов, объединенных общими ценностями, интересами, придерживающихся единых конфессиональных взглядов и проживающих совместно в одинаковых социальных и экономических условиях на одной территории.

Микросоциальная среда представляет собой сложную систему социально-экономической и культурно-исторической общности. Она состоит из комплекса взаимодополняющих систем:

экономической, политической, социокультурной, образовательной и государственной. В этих координатах происходит становление и оформление микросоциальной среды как специфического субъекта, имеющего определенные проблемы социального функционирования. Как и жизненный сценарий личности, жизненный сценарий микросоциальной среды имеет свою социальную историю, проблемы, кризисы развития, ценности, нормы, принципы интеграции и взаимодействия с другими институтами, структурами и группами.

Микросоциальная среда имеет, по мнению Р.Уоррена, следующие основные функции:

1. Производство — распределение — потребление.

2. Социализация.

3. Социальный контроль.

4. Социальное участие.

5. Взаимоподдержка7.

Эти функции микросоциальной среды направлены на развитие жизненного сценария как самого сообщества, так и отдельной личности и группы. В этой связи она оказывается той сферой, где реализуются все жизненно важные функции человека в социуме:

— определяются нормы потребления и производства, модели социально необходимого поведения;

— осуществляется контроль за социальным функционированием индивида в социуме через систему формальных принципов;

— осуществляется система поддержки отдельного индивида через различные типы организаций: религиозные, общественные, специализированные.

Роли социального работника

Субъект-субъектное взаимодействие социального работника и клиента, а также проблемы последнего, определяют специфические виды направленности социальной работы. Макропроцессы в микросоциальной среде вызывают свои специфические проблемы, решение которых возможно только через иные организационные формы, чем в социальной работе со случаем. Так, в субъект-субъектном взаимодействии социального работника с микросоциальной средой принцип «лицом к лицу» заменяется на принцип «помощь через структуру». Отсюда важнейшими условиями практики поддержки являются программы помощи и социальные агентства. Происходит изменение и в ролевом взаимодействии социального работника, основными ролями в микросоциуме являются:

— адвокат;

— брокер;

— эксперт;

— социальный ориентир.

Базисная концепция этих ролей основана на организации в микросоциальной среде коллективов и групп и предоставлении им помощи: они должны способствовать активизации развития общности и улучшению ее жизнедеятельности.

Микросоциальная среда выдвигает специфические требования к профессиональной компетенции. Среди них — умение проводить научные исследования на основе социальных, психологических, демографических, статистических данных; умение правильно анализировать и интерпретировать полученную информацию, чтобы адекватно представлять ситуацию развития сообщества и его проблемы.

При этом оперативное вмешательство требует компетенции, выходящей за рамки социальной работы, оно требует привлечения к совместной деятельности различных специалистов. Так команда, включающая юристов, врачей, психологов, психотерапевтов, при непосредственном участии социальных работников осуществляет серии работ, направленных на искоренение наркотической, алкогольной зависимости у отдельных групп в общине. Помощь в этом случае носит синтезирующий характер, поскольку каждый специалист привносит в общий процесс свои знания и умения, кроме того, располагает определенными общественными полномочиями.

Основные принципы и модели работы в микросоциальной среде

Основными принципами социальной работы в микросоциальной среде, по мнению Г.Репорта, являются:

1. Доступность обслуживания.

2. Активное сотрудничество клиентов с социальными агентствами.

3. Межведомственная работа.

4. Развитие новой инициативы.

5. Создание сети поддержки.

6. Децентрализация контроля за методами вмешательства в бюджет.

7. Активизация подходов.

8. Закрытый сервис микросоциальной среды.

9. Подвижность.

Условно практические модели социальной работы в микросоциуме можно свести к локальному развитию, социальному планированию и социальным акциям. В таблице, согласно концепции Д.Ротмана, показаны основные модели социальной работы в микросоциуме.

