Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация ассортимента товаров

Ассортимент потребительских товаров

Множество товаров, представленных на рынке и классифицированных по признаку производственного происхождения или потребительского назначения называют ассортиментом. Ассортимент отражает принципиальные различия между товарами и представляет собой логическое распределение любого множества, образованного по наиболее общим признакам, на отдельные категории или звенья разного уровня. Существует ассортимент идей, ассортимент услуг, ассортимент товаров и т.д.

Ассортимент товаров — набор товаров, объединенных по какому-либо одному или совокупности признаков.

Признаками классификации ассортимента могут быть такие факторы, как местонахождение товаров (в промышленности или торговле);

широта охвата товаров (простой, сложный, развернутый, смешанный ассортимент);

степень удовлетворения потребностей (рациональный и оптимальный ассортимент) и т.д. (табл.3).

Следует различать ассортимент товаров, торговый ассортимент, и товарную номенклатуру. В широком смысле номенклатура — перечень названий, терминов, или категорий, употребляемых в какой-либо отрасли науки, техники и пр.

 

Таблица 1.3

Классификация ассортимента товаров

Признак классификации Определение
По местонахождению товаров
  Промышленный ассортимент Набор товаров, выпускаемых изготовителем исходя из его производственных возможностей
  Торговый ассортимент Набор товаров, формируемый торговым предприятием с учетом его специализации, потребительского спроса и материально-технической базы
  Ассортимент услуг Набор услуг, предлагаемых потребителям. По степени детализации он, так же как и ассортимент товаров, разделяется на три основных вида: групповой, видовой и внутривидовой
  По широте охвата товаров
  Простой ассортимент Набор товаров, представленный небольшим количеством групп, видов и наименований, которые удовлетворяют ограниченное число потребностей. Товары простого ассортимента подразделяются по ограниченному числу признаков. В пределах одного вида, они не различаются. Простой ассортимент характерен для магазинов, реализующих товары повседневного спроса в районах обслуживания покупателей с небольшими материальными возможностями. К примеру, это соль, сахар, спички, хозяйственное мыло и др.)
  Сложный ассортимент Набор товаров, представленный значительным количеством групп, видов, разновидностей и наименований товаров, отличающихся исходными материалами, конструкцией и иными признаками и удовлетворяющий, разнообразные человеческие потребности (можно отнести одежду, обувь, хозяйственные и галантерейные товары. Продовольственные товары – кондитерские изделия, винно-водочные изделия, консервы. Такой ассортимент присущ оптовым базам и рынкам.)
  Развернутый ассортимент Набор товаров, включающий значительное количество подгрупп, видов, разновидностей, наименований, относящихся к группе однородных, но отличающихся индивидуальными признаками (ассортимент специализированного магазина)
  Смешанный ассортимент Набор товаров разных групп, видов, наименований, отличающихся большим разнообразием функционального назначения (ассортимент непродовольственных и продовольственных товаров)
  Рациональный ассортимент Набор товаров, наиболее полно удовлетворяющий реально обоснованные потребности, которые обеспечивают максимальное качество жизни при определенном уровне развития науки, техники и технологии
  Оптимальный ассортимент Набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя при минимальных затратах на проектирование, разработку производства и доведение до потребителя
По состоянию в конкретный момент времени
  Реальный ассортимент Действительный набор товаров, имеющийся в конкретной организации производителя или продавца
  Прогнозируемый ассортимент Набор товаров, который должен будет удовлетворить предполагаемые потребности
  По характеру удовлетворяемых потребностей
  Основной ассортимент Набор товаров, ориентированных на обычные потребности основных групп потребителей
  Сопутствующий ассортимент Набор товаров, которые выполняют вспомогательные функции и не относятся к основным для данной организации (предметы ухода за обувью в обувном магазине)
По структуре ассортимента
  Групповой ассортимент товаров Включает перечень товарных групп, сформулированных по признаку однородности сырья из которого они изготовлены, потребительскому назначению и способу производства. Хлебобулочные, плодоовощные, молочные, обувные и другие группы товаров объединены по признаку функционального назначения. Товары для детей, молодежи, для отдыха – по социальному признаку. В магазине могут продаваться гастрономические и бакалейные товары – групповой ассортимент.
  Групповой ассортимент услуг Включает перечень отдельных крупноагрегированных видов услуг: образования, здравоохранения, услуги дошкольных учреждений, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, связи, бытовые услуги и т. д.
  Внутри групповой ассортимент товаров Набор однородных товаров, объединенных общностью признаков и удовлетворяющих аналогичные потребности. Представляет собой детализацию группового ассортимента (например, товарная группа обуви делится на подгруппы кожаной, текстильной, валеной и резиновой обуви)
  Видовой ассортимент товаров Набор товаров различных видов и наименований, удовлетворяющих аналогичные потребности (например, подгруппа кожаной обуви делится на виды: сапоги женские, мужские, детские)
  Видовой ассортимент услуг Представляет собой детализацию крупноагрегированных видов услуг. Например, группа бытовых услуг делится более чем на 20 видов, в числе которых выделяются ремонт и пошив одежды, обуви, трикотажных изделий, ремонт радиотелевизионной аппаратуры, изготовление металлоизделий, ремонт и техническое обслуживание транспортных средств и т. д.
  Внутривидовой ассортимент товаров Ассортимент товаров, который включает разновидности товаров внутри отдельных видов. Признаками, отличающими одну разновидность от другой, являются модель, цвет, фасон и т. д. Примером внутри видового ассортимента являются конкретные марки телевизоров, артикулы шерстяных тканей, модели электробритв и т. д.
  Внутривидовой ассортимент услуг Включает перечень конкретных работ, выполняемых в рамках определенного вида услуг

