Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общие показатели в процентах и уровень тревожности по тесту Тревожности




(качественный анализ)

№ п/п Имя Воз раст 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
1 Мария А. 8 лет     +     +   + + +   +    
2 Анжелика Б. 9лет     +   + +   + + + + +   +
3 Вера Г. 8 лет     + + +   + + + + + +   +
4 Маргарита Г 9 лет     +         + + +   +   +
5 Анастасия З. 9лет     +     +   + + +   +   +
6 Ярослав К. 8 лет     +     +   + + +   +   +
7 Александра К. 8 лет     +     +   + + +   +   +
8 Анастасия Л. 8 лет     +   +   + + + + + +   +
9 Александр М. 8лет     + + + +   + + + + +   +
10 Ольга О. 8лет + + + + + + + + + + + +   +
11 Борис П. 8 лет     + + + +   + + + + +   +
12 Даниил Р. 9лет     + +   +   + + + + +   +
13 Евгений С. 9 лет     +   + + + + + + + +   +

Кол-во «-» выборов

1 2 17 6 10 13 5 17 17 17 11 17 1 16

Таблица 3

Общие показатели в процентах и уровень тревожности по тесту Тревожности

(Количественный анализ)

№ п/п Имя ребенка Возраст % тревожности
1. Мария А. 8 лет 42
2. Анжелика Б. 9лет 64
3. Вера Г. 8 лет 72
4. Маргарита Г 9 лет 42
5. Анастасия З. 9лет 50
6. Ярослав К. 8 лет 50
7. Александра К. 8 лет 50
8. Анастасия Л. 8 лет 64
9. Александр М. 8лет 64
10. Ольга О. 8лет 92
11. Борис П. 8 лет 72
12. Даниил Р. 9лет 64
13. Евгений С. 9 лет 72

Описание к таблицам 2,3.

Качественный анализ данных позволяет определить особенности эмоционального опыта ребенка в различных ситуациях, которые могут быть разделены на ситуации с положительной, отрицательной эмоциональной окраской и ситуации с двойным смыслом.

К ситуациям с положительной эмоциональной окраской относятся представленные на рис. 1 (игра с младшими детьми), 5 (игра со старшими детьми) и 13 (ребенок с родителями).

Ситуации с отрицательной эмоциональной окраской изображены на рис. 3 (объект агрессии), 8 (выговор), 10 (агрессивное нападение) и 12 (изоляция).

Двойной смысл имеют ситуации на рис. 2 (ребенок и мать с младенцем), 4 (одевание), 6 (укладывание спать в одиночестве), 7 (умывание), 9 (игнорирование), 11 (уборка игрушек) и 14 (еда в одиночестве).

Особенно высоким проективным значением обладают рис. 4 (одевание), 6 (укладывание спать в одиночестве) и 14 (еда в одиночестве). Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, с высокой степенью вероятности могут обладать высокой степенью тревожности.

Дети, делающие отрицательный эмоциональный выбор в ситуациях 2 (ребенок и мать с младенцем), 7 (умывание), 9 (игнорирование) и 11 (уборка игрушек) с большой вероятностью могут обладать высоким или средним уровнем тревожности.

Для уточнения источника тревожности ситуации, моделируемые на рисунках, можно разделить по типу межличностных отношений. Так, ситуации на рис. 1,3,5,10 и 12 моделируют взаимоотношения между детьми (ребенок-ребенок); ситуации на рис. 2, 6, 8, 9, 11 и 13 – взаимоотношения между ребенком и взрослыми (ребенок-взрослый); ситуации на рис. 4, 6, 7 и 14 моделируют повседневную деятельность ребенка, которую он совершает один; ситуация на рис. 6 с одинаковым основанием может быть отнесена как к ситуациям типа “ребенок-взрослый”, так и к ситуациям “ребенок-ребенок”.

При интерпретации данных тревожность, испытываемая ребенком в той или иной ситуации, рассматривается как проявление его отрицательного эмоционального опыта в этой или аналогичной ситуации.

Высокий уровень тревожности свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным жизненным ситуациям. Эмоционально позитивный или эмоционально негативный опыт косвенно позволяют судить об особенностях взаимоотношений ребенка со сверстниками, взрослыми в семье, в школе.

Модификация методики. При предъявлении рисунков все время дают одну и ту же инструкцию: “Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка?” После ответа, который заносят в протокол, задают вопрос “Почему?” Данные изменения в процедуру обследования были внесены с целью расширения проективных возможностей методики.

При использовании авторского варианта дети в большинстве случаев повторяли раскрываемое экспериментатором содержание картинки.