Таблица 34

    Модель локального развития Модель социального планирования Модель социальных акций
Целевые акции Организация самопомощи, интеграция Рассмотрение проблемно-ориентированных задач Урегулирование взаимоотношений и ресурсов, институциональный обмен
Соблюдение структурных и проблемных условий Аномия, сохранение демократических взаимоотношений, традиций Социальные проблемы, психическое и физическое здоровье Социальная несправедливость, депривация
Основные стратегии Широкий спектр социальных проблем и их решение Сбор фактов и рациональное решение проблем Организация сообщества против негативных проявлений
Тактика и техники деятельности Консенсус:групповые дискуссии и взаимодействие групп сообщества с заинтересованными лицами Консенсус — конфликт Конфликт — соревнование: конфронтации, директивные акции
Роли Координатор, Учитель по этическим ценностям, навыкам проблемных решений Фасилитатор, Аналитик, Исполнитель программ Адвокат, Агитатор, Брокер
Средства Манипуляции, задаче-ориентированные группы Манипуляции формальной организацией и данными Манипуляция организацией масс и политическими процессами
    Модель локального развития Модель социального планирования Модель социальных акций
Концепции и общественные интересы Рационализм-объединение Идеализм-объединение Реализм-объединение
Концепции клиентов Горожане Потребители Жертвы
Ролевые концепции клиентов Участники проблемных процессов Потребители или получатели Служащие, избиратели

 

ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Пределы профессиональной компетенции в «работе со случаем».

2. Подходы в социальной работе с клиентами. В чем их различие?

3. Основные стадии работы с клиентом.

4. Групповая психотерапия и социальная работа с группой.

5. Социокультурные и терапевтические группы.

6. Формальные и неформальные «клиентские группы».

7. Формы социального посредничества.

8. Работа с общественными объединениями и ассоциациями.

9. Социальное взаимодействие и межинституциональные связи.

10. Диагностика социальных проблем в социуме.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — М.,1994.

2. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. — М.,

1990.

3. Возрастно-психологическое консультирование / Бурмянская Г.В. и др.—М., 1994.

4. Групповая психотерапия / Под ред. Б.Д.Карвасарского; С.Ледера. — М., 1990.

5. Доуэл М„ Шадлоу С. Практика социальной работы. — М., 1995.

6. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. — Минск, 1976.

7. Кричевский Р.Л.,ДубовскаяЕ.М. Психология малой группы. — М.,

1991.

8. Проник А.А. Межличностное оценивание в малых группах. — Киев, 1982.

9. Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г.М.Андреевой;

А.И.Донцова. — М., 1981.

10. Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. — М., 1988.

11. Рудеспгам. К. Групповая психотерапия. — М., 1990.

БИБЛИОГРАФИЯ

1 Забадыкина Е.В. Памятка социальному работнику // Социальные работники за безопасность в семье. — М., 1999. — С. 142.

2 Smalley R. Social Casework: The Functional Approach // Encyklopedia of Social Work.—1972.

3 Contemporary social work. — N.-Y., 1980.

4 Konopka G. Social Group Work: A Helping Process. — N.-Y., 1963. — P. 153.

5 Drakeford J. Twenty Years at Hull House. — N.-Y, 1969.

8 Konopka G. Social Group Work: A Helping Process. — N.-Y, 1963.

7 Warren R. The Community in America. — Chicago, 1963.


СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ................................................................................................... 3

РАЗДЕЛ I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 5

Глава 1. СТАНОВЛЕНИЕ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ............... 5

§ 1. ЗАПАДНАЯ И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ: СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЯ.................................... 5

§ 2. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НУЖДАЮЩИХСЯ..................................................................... 8

§ 3. ОФОРМЛЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 42

ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ........................................................................... 56

ЛИТЕРАТУРА.................................................................................................. 57

БИБЛИОГРАФИЯ............................................................................................ 57

Глава 2. Философия социальной работы................................... 62

§ 1. ПАРАДИГМЫ ФИЛОСОФИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ....................... 63

