Хоровое пение – вид исполнительского искусства в начальной школе
Человеческий голос – это прекрасный и доступный инструмент, а пение создает самые благоприятные условия для формирования общей музыкальной культуры. Дети в младшем возрасте любят петь. Поэтому необходимо стремиться, чтобы пение детей постепенно приближалось к достижению уровня, подлинного искусства. «Каждый класс – хор! – вот идеал» - утверждал Д.Б. Кабалевский, он считал, что «запоет школа – запоет весь народ». Цель: способствовать творческой самореализации младших школьников посредством хорового исполнительства. Задачи: Образовательные - постановка и развитие голоса, формирование вокально– хоровых навыков, знакомство с репертуаром. Воспитательные: воспитание вокального слуха, воспитание организованности, внимания, ответственности в момент коллективного музицирования. Развивающие: развитие музыкальных способностей, интереса к хоровому пению. Преимуществами этого вида музыкальной деятельности многие ученые видят в следующем: хоровое пение – наиболее доступный вид музыкального исполнительства, голосовой аппарат – «инструмент», данный человеку от рождения, совершенствующийся вместе с его ростом и развитием; хоровая музыка ярко программна, содержание ее раскрывается через слово, и музыкальную интонацию, мелодию; коллективный характер процесса хорового пения. Процесс вокально-хоровой деятельности связан с кропотливой работой по преодолению художественно-исполнительских, технических трудностей, поэтому эту работу проводит учитель музыки. Ученые-практики Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина, Д.Б. Кабалевский, Ю.Б. Алиев, В.К. Белобородова, Е.В. Николаева, Б.С. Рачина, В.О. Усачёва, Л.В. Школяр и др. в своих программах пробуждают интерес, любовь к музыке, хоровому пению.
К концу обучения в начальной школе дети должны научиться: при пении быть внимательными к указаниям учителя музыки; понимать дирижерские жесты; петь напевно, легко, светло, мягко. На уроках большое внимание уделяется воспитанию и развитию детских голосов. Они хрупкие, нежные, а потому малейшая небрежность, допущенная в работе, может иметь самые серьезные последствия. Звук, должен литься свободно, без напряжения и крика, быть естественным и выразительным. Если у ребенка еще только формируется координация голоса и слуха, можно рекомендовать ему исключительно тихое пение, либо беззвучную артикуляцию (петь «рыбкой»). Добиться естественности, выразительности и свободы звучания помогает проговаривание текстов песен в музыкальном ритме. Так быстрее запоминается сама песня, формируется ее эмоционально-выразительный строй, в увлекательной форме закладываются основы звонкого, чистого, свободно «летящего» звука. Работая в классе, учитель несет большую ответственность за воспитание певческого правильного, здорового голоса своих учеников. Даже самый заурядный голос можно и надо развивать. Первое, что требуется от учителя – это знание особенностей развития голоса учащихся, потому что требования, которые он предъявляет к детям, должны всегда соответствовать их возрастным возможностям. И второе – учителю самому необходимо обладать хорошим музыкальным слухом, правильно говорить и петь, потому что дети младшего школьного возраста в процессе обучения непременно будут ему подражать. Одним из главных условий успешного певческого воспитания является развитие слухового внимания учащихся. Выполнение этого условия позволит планомерно и последовательно развивать музыкально-вокальный слух школьников. Научить ребенка слушать и слышать то, о чем рассказывает учитель, что он поет и играет, можно только в тишине. Тишину на занятиях (рабочую дисциплину) нужно создать с первых же уроков, а для этого необходимо суметь заинтересовать детей. Голосовой аппарат детей младшего возраста очень хрупок, голос нежный, очень небольшой по силе и высоко звучащий. Чрезмерное его напряжение может привести к стойкой хрипоте. В голосе как у мальчиков, так и у девочек еще нет существенной разницы. Если занятия музыкой в школе хорошо организованы и певческим воспитанием учащихся с 1 класса занимается профессионал, то к 9-10 годам голоса детей начинают звучать особенно хорошо, этот период называют «расцветом» голоса. Гигиена голоса неразрывно связана с общегигиеническими правилами: недопустимы высокие ноты, крик, большие речевые нагрузки, пение во время болезни; а также духоты, пыли. Основные задачи охраны голоса: соблюдение элементарных правил гигиены голоса и слуха, поддержание тишины на уроке, подбор репертуара детских песен соответственно возрасту и физиологическим особенностям школьников; устранение причин, вызывающих нарушения нормального голосообразования: своевременное лечение ринитов, ангин, заболевания ушей, верхних дыхательных путей.
