Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обобщающая классификация статусов, определяющих поведение личности

Тема: Социальные статусы и роли.

План

1. Содержание понятия «статус»

2. Классификация статусов

3. Функции статусов

4. Сущность социальной роли

5. Ролевое поведение и ролевая наряженность, способы снятия ролевой наряженности.

Содержание понятия «статус»

Соц.позиция, соц. статус, соц.роль – часто употребляемые понятия в социальных науках. Т.к. каждая личность занимает в обществе определенное место и выполняет конкретные функции (роли), обладая соответствующими правами и обязанностями, то есть, имеет определенный статус.

Термин статус – пришел в социологию из лат.яз., где обозначал правовое положение личности, состояние юридического лица.

Социологическое звучание этому термину в 19 веке дал англ. историк Мейн: «Статус – социальное положение человека».

Что это означает?

Статус – это разносторонняя и обобщающая характеристика социального положения человека в обществе.

Его отражают: профессия, квалификация, характер реально выполняемой работы, должность, материальное положение, политическое влияние, партийная и профессиональная принадлежность, национальность, вероисповедание, возраст, семейное положение, родственные связи.

 

Социальные статусы выражают обусловленное соответствующими социальными связями взаимное положение индивидов. Это позиции занимаемые индивидом в социальных системах, в обществе в целом

Социальные связи между личностями включенными в функционирование соц.систем,. устанавливаются на основе различных социальных функций. Функции и вытекающие из них права и обязанности по отношению к партнерам взаимодействия определяются социальными статусами.

Т.е. В статусе фиксируется тот набор конкретных действий, который должен выполнять человек в данном социальном институте.

Поэтому социальные статусы можно определить как пустые ячейки общества, каждая из них наполняется определенным числом людей, которые постоянно меняются, но ячейки статуса остаются, т.к. без них общество не может функционировать.

 

Каждый статус наделен определенным кругом предписываемых прав и обязанностей, именно они и обеспечивают функциональную взаимосвязь статусов.

Ведь, человек не просто имеет какой - либо статус, он выполняет определенные социальные функции. (*, врач -лечит, учитель - учит, воспитывает, предприниматель организует к-л деятельность, производит, продает и т.д.)

В связи с этим социальный статус показывает, какие права, обязанности, привилегии, полномочия закрепляются за теми, кто выполняет ту или иную функцию, какие требования предъявляются к индивиду, обладающему каким – либо статусом.

Обязанность – то, что должен делать носитель статуса в определенной ситуации по отношению к другим.

Права свидетельствуют о том, что он может позволить себе или допустить по отношению к другим людям. Причем, права и обязанности строго регламентированы. Они взаимосвязаны и друг без друга существовать не могут.

 

Поэтому, м.сказать, что статус – определенная позиция в структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.

(* статус преподавателя имеет значение в связи со статусами студентов, ректора. Ректор – в связи с администрацией.)

С помощью статусов упорядочиваются, оформляются и регламентируются отношения и поведение групп и их членов, а т.ж. усвоение индивидом соответствующих тому или иному статусу признаков и характеристик.

Классификация статусов

 

Каждый человек является одновременно членом многих групп, а, следовательно, занимает одновременно различные позиции в социальных системах, имеет несколько статусов одновременно. Так, *, положение одного человека можно описать с разных сторон: мужчина, водитель, наемный работник, член партии, глава семьи и т.д.

Совокупность всех статусов данного индивида получила название «статусный набор».

Причем, в этом наборе всегда имеется главный статус - тот, который наиболее характерен для данного индивида (по которому его выделяют окружающие или с которым его отождествляют). Обычно это должность по основному месту работы.

 

Главный статус- тот, который определяет стиль жизни, круг знакомых, манеру поведения.

 

1.Различают социальный и личный статусы.

Социальный статус – положение человека в обществе, которое он автоматически занимает как представитель социальной группы (профессии, класса, национальности…).

* бригадир, отец, руководитель, студент. Он играет важную роль среди незнакомых.

 

Личный статус характеризует положение, которое индивид занимает в первичной группе в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам.

* весельчак, болтун, красавчик, любимчик, душа компании. (- // - среди знакомых)

 

2. Социальный статус также можно разделить на приписываемый и достигаемый.

Приписываемый (прирожденный) статус - назначается индивиду обществом не зависимо от его способностей и усилий, или по прошествии времени. (пол, возраст, национальность, раса).

