Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Личность и государство: понятия, значения, проблемы соотношения




Оглавление

 

Введение

. Понятие прав и свобод личности

Личность и государство: понятия, значения, проблемы соотношения

Права и свободы личности - нормативное закрепление

. Классификация прав и свобод человека

Основания для классификации

Система прав и свобод личности

Механизм реализации прав и свобод личности

Заключение

Список литературы

 


Введение

 

Правовое положение личности как совокупности установленных государством прав, обязанностей и свобод не является чем-то постоянным, неизменным, вечным. Не только каждая общественно-экономическая формация характеризуется известным своеобразием в юридическом закреплении свободы личности, но и, как правило, каждое отдельное государство пытается по-своему решить данную проблему.

В тридцати статьях Всеобщей декларации прав человека провозглашается система основных прав населения земного шара, без соблюдения и реализации которых процесс формирования каждого индивида как личности становится затруднительным, а то и вовсе невозможным. В числе этих прав Декларация называет право человека на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, на признание его правосубъектности, равенство перед законом и равную защиту законом, презумпцию невиновности, право человека на владение имуществом, на образование, свободу мысли, слова и религии, свободу убеждений и их свободное выражение. Декларация провозглашает также право человека на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.

Права человека - одна из фундаментальных концепций человеческой цивилизации, она играла и продолжает играть роль одного из направляющих векторов в развитии общества. О природе прав человека и их реализации думали лучшие умы, правам человека посвящена колоссальная литература. Все обилие взглядов и теорий можно, пожалуй, свести к двум подходам. Один подход состоит в том, что права человека принадлежат ему от природы, он обладает ими по рождению, эти права неотъемлемы, задача государства и общества состоит в том, чтобы защищать эти права, не допускать их нарушения. Этот подход характерен для демократических обществ и государств. Другой подход состоит в том, что свои права человек получает от общества и государства. Этот подход характерен для тоталитарных обществ и государств.

«Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах», - гласит ст. 1 Всеобщей Декларации прав человека. Что означает равенство в правах? Несмотря на кажущуюся простоту вопроса ответ на него совсем не очевиден. В самом общем приближении возможны два варианта ответа. Равенство в правах, один вариант, означает равенство в материальных благах, равенство в результатах, равенство в условиях существования, коротко говоря, экономическое равенство. По другому варианту, равенство в правах означает равенство юридическое, т.е. равенство перед законом, равенство в процедурах, в стартовых возможностях, в правилах игры. Процедурное равенство в краткой формуле означает отсутствие какой-либо дискриминации. Очевидно, что экономическое и юридическое понимание равенства не совпадают. Юридическое понимание означает равенство на старте, экономическое понимание требует равенства на финише.

Цель работы - исследования сущности прав и свобод человека и их нормативного закрепления.

В процессе реализации цели необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть понятие и сущность прав человека;

изучить основные аспекты правового регулирования прав и свобод личности;

Проанализировать систему прав и свобод личности.

Работа состоит из введения, заключения, двух глав и списка литературы.

 


Понятие прав и свобод личности

 

Личность и государство: понятия, значения, проблемы соотношения

 

Понятие личности может рассматриваться в различных аспектах - философском, социологическом, психологическом, этическом, правовом.

В философии и социологии преобладает мнение о личности как о человеке в совокупности его социальных качеств; индивидууме, обладающем свойствами разумности, духовности, ответственности перед обществом и т.д. По мнению Н.А. Бердяева, личность - категория религиозно-духовная... Личность вырабатывается длительным процессом, выбором, вытеснением всего того, что во мне не есть мое «я».

В психологии также принято считать, что не всякий человек - личность, хотя всякая личность - человек. Личность появляется с момента осознания человеком своего «я» и в своем развитии проходит путь от «минимума личности» до своей социальной зрелости

Подобные взгляды находят отклик и в правоведении: «Человеком рождаются, личностью становятся. Чтобы родившийся человек стал личностью, он должен пройти соответствующие стадии природного и социального развития, не только достигнуть определенного уровня физического и умственного развития, но и приобрести необходимый социальный опыт в процессе общения с другими людьми». В результате делается вывод, что, например, дети или душевнобольные не могут считаться личностями. Однако правильной представляется иная точка зрения на правовое понятие личности, согласно которой личность - это любой человек.

