Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лицензирование валютных операций




Основанием для разрешения совершать банковские валютные операции является соответствующая лицензия Банка России.

Причина введения лицензирования как самой банковской деятельности, так и отдельно валютных операций, связана со спецификой интереса широкого круга лиц.

Глубокую потребность в банковских услугах испытывают и граждане, и юридические лица. Основными такими услугами для физических лиц являются: безналичная оплата товаров, работ, услуг, размещение свободных средств в депозитах, привлечение ссудного капитала.

Ведение хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей требует обслуживания расчётов с контрагентами, привлечения денежных кредитов, краткосрочном размещении свободных средств и прочих банковских услугах.

В случае расширения потребности клиентов в валютных операциях коммерческие банки вынуждены получать лицензию, предусматривающую право на осуществление операций со средствами в иностранной валюте, заключение договоров корреспондентского счёта с любым количеством иностранных банков.

Для получения такой лицензии коммерческому банку необходимо располагать уставным капиталом, эквивалентным 5 млн. евро, иметь устойчивое финансовое положение (как минимум, в течение последних 6 месяцев содержать обязательные резервы в ЦБ РФ; выполнять экономические нормативы; иметь положительную чистую прибыль; погасить любую кредиторскую задолженность перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами), а также пройти комплексную инспекционную проверку не позднее 3-х месяцев со дня предоставления документов в Главное управление ЦБ РФ.

Обладание генеральной лицензией также позволяет в установленном порядке открывать подразделения в других государствах и участвовать в уставном капитале организаций-нерезидентов.

Таким образом, все валютные операции могут проводиться только через уполномоченные банки, имеющие валютную лицензию.

Ввоз и вывоз из Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг определяется Положением ЦБ РФ

Порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации валюты государств - членов Таможенного союза, валюты Российской Федерации, внутренних ценных бумаг, валютных ценностей и дорожных чеков регулируется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, международным договором государств - членов Таможенного союза, валютным законодательством Российской Федерации и 311-ФЗ от 27.11.2010.

Уполномоченные банки могут осуществлять вывоз из РФ платежных документов и долговых обязательств, номинированных в иностранной валюте, без ограничения суммы и количества и без специальных разрешений Банка России. Каких-либо ограничений на ввоз в Российскую Федерацию валютных ценностей уполномоченными банками при соблюдении ими таможенных правил законодательство не содержит.

Существует требование обязательного страхования уполномоченными банками ввозимых и вывозимых валютных ценностей от всех видов рисков, которые существуют на протяжении всего пути между хранилищем (кассой) уполномоченного банка и хранилищем (кассой) иностранного банка.


Валютное регулирование

В Российской Федерации полномочия органов валютного регулирования возложены на Центральный банк РФ и Правительство РФ. В пределах своей компетенции для реализации регулирования данные органы могут издавать нормативно-правовые акты.

Все операции, которые непосредственно не определены в №173-ФЗ от 10.12.2003, номинально разрешены и проводятся без ограничений.

Ограничения, перечисленные в №173-ФЗ, одинаково применимы ко всем участникам российского валютного рынка.

В целях регулирования ЦБ устанавливает единые формы учёта и отчётности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, готовит и опубликовывает статистику их проведения.

Вышеупомянутый закон регулирует валютные отношения в зависимости от их разделения на:

а) отношения между резидентами и нерезидентами;

б) отношения между резидентами.

Валютные операции между резидентами запрещаются полностью, кроме некоторых исключительных случаев:

а) расчёты в магазинах беспошлинной торговли (duty-free) и в международных транспортных средствах;

б) расчёты между комиссионерами и комитентами;

в) операции по договорам транспортной перевозки при вывозе грузов;

г) операции с внешними ценными бумагами при организованных торгах;

д) операции, связанные с осуществлением обязательных платежей;

е) командировочные расходы;

ж) банковские переводы между физическими лицами;

з) расходы дипломатических представительств;

и) клиринговые операции.

