Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные средства обучения

К основным средствам обучения плаванию относятся общеразвивающие, подготовительные и специальные физические уп­ражнения.

Общеразвивающие упражнения способствуют развитию ос­новных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гиб­кости и ловкости. Они являются прекрасным средством лечеб­ной физической культуры, способным корригировать развитие позвоночника, грудной клетки, конечностей, исправлять осанку, воздействовать на развитие отдельных мышечных групп и т. д. Кроме этого, общеразвивающие упражнения совершенствуют функциональные возможности, расширяют круг умений и дви­гательных навыков учащихся и, таким образом, подготавлива­ют их к наиболее эффективному освоению плавательных дви­жений.

Как правило, общеразвивающие упражнения выполняются в форме гимнастических упражнений: ходьба, бег, прыжки, уп­ражнения без предметов и с предметами, упражнения на сна­рядах, на местности, элементы художественной гимнастики (для девушек) и др.

Подготовительные упражнения способствуют развитию тех физических качеств, которые необходимы для изучения навыка плавания и совершенствования в отдельных элементах техники. Существует три группы подготовительных упражнений: а) для освоения с водой; б) для изучения облегченных спосо­бов плавания и в) для изучения техники спортивных способов плавания.

Подготовительные упражнения для освоения с водой помо­гают преодолеть чувство страха перед водой, научиться при­нимать в воде горизонтальное положение и выполнять про­стейшие движения.

Подготовительные упражнения для изучения спортивных способов плавания включают упражнения на суше, имитацион­ные упражнения и упражнения в воде.

К подготовительным упражнениям на суше относятся спе­циальные гимнастические упражнения для развития силы и гибкости: упражнения на растягивание и подвижность в суста­вах (особенно в голеностопных и плечевых), упражнения с ре­зиновыми амортизаторами и на блочных аппаратах, упражне­ния на гимнастической стенке, упражнения с гантелями и на­бивными мячами.

Имитационные упражнения используются для ознакомления занимающихся с формой движений. Они выполняются на суше и не создают тех ощущений, которые испытывает занимаю­щийся в воде, поэтому выполнять эти движения многократно не рекомендуется: они могут сформироваться как навык и тор­мозить освоение движений в воде.

Специальные упражнения применяются для совершенствова­ния в технике спортивных способов плавания путем устранения ошибок и освоения наилучших вариантов техники, соответст­вующих индивидуальным особенностям занимающихся.

Одним из важных средств, используемых при обучении детей плаванию, являются подвижные игры в воде: командные и не­командные, сюжетные и бессюжетные (типа «Кто первый», «Кто дальше», «Кто быстрее» и т. д.).

Рассмотрим несколько таких игр.

Буря в море. Участники игры располагаются в колонну по одному в определенном месте водоема. По команде «Начинается буря!» все разбегаются в разные стороны (убегают от волн), а по команде «Буря утихла!» занимают исходное по­ложение.

Место для игры ограничивается. Игра проводится в быст­ром темпе. Для этого надо почаще напоминать, что волны погоняют играющих и нужно убегать быстрее. Продолжитель­ность игры не более 1 мин. Повторить 2—3 раза.

Насос. Играющие встают парами и берутся за руки. По сигналу они начинают попеременные приседания, погружаясь в воду с головой и делая выдох. Запрещается сходить со своего места, мешать друг другу. Продолжительность игры не более 2 мин.

Общая физическая подготовка

Общая физическая подготовка (ОФП) является необходимым звеном спортивной тренировки пловца. Она решает сле­дующие задачи: укрепление здоровья и гармоническое физи­ческое развитие пловца; развитие и совершенствование силы, гибкости, быстроты, выносливости и ловкости; расширение круга двигательных навыков и повышение функциональных возможностей организма; использование физических упражне­ний с целью активного отдыха и профилактического лечения.

Основными средствами ОФП являются физические упраж­нения, которые выполняются на суше и в воде. Все упражне­ния, выполняемые в воде, включены в раздел ОФП, который получил название общей плавательной подготовки.

Средствами общей плавательной подготовки решаются все основные задачи ОФП, но в специфических условиях водной среды.