§ 2.ФИЛОСОФСКИЕ ЦЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ...................... 65

§ 3. ЧЕЛОВЕК В КОНЦЕПЦИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ......................... 74

ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ........................................................................... 85

ЛИТЕРАТУРА.................................................................................................. 86

БИБЛИОГРАФИЯ............................................................................................ 86

Глава З.ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ.................... 87

§ 1. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ.............. 87

§ 2. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ СВЯЗЕЙ И ОТНОШЕНИЙ.................................................................................................... 95

§ 3. МЕТОДОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ........................................................................................................... 100

ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ......................................................................... 113

ЛИТЕРАТУРА................................................................................................ 113

БИБЛИОГРАФИЯ.......................................................................................... 114

Глава 4. Социальная политика и социальная работа.... 115

§ 1. МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ.................................................. 116

§2. ИДЕОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ.............. 124

§ 3. СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА........................................................................................................................... 134

ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ......................................................................... 144

ЛИТЕРАТУРА................................................................................................ 144

БИБЛИОГРАФИЯ.......................................................................................... 145

РАЗДЕЛ II.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ... 147

Глава 5. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ...................................................................................................... 147

§ 1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ................................................................................................... 147

§ 2. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ: ПРИНЦИПЫ, ФУНКЦИИ, ВИДЫ И ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ........................................ 150

§ 3. УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ: ИХ ВИДЫ И СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ................................................................... 155

ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ......................................................................... 169

ЛИТЕРАТУРА................................................................................................ 170

БИБЛИОГРАФИЯ.......................................................................................... 170

Глава 6. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ...... 171

§ 1. ОСОБЕННОСТИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ........................................................................................................................ 172

§ 2. УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ И РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ................................................................................................. 179

§ 3. СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК И СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ: СУЩНОСТЬ И РАЗЛИЧИЕ....................................................................................................... 181

ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ......................................................................... 184

ЛИТЕРАТУРА................................................................................................ 184

БИБЛИОГРАФИЯ.......................................................................................... 185

Глава 7. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЕ 186

§ 1. ГЕНЕЗИС САНКЦИЙ И НАКАЗАНИЙ В ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЕ........................................................................................................................... 186

§ 2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЕ.................................................................. 189

§ 3. СОЦИАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ.......... 191

ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ......................................................................... 201

ЛИТЕРАТУРА................................................................................................ 201

БИБЛИОГРАФИЯ.......................................................................................... 202

Глава 8. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ............................................................................................. 203

§ 1. РАЗВИТИЕ ВЗГЛЯДОВ НА ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ............................................................................................. 204

§ 2. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ КАК ФАКТОР ГАРМОНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ.............. 208

§ 3. ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА........................................................................................................................... 211

ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ......................................................................... 214

ЛИТЕРАТУРА................................................................................................ 214

БИБЛИОГРАФИЯ.......................................................................................... 215

РАЗДЕЛ III. СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК КАК ПРОФЕССИОНАЛ...... 216

Глава 9. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ «Я-КОНЦЕПЦИЯ» СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА..................................................................................................... 216

§ 1. ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТА.............................................................................................. 216

§2. КОММУНИКАТИВНАЯ ПРОФЕССИОГРАММА СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА........................................................................................................................... 223

§ 3. ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ.... 225

ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ......................................................................... 232

ЛИТЕРАТУРА................................................................................................ 232

БИБЛИОГРАФИЯ.......................................................................................... 233

Глава 10. СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА И КЛИЕНТА...................................................................................................... 233

§ 1. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА И 'КЛИЕНТА............................................................................ 234

§ 2. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА С КЛИЕНТОМ............................................ 237

§3. ВОССТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КАК ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА............................... 244

ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ......................................................................... 247

ЛИТЕРАТУРА................................................................................................ 247

БИБЛИОГРАФИЯ.......................................................................................... 248

Глава 11. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РИСК В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ 249