В юриспруденцию нельзя некритически переносить психологические концепции личности, хотя без использования категорий «сознание», «воля» невозможно обойтись и здесь. В правовых отношениях обычно участвуют люди, обладающие разумом и волевыми качествами. Однако отсутствие у возможных участников правового общения таких качеств, не дает никаких оснований отрицать за ними личностные (в правовом смысле слова) свойства вообще, поскольку они не утрачивают правосубъектности ни при каких обстоятельствах. Недопустимо отождествлять с правовым также нормативное социологическое понятие «личность» (личность - образец, недостижимый идеал), поскольку оно вступает в противоречие с принципом равенства граждан перед законом и судом. Анализ использования понятия «личность» в различных отраслях права, в том числе в конституционном, уголовном, уголовно-процессуальном, свидетельствует о его применении в самом широком смысле как синонима понятия «человек».

В действующей Конституции России утверждается: «1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. 2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию» (ст. 21). Приведенные формулировки не оставляют сомнений в том, что под термином «никто» подразумевается любой человек, независимо от его возраста, состояния интеллекта и других характеризующих данных. Каждый оказывающийся в сфере действия Основного Закона человек рассматривается в качестве личности, достоинство которой принимается под охрану непосредственно государством. При этом специально оговорено, что права, предусмотренные в рассматриваемой статье, не подлежат ограничению ни при каких обстоятельствах (ст. 56).

Справедливо замечено: конституционное понятие «личность», будучи самой обобщенной по уровню абстракции категорией, должно охватывать все разнообразие индивидумов, чтобы обеспечить надежную защиту их прав и интересов Понятия «личность» и «человек» отличаются друг от друга именно лишь как научные абстракции, причем проводимая между ними грань исключительно условна, «ибо характеризует с разных сторон единый (расщепляемый лишь в абстракции с целью более глубокого его изучения) объект - человеческую личность, человека».

Человек в своем развитии может совершенствоваться как личность, возвышаться в собственном представлении о себе и во мнении окружающих, но может под влиянием различных обстоятельств опускаться, деградировать. Однако даже при совершении аморального поступка или противоправного деяния он не перестает быть личностью, и ему нельзя отказать в праве считаться таковой. Еще в дореволюционной русской юридической литературе отмечалось, что «даже карая и взыскивая, суд бережет человека, не угнетает и не уничтожает его». В приведенном высказывании имеется в виду, конечно, не физическое уничтожение человека. Очевидно, речь идет о том, что, признавая человека виновным в преступлении, суд не перестает считать его личностью и не лишает его права на достоинство даже в случае применения к нему самого сурового наказания.

С понятием «достоинство» обычно связывается осознание человеком факта, что он обладает значимыми для него нравственными и интеллектуальными качествами. Одновременно под достоинством понимается и совокупность объективных качеств человека, определяющих его репутацию в обществе, включая разумность, моральные данные, уровень знаний, достойный образ жизни и т.д.

То есть в понятии достоинства различаются объективный и субъективный моменты, в своей совокупности образующие единое целое. Объективный момент характеризуется следующими аспектами: 1) человеческое достоинство, ценность человека вообще независимо от конкретных качеств и особенностей; 2) личное достоинство как ценность конкретного индивида в обладании им положительными духовными и физическими качествами; 3) достоинство, связанное с принадлежностью к определенной социальной общности, группе - достоинство ученого, национальное достоинство, достоинство женщины и т.п. Субъективный момент достоинства выражается в осознании индивидом своей ценности как человека вообще, как конкретной личности, как представителя определенной социальной группы. Именно следование идее человеческого достоинства ведет к признанию человека высшей ценностью, что в настоящее время и получило свое закрепление в ст. 2 Конституции России.

Человека нельзя лишить достоинства, которым он обладает. Поэтому не совсем точно говорить об умалении достоинства, о защите достоинства. Объектом посягательства является не достоинство, а чувство достоинства. Посягательство на чувство личного достоинства - акция открытого неуважения к человеку, выражающаяся в активных действиях, направленных в адрес потерпевшего и игнорирующих ценность личности.

