Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Внешнеэкономическая деятельность СССР в 80-е годы

Содержание

 

Введение

1. Внешнеэкономическая деятельность СССР в 80-е годы

2. Таможенная политика СССР в 80-е годы

3. Таможенный Кодекс СССР 1991 как логическое завершение этапа внешнеэкономической реформы (1986-1991 г.г.)

Заключение

Литература


Введение

 

В послереволюционной России и в дальнейшем – в Союзе ССР – процесс становления и развития таможенного дела и законодательства о нем носил сложный и противоречивый характер. В целом в период – с октября 1917 года и по 1991 год – был накоплен ценный и полезный опыт, без учета которого невозможно создать и продолжать совершенствовать современное Российское таможенное право.

Статус таможенной службы, как и других таможенных институтов, функции, полномочия, организаци­онная структура не оставались неизменными в период с 1917 до 1991 года — они приспо­сабливались, видоизменялись (правда, не всегда достаточно динамично) в соответствии с внутренними и внешними эко­номическими интересами и потребностями государства.

Таможенная служба не избежала многочисленных реорганизаций и сокращений штатной численности, которые в эти годы.

Структура таможенных органов, сложившаяся во второй половине 30-х годов и получившая юридическое закрепление в Таможенном кодексе 1964 года, с очень незначительными изменениями сохранялась вплоть до середины 80-х годов.

Уп­равление таможенным делом на территории СССР было от­несено к ведению Министерства внешней торговли и осу­ществлялось через входящее в его состав Главное таможен­ное управление. Среди функций таможенных учреждений выделялись контроль за соблюдением государ­ственной монополии внешней торговли, совершение таможен­ных операций и борьба с контрабандой.

В русле этих направлений в последующие годы развивалась нормативно-правовая база деятельности таможенных учреждений. В частности, была усилена административная ответственность за контрабанду валюты и валютных ценностей (1971 г.), осуществлены мероприятия по недопущению незаконного вывоза из страны культурных ценностей (1976 г.), введены новые правила таможенного контроля за вещами лиц, пересекающих государственную границу СССР (1977г.).

Таможенная служба четко реагировала на ослабление напряженности в мире в 50 - 60-е годы, разрядку в международных отношениях, пробивавшую дорогу в 70 - 80-е годы. Прежде всего потому, что они адекватно влияли на развитие внешнеторгового оборота, культурных, туристических связей Советского Союза с зарубежными странами. Среднегодовые темпы прироста оборота внешней торговли СССР составляли: в 1961 -1970 гг. -8,2%; в 1971 -1989 гг. -15,6%. Постоянно росло число торговых партнеров СССР. В 1982г. их было свыше 140 стран мира.

Одним из приоритетных направлений внешнеэкономической и торгово-тарифной политики СССР стало сотрудничество с социалистическими странами Восточной Европы в рамках Совета экономической взаимопомощи - СЭВ - межправительственной экономической организации, созданной в 1949 году. Между таможенными службами этих стран были заключены двух- и многосторонние договора и соглашения о сотрудничестве и взаимопомощи, унификации таможенного законодательства. Координацию действий в сфере таможенной политики и таможенного дела осуществляли ежегодные конференции руководителей таможенных ведомств социалистических. Усиливались тенденции либерализации погранично-таможенного режима.

В период внешнеэкономической реформы (1986-1991 годы) начинается новый этап развития таможенной системы, особенности которого связаны с попыткой трансформировать таможенные службы государства-монополиста в новую управленческую структуру, ориентированную на функционирование в условиях свободного рынка и демократического режима.

Логическое завершение данного этапа – принятие в 1991 году нового Таможенного кодекса и Закона СССР «О таможенном тарифе». Несмотря на известный радикализм этих законодательных актов, создать принципиально новую таможенную систему на практике так и не удалось.


Внешнеэкономическая деятельность СССР в 80-е годы

 

Одной из основ успешно экономического и социального развития любого демократического государства является нормальное функционирование его внешней экономической деятельности.

Особое значение этой деятельности заключается в том, что она вносит огромный вклад в техническое перевооружение и модернизацию всех других отраслей хозяйства, в создание мощной материальной базы общества и в конечном счете способствует наиболее полному удовлетворению жизненных потребностей его граждан.

