Научный руководитель Преподаватель Голубева Татьяна Ивановна
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Анализ проблем жизненного старта воспитанников на примере МОУ детский дом № 3 г. Апатиты Выполнила студентка 5 курса Козешкова Наталья Николаевна Научный руководитель Преподаватель Голубева Татьяна Ивановна Апатиты 2010
Оглавление
Введение Глава 1. Дети, оставшиеся без попечения родителей и выпускники интернатных учреждений, как объекты социальной работы Нормативно-правовые основы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 1.2 Проблемы социальной адаптации выпускников интернатных учреждений Проблемы профессионального обучения и трудоустройства и трудовой адаптации Социально-бытовые проблемы Социально-психологические проблемы Проблемы правовой безграмотности Глава 2. Исследование уровня подготовленности воспитанников к самостоятельной жизни Характеристика учреждения, на базе которого проводилось исследование Методы и методология исследования (обоснование методов) Программа и организация исследования Анализ результатов исследования 2.4.1 Анализ интервью Анализ тестирования Заключение Список использованной литературы Приложения
Введение
В последние 20 лет положение детей в России заметно ухудшается. Данные статистики показывают, что растет число детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей. В 2000 г. таких детей было 630 тыс., в 2001 - 650 тыс. Средства массовой информации показывают неутешительные кадры ужасного положения детей, которые по каким-либо причинам оказываются на улице, в плохих условиях закрытого интерната и т. п. Такой категории - детям-сиротам - традиционно уделялось в социальной работе большое внимание.
«Переход от периода детства к периоду взрослости сложен для любого ребенка, а тем более сироты, который вырос в детском учреждении на полном государственном обеспечении в специфическом, полуизолированном мире, соприкасающемся с реальностью только отдельными сторонами». Многочисленные исследования последних лет показывают наличие серьезных и сложных проблем в социальной адаптации выпускников детских домов. «Они довольствуются заботой педагогического и обслуживающего персонала, который часто принимает решения, касающиеся дальнейшей судьбы молодых людей, без учета их собственного мнения. Внутри учреждения воспитанники не ощущают особых проблем, их потребности реализуются без их участия в реализации. Государство берет на себя обязательство по решению основных проблем ребенка: обучение, воспитание, обеспечение детей, оставшихся без попечения родителей самым необходимым. Но самостоятельная, взрослая жизнь ставит перед ними проблемы, к которым они в реальности оказываются не готовыми». Это касается организации быта, отношения к работе, сохранения своего здоровья, проведения свободного времени, опыта создания семьи и воспитания детей. Жизнь в интернатном учреждении затрудняет дальнейшую социальную адаптацию воспитанников. Темой данной работы является комплекс проблем, встающих перед выпускниками накануне выпуска из детского дома или интерната. Проблема, заключающаяся в социальной дезадаптации, неподготовленности к самостоятельной жизни выпускников, доказывает необходимость изучения данной темы. Известно, что большинство выпускников интернатных учреждений и детских домов не могут успешно адаптироваться в жизни. После выхода из детского дома, выпускники не в состоянии решать многие проблемы, с которыми им приходится сталкиваться ежедневно без поддержки взрослых. Они испытывают большие трудности с устройством на работу, получением жилья, не умеют общаться со взрослыми, обустроить свой быт, составлять и соблюдать бюджет, отстаивать свои юридические права.
Проблемы постинтернатной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в последние годы является предметом изучения многих исследователей. На современном этапе развития России общественное сознание переживает радикальные изменения в отношении проблем осиротевших детей, постигая необходимость их социализации, восстановления нарушенных социальных связей ребенка с обществом. В научной литературе обсуждается проблема психического развития детей, находящихся в условиях дефицита общения с близким взрослым. Данная проблема рассматривается в работах А. М Прихожан, Н. Н. Толстых и др. Проблема социальной адаптации выпускников интернатных учреждений рассматривается в работах Н.В. Малукас, Л.А. Полозовой, Н.И. Янушко, Н. Н. Радиной, А. Н. Майорова, О.Е. Лебедева и т. д. Вопросам необходимости развития постинтернатного сопровождения, а также моделям постинтернатной адаптации, посвящены работы Е. Е. Чепурных, Г.В. Семьи, Г.Н. Травниковой, В.Г. Боровика. Таким образом, проблема социальной интеграции детей, лишенных родительского попечения, является предметом обсуждения в современном научном мире. Актуальность темы заключается в том, что особенности жизни в детском учреждении (полузакрытый характер, коллективное проживание, вынужденный круг общения, избыточное педагогическое воздействие, ограничение свободы выбора и принятия решения) затрудняет дальнейшую адаптацию к реальной жизни. Вхождение их в самостоятельную жизнь сопряжено с большими трудностями и не всегда проходит успешно. «По статистике, примерно у 8 из 10 выпускников интернатных учреждений и детских домов судьба складывается неблагополучно - они попадают в места заключения, пытаются покончить жизнь самоубийством, не могут найти себе работу и порождают так называемую «вторичную волну сиротства». Не умея сохранить собственную семью, сдают своих детей в те же детские дома, где воспитывались сами». Целью данной работы является разработка и обоснование методов исследования уровня подготовки воспитанников детского дома № 3 г. Апатиты к самостоятельной жизни.
