Экономические и политические причины
В настоящее время финансовые кризисы являются особо актуальной и угрожающей проблемой страны. Причины ее многие ищут, начиная с финансовых капиталистов в других странах и заканчивая спекулянтами внутри страны. Но, как правило, это не отображает истинных причин финансовых кризисов. Естественно, что переход к рынку не мог не отразиться на российской экономике. Рынок – это система, в которой любая произведенная продукция оплачивается со стороны потребителя. В плановом хозяйстве производилось много лишней продукции: основная цель производства была не обеспечение страны необходимым количеством продукции, а повышение показателей, чтобы на фоне других государств наша страна была несомненным лидером. Так, например, до перехода к рыночным отношениям, Россия производила в 7 раз больше тракторов, чем США. Продавались они ниже себестоимости за счет нахождения предприятий на дотациях, для этого колхозам и совхозам выдавались беспроцентные государственные кредиты, которые через 3 – 5 лет списывались. В результате перехода к рынку производство тракторов сократилось в 20 раз, так как хозяйства должны были расплачиваться своими деньгами, а не госкредитами. Такие примеры можно приводить не только по тракторам, но и по грузовикам, и по бульдозерам, и по железнодорожным вагонам и по многому другому. Если столько продукции не нужно, то и выплавлять 146 млн. т. стали (когда Америка выплавляла всего 70) бессмысленно, так как с падением платежеспособного спроса объем выплавляемой стали упал в 3 раза. То же самое и с зерном. Несмотря на то, что урожай зерна составлял 120 млн. т., наша страна еще докупала зерно. Была цель: 1 т. зерна на душу населения. Нерационально расходовалось зерно на корм скота: у нас уходило огромное количество зерна в погоне за увеличением количества мяса. В то время как в Европе количество зерна на душу населения составляло около 0.42 т., и мяса она получала в 3 раза больше. Поэтому переход к рынку – крайне болезненная вещь, требующая огромного сокращения производства.
Реформирование и применение жестких и строгих мер относительно производственных сил страны проводилось в основном на примерах других государств, на основе западных идей, что совсем не соответствовало принципам российской экономики. В нашей стране своя особая экономическая система, исключительно неадекватная и непредсказуемая, так как правительство само не знает чего ожидать не то, чтобы через несколько лет, оно даже не может составить прогноз на самое ближайшее будущее. В чем же истинные причины наших многолетних кризисов? Почему кризисы, которые существуют в нашей стране фактически с 1992 г., носят такой глобальный характер? Самое интересное то, что этот год ознаменован распадом Советского Союза. Быть может, в этом и заключается причина возникновения наиболее ярко выраженного и все более четко проявляющегося циклического развития российской экономики? Однозначно, что причины наших нынешних бед заключаются отнюдь не в экономике. Настоящей причиной является то, как относится человек, гражданин своей страны, к правительству и государству в целом. Он не знает чего ожидать завтра: проведения очередных реформ, которые могут привести либо к отторжению, либо к успеху; компенсации сбережений; резкого падения или даже не выплаты заработной платы; лишения устоявшихся социальных льгот и выплат; очередной вспышки инфляции и много другого. Неудивительно, почему граждане России так относятся к правительству: традиционное уклонение и нежелание объяснить народу, почему именно так, а не иначе – способствовало возникновению недоверия, а затем и с каждым днем его усилению. И это далеко не единственный недостаток российского правительства.