В случае если валютные операции связаны с получением кредитов, займов, размещением депозитов и вкладов, банковскими гарантиями, между резидентами и уполномоченными банками, они осуществляются беспрепятственно.

Валютные отношения между нерезидентами в существенно меньшей степени регулируются законодательством. Так, нерезиденты вправе без ограничений:

а) осуществлять между собой переводы иностранной валюты за пределами Российской Федерации или в уполномоченных банках;

б) осуществлять между собой валютные операции с внутренними ценными бумагами на территории Российской Федерации.

При этом валютные операции между нерезидентами на территории РФ в валюте РФ осуществляются через банковские счета, открытые на территории РФ.

Центральный банк РФ устанавливает для уполномоченных банков специальные требования к оформлению документов при купле продаже наличной иностранной валюты и чеков, также указывая на недопустимость обязательной идентификации личности физического лица при данных операциях. При этом остаётся возможность идентификации личности по просьбе самого физического лица.

Действующий в настоящее время порядок проведения и оформления отдельных видов операций с наличной валютой и чеками установлен Инструкцией Банка России от 28 апреля 2004 г. N 113-И "О порядке открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов и порядке осуществления уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц" (далее по тексту - Инструкция N 113-И).

Пунктом 4.13 Инструкции N 113-И установлено, что во время осуществления операции с наличной валютой и чеками кассовый работник обменного пункта заполняет электронный Реестр операций с наличной валютой и чеками по форме, приведенной в приложении 4 к Инструкции.

Указанное требование распространяется на уполномоченные банки, филиалы уполномоченных банков, дополнительные офисы, кредитно-кассовые офисы, операционные кассы вне кассового узла и иные внутренние структурные подразделения в соответствии с пунктом 4.43 Инструкции N 113-И.

На основании пункта 4.18 Инструкции N 113-И кассовый работник обменного пункта обязан выдать физическому лицу вместе с наличной валютой, чеками, платежной картой документ, подтверждающий проведение операции с наличной валютой и чеками, за исключением операций, указанных в подпунктах 3.1.8 и 3.1.15 Инструкции.

Кассовый работник уполномоченного банка, филиала уполномоченного банка, дополнительного офиса, кредитно-кассового офиса, операционной кассы вне кассового узла и иных внутренних структурных подразделений обязан выдать физическому лицу вместе с наличной валютой, чеками, платежной картой документ, за исключением операций, указанных в подпунктах 3.1.8, 3.1.15, 3.2.9 - 3.2.16 Инструкции.

В соответствии с требованиями пункта 4.19 Инструкции N 113-И документ формируется в электронном виде на основании записи электронного Реестра операций с наличной валютой и чеками отдельно по каждой операции с наличной валютой и чеками по форме, самостоятельно установленной уполномоченным банком (филиалом уполномоченного банка), с обязательным указанием сведений, приведенных в приложении 6 к Инструкции. Документ распечатывается кассовым работником обменного пункта в единственном экземпляре (экземпляре клиента) и подписывается кассовым работником обменного пункта. Исправления в распечатанном документе не допускаются.

Таким образом, при осуществлении физическим лицом операций купли-продажи наличной иностранной валюты кассовый работник структурного подразделения уполномоченного банка (филиала уполномоченного банка) оформляет Реестр операций с наличной валютой и чеками и документ, подтверждающий проведение операции с наличной валютой и чеками, выдаваемый физическому лицу.

При этом фамилия, имя, отчество (при его наличии) физического лица, а также наименование, серия и номер (при их наличии) предъявленного физическим лицом документа, удостоверяющего личность, вносятся кассовым работником в документ только по просьбе самого физического лица (приложение N 6 к Инструкции N 113-И).

Особые требования предъявляются к резидентам при открытии счетов (вкладов) в иностранных банках, расположенных за пределами Российской Федерации, а также по владению и пользованию иностранными финансовыми инструментами.

Резиденты обладают правоспособностью по открытию (закрытию) таких счетов, но на условиях обязательного уведомления налоговых органов по месту своего учёта не позднее 1 месяца.