Кроме того, внешнеэкономическая деятельность, осуществляемая при посредстве постоянного законодательного регулирования, является существенным источником пополнения казны государства. Мировой опыт показывает, что практически в большинстве экономически развитых стран только за счет таможенных поступлений от ведения внешнеэкономической деятельности формируется значительная часть доходов государственного бюджета.
Поэтому важнейшей задачей внешней экономической политики всякого государства была и остается задача всемерного развития и расширения внешней торговли, совершенствования механизма производственного и иных видов сотрудничества с другими странами, без чего невозможно осуществление политических и социально-экономических преобразований, достижение мировых показателей производительности труда, насыщение внутреннего рынка необходимыми товарами в достаточном количестве и высокого качества и т.д., укрепление и защита внешнеэкономических интересов.

Причем решение этой задачи во многом зависит не только от успешного проведения таких преобразований, но и от надежного правового обеспечения деятельности государства и других хозяйствующих субъектов в области внешнеэкономических связей.

В течение многих десятилетий в нашей стране господствовала монополия внешнеэкономической деятельности, то есть исключительное право государства на осуществление всех видов внешнеэкономических связей. Государство осуществляло свою монополию через специально созданные органы. Внешняя торговля проводилась через Министерство внешней торговли (позднее – Министерство внешнеэкономических связей) и его отраслевые экспортно-импортные объединения; международные расчеты – через Внешэкономбанк СССР.

В условиях такой монополизации все важнейшие вопросы внешнеэкономической деятельности решались, как правило, принятием совместных постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР, а также ведомственными актами Министерства внешней торговли СССР внутреннего пользования. Законодательному регулированию внешнеэкономической деятельности СССР отводилось второстепенное место.

Исторический анализ уголовного и таможенного законодательства советского государства подтверждает, что на протяжении всего периода его существования это законодательство не выполняло в достаточной степени своей задачи по обеспечению нормального функционирования названной отрасли народного хозяйства.

В государственных планах определялись производство и распределение продукции, включая экспорт и импорт. Поставки товаров на экспорт производились по ценам, устанавливаемым государственными органами ценообразования для внутреннего рынка. Они могли существенно отличаться от мировых - быть значительно выше или ниже их.

Например, внутренние цены на нефть, газ, многие виды минерального сырья были значительно ниже цен мирового рынка, и по ним производились расчеты с производителями. Доход от реализации экспортной продукции поступал в бюджет государства. Напротив, цены, например, на электронные часы, транзисторные приемники, изделия из полимерных материалов и другие товары существенно превышали мировые. Экспорт этих товаров был убыточным, но убытки покрывались также на счет государственного бюджета.

Экономические методы играли крайне ограниченную роль в регулировании внешнеэкономической деятельности. Например, применялись надбавки к оптовым ценам за экспортное исполнение продукции. Но на импортируемую продукцию при продаже ее на внутреннем рынке распространялись цены на аналогичную продукцию отечественного производства. При этом учитывались различия в показателях качества и потребительских свойств импортных и отечественных товаров и применялись надбавки к внутренним ценам, дифференцированные по группам стран-экспортеров.

Таможенные пошлины и сборы использовались как вспомогательное средство регулирования внешнеторгового обмена. Проблема экономического обоснования их уровня не считалась актуальной. Экономическая эффективность экспорта и импорта определялась по суммарному доходу, получаемому государством от внешней торговли. При этом во внимание принимались не только общий доход в денежном выражении, но и влияние внешней торговли на социально-экономическое развитие страны, значимость экспортируемой и импортируемой продукции.

Сравнительная эффективность экспорта различных товаров определялась путем сопоставления затрат на приобретение определенного количества экспортных товаров у отечественных производителей по внутренним оптовым ценам к выручке от продажи этих товаров на мировом рынке в долларах.

Чем меньше была суммарная стоимость товаров во внутренних оптовых ценах, которые следовало продать для получения 1 тыс. или 1 млн. долл., тем выше считалась экономическая эффективность экспорта соответствующего товара. Но и в данном случае этот показатель не являлся единственным и решающим, учитывались прежде всего ресурсы товаров и их дефицитность, стратегическая ценность и т.п. Дефицитные товары, жизненно важные для страны, как правило, не вывозились, или их экспорт жестко лимитировался государственными планами.