Для психологии российских реформаторов характерно ни чем не объяснимое пренебрежение, с которым они относятся к инвестиционным возможностям индивидуального клиента банка. Ни денежно – финансовые власти страны, ни Сбербанк совсем не стремились привлечь личные сбережения в банки, а иногда наоборот: длительно удерживающийся минусовой процент по частным вкладам. При получении вкладов в банки, правительство стремится вложить их в сомнительные мероприятия или в покупку российских ценных бумаг. На Западе и в Европе банки, получая прибыль от вкладов, инвестируют промышленность и потом, получив процент, решает, в какую отрасль лучше вложить деньги. До начала проведения кардинальных реформ наша страна обладала большим наукоемким, технологическим и техническим потенциалом. Все это рухнуло и осталось в памяти как миф, а все потому, что наше правительство состоит из тех людей, которые больше политики и мастера политической интриги, чем профессионалы и специалисты в области государственного управления *. Подбираемые исполнительной властью кадры, в своем большинстве, опираются на опыт предыдущих лет. Плохо понимая происходящие в реальном времени процессы, наши министры и политики стремятся не к изменению положения в стране, а они, возможно, подсознательно хотят заморозить ситуацию в стране, и только в этом случае их «ценный опыт» будет неотъемлемым подтверждением их пребывания на своих постах. В итоге это привело страну в фазу застоя, когда уже начинает казаться, что лучшая государственная политики – это ее полное отсутствие. На самом деле это не единственная причина возникновения экономических кризисов в стране, но она является фундаментом в постройке российской экономической системы. Еще одним немало важным фактором, который способствовал сначала возникновению, а затем и углублению кризисов, является чрезмерно долгое пребывание первого и, надо надеяться, последнего в своем роде президента, чье историческое время закончилось не то, чтобы в конце второго срока, а еще в середине первого. Ельцин, подучивший мандат доверия во время проведения болезненных реформ еще в начале первого срока, своими полномочиями привел к полной парализации всей системы для решения каких-либо важных проблем.
По этому поводу очень яркое и отображающее реальную деятельность правительства сравнение привел Явлинский: Российская политическая жизнь напоминает полет в самолете, где все расселись по местам, кто где, и все время голосуют. В результате голосования люди передвигаются из первого класса в «бизнес», потом в «экономический», но в кабину пилота никто войти не может! А в кабине пилота как раз и находится Борис Николаевич Ельцин с совершенно непрофессиональной командой. Они рассматривают стрелочки на приборах и поражаются тому, что эти стрелочки показывают. И никто из самолета не может проникнуть в кабину, чтобы сказать, что самолет уже давно летит не туда, куда все купили билеты. Кстати, капитана вообще не интересует, куда взяли билеты все эти пассажиры, куда собрались лететь. А у тех стойкое ощущение, что самолет просто падает. Но благодаря тому, что высота набрана большая, он пока еще не упал. Когда в самолете начинается шум, к ним высылают стюардессу, но в кабину пилота, по-прежнему, никого не пускают. Так не плохо вооружены на тот случай, если кто-нибудь все-таки потребует захватить пилотское кресло. А время от времени по радио передают сообщение: «Внимание, говорит капитан корабля и посылает вас всех подальше!». Граждане все равно пытаются провести демонстрацию, например, 7 октября, но делается это из чувства самосохранения, осторожно, потому что разгерметизация самолета при смещении центра тяжести может привести к очень тяжелым последствиям. Самая важная проблема здесь заключается в том, что выбрать на пост президента совсем некого, нет достойных кандидатов на эту должность: вот и приходится довольствоваться тем, что имеем. Но этого оказалось мало. Все началось с непонятной и неоправданной конфискации сбережений 1992 г., что подорвало доверие граждан к государству. Все последующие действия реформаторов только усугубляли отношения между народом и новой властью. В России начинают возникать огромные состояния и безнаказанно продолжает разворовываться государственное имущество, что являлось непонятным для простых людей, поэтому у российского человека возникает впечатление о наступлении эры криминального государства.