Этот статус подразумевает выполнение предписанных ролей, в качестве основы для них используются пол, возраст, раса, нац-ть, место рождения… * девочка – играет в куклы, помогает маме…

Каждый возрастной период связан с определенными возможностями для проявления человека и предписывает новые статусы и требования. * взрослый человек, теща, бабушка. Эти статусы обычно даются человеку помимо его воли и желания, но не от рождения

Достигаемый статус человек получает благодаря собственным усилиям, желанию, свободному выбору, либо благодаря удаче и везению.

* депутат, рабочий, учитель, студент, пенсионер…

эта позиция закрепляется через индивидуальный выбор и конкуренцию.

*** – предписанный – достигаемый ст.

дедушка – пенсионер, мужчина – муж, негр- полицейский…

 

Предписанный и достигаемы статусы – разные, но они взаимосвязаны. Мужчине легче получить статус президента, нежели женщине. Сыну крупного руководителя легче достичь высокого положения в обществе. Женщине легче стать домохозяйкой, нежели мужчине.

Так основной социально-классовой статус является частично предписанным, т.к. отражает статусы родителей, и частично достигаемый, т.к. может быть приобретен индивидом благодаря своим усилиям, стремлениям.

 

Кроме того, надо подчеркнуть, что статус индивида в обществе м. б. определен через систему номинальных и ранговых параметров.

На основании номинальных параметров нельзя определить, высокое или низкое положение индивид занимает в социальной структуре. * пол, раса, национальность, вероисповедание, место жительства, область деятельности, язык, политическая ориентация.

Ранговые параметры характеризуют неравенство индивидов, создают систему неравнозначных статусов. * образование, доход или богатство, престиж, власть, происхождение, возраст, должность, уровень интеллекта.

 

Обобщающая классификация статусов, определяющих поведение личности

1 Интегральный статус личности – определяет соотношение многообразных сторон деятельности с эталонным образцом поведения, который доминирует в обществе и которым соответствуют наиболее типичные ожидания. Идеальный тип

*как должен себя вести студент, профессор.

Отражает насколько личность выполняет требования всех статусов.

 

2. Профессионально-должностной статус личности – базовый ст. Л.,является основой для интегрального. В нем фиксируется производственно-технологическое, социально-экономическое положение личности, которое характеризуется определенным набором функционально-ролевых предписаний и объективно заданных требований.

3. Естественный статус личности – подразумевает существенные и устойчивые половозрастные характеристики человека. Они делают возможным отличать и сравнивать индивидов между собой: 1- по способам и типам реализации жизненной активности, 2- по формам образа жизни, 3- по специфичным ролям и функциям, которые реализуются на различных этапах жизненного цикла. (юность, детство)

4. Темпоральный статус личности – некоторое функционально зависимое состояние личности, детерминированное ее отношением к прошлому опыту и будущим перспективам. В нем фиксируются наиболее вероятные характеристики поведения личности, находящейся на определенной стадии жизненного и профессионального цикла. Он определяется количеством и качеством прожитого времени.

· - ветеран войны –

· директор предприятия - * М., 40-50 лет, …

 

5 - Маргинальный статус личности – фиксирует объективно заданные противоречия в способах поведения, которые определяются 1-многообразием статусно-ролевых и функциональных характеристик личности, 2- промежуточным состоянием, изменением статуса.

Маргинальный статус м.б. гармонизированным, когда требования разных статусов не противоречат, а дополняют друг друга, и деструктивным, требования статусов приводят к рассогласованию норм повеления.

Маргинальный статус возникает в следующих ситуациях:

1- при переходе из одной социальной среды в другую

2- при координальной изменении образа жизни

3- при смене проф., полит, эконом, статуса.

 

К тому следует отметить, что статус имеет 3 измерения:

 

1 отражается в вербальных, визуальных характеристиках личности, в том числе * во внешних атрибутах и символах: (одежда, жаргон)

* в функциональных и ритуальных поведенческих характеристиках

* в соответствующих способах коммуникации

* институциональных знаках социальной и профессиональной принадлежности

 

2. Статус как определенное функциональное состояние личности (действие в соответствии с объективно заданными нормами) отражается в таких субъективных характеристиках личности, как мотивация, ценностные ориентации, социальные установки.

 

3. Статус личности и его ролевой аналог отражается в ожидании и реакции со стороны социального окружения

(ожидания варьируются в рамках эталонных образцов поведения).

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...