Общая характеристика. Экономическое положение. Место в России.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Введение Под Поволжьем понимают области и республики России, находящиеся среднем и нижнем течении: Астраханская, Волгоградская, Пензенская, Самарская, Саратовская Ульяновская области, республики Татарстан и Калмыкия. Поволжский район протянулся почти на 1,5 тыс. км вдоль Волги от впадения в нее левого притока Камы до Каспийского моря. Общая территория составляет около 536 тыс. км². ЭГП этого района исключительно выгодное. На западе Поволжье граничит с высокоразвитыми Волго-Вятским, Центрально-Черноземным и Северо-Кавказским экономическими районами, на востоке - с Уралом и Казахстаном. Густая сеть транспортных путей (железнодорожных и автомобильных) способствует установлению широких межрайонных производственных связей Поволжья. Поволжье больше открыто к западу и востоку, т.е. навстречу основному направлению хозяйственных связей страны, поэтому подавляющая часть перевозок грузов идет через эту территорию. Волго-Камский речной путь дает выход в Каспийское, Азовское, Черное, Современное население района сформировалось в результате многовековой сложной истории колонизации края. Коренное население — чуваши, марийцы, мордва. Затем здесь поселились булгары, половцы, монголы, ногайцы. С конца XV— начала XVI веков завоевание поволжских пространств было одной из главных целей Русского, а затем Российского государства. Многие крупнейшие города района (Волгоград, Самара, Саратов) возникли как крепости на природном рубеже (Волге), защищавшем Русь от кочевых племен.
Современное Поволжье — один из наиболее густозаселенных районов Российской Федерации. Средняя плотность населения — 31 чел. на 1 км, особенно плотно заселены Самарская область. Татарстан, Саратовская область. В национальной структуре сегодня почти повсеместно (кроме Калмыкии и Татарии) преобладают русские. Также значительна доля компактно проживающих татар (16%), чувашей и мордвы (2 и 3% соответственно). До революции Поволжье было сугубо сельскохозяйственным районом. В городах проживало всего 14% населения. Уровень урбанизации Поволжья составляет около 73%, причем население сконцентрировано в основном в столицах национальных республик и в крупных промышленных городах. Подавляющая часть городского населения сконцентрирована в областных центрах, столицах национальных республик и крупных промышленных городах. Район обладает значительными трудовыми ресурсами. Население его растет, причем в основном вследствие значительного притока мигрантов. В Поволжье 90 городов, среди них три города- миллионера – Самара, Казань, Волгоград. При этом практически все крупные города (за исключением Пензы) расположились на волжских берегах. Крупнейший город Поволжья – Самара – расположен в Самарской Луке. Вместе с близлежащими городами и поселками он образует большой промышленный узел.
Общая характеристика. Экономическое положение. Место в России. Вплоть до революции Поволжье – внутренняя окраина страны. И хотя Волга уже давно заслужила имя главной улицы России, она была и дорогой, которая вела на Восток. Кроме того, здесь на Волге, или непосредственно за ней в середине века существовали крупные и сильные государства – Хазария, Золотая Орда, Булгарское, а затем Казанское царства. Поэтому она издавна воспринималась и как рубеж, за которым для русских лежал иной мир. Даже в недавние времена это был важный стратегический барьер: в годы гражданской войны, когда проявилось ключевое значение Астрахани, во времена Великой Отечественной войны, когда победа в Сталинградской битве определила дальнейший ход второй мировой войны.