- «ваучерная афера» и фактически бесплатная раздача государственной собственности во время приватизации политическим деятелям, предпринимателям и другим; - режим «экспортных квот[2]», позволявший нашим олигархам увеличивать свое многомиллионное состояние и оставлять часть его за пределами страны; - таможенные льготы для якобы ветеранских, спортивных и другого вида организаций на различные виды продовольствия, автомобили и т.д.; - черный, безнаказанный криминал в виде торговли наркотиками, коррупции, финансовых «пирамид», подпольного производства, контрабанды и т.п.; Вместе с этим проводилась политика снижения выпуска денег, дабы искусственно создать денежный недостаток, что лишило множество предприятий всяческих средств к существованию. Следствием действия этих факторов являются всеобщие неплатежи: из бюджета не выплачиваются задолженности предприятиям, выполняемым государственные заказы, невыплата пенсий, заработной платы работникам бюджетной сферы. Предприятия не выплачивают проценты по кредиту, налоги в бюджет, друг другу, работникам, не делают отчислений в Пенсионный фонд и, таким образом, возникает замкнутый круг, виновником которого является бюджет. Самое интересное и делающее нашу страну особенно «уникальной» - это то, что государственные неплатежи во всем мире считается либо банкротством, либо преступлением, в нашей же стране это называется «антиинфляционной политикой». В «антиинфляционной программе» правительство и Центробанк решили вместо регулирования эмиссии использовать метод финансовой «пирамиды», обеспечив выпуск краткосрочных ценных бумаг с нереально завышенным уровнем прибыли ЦБ, Сбербанку и другим участникам спекуляционной системы – от 50 до 200 и более процентов в год. Перетечка денежных средств на фондовые рынки для участия в финансовых спекуляциях привела к хронической нехватке денежной массы, что привело к углублению кризиса неплатежей и увеличению бартерных сделок. Вследствие этого денежные и товарные потоки были изолированы друг от друга, что привело к лишению предприятий кредитов, инвестиций и просто возможности получать денежные средства за произведенную продукцию. В нашей стране есть и еще одна немаловажная проблема – огромная утечка отечественного капитала. По разным оценкам из России за 90-е годы эмигрировало порядка 300-400 млрд. долл., что более чем в 1.5 – 2 раза превышает внешнюю задолженность страны, а с учетом не выплаченных внешних долгов нам – в 3 раза. И получается, что не мир финансирует Россию с ее огромным потенциалом, а ослабшая от кризисов Россия финансирует мир.
Еще одним из макроэкономических просчетов, которые привели страну на грань финансового краха, является валютная политика, суть которой заключался в искусственном завышенном курсе рубля, не обеспечивающий соответствующий экономический потенциал. Поддержание этого искусственного курса способствовало постоянной валютной интервенции[3] из Центробанка, что в последствии привело к истощению золотовалютных запасов страны. Такая политика может проводиться только в краткосрочном периоде и, если она не дополняется рядом мер по стимулированию отечественного производства, то такая политика чревата снижением эффективности производства и снижением конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке. Это привело, в свою очередь, к снижению экспортных поставок и повышению конкурентоспособности иностранной продукции, что заметно отражалось на снижении сальдо платежного баланса[4] и сокращало возможность увеличения валютных резервов. Поддержание высокого курса рубля способствовало всплеску инфляционных ожиданий и стремительному росту цен. Теперь можно с уверенностью сказать, что так называемая денежно-кредитная политика[5] не оправдала ожиданий, сумев только на короткое время снизить инфляцию, но при этом, не способствуя ни какому экономическому росту и увеличению производства в реальном секторе. На самом деле, причин, приводящих нашу страну на край пропасти весьма и весьма много и перечисление их всех не возможно ни теоретически, ни практически, так как определяющим фактором здесь является информационная недостаточность. По сути, демократическое государство подразумевает полноценную работу прессы и всех остальных информационных источников, и Россия, которая считается демократическим государством, никогда не обеспечивала требуемых условий демократии. Поэтому все основные российские СМИ в той или иной мере зависимы от людей, работающих не на государство, а заставляющих работать государство на себя. Наша пресса могла бы давать объективную и полноценную информацию о наступающих негативных последствиях преобразований, но, так как все СМИ находится в руках все тех же олигархов, такая работа информационных источников им не на руку. Даже, несмотря на это, наши работники СМИ не проявляют энтузиазма. Приходят новые, зачастую недалекие и неглубокие, люди, которым не интересна сама проблема, они не пытаются проникнуть в суть вещей. Хотя многие политики выступают за свободу прессы, естественно, в своих корыстных целях, работать с журналистами им очень не легко.