В целом применяемое в тот период плановое регулирование внешнеторговых связей не может оцениваться односторонне. Несомненным преимуществом его являлось доминирование государственных общественных интересов. При определении экспорта и импорта учитывалась в первую очередь народнохозяйственная значимость продукции, важность ее с точки зрения перспектив развития страны, а не сиюминутная коммерческая выгода того или иного импортера или экспортера.

Так, в структуре импорта приоритетом пользовались передовая техника, лекарства, бытовая электроника и предметы роскоши, которые стали пользоваться особым вниманием импортеров в настоящее время. Резко ограничивался импорт товаров, потребности в которых полностью удовлетворялись за счет внутреннего производства.

Экспортировались, как правило, товары, которыми был насыщен внутренний рынок, а также в значительных количествах сырье и энергоносители. Эффективно решалась проблема контроля за качеством импортируемых товаров. защиты отечественного рынка от вредных и опасных товаров, борьбы с контрабандой.

В целом развитие внешней торговли страны в тот период способствовало наращиванию экономического потенциала, повышению уровня благосостояния всего населения, укреплению экономической безопасности государства.

Государственная монополия внешней торговли и автономность национального ценообразования ограничивали возможности участия страны в системе международного разделения труда, а вместе с тем и те выгоды, которые могла получать страна при более активном участии в этом процессе. Централизованное планирование препятствовало внешнеторговым организациям быстро реагировать на изменения конъюнктуры мирового рынка и извлекать из этих изменении определенные преимущества для страны.

Жесткая регламентация участников внешнеэкономической деятельности, их статус госбюджетных. организации, отсутствие конкуренции между ними не создавали экономических предпосылок для повышения эффективности внешней торговли на уровне конкретных ее участников.

Не было должной заинтересованности в развитии наиболее эффективных внешнеэкономических связей и материальной ответственности субъектов этих связей за их конечные результаты. Назревала необходимость реформирования всей системы внешнеэкономической деятельности. 

Составная часть преобразований, начавшихся в СССР в середине 80-х годов,— реформа внешнеэкономической деятельности. Начался постепенный демонтаж государственной монополии внешней торговли.

Начало реформы было связано с принятыми в августе 1986 г. постановлениями ЦК КПСС и Совета министров СССР "О мерах по совершенствованию управления внешнеэкономическими связями" и "О мерах по совершенствованию управления экономическим и научно-техническим сотрудничеством с социалистическими странами", направленными прежде всего на повышение роли промышленных министерств, объединений и предприятий в области внешнеэкономических связей.

Более 20 министерств и ведомств, а также первоначально около 70 крупнейших объединений, предприятий и организаций получили право непосредственного осуществления экспортно-импортных операций. В составе научно-производственных и производственных объединений, получивших право выхода на внешний рынок, были созданы внешнеторговые фирмы.

Уже к концу 1988 г. количество предприятий, получивших право выхода на внешний рынок, превысило 200. В процессе дальнейшего развития реформы с 1 апреля 1989 г. право выхода на внешние рынки получили все предприятия, объединения, производственные кооперативы и другие организации, включая консорциумы, торговые дома и пр., хотя они имели право торговать только продукцией собственного производства.

Важным элементом внешнеэкономической реформы стал допуск иностранного капитала в экономику СССР: было принято решение о создании совместных предприятий (СП) с организациями социалистических стран, а также фирмами капиталистических и развивающихся стран. Новые формы внешнеэкономических связей (совместное предпринимательство на территории СССР, свободные экономические зоны, зарубежное инвестирование и т. д.) были призваны способствовать усилению использования в нашей экономике прогрессивной зарубежной технологии и управленческого опыта, развитию экспортного сектора страны и расширению финансовой базы модернизации народного хозяйства.

Была произведена корректировка жесткой централизованной валютной инфраструктуры. Предприятия получили право формировать собственные валютные фонды за счет отчислений от экспорта, государство ввело дифференцированные валютные коэффициенты, организовало валютные аукционы. Однако эта чрезмерно сложная система слабо стимулировала экспорт. Прорывом во внешнеэкономической политике стало заявление правительства о том, что оно стремится к конвертируемости рубля.