Если счет в иностранной валюте открыт в уполномоченном банке, согласно пп. 1 п. 2 ст. 23 НК РФ об этом в письменном виде необходимо сообщить в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя. Для этого используется сообщение, форма которого (N С-09-1) приведена в Приложении 1 к Приказу ФНС России от 17.01.2008 N ММ-3-09/11. На представление сообщения отводится семь дней с момента открытия счета. Нарушение установленного срока представления в налоговый орган информации об открытии валютного счета влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб. (п. 1 ст. 118 НК РФ).

Об открытии счета в иностранной валюте в банке, расположенном за пределами территории РФ, также должен быть извещен налоговый орган по месту учета торговой организации (ч. 2 ст. 12 Закона N 173-ФЗ). С этой целью налоговикам в течение месяца со дня открытия валютного счета должно быть направлено уведомление по форме, приведенной в Приложении 1 к Приказу ФНС России от 10.08.2006 N САЭ-3-09/518.

Данное требование с 01.01.2007 действует в отношении всех счетов, открываемых в банках, расположенных за границей (ч. 3 ст. 26 Закона N 173-ФЗ). До указанной даты изложенное касалось только счетов в иностранной валюте, открытых в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами ОЭСР или ФАТФ. Нарушение установленного порядка открытия счетов в заграничных банках - административно наказуемое деяние. Должностные лица рискуют потерять от 5000 до 10 000 руб., юридические - от 50 000 до 100 000 руб. (п. 2 ст. 15.25 КоАП РФ).

Еще одно требование, которое придется выполнять торговой организации при открытии валютного счета за границей, установлено ч. 7 ст. 12 Закона N 173-ФЗ. Не позднее 30 дней по окончании каждого квартала в налоговый орган по месту учета нужно представлять следующие документы:

отчет о движении средств по счету в банке за пределами территории РФ в двух экземплярах. В отчет заносятся сведения за истекший квартал (с первого по последнее число отчетного квартала). Форма отчета приведена в Приложении к Правилам;

копии банковских документов (банковские выписки или иные документы, выданные банком в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк), подтверждающих сведения, указанные в отчете. К документам, составленным на иностранном языке, должен быть приложен перевод на русский язык, нотариально заверенный согласно законодательству РФ.

Примечательно, что действующим законодательством не установлена мера наказания за непредставление вышеуказанного отчета или нарушение сроков его представления. Органы валютного контроля (территориальные управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора) иногда пытаются привлечь организации к ответственности по п. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, как за несоблюдение порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям. Однако судьи признают незаконным такое привлечение резидентов к ответственности, поскольку нарушение сроков представления указанного документа не образует объективной стороны вмененного административного правонарушения. Ведь отчет о движении средств по счету в банке за пределами территории РФ не отнесен к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям. Документы, являющиеся формами учета по валютным операциям, перечислены в Указании ЦБ РФ от 10.12.2007 N 1950-У.

После открытия валютного счета в уполномоченном банке последующие действия торговой организации зависят от того, в какой роли она выступает во взаимоотношениях с партнером, находящимся за границей, - импортера или экспортера.

Порядок осуществления валютных операций в Российской Федерации, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства определены нормативными актами в области валютного регулирования, к ним относятся: законы, указы резидента РФ, постановления Правительства РФ, инструкции Банка РФ, письма Банка России.

Резиденты вправе осуществлять переводы средств на свои счета (вклады), открытые в банках за пределами Российской Федерации, со своих счетов в уполномоченных банках РФ или со счетов банков-нерезидентов.

Физические лица могут распоряжаться валютными средствами в целях, не связанных с передачей имущества и оказания услуг.

Нерезиденты вправе открывать банковские счета (вклады) в иностранной валюте и валюте РФ только в уполномоченных банках, имея возможность без ограничений перечислять валюту на эти счета.

Юридические лица-резиденты могут выполнять расчёты с физическими лицами-нерезидентами в наличной валюте РФ без использования банковских счетов только в уполномоченных банках по договорам розничной купли-продажи товаров, а также при оказании транспортных, гостиничных услуг и прочих услуг населению.