Течение кризисов
В период с 1989 – 1999 гг. в России произошло несколько кризисов, которые носили глубокий социально-экономический характер. Нижняя точка кризиса по макроэкономическим показателям была пройдена в период дефолта 1998 г., а по социальным – 1999 г., когда снижалась заработная плата, доходы, росла безработица и многое другое. Последний кризис был одним из самых тяжелых. По отношению к предкризисному 1989 г. примерно вдвое снизились экономические показатели – валовой внутренний продукт – 1.9 раза, промышленность – 2.1 раза, сельское хозяйство – 1.9 раза, а инвестиции – 5 раз, реальные доходы снизились примерно в 2 раза. В этот период безработица возросла до максимальной отметки – 10.5 млн., что составляет примерно 13% от трудоспособного населения страны. Промышленное производство в 1990 г. сократилось на 2%, а в 1991 г. – на 8%. Во время перехода к рыночным отношениям в 1992 г. промышленное производство упало до 19%, а в 1993 г. – 33%, в 1994 г. – 53%, в 1995 г. – 57%, в 1996 г. – 63%. 1997 г. был единственным, когда производство стабилизировалось, но при этом экономического роста не наблюдалось. В 1998 г. на еще не завершившийся социально-экономический кризис наложился финансовый, то промышленное производство сократилось еще на 5%. За всю историю человечества настолько глубоких кризисов в большой стране как в России в мирное время не знало. В США был кризис 1929-1933 гг., но этот кризис носил менее глубокий характер и был менее продолжительным, чем в России. Тогда показатели понизились гораздо меньше, но число безработных превышало 13 млн. человек. Даже в военное время (гражданская и мировая войны) российские показатели снижались гораздо меньше и восстановление экономики происходило в течение 1-3 лет. Практическое завершение системных преобразований, долгая и достаточно тяжелая денежная стабилизация, политический мандат доверия, полученный президентом в ходе выборов 1996 г., - все это способствовало созданию первичных условий для проведения реформ и перераспределения денежной стабилизации в общефинансовую и общеэкономическую систему. Послевыборное правительство оказалось настолько слабым в качестве реформаторов за всю историю, что за несколько месяцев не происходило не то, чтобы укрепления налоговой дисциплины и наведения порядка в государственных обязательствах и государственных финансах, но и подсознательно завышало реальный ВВП больше чем на 5%. Бюджетный дефицит[6] и налоговые недоимки возрастали. К 1996 году дефицит федерального бюджета составлял 7.4% ВВП (в 1995 г. он составлял 4.9%), а дефицит консолидированного бюджета составил 7.4% ВВП. В результате бюджетный кризис стал нарастать. К 1997 г. ситуация по обострению кризиса стала очевидной и на основе разработанной либеральными экономистами программы по выходу из бюджетного кризиса был взят новый курс на проведение второй волны реформ. Вторая волна реформ (налоговая реформа, выраженная в налоговом кодексе, бюджетная реформа, выраженная в бюджетном кодексе, пенсионные реформы, начало реформирования, финансирования образования и здравоохранения, реформирование системы социального обеспечения и прочее) вызывала у иностранных и отечественных инвесторов доверие к политике, поэтому ожидалась некоторая стабилизация и экономический рост. Положительные изменения, как это видно из таблицы 1, стали происходить только в области денежного обращения за счет увеличения внешних резервов. Чистые международные резервы ЦБ в первом полугодии выросли на 517%, а во втором полугодии сократились на 62%. Увеличение денежной массы и денежной базы шло до сентября 1997 г. вслед за накоплением внешних резервов. Уменьшение денежного мультипликатора[7] означает не полноценное использование денег в спекулятивных операциях. Быстро рос приток иностранного капитала, спрос на национальную валюту, снижение процентных ставок, увеличение золотовалютных резервов ЦБ, насыщение экономики деньгами. За год кредитование реального сектора возросло на 38%. Это способствовало полному использованию имеющихся производственных мощей и увеличению производства.
Табл. 1. Помесячная динамика денежных агрегатов 1997 г. (в % к 1996 г.)*
В результате повышения доходов снизилась социальная дифференциация, социальная напряженность, забастовочная активность. Возрос товарооборот на 1.4%. сократилось число безработных на 300 тыс. человек. Впервые с начала 80-х в стране наблюдался экономический рост: ВВП вырос на 0.4%, на промышленное производство на 1.9%, сельское хозяйство на 0.1%, повысилась производительность труда на 1.5%. (таблица 2) Эти показатели были относительно невысокими, так как в предыдущие годы не наблюдалось даже этого. Несмотря на это, в стране еще отсутствовала инвестиционная база, но экономический рост основывался на увеличении внутреннего спроса.