ОФП является действенным средством укрепления здо­ровья: большинство физических упражнений выполняются на суше в хороших гигиенических условиях. Кроме того, много­численные упражнения позволяют улучшать физическое разви­тие пловцов, способствуют уменьшению и ликвидации физичес­ких недостатков (искривление позвоночника, слабая подвиж­ность в суставах, недостаточное развитие мускулатуры и др.), закаливают организм детей, прививают необходимые гигиени­ческие навыки.

 

Развитие силы

Сила как физическое качество представляет собой способ­ность человека преодолевать различные сопротивления за счет необходимого уровня напряжения отдельных мышц или груп­пы мышц. Когда спортсменов характеризуют по силовым ка­чествам, то обычно называют максимальные показатели силы у каждого из них. Эта сила является результатом разносторон­ней силовой подготовки, осуществляемой средствами ОФП пловца и направленной на повышение силовых возможностей его мускулатуры.

Основными средствами для развития силы являются сило­вые упражнения. Все они делятся на две группы. К первой группе относятся упражнения, способствующие развитию только силы. Они получили названия собственно силовых упражнений (например, выжимание штанги). Ко второй груп­пе принадлежат упражнения, которые выполняются в скоростно-силовом режиме, т. е. развивают как силу, так и быстроту (например, толкание ядра). Собственно силовые упражнения вызывают значительные напряжения мышц, в то время как скоростно-силовые—быстроту их сокращения.

 

Развитие гибкости

 

 Гибкость — это способность пловца выполнять различные движения с максимальной амплитудой. Эта способность зави­сит от развития подвижности в суставах, которая в свою оче­редь определяется эластичностью мышц, сухожилий и связок. Таким образом, упражнения для развития гибкости должны быть направлены на увеличение подвижности в суставах, ко­торая обеспечивается растягиванием мышц, сухожилий и свя­зок. Для этого необходимо, чтобы средства ОФП обеспечили пловцу выполнение движений головой, руками, туловищем и ногами с большей амплитудой, чем при обычном плавании. Эти движения должны осуществляться в основном по таким же направлениям, по которым выполняются движения пловца в воде.

Для того чтобы увеличить подвижность в суставах и обес­печить выполнение движений большой амплитуды, необходимо длительное время выполнять упражнения на растягивание.

Развитие быстроты

Быстрота характеризуется способностью человека выполнить то или иное движение с наименьшей затратой времени, т. е. с максимальной скоростью, которая зависит от величины соп­ротивления этому движению и силовых характеристик групп мышц, участвующих в движениях. Кроме этого, скорость зави­сит от быстроты нервно-мышечных реакций, эластичности мышц и технической совершенности движений. Поскольку скорость движения спортсмена зависит от величины сопротивления этим движениям, то в условиях водной среды пловец не может эф­фективно развивать быстроту и повышать скорость. Поэтому основными средствами развития быстроты являются упражнения на суше. Они создают фундамент для повышения скоростных возможностей пловца в воде. Чтобы повысить уровень развития быстроты, необходимо овладеть всеми ее проявлениями, а имен­но: быстротой реакции на внешний раздражитель (стартовый сигнал, мяч в подвижных и спортивных играх, касание финиш­ной стенки при смене этапов в эстафетном плавании и др.), скоростью выполнения отдельного движения и максимальным тем­пом мышечных сокращений.

Для развития быстроты необходима большая подвижность нервных процессов, которая наблюдается у детей. Вот почему развитие быстроты у детей следует всегда стимулировать, а не заглушать работой над техникой и выполнением тренировочных упражнений в медленном темпе.

 

Развитие выносливости

Выносливость—это способность человека в течение продол­жительного времени выполнять интенсивную физическую рабо­ту. Эту способность обычно определяют по двум показателям: скорости передвижения и времени, в течение которого эта ско­рость сохранялась. В свою очередь уровень этих показателей зависит от развития силы, быстроты и гибкости, от степени тех­нической и функциональной подготовленности человека.

