Классификация ассортимента товаров
Ассортимент потребительских товаров
Множество товаров, представленных на рынке и классифицированных по признаку производственного происхождения или потребительского назначения называют ассортиментом. Ассортимент отражает принципиальные различия между товарами и представляет собой логическое распределение любого множества, образованного по наиболее общим признакам, на отдельные категории или звенья разного уровня. Существует ассортимент идей, ассортимент услуг, ассортимент товаров и т.д.
Ассортимент товаров — набор товаров, объединенных по какому-либо одному или совокупности признаков.
Признаками классификации ассортимента могут быть такие факторы, как местонахождение товаров (в промышленности или торговле);
широта охвата товаров (простой, сложный, развернутый, смешанный ассортимент);
степень удовлетворения потребностей (рациональный и оптимальный ассортимент) и т.д. (табл.3).
Следует различать ассортимент товаров, торговый ассортимент, и товарную номенклатуру. В широком смысле номенклатура — перечень названий, терминов, или категорий, употребляемых в какой-либо отрасли науки, техники и пр.
Таблица 1.3
Классификация ассортимента товаров
№
| Признак
классификации
| Определение
|
По местонахождению товаров
|
| Промышленный ассортимент
| Набор товаров, выпускаемых изготовителем исходя из его производственных возможностей
|
| Торговый ассортимент
| Набор товаров, формируемый торговым предприятием с учетом его специализации, потребительского спроса и материально-технической базы
|
| Ассортимент услуг
| Набор услуг, предлагаемых потребителям. По степени детализации он, так же как и ассортимент
товаров, разделяется на три основных вида: групповой, видовой и внутривидовой
|
| По широте охвата товаров
|
| Простой ассортимент
| Набор товаров, представленный небольшим количеством групп, видов и наименований, которые удовлетворяют ограниченное число потребностей. Товары простого ассортимента подразделяются по ограниченному числу признаков. В пределах одного вида, они не различаются. Простой ассортимент характерен для магазинов, реализующих товары повседневного спроса в районах обслуживания покупателей с небольшими материальными возможностями. К примеру, это соль, сахар, спички, хозяйственное мыло и др.)
|
| Сложный ассортимент
| Набор товаров, представленный значительным количеством групп, видов, разновидностей и наименований товаров, отличающихся исходными материалами, конструкцией и иными признаками и удовлетворяющий, разнообразные человеческие
потребности (можно отнести одежду, обувь, хозяйственные и галантерейные товары. Продовольственные товары – кондитерские изделия, винно-водочные изделия, консервы. Такой ассортимент присущ оптовым базам и рынкам.)
|
| Развернутый ассортимент
| Набор товаров, включающий значительное количество подгрупп, видов, разновидностей, наименований, относящихся к группе однородных, но отличающихся индивидуальными признаками (ассортимент специализированного магазина)
|
| Смешанный ассортимент
| Набор товаров разных групп, видов, наименований, отличающихся большим разнообразием функционального назначения (ассортимент непродовольственных и продовольственных товаров)
|
| Рациональный ассортимент
| Набор товаров, наиболее полно удовлетворяющий
реально обоснованные потребности, которые обеспечивают максимальное качество жизни при определенном уровне развития науки, техники и технологии
|
| Оптимальный
ассортимент
| Набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя при минимальных затратах на проектирование, разработку производства и доведение до потребителя
|
По состоянию в конкретный момент времени
|
| Реальный ассортимент
| Действительный набор товаров, имеющийся в конкретной организации производителя или продавца
|
| Прогнозируемый
ассортимент
| Набор товаров, который должен будет удовлетворить предполагаемые потребности
|
| По характеру удовлетворяемых потребностей
|
| Основной ассортимент
| Набор товаров, ориентированных на обычные потребности основных групп потребителей
|
| Сопутствующий
ассортимент
| Набор товаров, которые выполняют вспомогательные функции и не относятся к основным для данной организации (предметы ухода за обувью в обувном магазине)
|
По структуре ассортимента
|
| Групповой ассортимент товаров
| Включает перечень товарных групп, сформулированных по признаку однородности сырья из которого они изготовлены, потребительскому назначению и способу производства. Хлебобулочные, плодоовощные, молочные, обувные и другие группы товаров объединены по признаку функционального назначения. Товары для детей, молодежи, для отдыха – по социальному признаку. В магазине могут продаваться гастрономические и бакалейные товары – групповой ассортимент.
|
| Групповой ассортимент услуг
| Включает перечень отдельных крупноагрегированных видов услуг: образования, здравоохранения, услуги дошкольных учреждений, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, связи, бытовые услуги и т. д.