Табл. 2 Динамика основных макроэкономических показателей России в 1997 г. (в процентах к предыдущему)
В результате улучшения социальной дифференциации к 1997 г., что привело к восстановлению порядка налогообложения и стабилизации социально-экономического благосостояния населения. (таблица 3)
Табл. 3 Динамика социальной дифференциации в России (1992-1997 гг.)*
Таким образом, 1997 г. был самым удачным за все годы поведения реформ, даже по некоторым показателям превзошла другие страны с переходной экономикой. Вторая волна проведения реформ стала затухать. Политическая элита с неодобрением приняла программы по ужесточению налоговой дисциплины, по контролю за деятельностью естественных монополий и по целевому использованию государственного бюджета. Все это способствовало негативному отношению инвесторов к принятым программам. Они видят в этом некоторую деградацию: изъятие налогового кодекса, резкое снижение радикальности пенсионных реформ. Ситуация усугубилась в начале октября 1997 г. мировым финансовым кризисом, во время которого политическая элита всячески старалась ослабить деятельность правительства. Инвесторы пришли к выводу о не возможности правительства справиться с кризисом. Инвестирование российской экономики они считали максимально рискованным шагом и, поэтому потребовали у государства страховки. Доход ГКО снизился и в результате этого проценты по кредиту увеличивались, а, следовательно, снижался экономический рост, который существовал за счет кредитования реального сектора. Мировой финансовый кризис сказался и на положении национальной валюты. Уже к ноябрю 1997 г. на поддержание ее Центробанк израсходовал около четверти своих золотовалютных резервов (таблица 4).
Табл. 4 Золотовалютные резервы в 1994-1997 гг. (на конец периода).*
В результате этого произошло стремительное увеличение внутреннего долга. К середине 1998 г. он превысил 25% ВВП, в том числе его часть, оформленная в ГКО и ОФЗ, достигла 22.9% ВВП. Соответственно росли бюджетные расходы на выплату внутреннего долга, которые достигли почти 4% ВВП. (таблица 5)
Табл. 5 Государственный внутренний долг и его обслуживание в 1994-1998 гг. (в % ВВП)*
Несмотря на то, что государственный внутренний долг в середине 1998 г. был меньше, чем в начале 1994 г., объем государственных обязательств возрос в 100 раз. Центробанк не оказывал на правительство давления с целью взыскания задолженностей, но иностранные инвесторы начали массово «сливать» пакеты ГКО весной-летом 1998 г. Происходило нарастание и внешнего долга: к началу 1998 г. Он превышал 20% ВВП, в том числе долг России, не оставшийся от бывшего СССР 7.6% ВВП. (таблица 6)
Табл. 6. Государственный внешний долг России и его обслуживание в 1992-1998 гг.*
Основной проблемой Российского долга является не сумма, которая достигла в 1998 г. 50% ВВП, а срочность и стоимость его обслуживание. Упомянутые выше девальвационные ожидания инвесторов укреплялись негативным текущим платежным и торговым балансом страны и обслуживанием государства внешнего долга. Золотовалютные резервы страны, достигшие максимального значения к октябрю 1997 г., стали быстрыми темпами снижаться за счет увеличения сальдо платежного баланса. Причем власти не могли воспользоваться девальвацией рубля, так как это стало бы сигналом инвесторам для отторжения рубля в пользу иностранной валюты. Платежный баланс по счету текущих операций оставался отрицательным со второго квартала 1997 г. Причины, приводившие к такой ситуации, были следующие: резкое снижение торгового баланса, вследствие изменения коньюнктуры на мировом рынке экспортных товаров России, прежде всего, на энергоносители. Увеличился до 8 млрд. долл. объем выплачиваемых в 1997 г. процентных доходов нерезидентов, но определялся притоком иностранных инвестиций. Повторное обострение ситуации с платежным балансом произошло во втором квартале 1998 г., когда проявилось отрицательное сальдо торгового баланса, отрицательное сальдо по счету услуг капитала достигло 4 млрд. долл., а отрицательное сальдо по счету текущих операций превысило 4 млрд. долл. Возможность положительного изменения показателей оставалась весьма маловероятной. Подобная ситуация происходила и с ГКО. С мая доходность по ГКО начала стремительно возрастать по требованиям инвесторов. Летом того же года доходность достигла своего максимального предела 160-180% в год. Теперь возникал избыточный спрос по отношению к предложению на вторичном рынке. В результате этого Минфин не смог разместить ни одного нового выпуска в июне-августе 1998 г., поэтому он был вынужден погашать ежегодно ГКО на 9 млрд. руб. за счет текущих доходов бюджета, понижая финансирование других статей федерального бюджета. К этому времени фондовый рынок уже практически прекратил свою деятельность. В связи с влиянием оценки, предпочтений и ожиданий инвесторов, он раньше всех подошел к кризису. В феврале-марте 1997 г. резко сократилась активность инвесторов на фондовом рынке, как реакция на неспособность решения острейших проблем экономики. С начала мирового финансового кризиса фондовый индекс стал постоянно снижаться. К лету 1998 г. фондовый рынок упал более чем в 10 раз по сравнению с предшествующим годом. Оборот на рынке практически прекратился. Причиной перерастания хронического кризиса в острейший заключалась отнюдь не в том, что кабинет Кириенко допускал ошибки, а в запаздывании с принятием решений. Еще в начале мая наступающий кризис можно было предотвратить собственными силами, но только в августе была разработана антикризисная программа. Но это не усугубило бы положение России, как заранее подготовленная ошибка Ельцина – смена кабинета. Назначенный вместо Черномырдина, Кириенко смог сделать за четыре месяца то, на что не хватило у Черномырдина и четырех лет. Кризис финансовых рынков – это отражение не кризиса экономики, а кризиса экономической политики, кризиса доверия к российским властям. Инвесторы поняли, что не просчитали риск вложения в Россию. В результате этого инвесторы разделились на три группы: те, кто уехал из страны, те, кто потребовал страховки за рискованное вложение, и те, кто в сложившейся ситуации произвести высокодоходные спекуляции. Риск инвестиционных вложений объясняется действием многочисленных факторов таких, как: бюджетная нерегулируемость, дефицитность госбюджета, сопровождаемая разного рода взаимозачетов, бартерных сделок, что способствовало увеличению внешнего долга, цены его обслуживания и т.д. В середине августа 1998 г. доверие инвесторов практически полностью отсутствовало. Вслед за котировками ГКО обрушились и котировки ОВВЗ и евробондов. Это способствовало массовой их продаже российскими банками, вследствие взятия долга под залог ценных бумаг, тем самым, давя на золотовалютные резервы Центробанка, которые за июль - август 1998 г. сократились свыше, чем на 9 млрд. долл. Соотношение денежной массы и золотовалютных резервов показывают, что девальвация рубля на 70-80% способствовала бы стабилизации ситуации в краткосрочном периоде. (таблица 7)
Табл. 7 Динамика золотовалютных резервов и денежной базы России в июле – октябре 1998 г.*
Девальвация, приведение курса рубля в соответствии с ожиданиями инвесторов, реструктуризация внутреннего долга создавали базу для разгребания кризисных завалов. Однако объявление о фактически плавающем валютном курсе, но с верхней границей, откладывание объявлений схемы реструктуризации ГКО были ошибкой. 17 августа принято считать датой финансовой катастрофы, но на самом деле 23 августа произошел огромный экономический кризис. Именно тогда произошел обвал рубля, огромный инфляционный скачок – развал всей рыночной системы (таблица 8). Табл. 8 Инфляция в 1996 – 1998 гг.*
Принятие нереалистичного бюджета, отсутствия положительного результата в налоговой реформе, реформе социальных пособий на фоне продолжающегося фискального кризиса, удорожание обслуживания государственных обязательств, делают угрозу особенно реальной, создавая опасность кризиса, провала национальной валюты, банковского кризиса, снижение инвестиционной активности. Обострившийся финансовый кризис полностью поменял рыночную конъюнктуру. С завершением кризиса завершилась и важнейшая стадия в развитии российской экономики: переход страны к рыночным отношениям, поэтому страну ждет не менее сложный период – развития.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|