Волга – исторический путь для обмена между лесным Севером и хлебным Югом. Благодаря положению на Волге, используя, в качестве сырья для своей промышленности разнообразные грузы, мощным потоком следовавшие по великой реке, главные волжские города приобрели сходный функциональный профиль, развили между собой интенсивные связи, что способствовало экономической консолидации Поволжья. Мощная экономическая ось – волжская полимагистраль – определила и своеобразную конфигурацию экономического района, территория которого как бы «нанизана» на Волгу и ее главный приток Каму. В то же время в территориальной структуре России, Северного Кавказа, Северо - Запада и Европейского Севера проживает 53,3 % общего населения России, к востоку – на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке – 35,6%. Занимая территорию 536,4 тыс. км² (3,14 % общей территории РФ и около 8 % экономически активной территории), Поволжье имеет 16787 тыс. жителей (11,1 % населения России). В пределах региона на Волге построено 5 железнодорожных мостов (у Зеленодольска, Ульяновска, Сызрани, Саратова и Астрахани) и 3 плотины ГЭС, по которым также прошли железные дороги. И только одна дорога, связывающая Урал с Центральной Россией, Северо – Западом и Европейским Севером, проходит вне Поволжья. Поволжье не просто расположилось между Уралом и Центром, Уралом и Донбассом, Уралом и Северным Кавказом, между Волго-Вятским районом и Северным Кавказом, это не только транзитная территория, но и перераспределитель грузопотоков между районами России. Почти четвертая часть поволжских городов – железнодорожные узлы. Портовые функции присущи всем значительным городам на Волге и Каме. Транспортно-транзитный характер Поволжья и весомость транспортных составляющих в структуре его городов проявляется весьма отчетливо. Границы Поволжья нельзя назвать четко выраженными: Калмыкия тяготеет к Северному Кавказу. Её столица Элиста железной дорогой соединена со Ставропольем. Пензенская область обладает очевидным сходством и в хозяйственном облике и в территориальной структуре с областями ЦЧР, западные районы Ульяновской области – с районами соседней Мордовии, а республики Марий Эл и Чувашская издавна тяготеют к Казани. Йошкар-Ола связана железной дорогой с Зеленодольском, Чебоксары по Волге – с Казанью. Альметьевский и Отрадненско-Похвистневский нефтедобывающие районы имеют своего рода продолжение в виде районов с такой же специализацией в сопредельных частях Башкортостана и Оренбургской области. На крайнем юго-востоке вследствие совпадения границ Поволжья и РФ с Казахстаном рубеж получает политическую, но отнюдь не экономическую определенность. Словом, Поволжье – район с четко выраженной экономической осью, на которую «нанизаны» почти все основные ядра территориальной структуры с размытыми границами, вдоль которых по обе стороны простираются в большинстве случаев экономически менее развитые территории.
Ни в одном районе России с такой силой не проявилась определяющая роль экономико-географического положения, как в Поволжье. Пространственные акценты экономического развития определяют Волга и широтные железнодорожные магистрали. В Поволжье, и прежде всего на берегах Волги, а последнее время и Камы, встречаются и накладываются влияния Центра и Урала. Центр в первую очередь Московский регион, как бы выбросил на берега Волги свой «десант» в виде машиностроительных заводов – авиационных, приборостроительных, станкостроительных, подшипниковых, электротехнических и других, для которых условия здесь весьма благоприятны: хорошая водообеспеченность, емкие площадки для размещения крупных предприятий, удобные транспортные связи, близость Урала с его базовыми отраслями индустрии, наконец, собственная топливно-энергетическая база (гидроэнергетика, месторождения нефти и газа). Экономическое развитие Поволжья в советское время можно представить как последовательное осуществление нескольких общегосударственных программ:
¨ создание в поволжских городах заводов-дублеров Москвы и Санкт-Петербурга; ¨ освоение нефтегазовых месторождений «Второго Баку» и развитие на этой основе нефтепереработки, нефтехимии, газопереработки, производства оборудования для нефтепромыслов и др.; ¨ сооружение мощных гидравлических, а также Теловых и атомных электростанций; ¨ широкомасштабное транспортное строительство: сооружение канала Волга-Дон, Волжской железнодорожной рокады, восточного участка железной дороги Центр – Урал через Казань, железнодорожного моста через Волгу и Саратова, железных дорог Гурьев – Астрахань и Астрахань – Кизляр; ¨ развитие автомобилестроения: строительство ВАЗа в Тольятти и КАМАЗа в Набережных Челнах, реконструкция автозавода в Ульяновске (возник во время войны на базе ЗИЛа) и начало сооружения Елабужского автозавода.
Реализация каждой из этих программ имела следствием увеличение числа городов и развитие их сети, но в еще большей степени способствовала усилению концентрации и развертыванию функциональной структуры главных центров Поволжья (табл.1.). Экономическая ось региона благодаря этому со временем вырисовывалась все сильнее. Таблица. 1. Урбанистическая структура Поволжья (по данным на 01.01.94 г.)
Концентрация производственной и иной деятельности в фокусных точках, обладающих высоким качеством ЭГП, дала свои результаты: никакой другой экономический район России не имеет столь высокой доли населения, сосредоточенной в крупнейших городах. И по числу таких городов (9) Поволжье на первом месте среди экономических районов России. В них сосредоточено более 2/3 населения городов (64,75 %),а в 20 больших городах проживает 80,8 % горожан региона. Хотя малые города в Поволжье, как и в России в целом, явно преобладают (их 59 или почти 2/3 общего числа), но на их долю приходится всего лишь 12 % численности населения городов региона – показатель на уровне страны (в РФ – 16,9 %). Ниже общероссийского уровня и доля средних городов (соответственно 7,2 и 11,8 %). В то же время в Поволжье определилась устойчивая группа средних городов (Вольск, Чистополь, Михайловка, Каменка, Лениногорск). Города другой группы давно уже готовятся стать большими (Балашов – 96,4, Чапаевск – 89,2, Бугульма – 93,5 тыс. человек). Елабуга после завершения строительства автозавода преодолеет 100-тысячный рубеж.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|