§ 1. СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И ПРОЯВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА................................................ 249

§ 2. СИНДРОМ «ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СГОРАНИЯ» И ПСИХОГИГИЕНА В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ................................................................................. 255

ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ......................................................................... 261

ЛИТЕРАТУРА................................................................................................ 261

БИБЛИОГРАФИЯ.......................................................................................... 261

РАЗДЕЛ IV. КЛИЕНТ КАК ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ.............................................................................................................................. 263

Глава 12. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ЛИЧНОСТИ КЛИЕНТА 263

§ 1. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ПОНЯТИЯ «КЛИЕНТ»......................................... 263

§ 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К КЛИЕНТУ.................................. 265

§ 3. ПОДХОДЫ К ЛИЧНОСТИ КЛИЕНТА В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ..... 267

ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ......................................................................... 274

ЛИТЕРАТУРА................................................................................................ 274

БИБЛИОГРАФИЯ.......................................................................................... 275

Глава 13. СЕКСИЗМ И ЭТНИЗМ КАК ФАКТОРЫ ДИСКРИМИНАЦИИ ЧЕЛОВЕКА........................................................................................................................... 275

§ 1. СЕКСИЗМ И АНТИДИСКРИМИНАЦИОННАЯ ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ........................................................................................................... 275

§ 2. ЭТНОЦЕНТРИЗМ И ПРОБЛЕМЫ ПОДДЕРЖКИ НУЖДАЮЩИХСЯ 282

ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ......................................................................... 288

ЛИТЕРАТУРА................................................................................................ 288

БИБЛИОГРАФИЯ.......................................................................................... 289

Глава 14. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ФАКТОР В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМ КЛИЕНТА.............................................................................................................................. 289

§ 1. ФЕНОМЕН ПОЛА И ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КЛИЕНТА 290

§ 2. ВОЗРАСТ КАК ФАКТОР ДИСКРИМИНАЦИИ ЧЕЛОВЕКА................ 304

§ 3. ФЕНОМЕН ЗДОРОВЬЯ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМ ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ...................................................................................................... 309

§ 4. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА И ПРОБЛЕМЫ СЕКСУАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ........................................................................................................................... 317

ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ......................................................................... 320

ЛИТЕРАТУРА................................................................................................ 321

БИБЛИОГРАФИЯ.......................................................................................... 321

Глава 15. СЕМЬЯ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ КЛИЕНТА.............................................................................................................................. 323

§ 1. СЕМЬЯ КАК ФАКТОР ДЕСТРУКТИВНОГО ВОСПИТАНИЯ.............. 324

§ 2. СЕМЬЯ КАК ФАКТОР НАПРЯЖЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ 325

§ 3. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ СЕМЬИ И СТРАТЕГИЯ ПОМОЩИ.................... 328

ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ......................................................................... 333

ЛИТЕРАТУРА................................................................................................ 333

БИБЛИОГРАФИЯ.......................................................................................... 333

Глава 16. СОЦИОЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКТОР В ТРАНСФОРМАЦИИ ЖИЗНЕННОГО СЦЕНАРИЯ ЧЕЛОВЕКА................................................... 334

§ 1. ТОКСИКОМАНИЯ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ......... 335

§ 2. ПРЕСТУПНОСТЬ КАК ФАКТОР ДЕВИАЦИИ ЖИЗНЕННОГО СЦЕНАРИЯ ЛИЧНОСТИ...................................................................................................... 339

ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ......................................................................... 343

ЛИТЕРАТУРА................................................................................................ 343

БИБИЛИОГРАФИЯ....................................................................................... 343

РАЗДЕЛ V. ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ................................... 345

Глава 17. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ....................................... 345

§ 1. МЕТОДЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ................. 345

§ 2. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ГРУППОЙ................................. 352

§ 3. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В МИКРОСОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ................ 361

ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ......................................................................... 364

ЛИТЕРАТУРА................................................................................................ 364

БИБЛИОГРАФИЯ.......................................................................................... 364

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...