Для достижения цели в работе требовалось решить следующие задачи: Изучить механизмы регулирования защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; Изучить структуру учреждений, призванных осуществлять заботу о данной категории детей; Осуществить анализ имеющихся теоретических представлений о проблемах выпускников интернатных учреждений, в том числе: . проблемы профессионального обучения и трудоустройства; . проблемы социально-бытового плана (в том числе: социально-бытовые навыки, забота о здоровье, распределение финансов, жилье и т. п.); . проблемы социально-психологического характера (взаимоотношения с людьми, создание своей семьи, коммуникативные барьеры во взаимоотношениях с людьми). Разработать методы исследования, которое будет проведено в детском доме № 3 города Апатиты. Провести исследование с целью анализа подготовленности воспитанников детских домов к самостоятельной жизни. Разработать рекомендации и предложения по улучшению…. Объектом работы является процесс подготовки воспитанников интернатных учреждений к самостоятельной жизни. Предметом работы являются причины социальной неустроенности детей-сирот после выпуска. Изученный материал направлен на проверку гипотезы: в детском доме № 3 недостаточно работы проводится с воспитанниками для того, чтобы их стратегия жизни стала успешной. Методологической основой стали идеи Лебедева, Майорова и т. д. об основных проблемах выпускников перед стартом; С. В. Ерофеевой: важный аспект адаптации выпускника интернатного учреждения или детского дома в обществе - уровень его подготовки к самостоятельной жизни, а именно социальная и бытовая адаптация; Эмпирическую основу составляют результаты исследования, проведенного на базе детского дома № 3 г. Апатиты с личным участием автора работы. Практическая значимость работы заключается в том, что с разработанными предложениями будет ознакомлена администрация детского дома № 3 города Апатиты.
Структура работы: введение, две главы, заключение и приложения. Первая глава содержит нормативно-правовые основы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проанализирован также комплекс проблем, с которыми сталкиваются выпускники интернатных учреждений после выпуска из этих учреждений. Вторая глава работы посвящена практическому исследованию, направленному на выявление уровня подготовки воспитанников детского дома к самостоятельной жизни. Глава 1. Дети, оставшиеся без попечения родителей, и выпускники интернатных учреждений, как объекты социальной работы
1.1 Нормативно-правовые основы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Сиротство как общественное явление имеет многовековую историю, во все времена были дети, которым выпадала участь расти без родителей. Сирот усыновляли, их брали в монастыри, создавали дома призрения, приюты. В современном российском законодательстве определены следующие понятия: «Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; учреждения социального обслуживания населения (детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты); учреждения системы здравоохранения (дома ребенка) и другие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке.
Полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - предоставление им за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды и обуви, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости; обучающиеся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте восемнадцати лет и старше, но не более чем до двадцати трех лет имеют право на полное государственное обеспечение и дополнительные социальные гарантии до окончания профессионального обучения в очных образовательных учреждениях. Выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица, находившиеся на полном государственном обеспечении и закончившие свое пребывание в данном учреждении в связи с завершением обучения» [закон № 159-фз от 21.12.96 г. ст. 1]. «Дети, оказавшиеся по тем или иным причинам вне семьи, - явление противоестественное». Одним из основных прав ребенка является «право знать своих родителей и право на их заботу» (Конвенция ООН о правах ребенка, ст.7). Если же ребенок «временно или постоянно лишен своего окружения или в его собственных интересах не может оставаться в таком окружении», то он «имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством» (конвенция ООН о правах ребенка, ст. 8). В нашей стране обязанности по выявлению детей этой категории возложены на специальные органы - органы опеки и попечительства. Статус детей закрепляется документально в установленном порядке. Существует целая система законодательных актов, государственных мер и учреждений (дома ребенка, детские дома, школы-интернаты и др.), направленных на материальное обеспечение, содержание и создание условий для развития, воспитания и образования этих детей. «Дом ребенка - учреждение здравоохранения, предназначенное для воспитания и оказания медицинской помощи детям-сиротам, подкинутым детям, детям, родители которых не имеют возможности воспитывать своих детей и детям с дефектами физического и психического развития» (социальная энциклопедия). В доме ребенка должны воспитываться дети от рождения до 3 лет, дети с дефектами физического и психического развития - до 4 лет. На практике имеет место ситуация, когда большинство детей остается в доме ребенка до 4 лет. «Все дома ребенка являются государственными учреждениями. Основная деятельность дома-ребенка - воспитательная и лечебно-оздоровительная. Дети, находящиеся в доме ребенка, обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, инвентарем и игрушками в соответствии с утвержденными нормативами» (социальная энциклопедия) Дети в возрасте от 3 лет, как правило, помещаются на воспитание в образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это могут быть: детский дом (для детей раннего (с 1,5 до 3 лет), дошкольного, школьного возраста и смешанный); детский дом-школа, школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; специальный (коррекционный) детский дом для детей с отклонениями в развитии, оставшихся без попечения родителей; специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с отклонениями в развитии, оставшихся без попечения родителей. Согласно «Социальной энциклопедии»: детский дом - государственное образовательное учреждение, в котором обеспечивается содержание, развитие, образование и воспитание детей в возрасте от 3 до 18 лет. Детские дома различаются: по возрастному принципу - для детей дошкольного возраста (3-7 лет), школьного возраста (7 - 18 лет) и смешанного типа; в зависимости от особенностей контингента воспитанников - общего типа, санаторные (для детей, нуждающихся в длительном лечении), специальные (для детей с отклонениями в развитии); в зависимости от круга решаемых задач - детский дом, детский дом-школа, учебно-воспитательный комплекс. «Специализация детских домов идет не только в направлении детей с отклонениями в развитии, но и по пути создания учреждений, направленных на развитие способностей детей в различных областях деятельности (детские дома художественного, спортивного профилей, с углубленным изучение иностранного языка и др.) - однако, такая практика не получила широкого распространения» (Психологическое обеспечение охранно-защитной превенции отклоняющегося поведения несовершеннолетних: Пособие для социальных менеджеров, психологов, психосоциальных работников/ Беличева С. А., Елизаров А. Н., Кардашина О. В., Раскин В. Н., Пономарев А. В.; Под редакцией Беличевой С. А.- М.: «Социальное здоровье России», 2003. - 196 с.) «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - государственное учреждение, которое обеспечивает содержание, обучение, развитие и воспитание детей школьного возраста (с 6-7 до 18 лет)». В отличие от детского дома в школы-интернаты направляются дети, которые имеют пробелы в образовании, те, что закончили классов меньше, чем это необходимо по возрасту. Это обусловлено тем, что «именно школа-интернат имеет возможность реализовывать программы компенсирующего обучения» (словарь) В отличие от детских домов, где особое внимание обращается на здоровье ребенка и воспитательные программы, в «школах - интернатах, как правило, акцентируется внимание на образовательных программах различной направленности» (соц. адаптация). За последние десять лет в нашем обществе и государстве произошли определенные перемены, изменившие в лучшую сторону ситуацию с проблемой «социального сиротства». Это отразилось в принятых за эти годы законодательных документах. В Конвенции ООН о правах ребенка подчеркивается значимость подготовки ребенка к самостоятельной жизни в социуме, обеспечения его свободного развития, гарантий самоопределения, самореализации и самоутверждения. В ст. 20 Конвенции провозглашено, что подготовка к самостоятельной жизни детей, утративших родительскую опеку, требует усиленного внимания со стороны государства и общества: «Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством». [Конвенция ООН, ст. 20] Новое российское законодательство разработано с учетом норм международного права, в том числе Конвенции о правах ребенка. Проводится реформирование существующей государственной системы воспитания и образования детей-сирот. Действуют Постановление правительства РФ №409 от 20 июля 1992 года «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также Постановление правительства РФ №374 от 14 мая 2001 г. «О первоочередных мерах по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В условиях сегодняшней усложнившейся ситуации актуальной задачей стало формирование новой социальной политики профилактики «социального» сиротства, детской безнадзорности, создания системы социальной реабилитации детей и подростков, оказавшихся в кризисной ситуации. Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определил «социальную реабилитацию ребенка» как «мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем» [ст.15 Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ.]. Создание принципиально новой модели государственной системы социальной профилактики характеризуется установкой на необходимость гарантировать ребенку реальное право на достойную форму существования в социальной среде. Именно эта позиция была закреплена в Федеральном законе №120-ФЗ от 24 июня 1999 г. (с изменением от 13 января 2001 г.) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав», определившем создание в структуре органов социальной защиты населения специализированных учреждений (служб) для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. [ Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» от 24 июня 1999 г. (с изменением от 13 января 2001 г.) № 120-ФЗ.] С 1 марта 1996 г. введен в действие новый Семейный кодекс РФ. Впервые в кодексе определены основы правовой защиты детей от насилия в семье. В этой связи установлено, что способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление и эксплуатацию детей [ст.65 - Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ.]. Усилены нормы, касающиеся лишения родительских прав [;ст.69-72 - Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ.]. Восстановление родительских прав допускается только с согласия ребенка, достигшего десяти лет [ст.72- Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ.]. Кодекс подробно регламентирует права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, защите их прав и законных интересов [;ст. 61-69 Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ.]. На сегодняшний день в российском законодательстве приняты ряд крупных нормативных актов, которыми предусмотрены существенные дополнительные льготы и преимущества в области образования, медицинского обслуживания, дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение, а также права на труд для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В частности, дополнительные права на образование данной категории лиц включают: зачисление их в государственные и муниципальные учреждения среднего и высшего образования при условии успешной сдачи вступительных экзаменов вне конкурса [159-ФЗ, ст. 6, п. 1]; зачисление на курсы по подготовке к поступлению в учреждения высшего и профессионального образования без взимания с них платы за обучение, право получать бесплатно второе начальное профессиональное образование [ст. 6 п.1 -Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ.]; обучающиеся во всех типах образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при выпуске из этих учреждений обеспечиваются сезонной одеждой и обувью по нормам, утверждаемым Правительством РФ, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее двух минимальных размеров оплаты труда [ст.6 п.4 - Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ.]; Обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помимо полного государственного обеспечения выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на 50% по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении, а также выплачивается 100% заработной платы начисленной в период производственной практики [ст.6 п.5 Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ.]. Деятельность государственных, муниципальных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей регулируется Типовым положением об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 676. Так, основными задачами данных учреждений являются: создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности; обеспечение социальной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников; освоение образовательных программ, обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства; обеспечение и укрепление здоровья воспитанников; охрана прав и интересов воспитанников. [р. 1 п.2 - Постановление Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 676.] Права детей на различного рода медицинскую помощь, охрану здоровья регулируются Конвенцией ООН о правах ребенка [ст1 6,23,24,25], Конституцией Российской Федерации от 12 декабря 1993 г [статьи 7,20,39,41,42], Федеральным законом «Об образовании» № 12-ФЗ от 13 января 1996 г. [ст. 51]. Дополнительные права на медицинское обслуживание для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей гарантируются Федеральным законом РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ [ст.7 - Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ.] Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляются бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведении диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров за счет средств соответствующего бюджета. [ст.7 п.1 - Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ]. Детям-сиротам и детям, ставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются бесплатные путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, бесплатный проезд к месту отдыха, лечения и обратно, за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета, за счет средств внебюджетного фонда и других, незапрещенных законом источников.[ст.7 п.2 Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ.] Жилищные права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей регулируются Жилищным кодексом РФ, Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. Так, вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для данной категории детей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в ВС РФ либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы,- если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали. [ст.37 Жилищный кодекс Российской Федерации. - М., 2005 - 254 с.] Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством) не имевшие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.[ст.8 п.1 Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ.] Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории Российской Федерации, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройств детей в семью или на воспитание в соответствующее учреждение ли по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъектов Российской Федерации, если место их рождения находится за пределами Российской Федерации. При отсутствии необходимого жилого фонда таким лицам может предоставляться безвозвратная целевая ссуда на приобретение жилого помещения жилой площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджетов Российской Федерации.[ст.8 п.3 Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ. ] В области охраны труда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей обеспечиваются следующие дополнительные гарантии: органы службы занятости населения при обращении к ним данной категории лиц, в возрасте от 14 до 18 лет осуществляют профориентационную работу с указанными лицами и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья за счет средств Государственного Фонда занятости населения РФ. [ст.9 п.1 Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ.] предприятиям, учреждениям, организациям, создающие специальные рабочие места гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут предоставляться налоговые льготы в соответствии с законодательством РФ; ищущим впервые и зарегистрированным в статусе безработного, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области.[ст.9п.5 Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ. ] Министерством труда и социальной защиты РФ принято Постановление №9 от 6 февраля 1995 г. «Об утверждении рекомендаций по квотированию рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для лиц, особо нуждающихся в социальной защите». Оно предусматривает первоочередное устройство детей-сирот, освобожденных из колоний и закончивших учебно-воспитательные учреждения. В связи с принятием Федерального Закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ и передаче соответственных полномочий субъектам Российской Федерации заново создана региональная нормативная правовая база по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приняты законы: Закон МО «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 568-01-ЗМО от 28.12.04 г.; Закон МО «О внесении дополнения и изменения в Закон Мурманской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»» № 750-01-ЗМО от 10.05.06 г.; Закон МО от 29.05.06г. № 759-01-ЗМО «О патронате»; Постановление Правительства МО от 17.02.05 г. № 49-ПП «О порядке предоставления дополнительных гарантий по оплате жилья и коммунальных услуг детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; Постановление Правительства МО от 17.02.05 г. № 46-ПП «О порядке обеспечения жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Это позволило не только сохранить государственные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые действовали до 1 января 2005 года, но и обеспечить дополнительные меры по охране прав детей. В марте 2006 года в соответствии с Постановлениями Правительства Мурманской области от 10.03.2006 г. в г.г. Полярные Зори и Мончегорске созданы учреждения социальной защиты - центры постинтернатной адаптации со стационарами на 15 койко-мест в каждом. Финансирование их деятельности осуществляется из средств областного бюджета. Цель открытия этих центров - оказание консультативной психологической, юридической и практической помощи тем, кто долгое время жил в интернатном учреждении. 1.2 Проблемы социальной адаптации выпускников интернатных учреждений
«Переход от периода детства к периоду взрослости сложен для любого ребенка, а тем более сироты, который вырос в детском учреждении на полном государственном обеспечении в специфическом, полуизолированном мире, соприкасающемся с реальностью только отдельными сторонами». Многочисленные исследования последних лет показывают наличие серьезных и сложных проблем в социальной адаптации выпускников детских домов. Жизнь в современном меняющемся мире требует постоянных адаптационных усилий от всех членов общества. «Ограничения в финансировании профессионального обучения и недостаточность мер поддержки выпускников сиротских учреждений делают переход к самостоятельной жизни для них очень контрастным. Уходя из детского дома, бывшие воспитанники часто оказываются один на один с проблемами, о существовании которых они и не подозревали, живя в мире учреждения» (Потребности ребенка. В центре внимания - адаптация к жизни в обществе: Материалы международной практической конференции 24-25 октября 2006 года/ Под ред. Апанасевича В. С. - Апатиты, 2006. - 116 с., стр. 92). Термин «социальная адаптация (от латинского adaptatio - приспособить) - процесс и результат согласования ребенка с окружающим миром, приспособление к окружающей среде, к новым условиям жизнедеятельности, к структуре отношений в определенных социально - психологических общностях, установления соответствия поведения принятым в них нормам и правилам». [соц. энциклопедия, стр. 16] «Традиционные подходы к организации жизни, воспитанию и обучению детей-сирот в существующих образовательно-воспитательных учреждениях сегодня не удовлетворяют изменившееся общество, очень большой процент выпускников интернатных учреждений оказывается в состоянии социальной дезадаптации» (Шульга, Т. И.). «В условиях развития современного общества и производства наметилась тенденция к снижению личностной пригодности детей-сирот ко многим видам профессиональной деятельности, особенно интеллектуального характера и социального взаимодействия, наблюдается увеличение количества правонарушений, рост суицида среди данной категории подростков». «Факты свидетельствуют: из одной тысячи сирот лишь 6 % поступает в средние специальные учебные заведения, только 300-400 человек ежегодно получают полное среднее образование, единицы оказываются в вузах. В целом по России 30 % выпускников этих учреждений становятся бомжами, 20 % пополняют ряды преступников, 10 % заканчивают жизнь самоубийством. Но даже те, кто не входит в эти статистические данные, как правило, с трудом могут, покинув стены сиротских учреждений, самостоятельно адаптироваться к жизни в обществе, найти в ней свое место, устроить быт, создать семью». [ Малаева, Д. А. Социальное сиротство в современной России / Д. А. Малаева // Социальная профилактика и здоровье. - 2005. - № 1 - С. 19 - 23] Известно, что большинство выпускников интернатных учреждений или детских домов не могут успешно адаптироваться в самостоятельной жизни. После выхода из интерната выпуск<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|