|
| Внутри групповой ассортимент
товаров
| Набор однородных товаров, объединенных общностью признаков и удовлетворяющих аналогичные потребности. Представляет собой детализацию группового ассортимента (например, товарная группа обуви делится на подгруппы кожаной, текстильной, валеной и резиновой обуви)
|
| Видовой ассортимент товаров
| Набор товаров различных видов и наименований,
удовлетворяющих аналогичные потребности (например, подгруппа кожаной обуви делится на виды: сапоги женские, мужские, детские)
|
| Видовой ассортимент услуг
| Представляет собой детализацию крупноагрегированных видов услуг. Например, группа бытовых услуг делится более чем на 20 видов, в числе которых выделяются ремонт и пошив одежды, обуви, трикотажных изделий, ремонт радиотелевизионной аппаратуры, изготовление металлоизделий, ремонт и техническое обслуживание транспортных средств и т. д.
|
| Внутривидовой
ассортимент
товаров
| Ассортимент товаров, который включает разновидности товаров внутри отдельных видов. Признаками, отличающими одну разновидность от другой, являются модель, цвет, фасон и т. д. Примером внутри видового ассортимента являются конкретные марки телевизоров, артикулы шерстяных тканей, модели электробритв и т. д.
|
| Внутривидовой
ассортимент
услуг
| Включает перечень конкретных работ, выполняемых в рамках определенного вида услуг
|
Товарная номенклатура — это перечень всех ассортиментных групп товаров и товарных единиц, представленных на отдельных товарных рынках или реализуемых конкретным предприятием. В отличие от ассортимента товаров товарная номенклатура не ставит целью классифицировать товары по какому-либо признаку; она ограничивается простым перечислением однородных или разнородных товаров общего или аналогичного назначения.
Ассортимент торгового предприятия (торговый ассортимент) представляет собой номенклатуру товаров, принадлежащих, как правило, к разным товарным группам, подгруппам, видам и разновидностям.
Доля различных товаров в структуре торгового ассортимента определяется специализацией предприятия, его материально-технической базой, потребительским спросом и другими факторами. Поэтому говорят, что торговый ассортимент — это набор товаров, сформированный по определенным признакам и призванный удовлетворить спрос в некоторый момент времени.
Ассортимент - это достаточно большая совокупность товаров, объединенных каким-либо общим признаком (сырье, назначение, производитель и пр.), различающихся друг от друга по другим признакам. Различают промышленный и торговый, простой и сложный, комбинированный и смешанный, развернутый и укрупненный ассортимент товаров.
Промышленный ассортимент представляет собой набор товаров, выпускаемых отдельной отраслью промышленности или отдельным предприятием.
Торговый ассортимент — совокупность товаров, реализуемых в торговой сети. Торговая сеть — это совокупность всех торговых предприятий (оптовых и розничных), занимающихся реализацией товаров. Торговый ассортимент включает набор товаров, выпускаемых как отечественными, так и зарубежными производителями. Он отличается большим разнообразием, чем промышленный ассортимент.
Представленный на торговом предприятии ассортимент товаров определяет его тип (универмаг, универсам) и форму торгового обслуживания. Кроме того, в магазинах одного типа, но разной торговой площади, ассортимент будет отличаться по количеству групп и видов товаров. В этом случае торговые предприятия будут подразделяться на универсальные и специализированные, магазины с комбинированным и смешанным ассортиментом.
С учетом сложности различают простой и сложный ассортимент товаров.
Те виды товаров, которые классифицируются не более, чем по трем признакам, составят простой ассортимент товаров (овощи, поваренная соль, хозяйственное мыло и др.).
Те виды товаров, которые классифицируются на разновидности более чем по трем признакам, в совокупности будут составлять сложный ассортимент товаров (обувь, одежды и др.).
Укрупненный ассортимент определяется соотношением отдельных групп изделий. Группа товаров должна объединяться по ряду признаков: способ производства, назначение, особенности конструкции и др. Развернутый ассортимент определяется представленными разновидностями товаров.
Комбинированный ассортимент — это набор нескольких групп товаров разного назначения, которые связаны общностью спроса и удовлетворяют индивидуальные потребности. Например, в магазине "Мужская одежда" реализуется комбинированный ассортимент.
Смешанный ассортимент — совокупность непродовольственных и продовольственных товаров различных групп. Смешанный ассортимент представлен, как правило, наибольшим количеством групп и видов товаров.
Основными показателями ассортимента являются структура, полнота, глубина, устойчивость, новизна.
Воспользуйтесь поиском по сайту: