Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общение со взрослыми и сверстниками

Общение со взрослыми и сверстниками

В младшем школьном возрасте социальные отношения все больше расширяются и дифференцируются. Социальный мир становится для ребенка шире, отношения глубже, а их содержание разнообразнее.

Учитель в первом классе становится для ребенка самой авторитетной фигурой.

В глазах ребенка учитель всемогущ, потому что он не только «все знает», но и ему «все» подчиняются. Учительница может вызвать в школу даже родителей, поговорить с ними, и те будут ее «слушаться». При этом доверие, тяга к учителю не зависит от качеств самого преподавателя, что возлагает на учителя высокую ответственность за демонстрацию образцов социального поведения.

Во 2-м и 3-м классе личность учителя становится менее значимой для ребенка, зато теснее становятся его контакты с одноклассниками.

Родители сохраняют свой авторитет для ребенка: детям важны их оценки, реакции. Но вместе с тем общение с учителем и сверстниками приводят к тому, что снижается эмоциональная зависимость ребенка от родителя, родители такжево многом теряют роль экспертов – эту функцию берет на себя школа и учитель. От родителей требуется скорее поддержка: ведь школа – это испытание, которое не всегда приводит к успеху. Для эффективной поддержки ребенка требуются:

· реалистические представления о текущих достижения своих детей и вера в то, что в будущем они обязательно преуспеют;

· теплота в отношениях с детьми, авторитетный тип контроля – дети знают границы дозволенного, но при этом чувствуют себя в безопасности и знают, что они любимы;

· готовность родителей постоянно общаться с детьми и внимательно их выслушивать;

· развитие интереса к познанию и исследованию – важно, чтобы сами родители служили в этом отношении ролевыми моделями.

Общение со сверстниками в младшем школьном возрасте приобретает все большее значение для развития ребенка. В общении ребенка со сверстниками не только более охотно осуществляется познавательная предметная деятельность, но и формируются важнейшие навыки межличностного общения и нравственного поведения.

В этом возрасте появляется феномен дружбы как индивидуально-избирательных глубоких межличностных детских отношений, характеризующихся взаимной привязанностью, основанной на чувстве симпатии и безусловного принятия другого.

Личные характеристики детей, которые служат основанием для взаимных выборов, с возрастом меняются: если в 1-м и во 2-м классе взаимные выборы детей определяются их успехами или неуспехами в учебе, то в более старшем возрасте положение школьника в группе уже больше зависит, во-первых, от его личностных качеств и, во-вторых, от характерных особенностей самой группы. Если иметь в виду только личностные качества, то популярности в группе вредит как излишняя агрессивность, так и излишняя застенчивость.

Характер дружбы меняется на протяжении детства. Эгоцентрический характер дружбы, свойственный дошкольникам и ученикам 1-2-х классов, изменяется в течение среднего детства, когда дети начинают устанавливать более близкие отношения, и у них появляются верные друзья. В конце детства и в отрочестве наиболее распространенной становится групповая дружба. Группы обычно бывают большими и содержат ядро из нескольких мальчиков и девочек, регулярно участвующих в общих затеях.

***

Общение со взрослыми и сверстниками

Родители. В подростковом возрасте ярко проявляется реакция эмансипации стремление высвободится из-под опёки, руководства, покровительства взрослых. Это проявляется в увеличении числа конфликтов во взаимоотношениях подростка с родителями и учителями, а в крайних случаях – в побегах из дома, и бродяжничестве.

Такая потребность подростка в автономии на первых порах чаще всего находит свое выражение в его стремлении эмансипироваться от контроля взрослых. Это проявляется в стремлении молодого человека к пространственной автономии — неприкосновенности своего личностного пространства, к свободе выбора стиля одежды, круга общения и т. п. Позднее возрастает значимость такого мотива, как «стремление быть материально независимым», и практически каждый четвертый школьник в возрасте 15—16 летхочет работать в свободное время, чтобы иметь собственные деньги (Собкин В. С, 1997).

Несмотря на стремление подростка отделиться от родителей, его отношение к взрослым двойственное:

· с одной стороны, подростки стремятся уйти от отношений «детско-родительских», зависимых,

· с другой – подросткам часто бывают нужны мнение, совет, поддержка со стороны взрослых, зрелых людей. Причем если регламентированного общения со взрослыми (например, в отношениях учителя и ученика, ребенка и родителя) подростку более чем достаточно, то не хватает в первую очередьнерегламентированного, неформального общения.

При благоприятном развитии событий, в этом возрасте происходит перестройка отношений подростка с родителями и поиск взрослого в своем окружении, с которым подросток не был бы связан отношениями зависимости, но мог бы доверительно поговорить на волнующие его темы.

Не находя значимых и внимательных людей среди взрослых и старших сверстников, подростки часто создают кумиров (известных музыкантов, киноактеров, спортсменов), которым подражают, некритично заимствуя у них способы поведения и привычки; часто на этой основе создаются подростковые группы и даже целые субкультуры.

Отношения со сверстниками – ведущий вид активности, и именно в нем идет основное развитие личности подростка. Для этого возраста характерны групповые формы общения – так называемая «реакция группирования», стремление войти в группу сверстников, которая выполняет ряд важных функций.

· Развитие самосознания: группа дает возможность лучше понять себя, свои потребности и возможности через взаимодействие с другими, соревнование и риск.

· Развитие социальных, коммуникативных навыков и, в частности, создание прототипа взрослых отношений, основанных на равенстве.

· Становление независимости, общие заботы по освобождению от родительской власти.

· Экспериментирование, в том числе и сексуальное, с наркотиками, и т.п.

· Оказание поддержки еще слабому «Я» подростка, придание уверенности через эмоциональный контакт с группой, чувство солидарности, групповой принадлежности.

· Предоставление канала информации, которую не сообщают взрослые.

К негативным эффектам подростковых групп относятся: взаимное «заражение», деиндивидуализация, выбор опасных действий как следствие размывания ответственности в группе; экспериментирующее поведение без продумывания последствий, оправдывание своей группы, круговая порука, ложное товарищество. Стремление подростка занять удовлетворяющее его положение в группе сверстников также сопровождается повышенной конформностью к нормам поведения и ценностям референтной группы, что особенно опасно в случае приобщения к асоциальному сообществу.

Мотивы общения со сверстниками на протяжении под­росткового возраста изменяются:

1. желание быть в среде сверстников, что-то де­лать вместе (10 – 11 лет);

2. мотив занять определенное место в кол­лективе сверстников (12 – 13 лет);

3. стремление к автономии и поиск признания ценности собственной личности (14 – 15 лет).

У старших подростков растет стремление к поиску близких дружеских и любовных связей, основанных на глубокой эмоциональной привязанности и общности интересов. Это стремление найти близкого по духу человека определяется потребностью во взаимопомощи, верности и понимании. Однако в полной мере эта потребность в друге проявляется после 15 лет, в ранней юности.

В межполовых отношениях наступает этап ролевой игры в освоении межполовых отношений. Наблюдаются «эпидемии влюблённости». Свидания для подростков – это прежде всего развлечение и средство повышения своего статуса.

Девочки часто выбирают в качестве объекта своих чувств какого-либо кумира, и только в воображении: так можно воображать себя неотразимой без риска быть отвергнутой. Мальчики более активны – они чаще демонстрируют сексуальную неразборчивость, могут выбрать несоответствующий объект, возможны гомосексуальные контакты. Особенные трудности возникают, когда подросток недополучает любви и заботы дома, имеет трудности в школе, или низкий статус в группе – тогда сексуальное поведение может служить способом компенсации этих трудностей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...