Логика изложения материала во второй главе
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Вторая глава посвящена описанию педагогического опыта решения заявленной в исследовании проблемы. Это необходимо для представления степени разработанности проблемы в педагогической практике. Описание педагогического опыта можно строить как на результатах констатирующего эксперимента (проведенного самим исследователем или по его плану учителем), так и на обобщении опыта учителей, описанного в литературе (в периодических педагогических изданиях (журналах), в книгах серии «Из опыта работы учителя», по статьям из сборников научно-практических конференций, журналов соответствующего профиля и прочих тому подобных изданий). При этом необходимо указывать точный полный «адрес» описываемого опыта, то есть фамилию, имя, отчество и координаты учителя, опыт которого анализируется; при возможности представить характеристику класса, с которым работает данный учитель и пр. Описание педагогического опыта можно строить, отвечая на следующие вопросы. 1. Что данный учитель делает для решения проблемы, аналогичной проблеме заявленной в данном курсовом/дипломном исследовании? 2. На каких принципах строит свою работу? 3. Какие использует методы для решения аналогичных задач? 4. Каким образом организует образовательный (педагогический) процесс? 5. На какие исходные теоретические и методические предпосылки опирается автор описываемого педагогического опыта в своей практической работе? 6. Как автор описываемого педагогического опыта отслеживает результаты своей практической работы? Какими пользуется диагностическими методами и методиками? 7. Что в описываемом педагогическом опыте (опыте данного учителя) приемлемо для решения проблемы, заявленной в данном курсовом/дипломном исследовании (то есть возможно использовать для реализации педагогических условий, разработанных автором данного курсового/дипломного исследования)?
Методическое указание. Поскольку первая глава строится на основе анализ прочитанных литературных источников и представляет собой их обзор, постольку в тексте должно быть названо много фамилий. Этим автор курсовой/дипломной работы показывает, насколько он изучил степень разработанности проблемы в педагогической теории и практике. Следует помнить, что курсовая/дипломная работа – это не конспект чужих работ, а исследование (!). Это значит, что при изложении текста в форме цитат или свободного пересказа позиции других авторов необходимо выделять главное, сравнивать позиции разных авторов по признакам сходства и различия, аргументировать свое отношение к цитируемым или излагаемым положениям, определять подходы, наиболее близкие к Вашему, оценивать современность (актуальность) поставленных в работах других авторов вопросов и проблем и т. д. (см. раздел «Требования к анализу литературы»). При этом не допускается так называемое «слепое цитирование», когда переписываются фрагменты текста из литературных источников и при этом не упоминается фамилии их авторов. Во многих исследовательских работах в последнее время (даже в диссертациях) сплошь и рядом можно наблюдать такое некорректное отношение к авторским текстам. Это нетактично и свидетельствует о неуважительном отношении исследователя к авторам используемых литературных источников, или о его исследовательской небрежности, или об отсутствии исследовательской культуры. Следует помнить, что в студенческих научно-исследовательских работах «слепое цитирование» является серьезным недостатком и отражается на оценке курсовой/дипломной работы.
В тексте не допускаются дополнительные заголовки, отсутствующие в содержании. При необходимости описать что-либо отдельное следует делать это посредством связного из-ложения. Например, «Опишем тест, который использует такой-то автор для того-то или с це-лью того-то…». Запрещаются личные фразы рекомендательного или долженствующего характера, такие как «следует делать…», «необходимо указать…», «учащиеся должны…» и т. п. При изложении текста необходимо избегать фраз императивного (повелительного) характера, адресованные прямо или косвенно учителю: «учителю следует…», «учитель дол-жен…» и т. п.. В целом работа пишется от лица «мы», но это местоимение употребляется только в тех случаях, когда студент высказывает именно свои мысли. Если пересказывается текст дру-гого автора, изложенный от лица «мы», то его необходимо перефразировать от третьего лица (см. об этом подробнее в разделе «Требования к анализу литературы»). Не допускается расположение в тексте курсовой работы конспектов уроков, текстов заданий, упражнений, задач, текстов анкет, текстов и прочего тому подобного. В тексте кур-совой работы раскрывается, каким образом то или иное упражнение, или задание реализуется на уроке, то есть описываются действия учителя и учащихся при выполнении данного зада-ния. Например: «Учитель предлагает учащимся задание, направленное на …». При этом для описания используются глаголы настоящего времени. Тексты же самих заданий, упражнений, конспекты уроков, тексты анкет, текстов и прочих конкретных дидактических и методических материалов помещаются в приложении.
Выводы целесообразно делать по параграфам, резюмируя те идеи, суждения, умозаключения, которые, на ваш взгляд, отражают то главное, что в наибольшей степени соответствует теме вашего исследования. При этом желательно так изложить текст каждого вывода, чтобы он был связан с содержанием каждого параграфа, но не повторял его точно. Так, вывод по первому параграфу следует связать с ключевым понятием, отразив свои уточнения, то есть то, что внесено в его содержание (формулировку) автором курсового/дипломного исследования; в выводе по параграфу, в котором описывается педагогический опыт, можно суммировать то, что можно считать наиболее ценным в этом опыте применительно к теме данного курсового/дипломного исследования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|