Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Хоровое пение – вид исполнительского искусства в начальной школе

Человеческий голос – это прекрасный и доступный инструмент, а пение создает самые благоприятные условия для формирования общей музыкальной культуры. Дети в младшем возрасте любят петь. Поэтому необходимо стремиться, чтобы пение детей постепенно приближалось к достижению уровня, подлинного искусства. «Каждый класс – хор! – вот идеал» - утверждал Д.Б. Кабалевский, он считал, что «запоет школа – запоет весь народ». Цель: способствовать творческой самореализации младших школьников посредством хорового исполнительства. Задачи: Образовательные - постановка и развитие голоса, формирование вокально– хоровых навыков, знакомство с репертуаром. Воспитательные: воспитание вокального слуха, воспитание организованности, внимания, ответственности в момент коллективного музицирования. Развивающие: развитие музыкальных способностей, интереса к хоровому пению.

Преимуществами этого вида музыкальной деятельности многие ученые видят в следующем: хоровое пение – наиболее доступный вид музыкаль­ного исполнительства, голосовой аппарат – «инструмент», данный человеку от рож­дения, совершенствующийся вместе с его ростом и развитием; хоровая музыка ярко программна, со­держание ее раскрывается через слово, и музыкальную интонацию, мелодию; коллективный характер про­цесса хорового пения. Процесс вокально-хоровой деятельности связан с кропотливой работой по преодолению художественно-исполнительских, технических трудностей, поэтому эту работу проводит учитель музыки. Ученые-практики Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина, Д.Б. Кабалевский, Ю.Б. Алиев, В.К. Белобородова, Е.В. Николаева, Б.С. Рачина, В.О. Усачёва, Л.В. Школяр и др. в своих программах пробуждают интерес, любовь к музыке, хоровому пению.

К концу обучения в начальной школе дети должны на­учиться: при пении быть внимательными к указаниям учителя музыки; понимать дирижерские жесты; петь напевно, легко, светло, мягко. На уроках большое внимание уделяется воспита­нию и развитию детских голосов. Они хрупкие, неж­ные, а потому малей­шая небрежность, допущенная в работе, может иметь самые серьезные последствия. Звук, должен литься свободно, без на­пряжения и крика, быть естественным и выразитель­ным. Если у ребенка еще только формируется координация голоса и слуха, можно рекомендовать ему исключительно тихое пе­ние, либо беззвучную артикуляцию (петь «рыбкой»). До­биться естественности, выразительности и свободы звучания помогает проговаривание текстов песен в музыкальном ритме. Так быстрее запоминается са­ма песня, формируется ее эмоциональ­но-выразительный строй, в увлекательной форме закладываются основы звонкого, чистого, свободно «летящего» звука.

Работая в классе, учитель несет большую ответственность за воспитание певческого правильного, здорового голоса своих учеников. Даже самый заурядный голос можно и надо развивать. Первое, что требуется от учителя – это знание особенностей развития голоса учащихся, потому что требования, которые он предъявляет к детям, должны всегда соответствовать их возраст­ным возможностям. И второе – учителю самому необходимо обладать хорошим музыкальным слухом, правильно говорить и петь, потому что дети младшего школьного возраста в процессе обучения непременно будут ему подражать. Одним из главных условий успешного певческого воспитания является развитие слухового внимания учащихся. Выполнение этого условия позволит планомерно и последовательно развивать музыкально-вокальный слух школьников. Научить ребенка слушать и слышать то, о чем рассказывает учитель, что он поет и играет, можно только в тишине. Тишину на занятиях (рабочую дисциплину) нужно создать с первых же уроков, а для этого необходимо суметь заинтересовать детей. Голосовой аппарат детей младшего возраста очень хрупок, голос нежный, очень небольшой по силе и высоко звучащий. Чрезмерное его напряжение может привести к стойкой хрипоте. В голосе как у мальчиков, так и у девочек еще нет существенной разницы. Если занятия музыкой в школе хорошо организованы и певческим воспитанием учащихся с 1 класса занимается профессионал, то к 9-10 годам голоса детей начинают звучать особенно хорошо, этот период назы­вают «расцветом» голоса. Гигиена голоса неразрывно связана с общегигиеническими правилами: недопустимы высокие ноты, крик, большие речевые нагрузки, пение во время болезни; а также духоты, пыли. Основные задачи охраны голоса: соблюдение элементарных правил гигиены голоса и слуха, поддержание тишины на уроке, подбор репертуара детских песен соответственно возрасту и физиологическим особенностям школьников; устранение причин, вызывающих нарушения нормального голосообразования: своевременное лечение ринитов, ангин, заболевания ушей, верхних дыхательных путей.

