Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 13. Эволюция классической школы. Ж.Б.Сэй.

 

Теория Жана Батиста Сэя (1767-1832) сосредоточена на анализе форм экономических отношений, проявлении экономических законов в конкретной хозяйственной практике функционирующей рыночной экономики.

Главными работами Сэя являются «Трактат политической экономии, или простое изложение способа, которым образуются, распределяются и потребляются богатства»(1803) и «Полный курс политической экономии»(1829). По мнению Сэя, его работы представляют собой упрощенное и очищенное от ненужных абстракций и сложностей изложение теории А. Смита.

В своих работах Ж.Б.Сэй разделил политическую экономию на три самостоятельные части: 1) производство богатства; 2) распределение его; 3) потребление произведенных благ.

Свой «Курс политической экономии» Ж.Б.Сэй начинает с анализа производства. Производство – это естественный процесс воздействия человека на природу, в результате которого создается богатство. Богатством он называл стоимость или «ценность» товаров и поэтому отождествлял товарную форму богатства с суммой полезных вещей. Однако Ж.Б.Сэй смешивал стоимость с потребительной стоимостью и на этом основании пришел к выводу, что с повышением производительности труда увеличивается не только масса потребительных стоимостей, но и масса меновой стоимости.

При определении величины стоимости товаров и пропорции, в которой происходит их обмен, Сэй выдвинул два предположения: 1) стоимость или «ценность» каждого предмета, пока она не установлена на рынке, совершенно произвольна, неопределенна; 2) потребительная стоимость товаров или «полезность составляет первое основание их ценности». Это означает, что Ж.Б.Сэй не считал труд стоимостной основой товаров, делающих их равными и соизмеримыми в обмене. «Ценность» (стоимость) товаров он определял их полезностью.

Ж.Б. Сэй утверждал, что в создании стоимости участвует не только труд, но и средства производства и земля. Эти элементы всякого процесса производства Ж.Б.Сэй «превращает» в факторы капиталистического производства, которые являются источниками основных доходов. Капитал (средства производства) порождает прибыль и процент, труд – заработную плату, земля – ренту. Ж.Б.Сэй объяснял это тем, что в процессе производства эти факторы оказывают определенные услуги, а следовательно, они производят стоимость.

В итоге Ж.Б.Сэй выдвинул теорию «трех факторов производства», согласно которой производство полезности и оказание услуг и есть процесс создания стоимости. На вопрос о том, как определить величину стоимости, созданную каждым фактором производства, Сэй отвечал ссылкой на рынок, который и определяет части стоимости, созданные различными факторами. Так, часть стоимости, созданная трудом, равна заработной плате; часть, созданная капиталом – прибыли; часть, созданная природой – ренте. В толковании ценности, создаваемой совместным действием трех факторов, Сэй неоднозначен: то он сводит ее к полезности, оцениваемой на рынке через спрос и предложение, то считает суммой вкладов трех факторов, т.е. издержками производства.

С теорией «трех факторов производства» неразрывно связана теория распределения Ж.Б.Сэя. По мнению автора теории, труд, земля и капитал играют одинаковую роль в процессе производства. Поэтому после продажи товара вырученная сумма денег должна быть распределена между участниками производственного процесса в качестве оплаты их услуг. Сэй убежден, что рабочие не могут претендовать на весь продукт труда, так как в производстве они участвуют не одни. Их доход должен быть ограничен заработной платой. Прибыль Ж.Б.Сэй разделил на предпринимательский доход и процент. Если процент – это оплата услуг капитала, то предпринимательский доход определяется как вознаграждение за риск, талант, высококвалифицированный труд. В результате предпринимательский доход – это вознаграждение за особую важную общественную функцию, «за промышленные способности, за его таланты, деятельность, дух порядка и руководительство». Предпринимателя-землевладельца Ж.Б.Сэй ставит рядом с фермером, поэтому ренту сводит к стараниям землевладельцев. Фигуре предпринимателя Ж.Б.Сэй придает особое значение. Именно предприниматели комбинируют производительные услуги ради удовлетворения потребительского спроса. Они создают спрос на производительные блага и предложение потребительских благ. Через них идет распределение богатства.

В теории реализации Сэй доказывал, что в условиях рыночной экономики отсутствуют основы для всеобщего кризиса перепроизводства. Периодические кризисы перепроизводства, сопровождаемые депрессией, которая затем переходит в новый подъем, стали обнаруживаться, а затем регулярно повторяться начиная с 20-х годов 19 века. Закон рынков Сэя, гласящий, что производство всегда равно потреблению, исключал возможность общего перепроизводства товарной массы. Кризис перепроизводства, согласно закону Сэя, наступает не потому, что на рынке общее количество товаров превышает общее количество денег, а потому, что каких-то товаров было произведено меньше, чем нужно. Возникшее структурное несоответствие неизбежно выравнивается в результате движения товаров и комбинаций цен.

Для обоснования Сэй формулирует ряд положений, характеризующих функционирование рынка:

· обмен товаров покоится на разделении труда, так как производитель товара в поиске потребителя выносит товары на рынок;

· ценность продуктов, которые выносятся на рынок, одновременно определяют ценность покупаемых производителями продуктов;

· цена сдерживает потребление, так как, если бы продукты, выносимые на рынок, не имели бы цены, то потребление их было бы безгранично;

· чем выше цена, тем меньше спрос на товар;

· деньги нужны для обмена товаров, поэтому обмениваются не денежные эквиваленты, а продукты;

· для осуществления обмена каждый товар, каждая ценность должны быть противопоставлены другой ценности;

· в процессе обмена происходит замена одних предметов потребления на другие;

· обмен приводит к тому, что «каждый заинтересован в благополучии всех и что процветание одной отрасли промышленности всегда благоприятно для процветания всех других»;

· ввоз иностранных товаров благоприятствует продаже внутренних продуктов, потому что мы не можем купить иностранные товары иначе, как за продукт нашей промышленности, наших земель и наших капиталов, сбыт которых организует торговля;

· товары не продаются или продаются с убытком, если их количество превышает потребность в них, или если другие производства поставили меньше товаров и их не хватает.

В теории сбыта Сэй пришел к важному выводу: расширение производства вызывает расширение внутреннего рынка, т.е. признавалась возможность развития капитализма на собственной основе. Теоретические положения Ж.Б.Сэя явились основой для разработки рекомендаций для экономической политики. Он выступал против преград для развития рыночной экономики, против чрезмерных расходов на чиновников, но за развитие производства, которое способствует расширению рынка.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...