В модифицированном варианте возрастает степень свободы для ответов детей, а, следовательно, расширяется перечень источников переживаемой тревоги.

1. Качественный анализ показывает, что большее число страхов у учащихся выявлено по рис. 3,8,9,10,12 и 14.

2. Количественный анализ.

При интерпретации результатов теста тревожности для детей младшего школьного возраста стало видно, что в классе высокий уровень тревожности у большинства детей (11 человек) и всего лишь 2 человека со средним уровнем тревожности.

Замечено, что интенсивность переживания тревоги, уровень тревожности у мальчиков и девочек различны. В младшем школьном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки. Это связано с тем, с какими ситуациями они связывают свою тревогу, как ее объясняют, чего опасаются. И чем старше дети, тем заметнее эта разница.

Девочки чаще связывают свою тревогу с другими людьми. К людям, с которыми девочки могут связывать свою тревогу, относятся не только друзья, родные, учителя. Девочки боятся так называемых "опасных людей" - пьяниц, хулиганов и т. д. Мальчики же боятся физических травм, несчастных случаев, а также наказаний, которые можно ожидать от родителей или вне семьи: учителей, директора школы и т.д.

 

Таблица 4

Сводная таблица результатов по тесту тревожности Филлипса у учащихся 2 «Г» класса

№ п/п Имя ребенка Возраст % тревожности
1. Мария А. 8 лет 39
2. Анжелика Б. 9лет 62
3. Вера Г. 8 лет 41
4. Маргарита Г 9 лет 62
5. Анастасия З. 9лет 41
6. Ярослав К. 8 лет 32
7. Александра К. 8 лет 39
8. Анастасия Л. 8 лет 68
9. Александр М. 8лет 59
10. Ольга О. 8лет 55
11. Борис П. 8 лет 32
12. Даниил Р. 9лет 43
13. Евгений С. 9 лет 50

 

Результаты исследования по тесту Филлипса учеников 2 г класса

Среди учащихся 2 класса была выявлена тенденция к высокому уровню тревожности и выявлена группа риска к которой относятся Анжелика Б., Вера Г., Анастасия Л., Александр М., Оля О


Часть 2. Коррекционно-развивающий блок

тревожность школьник страх коррекционный

Пояснительная записка.

Новое время диктует новые вопросы. И, пожалуй, чаще всего люди задают сегодня вопрос: “ Почему?” Многочисленные реформаторы школы как будто не слышат этого вопроса и активно спорят по поводу того, сколько и каких языков должен знать ребёнок. Но разве не всё равно, какими и в каком количестве знаниями будет владеть ученик на выходе из школы, если в душе у него не будет мира. Если он не будет способен жить счастливо и развиваться, принося радость окружающим и стране в целом. На самом деле все прекрасно понимают, что российское общество пребывает в состоянии глубокого социально- экономического, духовно- нравственного кризиса. Современная медицина утверждает, что 30-40 % хронических заболеваний имеет психогенную основу. Поэтому с особой остротой встаёт вопрос о том, что позволяет человеку в современных условиях сохранить здоровье и душевный комфорт.

Психологическое здоровье детей долгое время оставалось вне внимания взрослого.

Модель психологически здоровой личности должна включать следующие компоненты:

· наличие позитивного образа “Я”, т.е. абсолютного принятия человеком самого себя и других людей;

· владение рефлексией, как средством познания себя;

· наличие у человека потребности в саморазвитии, самоизменении, личностном росте.

Основываясь на результатах современных исследований, можно говорить о сильной зависимости между нарушениями психологического здоровья и учебной успешности детей. Нарушениям психологического здоровья соответствует выраженное повышение тревожности, которое может привести к существенному снижению внимания, в особенности произвольного. У детей с защитной агрессивностью внутреннее напряжение может обусловить повышенную двигательную активность, склонность к нарушениям дисциплины. Учащиеся с наличием выраженных страхов будут, как правило, пребывать в состоянии постоянного напряжения, что обусловит повышенную утомляемость и снижение работоспособности. У школьников с деструктивной агрессивностью и социальными страхами можно наблюдать трудности при ответах у доски, на контрольных. Учащиеся с демонстративной агрессивностью вырабатывают стереотип поведения, направленный на получение негативного внимания. Они мешают проводить уроки.

Каждый родитель и педагог хочет, чтобы ребёнок в будущем был счастливым. Именно поэтому делается упор на хорошее здоровье, высокую успеваемость, адекватное поведение.