Отношение государства к личности, ее достоинству, интересам, правам имеет важнейшее значение.

В теории права до недавнего времени доминировало возведенное в принцип мнение, что, хотя следует стремиться к одновременному удовлетворению личных и общественных интересов, при необходимости выбора между ними предпочтение должно, безусловно, отдаваться последним. Подобная позиция находила непосредственное выражение, как в действующем законодательстве, так и практике его применения. По общему правилу, личные интересы признавались заслуживающими удовлетворения и поэтому закреплялись в законе в виде так или иначе гарантируемых субъективных прав, если они соответствовали общественным интересам или не противоречили им. Иные личные интересы законом не признавались и, соответственно, никакой защитой со стороны государства не обеспечивались.

Данное положение предопределялось сложившимися в общей теории права представлениями о том, что при возникновении коллизий между общественными и личными интересами действует «юридический приоритет общественных интересов». При этом следует иметь в виду, что в подобных рассуждениях под общественными интересами на самом деле подразумевались государственные. Поскольку гражданского общества не существовало, оно было поглощено государством и нарождается только сейчас.

Действующая Конституция Российской Федерации впервые провозгласила, что в России - демократическом правовом государстве - человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст. 2).

Изменение характера взаимоотношений государства и личности приводит к формированию одной из основных черт правового государства, которая может быть раскрыта в совокупности следующих условий: не только граждане несут ответственность перед государством, но и государство отвечает перед гражданами за обеспечение свободы, неприкосновенности личности и личной жизни, за соблюдение всех прав граждан; исключен произвол власти в отношении граждан; обеспечена правовая защита личности.

События последнего десятилетия являются переходом от прежнего государства и общества с насаждавшейся в них идеологией тоталитаризма, сопровождаемой лицемерными заклинаниями, - «народ и партия едины», «государство - это мы», «главная гарантия прав советского человека - мощь и процветание Родины», - к демократии с обеспечением гражданам человеческого достоинства и нормальной личной жизни, плюрализмом мнений.

Переходный период не завершен и поэтому не удивительно, что и в современной теории могут звучать давно знакомые определения: «диалектическое единство человека и общества», «нарушение прав одного есть нарушение интересов всех», «отсутствие у государства какого-либо интереса, отличного от охраняемого законом интереса личности», что, надо заметить, не мешает получать вполне отвечающие современным потребностям практики результаты научных исследований. Но как представляется, такие результаты достигаются не благодаря, а вопреки идейным установкам прошлого. Поскольку, хотя действительно без сильной государственной власти права и свободы человека и гражданина не могут быть обеспечены, и государство, прежде всего в лице Президента России, является гарантом прав и свобод (ч. 2 ст. 80 Конституции), гражданин в условиях демократии вступает в отношения с государством «на равных», как субъект с субъектом, и вправе не только не принять как должное то или иное совершенное в отношении его действие государства, но и потребовать от государства, - если понадобится, через суд страны или международные судебные органы, - надлежащего по отношению к себе поведения. Путь к достижению основанной на общечеловеческих ценностях гармонии в отношениях между личностью и государством довольно сложен и тернист, в чем желательно отдавать себе полный отчет, поскольку упрощенное видение теоретического аспекта взаимоотношений указанных субъектов вряд ли может способствовать оптимальному решению конкретных проблем обеспечения свободы личности установлению минимально допустимых пределов ее ограничения и гарантий соблюдения этих пределов со стороны ведущих процесс государственных органов.

Отечественная общая теория права, являющаяся методологической основой для отраслевых юридических наук, в современных условиях отказалась от прежнего позитивистского подхода к определению права, отношений между личностью и государством и стала на позиции естественно-правовой доктрины. В соответствии с ней принадлежащие каждому человеку от рождения основные права прежде всего призваны гарантировать положение личности в ее отношениях с государством и его органами, обеспечивать автономию личности от государственного вмешательства в некоторые наиболее значимые для человека сферы жизнедеятельности.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...