Товарная номенклатура — это перечень всех ассортиментных групп товаров и товарных единиц, представленных на отдельных товарных рынках или реализуемых конкретным предприятием. В отличие от ассортимента товаров товарная номенклатура не ставит целью классифицировать товары по какому-либо признаку; она ограничивается простым перечислением однородных или разнородных товаров общего или аналогичного назначения.

Ассортимент торгового предприятия (торговый ассортимент) представляет собой номенклатуру товаров, принадлежащих, как правило, к разным товарным группам, подгруппам, видам и разновидностям.

Доля различных товаров в структуре торгового ассортимента определяется специализацией предприятия, его материально-технической базой, потребительским спросом и другими факторами. Поэтому говорят, что торговый ассортимент — это набор товаров, сформированный по определенным признакам и призванный удовлетворить спрос в некоторый момент времени.

Ассортимент - это достаточно большая совокупность товаров, объединенных каким-либо общим признаком (сырье, назначение, производитель и пр.), различающихся друг от друга по другим признакам. Различают промышленный и торговый, простой и сложный, комбинированный и смешанный, развернутый и укрупненный ассортимент товаров.

Промышленный ассортимент представляет собой набор товаров, выпускаемых отдельной отраслью промышленности или отдельным предприятием.

Торговый ассортимент — совокупность товаров, реализуемых в торговой сети. Торговая сеть — это совокупность всех торговых предприятий (оптовых и розничных), занимающихся реализацией товаров. Торговый ассортимент включает набор товаров, выпускаемых как отечественными, так и зарубежными производителями. Он отличается большим разнообразием, чем промышленный ассортимент.

Представленный на торговом предприятии ассортимент товаров определяет его тип (универмаг, универсам) и форму торгового обслуживания. Кроме того, в магазинах одного типа, но разной торговой площади, ассортимент будет отличаться по количеству групп и видов товаров. В этом случае торговые предприятия будут подразделяться на универсальные и специализированные, магазины с комбинированным и смешанным ассортиментом.

С учетом сложности различают простой и сложный ассортимент товаров.

Те виды товаров, которые классифицируются не более, чем по трем признакам, составят простой ассортимент товаров (овощи, поваренная соль, хозяйственное мыло и др.).

Те виды товаров, которые классифицируются на разновидности более чем по трем признакам, в совокупности будут составлять сложный ассортимент товаров (обувь, одежды и др.).

Укрупненный ассортимент определяется соотношением отдельных групп изделий. Группа товаров должна объединяться по ряду признаков: способ производства, назначение, особенности конструкции и др. Развернутый ассортимент определяется представленными разновидностями товаров.

Комбинированный ассортимент — это набор нескольких групп товаров разного назначения, которые связаны общностью спроса и удовлетворяют индивидуальные потребности. Например, в магазине "Мужская одежда" реализуется комбинированный ассортимент.

Смешанный ассортимент — совокупность непродовольственных и продовольственных товаров различных групп. Смешанный ассортимент представлен, как правило, наибольшим количеством групп и видов товаров.

Основными показателями ассортимента являются структура, полнота, глубина, устойчивость, новизна.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...