В свою очередь, советские капиталовложения за рубежом и в свободных экономических зонах на территории СССР позволили создать там инфраструктуру, необходимую для увеличения советского экспорта (прежде всего машинотехнического), а также собственную производственную базу для стабильного снабжения нашей страны различными товарами.

Регулирование внешнеэкономических связей в СССР определялось особенностями советской экономики, основанной на централизованном распределении финансовых и материальных ресурсов. Система государственной монополии внешней торговли создала административно-распределительную модель внешнеэкономической деятельности, основной целью которой было компенсировать дисбалансы в национальном хозяйстве.

Импорт решал задачу получения недостающих товаров, а экспорт обеспечивал необходимые средства платежа. Право на внешнеторговые операции предоставлялось исключительно специализированным государственным организациям — 95% внешнеторгового оборота страны приходилось на объединения Министерства внешней торговли. Давление внешней конкуренции было нейтрализовано созданием автаркической структуры хозяйства. Изоляция предприятий от внешнего рынка привела к неконкурентоспособности производимой ими продукции.

К середине 80-х годов сложилась ситуация, при которой экспорт приобрел преимущественно топливно-сырьевую направленность, а импорт стал во многом потребительским. Начавшийся в конце 80-х — начале 90-х годов экономический кризис отразился на результатах внешнеэкономической деятельности.

Уже в 1989 г. практически не наблюдалось увеличения стоимостного объема поставок российских товаров за рубеж, а физический объем сократился. Спад производства, разрыв хозяйственных связей со странами — бывшими членами СЭВ, а также между бывшими республиками СССР, торгово-политические и организационные просчеты в центре и регионах привели к резкому сокращению товарооборота Российской Федерации в 1991 г.

Предпринимавшиеся правительством попытки реформирования внешнеэкономической деятельности не дали положительных результатов.

Резкое открытие экономики и поспешный уход государства из внешнеэкономической сферы, где оно прежде было непосредственным и монопольным участником, породили немало острых проблем. Либерализация сопровождалась ухудшением структуры внешней торговли, обострением проблемы внешнего долга и криминализацией всей этой сферы, что создало вокруг российского бизнеса атмосферу недоверия и подозрительности.

Либерализация внешнеэкономической деятельности, начатая в СССР в середине 80-х годов, создала объективные условия для свободного перемещения через государственную границу юридическими и физическими лицами большого количества товарно-материальных ценностей, но одновременно породила благоприятную среду для контрабандной и иной преступной деятельности многих субъектов, осуществляющих внешнеэкономические связи с другими странами.

Либерализация внешнеэкономической деятельности, привела к росту контрабанды. С 1986 по 1988 год таможенными органами задержано контрабандных товаров на сумму более 76 миллионов рублей.[1] Сюда не входят обнаруженные наркотики, оружие, боеприпасы. Незаконно пытались вывезти 6,5 тонны икры осетровых рыб. Задержано более 30 тысяч предметов старины и искусства. Необходимо усилить координацию действий всех ведомств, отвечающих за вопросы сохранения культурных ценностей.

Важным шагом в борьбе с наркобизнесом явилась договоренность о совместных действиях руководителей таможенных органов Европы, достигнутая во время последней сессии Совета таможенного сотрудничества.

В достаточно короткий срок были подписаны соглашения о сотрудничестве таможенных служб США, ФРГ, Франции и Канады. На одном из международных совещаний нами было выдвинуто предложение о создании системы коллективной защиты от наркотиков. С этого момента ощутимо изменилось отношение иностранных служб к таможенным органам СССР, международный престиж, которых резко пошел вверх.[2]

Были сняты многие ограничения на ввоз и пересылку в СССР печатных, аудиовизуальных и иных информационных материалов, в том числе религиозного содержания. Только за семь месяцев 1989г. в адреса различных религиозных организаций, находящихся на территории СССР, в качестве дара из-за рубежа поступило около двух миллионов экземпляров религиозных изданий различных наименований. В новых таможенных правилах, вступивших в силу с 15 августа1989г, ввоз религиозной литературы в нашу страну отдельными гражданами определен в пределах личных потребностей.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...