Таким образом, все перечисленное выше является предпосылками успешного певческого воспитания. Основой выразительного пения, формирования слуха и голоса у детей младшего школьного возраста являются вокально-хоровые навыки: пев­ческая установка (держать спину прямо, развернув плечи, освободив грудь); певческое дыхание - дыхание детей младшего школьного возраста поверхностное, ко­роткое, преимущественно ключичного характера. Не менее важным в хоровом пении на уроке является навык звукообразования. В воспитании навыков красивого и выразительного пения особая роль принадлежит следующему вокально-хоровому навык – артикуляции и дикции. Основа пения – гласные звуки. На них воспитываются все вокальные качества любого голоса. От правильного образования гласных зависит красота тембра. У детей младшего школьного возраста тембр неровный. В основном это происходит из-за «пестроты» гласных. Чтобы они звучали ровно, дети должны постоянно стремиться сохранять высокое звучание (позицию) на всех звуках певческого диапазона. Для этого используются попевки, упражнения на гласные, а также песни с нисходящим движением мелодии (например, русская народная песня «Во поле береза стояла» и др.). Дикция – это ясность, разборчивость, правильность произнесения текста и в пении она играет очень большую роль. Воспитание внимания и дикции успешно проводится на скорого­ворках при использовании следующего метода: предлага­ется простейшая скороговорка: «Раз дрова, два дрова, три дрова» и др. Подобные упражнения необычайно растормаживают артикуляционные органы детей, не говоря уже о том, что при­учают их к дисциплине. Впоследствии эти скороговорки могут быть использованы в вокально-хоровой работе. Произношение в пении строится на общих правилах орфоэпии.

Приемы, способствующие правильному произношению слов:

- Выразительно чтение текста, песни взрослыми в процессе разучивания песни.

- Коллективно читать слова на высоком звучании в ритме песни (применять этот прием исполнения в быстром темпе).

- Выразительно читать слова по одному человеку на высоком звучании (это способствует выразительному исполнению).

- Прочитать текст песни “по секрету” – шепотом, четко произносить слова.

Совместное и согласованное исполнение произведения, т. е. следующий навык – ансамбля. Этотнавык развивается только на практике. При работе над ансамблем надо развивать у младших школьников чувство ответственности и «чувство локтя», навыки самоконтроля, умение анализировать качество пения, умение слышать себя и класс.

Учителю необходимо знать особенности музыкального развития каждого из своих учеников. Во время работы над песней или упражнением рекомендуется ходить по рядам, внимательно вслу­шиваясь в пение учащихся, выявлять неверно поющих, а также, детей с точной, устойчивой интонацией. Необходимо продумать, как рассадить учащихся на уроке. Не­точно интонирующих школьников лучше всего посадить в первые ряды, поближе к учителю или рядом с хорошо интонирующими детьми. Нужно заботиться о том, чтобы учащиеся с недостаточно раз­витым музыкальным слухом поняли, что они постепенно научатся петь правильно. Следует стимулировать развитие их слуха, по­ощрять каждый успех.

Причины слабого развития музыкального слуха и плохого ин­тонирования различны: это могут быть заболевания голосового или слухового аппарата, отсутствие координации между слухом и голо­сом, отсутствие музыкального опыта, результаты неправильно про­водившихся музыкальных занятий и т. д.

Итак, работа над вокально-хоровыми навыками пред­ставляет основу выразительного исполнения учащимися.

Выполнение этого требования возможно только через разнообразный и высокохудожественный репертуар, в котором сочетается различный характер произведения: игровые, лирические и шуточные, медленные и быстрые; сочинения советских авторов, русская и зарубежная классика, народное творчество, старинная музыка. Дети с помощью педагога могут глубоко вникать в содержание произведения, понимать каждое слово, чутко переживать музыкальное развитие с тем, чтобы сознательно находить самые точные исполнительские выразительные средства.

Выбор песенного репертуара и их отбор на уроке – дело нелегкое, отбор должен:

1) быть идейно-художественно ценным;

2) соответствовать возрасту;

3) мелодия разучивае­мой песни должна дублироваться в сопровождении;

4) должна быть доступной возрасту по ритмической труд­ности;

5) песни должны быть разнообразными по харак­теру, интересными. Разучивание песни на уроке музыки в начальной школе: новую песню следует разучивать в начале урока, пока дети не утомились, после нескольких настроечных упражнений, как организующих голосовой ме­ханизм, так и настраивающих у детей внимание и музыкаль­ный слух. После исполнения песни педагог анализирует, разбирает ее при помощи наводящих вопросов: какого характера песня, какое у нее содержание, настроение, о чем или о ком поется, какие кар­тины дети видят перед собой при ее исполнении и что они чувствуют, когда поют эту песню? Если в тексте песни встре­чаются новые слова, незнакомые детям, педагог после объяс­нения значения нового слова, записывает его на доске. Дети неоднократно прочитывают слово.

На последующем уроке новое слово в целях лучшего запомина­ния должно быть обязательно снова объяснено. Сначала детям следует прочесть весь текст, для того, чтобы младшие школьники восприняли его целиком, и лишь затем перейти к разучиванию первого куплета. Иногда дети запоминают мелодию песни скорее, если они ее разучивают сразу со сло­вами, ученые рекомен­дуют не отказываться от четкого произнесения текста без пе­ния, так как только при раздельной работе над словом можно установить, какие недостатки слова и речи выявляются у де­тей. Полезно разученную песню петь на гласные звуки или слоги. Это в особенности необходимо, если песня напевного характера. Развитие выразительности – одна из за­дач обучения пению.

Таким образом, хоровое пение в начальной школе – это вид коллективной исполнительской деятельности, который способствует развитию культуры младшего школьника, музыкальному и общему развитию личности. В процессе разучивания песен учитель развивает музыкально-творческие способности, формирует вокально-хоровые навыки и умения, необходимые для передачи музыкального образа.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...