В настоящее время в спортивной тренировке различают общую и специальную выносливость. Общая выносливость характеризуется длительной работоспособностью пловца при вы­полнении любой работы (любых физических упражнений), а спе­циальная выносливость—длительной работоспособностью при выполнении определенной работы (специфических физических упражнений).

В свою очередь специальная выносливость разделяется на силовую и скоростную. Силовой выносливостью называется та, которая обеспечивает длительное выполнение силовых упражне­ний. Силовая выносливость пловца в достаточной степени обе­спечивается упражнениями для развития силы. Выполнение этих упражнений предусматривается как в общей, так и в спе­циальной физической подготовке пловца. Скоростная выносли­вость — способность пловца проплывать основную дистанцию с максимальной равномерной скоростью и показывать при этом наиболее высокий личный результатат.

 

Развитие ловкости

 

 Ловкость—это собирательное двигательное качество чело­века,.которое зависит от уровня развития всех других двига­тельных качеств. Уровень развития ловкости выражается спо­собностью пловца быстро осваивать различные по сложности новые движения, умением правильно координировать свои дей­ствия, т. е. быстро находить наилучшую зависимость между фор­мой, характером и временем выполнения отдельных частей дви­гательного действия. У пловца ловкость проявляется в умении быстро осваивать элементы старта, новые повороты, новые вари­анты отдельных движений и способов плавания в целом. В про­цессе спортивной тренировки ловкость проявляется во всех но­вых тренировочных упражнениях.

 

Техническая подготовка

Техническая подготовка направлена на непрерывное совер­шенствование движений пловца во время различных режимов работы, которые изменяются в зависимости от развития двига­тельных и волевых качеств, функциональной подготовленности спортсмена. Конечной целью этой подготовки является форми­рование и совершенствование стиля пловца.

Основными задачами технической подготовки пловца яв­ляются: а) развитие двигательной ориентировки в воде и спо­собности управлять своими движениями; б) выявление и ис­правление ошибок; в) формирование и совершенствование стиля пловца.

Средствами развития двигательной ориентировки могут быть любые плавательные движения циклического типа. Наи­лучшим образом эти движения представлены в комплексном плавании: пловец лежит в воде на груди и на спине, движения конечностями выполняются одновременно и попеременно, дви­жение головы для выполнения вдоха происходит в разных на­правлениях.

После приобретения навыка ориентировки в различных положениях основных частей тела (голова, туловище, руки и ноги) пловец должен приобрести эти навыки для определения различных положений кистей, стоп, голеней, предплечья и других частей тела во время плавания.

Параллельно с развитием двигательной ориентировки пловец учится управлять своими движениями в воде. Этот процесс является более сложным: правильно управлять своими движениями — это значит уметь тонко их координировать, т. е. точно заполнить отведенное для движения каждой части тела место в полном цикле движений, определить форму, характер (усилие и скорость) каждого движения и временные соотношения движений (ритм).

Если при формировании стиля пловца его индивидуальные особенности были в достаточной степени учтены, то в процессе его дальнейшей тренировки совершенствование техники будет проходить успешно и осуществляться в основном за счет дости­жения более высоких показателей в развитии двигательных качеств. Если стиль пловца сформирован неудачно, не­обходимо прекратить его совершенствование и начать трени­ровку в другом способе, ослабить навык основного способа, а затем начать формирование нового стиля.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Учет и контроль работы имеет большое значение для ус­пешного осуществления процесса подготовки пловца. Хорошо организованный учет способствует выявлению положительных и отрицательных сторон в работе, позволяет при состав­лении очередных планов использовать полученные данные. Учет—это своего рода обобщение опыта работы, начальное и очень важное звено в управлении процессом подготовки пловца. Его следует вести регулярно, четко и отражать в соответствующей учетной документации.

Известны три вида учета: предварительный, текущий и итоговый.

 Предварительный учет содержит анкетные данные на каж­дого' занимающегося, характеристику его физического разви­тия и плавательной подготовленности. Полученные данные регистрируются в личной карточке спортсмена. Документами предварительного учета являются также медицинская карточ­ка и журнал учета занятий. Сбор указанных данных прово­дится, в частности, при приеме в ДЮСШ.