Таким образом, все перечисленное выше является предпосылками успешного певческого воспитания. Основой выразительного пения, формирования слуха и голоса у детей младшего школьного возраста являются вокально-хоровые навыки: певческая установка (держать спину прямо, развернув плечи, освободив грудь); певческое дыхание - дыхание детей младшего школьного возраста поверхностное, короткое, преимущественно ключичного характера. Не менее важным в хоровом пении на уроке является навык звукообразования. В воспитании навыков красивого и выразительного пения особая роль принадлежит следующему вокально-хоровому навык – артикуляции и дикции. Основа пения – гласные звуки. На них воспитываются все вокальные качества любого голоса. От правильного образования гласных зависит красота тембра. У детей младшего школьного возраста тембр неровный. В основном это происходит из-за «пестроты» гласных. Чтобы они звучали ровно, дети должны постоянно стремиться сохранять высокое звучание (позицию) на всех звуках певческого диапазона. Для этого используются попевки, упражнения на гласные, а также песни с нисходящим движением мелодии (например, русская народная песня «Во поле береза стояла» и др.). Дикция – это ясность, разборчивость, правильность произнесения текста и в пении она играет очень большую роль. Воспитание внимания и дикции успешно проводится на скороговорках при использовании следующего метода: предлагается простейшая скороговорка: «Раз дрова, два дрова, три дрова» и др. Подобные упражнения необычайно растормаживают артикуляционные органы детей, не говоря уже о том, что приучают их к дисциплине. Впоследствии эти скороговорки могут быть использованы в вокально-хоровой работе. Произношение в пении строится на общих правилах орфоэпии.
Приемы, способствующие правильному произношению слов: - Выразительно чтение текста, песни взрослыми в процессе разучивания песни. - Коллективно читать слова на высоком звучании в ритме песни (применять этот прием исполнения в быстром темпе). - Выразительно читать слова по одному человеку на высоком звучании (это способствует выразительному исполнению). - Прочитать текст песни “по секрету” – шепотом, четко произносить слова. Совместное и согласованное исполнение произведения, т. е. следующий навык – ансамбля. Этотнавык развивается только на практике. При работе над ансамблем надо развивать у младших школьников чувство ответственности и «чувство локтя», навыки самоконтроля, умение анализировать качество пения, умение слышать себя и класс. Учителю необходимо знать особенности музыкального развития каждого из своих учеников. Во время работы над песней или упражнением рекомендуется ходить по рядам, внимательно вслушиваясь в пение учащихся, выявлять неверно поющих, а также, детей с точной, устойчивой интонацией. Необходимо продумать, как рассадить учащихся на уроке. Неточно интонирующих школьников лучше всего посадить в первые ряды, поближе к учителю или рядом с хорошо интонирующими детьми. Нужно заботиться о том, чтобы учащиеся с недостаточно развитым музыкальным слухом поняли, что они постепенно научатся петь правильно. Следует стимулировать развитие их слуха, поощрять каждый успех.
Причины слабого развития музыкального слуха и плохого интонирования различны: это могут быть заболевания голосового или слухового аппарата, отсутствие координации между слухом и голосом, отсутствие музыкального опыта, результаты неправильно проводившихся музыкальных занятий и т. д. Итак, работа над вокально-хоровыми навыками представляет основу выразительного исполнения учащимися. Выполнение этого требования возможно только через разнообразный и высокохудожественный репертуар, в котором сочетается различный характер произведения: игровые, лирические и шуточные, медленные и быстрые; сочинения советских авторов, русская и зарубежная классика, народное творчество, старинная музыка. Дети с помощью педагога могут глубоко вникать в содержание произведения, понимать каждое слово, чутко переживать музыкальное развитие с тем, чтобы сознательно находить самые точные исполнительские выразительные средства. Выбор песенного репертуара и их отбор на уроке – дело нелегкое, отбор должен: 1) быть идейно-художественно ценным; 2) соответствовать возрасту; 3) мелодия разучиваемой песни должна дублироваться в сопровождении; 4) должна быть доступной возрасту по ритмической трудности; 5) песни должны быть разнообразными по характеру, интересными. Разучивание песни на уроке музыки в начальной школе: новую песню следует разучивать в начале урока, пока дети не утомились, после нескольких настроечных упражнений, как организующих голосовой механизм, так и настраивающих у детей внимание и музыкальный слух. После исполнения песни педагог анализирует, разбирает ее при помощи наводящих вопросов: какого характера песня, какое у нее содержание, настроение, о чем или о ком поется, какие картины дети видят перед собой при ее исполнении и что они чувствуют, когда поют эту песню? Если в тексте песни встречаются новые слова, незнакомые детям, педагог после объяснения значения нового слова, записывает его на доске. Дети неоднократно прочитывают слово. На последующем уроке новое слово в целях лучшего запоминания должно быть обязательно снова объяснено. Сначала детям следует прочесть весь текст, для того, чтобы младшие школьники восприняли его целиком, и лишь затем перейти к разучиванию первого куплета. Иногда дети запоминают мелодию песни скорее, если они ее разучивают сразу со словами, ученые рекомендуют не отказываться от четкого произнесения текста без пения, так как только при раздельной работе над словом можно установить, какие недостатки слова и речи выявляются у детей. Полезно разученную песню петь на гласные звуки или слоги. Это в особенности необходимо, если песня напевного характера. Развитие выразительности – одна из задач обучения пению.
Таким образом, хоровое пение в начальной школе – это вид коллективной исполнительской деятельности, который способствует развитию культуры младшего школьника, музыкальному и общему развитию личности. В процессе разучивания песен учитель развивает музыкально-творческие способности, формирует вокально-хоровые навыки и умения, необходимые для передачи музыкального образа.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|