По результатам публикаций и опросов населения, проведённых за десятилетний период следует, что на протяжении последних лет число неудовлетворённых жизнью устойчиво удерживается на уровне 73-75 %, в то время как прекрасное настроение отмечают только 3 % опрошенных. По мнению исследователей, формирование способности быть счастливым, как черты характера должно начинаться ещё в детстве. Для этого родителям необходимо воспитывать у детей, прежде всего, установку для радостного восприятия жизни, учить находить разнообразные источники нахождения положительных эмоций. У ребёнка, выросшего среди счастливых родителей, на 10-20 % больше шансов самому стать счастливым.

Таким образом, психологическое здоровье необходимо ребёнку и в настоящем и в будущем. Поэтому важно особым способом организовать работу, направленную на профилактику нарушений психологического здоровья детей и коррекцию уже имеющихся. Составленная мной программа по укреплению психологического здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста ориентирована на решение некоторых проблем в развитии.

Поводом для написания программы занятий послужило увеличение обращений в центр педагогов и родителей детей с различными нарушениями: повышенная тревожность, страхи, повышенная напряжённость, агрессивность, неуверенность, двигательная расторможенность, замкнутость, нарушения в общении и т. д.

Беспокойство, тревога, страх – такие же неотъемлемые, эмоциональные проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о нервной ослабленности ребёнка, неправильном поведении родителей, незнании ими психических особенностей ребёнка, наличии у них самих страхов, конфликтных отношений в семье. К сожаленью, в большинстве случаев страхи возникают по вине самих родителей, и идея разработанной мной программы – предупредить возможность проявления страхов и тревожности и устранить проблемы у детей уже имеющихся нарушений, вызванных семейными неурядицами, душевной чёрствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью. Не последнюю роль в воспитании детей играют и специалисты образовательного учреждения, в которое попадает ребёнок. В силах педагога, психолога - создание благоприятного психологического климата в группе, формирование у ребёнка чувства защищённости, уверенности в себе адекватной самооценки. По данным психологического исследования, почти у 50 % -60 % детей детских садов и школ города имеются нарушения психологического здоровья.Актуальной становится проблема по коррекции страхов и тревожности у детей дошкольного и школьного возраста.

Созданная мной программа ориентирована на коррекционную работу с детьми, имеющими различные страхи. В настоящее время психологи разрабатывают и реализуют программы, которые направлены на коррекцию эмоциональной сферы детей, где включаются упражнения по коррекции страхов или даже целые занятия. Данная программа полностью направлена на работу с различными страхами, возникающими у детей дошкольного и школьного возраста.

Цель программы – психологическая поддержка детей, имеющих различные страхи.

Задачи программы:

- Снизить тревожность.

- Усилить “ Я” ребёнка.

- Актуализировать чувство страха.

- Повысить психический тонус ребёнка.

- Осуществить контроль над объектом страха.

- Повысить уверенность в себе.

Критерии эффективности программы:

- повышение уверенности в себе;

- снижение тревожности;

- снижение количества страхов;

- улучшение взаимоотношений родитель- ребёнок.

Основная часть.

ü Количество занятий – 10

ü Продолжительность занятия – 40-50 минут.

ü Условия организации. Занятия проходили в первой половине дня. В свободном классе.