  Текущий учет осуществляется на учебно-тренировочных за­нятиях, соревнованиях, медицинских осмотрах. Он отражает и. контролирует весь ход работы на протяжении учебного го­да. Документами текущего учета служат журнал учета заня­тий, личная карточка спортсмена, медицинская карточка, дневник тренера и спортсмена.

Личная карточка спортсмена служит для регистрации его спортивно-технических показателей, перехода из группы в группу и является первичным документом для оформления спортивного разряда.

Медицинская карточка ведется врачом и хранится в мед­пункте. В нее заносятся данные углубленных и периодичес­ких осмотров, причины и сроки болезней. Врач может регист­рировать также рост спортивно-технических результатов пловца. На основании медицинской карточки врач визирует заявки на соревнования. Данные углубленных медосмотров врач заносит в журнал учета и заверяет.

Дневник спортсмена должен вестись систематически и от­ражать не только содержание учебно-тренировочных занятий, но и основные данные медицинского контроля и самоконтро­ля, самочувствие в процессе тренировки и после нее. Тренер должен контролировать и разъяснять спортсмену, как пра­вильно вести дневник. Целесообразно ввести сокращенные записи упражнений и заданий. Дневник имеет установленную форму, но он может быть и произвольным. Важно не только регистрировать содержание тренировок, но и анализировать результаты, показанные на соревнованиях.

В дневник тренера записывается рабочий (недельный, ме­сячный или цикловой) план тренирующихся, их результаты-ежедневное выполнение задания, данные педагогического контроля и др.

Итоговый учет —это сжатое, но конкретное изложение ра­боты, выполненной за определенный отчетный период (полу­годие, год, цикл и пр.). Итоговый учет должен охватывать и отражать все формы и содержание работы — учебно-спортив­ной, административной, хозяйственной и пр. При характерис­тике учебно-спортивной работы отражается выполнение пла­нов по всем возрастным группам: количество проведенных занятий (сколько занятий и число часов по всем разделам программы), изменение метража преодолеваемых дистанций в зависимости от периода тренировки, месячный и годовой метраж, интенсивность выполнения упражнений и объем уп­ражнений, выполняемых интенсивно, количество принятых стартов и результаты участия в ответственных соревнованиях, реализация плана подготовки спортсменов-разрядников, ко­личество обученных плавать детей и пр. Анализируются при­чины имеющихся недостатков в работе и намечаются предло­жения по их устранению.                              

Известны три формы контроля: педагогический, врачеб­ный и самоконтроль.

Педагогический контроль осуществляет преподаватель (тре­нер) в процессе занятий. На основании анализа, обобщения и учета содержания процесса подготовки пловца, результатов участия в соревнованиях, данных врачебного контроля и са­моконтроля педагог определяет основную направленность и эффективность работы с молодыми пловцами.

Врачебный контроль определяет состояние здоровья и тре­нированности занимающихся. Преподаватель получает инфор­мацию об отклонениях в функциональном состоянии организма пловца и в соответствии с этим определяет степень нагрузки на данном тренировочном этапе. Врач, тренер и спортсмен долж­ны работать в самом тесном контакте. Своевременное прохож­дение медицинских осмотров — одно из важнейших условий достижения высоких спортивных результатов.

Систематически (по совету врача и тренера) пловец дол­жен проводить самоконтроль как в процессе тренировки, так и отдыха. Самоконтроль включает подсчет пульса, частоты ды­хания, проверку веса, спирометрии, запись в дневник само­чувствия (сон, аппетит, работоспособность, интерес к занятиям и пр.). Путем регулярного самоконтроля пловец может обнару­жить и своевременно предотвратить отклонения в своем здоровье.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Булгакова Н. Ж. Обучение плаванию в школе. М., «Просвещение»,1974.

2. Васильев В. С. Обучение детей плаванию. М., «Физкультура и спорт», 1973.

3. Вайцеховский С. М. Физическая подготовка пловца. М., «Физкультура и спорт», 1978.

4. Гордон С. М. Техника спортивного плавания. М., «Физкультура и спорт»,1978.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...