Дипломатическим представительствам и консульским учреждениям Российской Федерации законом даётся практически полная свобода в распоряжении валютной наличностью на нужды данных организаций.

Профессиональные участники рынка ценных бумаг обязаны открывать и вести в уполномоченных банках специальные брокерские счета для учёта денежных средств своих клиентов, не являющихся резидентами РФ.

Важной особенностью последнего требования является необходимость в полном или частичном поддержании резервов в ЦБ РФ, при этом совокупный остаток денежных средств на специальных брокерских счетах должен быть равен размеру резерва.

В законе имеется требование о репатриации иностранной валюты и валюты РФ, а также об обязательной продаже части валютной выручки, которые являются главным инструментом перераспределения валютных средств на внутреннем валютном рынке и гарантированными источниками их приобретения для всех участников внешнеэкономической деятельности.

Репатриация означает обязанность резидентов в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить:

. Получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках денежных средств в иностранной валюте или рублях, причитающихся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности;

. Возврат в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию РФ товары, не выполненные работы, не оказанные услуги, не переданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности.

Да момент написания курсовой работы закон установил размер обязательной продажи части валютной выручки резидентов в размере 0% суммы валютной выручки, оговорив при этом возможность установления ЦБ РФ иного размера, но не выше 30% суммы валютной выручки.

В законе уточняется состав органов валютного контроля, регламентируются права и обязанности органов и агентов валютного контроля, регламентируются права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.

В законе определены следующие принципы валютного регулирования и валютного контроля:

. Приоритет экономических мер реализации государственной политики в области валютного регулирования;

. Исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

. Единство внешней и внутренней валютной политики РФ;

. Единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

. Обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

В целях обеспечения учёта и отчётности по валютным операциям и осуществления валютного контроля в соответствии с законом вводятся единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки, отражающего суть валютной операции между резидентами и нерезидентами.

Паспорт сделки содержит сведения, необходимые в целях обеспечения учёта и отчётности и осуществления валютного контроля по валютным операциям между резидентами и нерезидентами.

При осуществлении внешнеторговой деятельности в паспорте сделки указываются:

) номер и дата оформления паспорта сделки;

) сведения о резиденте и его иностранном контрагенте;

) общие сведения о внешнеторговой сделке (дата договора, номер договора (если имеется), общая сумма сделки (если имеется) и валюта цены сделки, дата завершения исполнения обязательств по сделке);

) сведения об уполномоченном банке, в котором оформляется паспорт сделки и через счета в котором осуществляются расчеты по сделке;

) сведения о переоформлении и об основаниях для закрытия паспорта сделки.

Паспорт сделки может использоваться органами и агентами валютного контроля при осуществлении валютного контроля.

Уполномоченные банки осуществляют передачу оформленных паспортов сделок в электронном виде органам и агентам валютного контроля в течение трёх рабочих дней с момента оформления паспорта сделки в уполномоченном банке.

 

Валютный контроль

валютный счет конверсионный банк

Главной целью валютного контроля является стимулирование к соблюдению валютного законодательства резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

На основании федерального закона о валютном регулировании и контроле можно выделить основные направления валютного контроля такие как:

а) проверка соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

б) проверка выполнения резидентами требования по репатриации иностранной валюты и продаже её части на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;

в) проверка фактической необходимости платежей в иностранной валюте;

г) проверка хозяйственного учета и бухгалтерской отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.

Валютный контроль в РФ выполняется органами валютного контроля и их агентами.

К органам валютного контроля в РФ относятся:

а) Центральный банк РФ;

б) правительство РФ в лице таких органов, как Министерство финансов РФ, Государственный таможенный комитет РФ, правоохранительные органы.

Агентами валютного контроля называются организации, которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации должны осуществлять функции валютного контроля.

Уполномоченные банки, иные небанковские кредитные организации, имеющие лицензии на осуществление валютных операций, относятся к агентам валютного контроля, из них уполномоченные банки подотчетны Центральному банку Российской Федерации.

Органы валютного контроля в пределах своей компетенции могут издавать нормативные акты, обязательные для всех резидентов и нерезидентов в Российской Федерации.

Органы и агенты валютного контроля имеют право:

·   осуществлять контроль за проводимыми в Российской Федерации резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими актов органов валютного контроля;

·         проводить проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в Российской Федерации;

·         определять порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов.

Министерство финансов РФ обязано контролировать соблюдение резидентами и нерезидентами законодательства России и ведомственных нормативных актов, которые регулируют осуществление валютных операций, и выполнение резидентами обязательств перед государством в иностранной валюте. Оно может осуществлять контроль за полнотой поступления в установленном порядке средств в иностранной валюте по внешнеэкономическим операциям, участвовать в ведении контроля за соблюдением порядка квотирования и лицензирования экспорта товаров и услуг, контролировать эффективность использования кредитов в иностранной валюте, предоставляемых Российской Федерации на основе международных договоров и соглашений, осуществлять иные функции, связанные с валютным и экспортным контролем.

Государственный таможенный комитет как орган валютного контроля в соответствии со ст. 199 Таможенного кодекса Российской Федерации, а иные таможенные органы как агенты валютного контроля, выполняет функции валютного контроля за перемещением лицами через таможенную границу валюты Российской Федерации, ценных бумаг в валюте Российской Федерации, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через границу товаров и транспортных средств.

Должностные лица органов и агентов валютного контроля в пределах компетенции этих органов имеют право:

а) выполнять проверку всех документов, связанных с осуществлением ими функций валютного контроля, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, а также изымать документы, свидетельствующие о нарушениях в сфере валютного законодательства;

б) блокировать операции по счетам в уполномоченных банках в случае несвоевременного непредставления упомянутых в настоящей статье документов и информации;

в) приостанавливать лицензии и разрешения на право осуществления валютных операций.

За нарушение правил учета и отчетности по валютным сделкам, непредставление органам валютного контроля документов и информации резиденты и нерезиденты (предприятия, банковские и иные финансовые учреждения валютного законодательства и нормативных актов Центрального банка РФ, включая уполномоченные банки) могут быть оштрафованы в пределах суммы, которая не была учтена, была учтена ненадлежащим образом или по которой документация и информация не были представлены в установленном, порядке.

При повторном нарушении названных ранее правил, а также за невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний органов валютного контроля у резидентов, включая уполномоченные банки, и у нерезидентов Центральным банком РФ взыскиваются в доход государства суммы, полученные по недействительным сделкам, а также штрафы в пределах пятикратного размера этих сумм; приостанавливается действие или лишаются лицензий резиденты и нерезиденты.

Для должностных лиц юридических лиц-резидентов, и юридических лиц-нерезидентов, виновных в нарушении валютного законодательства, предусматривается уголовная, административная и гражданско-правовая ответственность.

Процедура контроля предусмотрена для предотвращения сокрытия средств в иностранной валюте и ее невозвращения в Россию под прикрытием фиктивных импортных контрактов.

В соответствии с установленным порядком, основанием для перечисления средств нерезидентам служат копий этих контрактов и наличие обязательства нерезидента поставить товары, оказать услуги, выполнить работы в срок, не превышающий 180 дней от даты перевода денежных средств.

Не более чем через 180 дней после перевода денежных средств резиденты обязаны предоставить в уполномоченный банк имеющиеся таможенные грузовые декларации со штампом таможни, накладные и другие документы, способные подтвердить выполнение нерезидентом обязательств по доставке груза, в противном случае нужно сообщить о причине задержки исполнения контракта.

В случае непредставления документов в указанный срок уполномоченные банки сообщают о нарушении Главному территориальному управлению Банка России по месту регистрации предприятия.

Непредоставление документов в указанный срок является поводом для начала расследования. При обнаружении признаков преступления, к проверке подключаются таможенные органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, либо органы внутренних дел.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...