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий

№ п/п Название Цель Игры, упражнения Форма работы (индиви-дуальная, групповая) Стимульный материал, оборудование Время
1. Здравствуй, это Я! Знакомство участников друг с другом, повышение позитивного настроя и сплочения детей, эмоциональное и мышечное расслабление Упр. «Росточек под солнцем» Упр. «Доброе утро» Упр. «Что я люблю?» Упр. «Качели» Упр. «Угадай по голосу» Упр. «Лягушки на болоте» Упр. «Художники - натуралисты» Упр. «Горячие ладошки» Групповая Магнитофон, ватман, спокойная музыка, краски, стулья 40
2. Мое имя Раскрытие своего «Я», формирование чувства близости с другими людьми,достижение взаимопонимания и сплоченности Упр. «Росточек под солнцем» Упр. «Узнай по голосу» Игра «Мое имя» Игра «Разведчики» Рисование самого себя Упр. «Доверяющее падение» Упр. «Горячие ладошки» Групповая   Магнитофон, Спокойная музыка, краски, листы бумаги (формат А4) 40
3. Настроение Осознание своего эмоционального состояния, снижение психоэмоционального напряжения, развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим Упр. «Росточек под солнцем» Упр. «Возьми, передай» Упр. «Неваляшка» Упр. «Превращения» Рисование на тему «Мое настроение» Упр. «Закончи предложение» Упр. «Пружинки» Упр. «Горячие ладошки» Групповая   Магнитофон, спокойна музыка, Краски, альбомные листы, «пружинки» на отдельных листах 40
4. Настроение Осознание своего самочувствия, снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снижение мышечных зажимов Упр. «Росточек под солнцем» Упр. «Злые и добрые кошки» Упр. «На что похоже мое настроение?» Упр. «Ласковый мелок» Упр. «Угадай, что спрятано в песке?» Рисование на тему «Автопортрет» Упр. «Горячие ладошки» Групповая Магнитофон, спокойна музыка, краски, ватман, песочница, мел. 40
5. Наши страхи Стимулирование аффективной сферы ребенка, повышение психического тонуса ребенка Упр. «Росточек под солнцем» Упр. «Петушиные бои» Упр. «Расскажи свой страх» Рисование на тему «чего я боялся, когда был маленький», Упр. «Чужие рисунки», Упр. «Дом ужасов», Упр. «Горячие ладошки»   Магнитофон, спокойна музыка, краски, альбомные листы, ватман, подушки 40
6. Я больше не боюсь! Преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения Упр. «Росточек под солнцем» Упр. «Смелые ребята» Упр. «Азбука страхов» Упр. «Страшная сказка по кругу» Упр. «На лесной полянке» Упр. «Прогони Баба-Ягу» Упр. «Я тебя не боюсь» Упр. «Горячие ладошки» Групповая Магнитофон, спокойна музыка, краски, альбомные листы, подушки, задорная музыка 50
7. Волшебный лес Развитие умения передавать свое эмоциональное состояние через художественный образ,снижение психоэмоционального напряжения,повышение уверенности в себе. Упр. «Росточек под солнцем» Упр. «За что меня любит мама, папа, сестра и т.д.» Упр. «Лягушки на болоте» Упр. «Неопределенные фигуры» Игра «Тропинка» Коллективный рисунок «Волшебный лес» Упр. «Доверяющее падение» Упр. «Горячие ладошки» Групповая Магнитофон, спокойна музыка, краски, ватман, стулья 40
8. Сказочная шкатулка Формирование положительной «Я-концепции», самопринятия, уверенности в себе, снижение тревожности, выявление положительных черт личности Упр. «Росточек под солнцем» Игра «Сказочная шкатулка» Упр. «Конкурс боюсек» Игра «Принц и принцесса» Упр. «Придумай веселый конец» Рисование на тему «Волшебные зеркала» Упр. «Горячие ладошки» Групповая Магнитофон, спокойная музыка, шкатулка, мяч, краски, альбомные листы, начало страшной сказки 40
9. Волшебники Снижение психомышечного напряжения, закрепление адекватных форм проявления эмоций, развитие социального доверия Упр. «Росточек под солнцем» Игра «Путаница» Игра «Кораблик» Упр. «Кони и всадники» Упр. «Волшебный сон» Рисуем «Волшебный сон» Упр. «Волшебники» Упр. «Горячие ладошки»   Магнитофон, спокойная музыка 40
10. Солнце в ладошке Освобождение от отрицательных эмоций, развитие социального доверия, повышение уверенности в своих силах, повышение значимости в глазах окружающих Упр. «Росточек под солнцем» Упр. «Незаконченные предложения» Игра «Баба-Яга» Игра «Комплименты» Упр. «В лучах солнышка» Упр. «Солнце в ладошке» Упр. «Горячие ладошки»   Магнитофон, спокойная музыка, фотографии детей, краски, альбомные листы 50

 

 

Часть 3

 

Таблица 5

Сводная таблица диагностических данных предложить

Имя

Возраст

Первичная диагностика

Вторичная диагностика

Опросник на выявление страхов «Страхи в домиках»  Диагностикf школьной тревожности Филлипса Тест тревожности Опросник на выявление страхов «Страхи в домиках» Диагностика школьной тревожности Филлипса Тест тревожности
Анжелика Б. 9 лет 12 62% 64% 12 60% 57%
Вера Г. 8 лет 14 41% 72 % 13 40% 70%
Анастасия Л. 8 лет 17 68% 64% 15 57% 64%
Александр М. 8 лет 16 59% 72% 17 43% 70%
Ольга О. 8 лет 12 55% 92% 12 44% 89%

 

По результатам первичной диагностики была выявлена группа риска и был составлен план коррекционных занятий. Данные занятия были направлены на снижение уровня тревожности у учащихся младшего школьного возраста.

Количество занятий: 10.

По окончании коррекционных занятий была проведена повторная диагностика, по итогам которой была видна положительная тенденция к снижению тревожности. Но требуется продолжение занятий, и были разработаны рекомендации для учителей и родителей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...