Современные приемы инновационного менеджмента
Содержание Введение 1. Современные приемы инновационного менеджмента 2. Маркетинговый прием управления как типичный прием инновационного менеджмента Заключение Список использованных источников Введение Инновационный менеджмент – это система управления инновациями, инновационным процессом и отношениями, возникающими в процессе движения инноваций. Инновационный менеджмент основывается на следующих ключевых моментах: · Поиск идеи, служащей фундаментом для данной инновации. · Организация инновационного процесса для данной инновации. · Процесс продвижения и реализации инновации на рынке. Инновационный менеджмент включает в себя стратегию и тактику управления. Стратегия определяет общее направление и способ использования средств для достижения поставленной цели. Тактика – это конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в конкретных условиях. Задачей тактики инновационного менеджмента является искусство выбора оптимального решения и приемов достижения этого решения наиболее приемлемых в данной хозяйственной ситуации. Без тактики инновационного менеджмента невозможна реализация его стратегических принципов. Поэтому тема приемов инновационного менеджмента и является актуальной. Современные приемы инновационного менеджмента Приемы инновационного менеджмента можно разделить на следующие группы. 1. Приемы, воздействующие только на производство инновации. 2. Приемы, воздействующие как на производство, так и на реализацию, продвижение и распространение инновации. 3. Приемы, воздействующие только на реализацию, продвижение и распространение инновации.
Рассмотрим, какие же приемы инновационного менеджмента существуют[1]:
Рассмотрим некоторые из приемов инновационного менеджмента. 1. Инновационный маркетинг. Комплекс инновационного маркетинга включает разработку инновационной стратегии, анализ рынка и оперативный маркетинг. Подробно он будет рассмотрен в следующем разделе. 2. Бенчмаркинг Бенчмаркинг представляет собой изучение деятельности хозяйствующих субъектов, прежде всего своих конкурентов, с целью использования их положительного опыта в своей работе. Он включает в себя комплекс средств, позволяющих систематически находить, оценивать все положительные достоинства чужого опыта и организовывать их использование в своей работе. Понятие бенчмаркинг происходит от английского слова benchmark – репер, точка отсчёта, база сравнения. Встречающееся написание слова через тире – бенч-маркинг – допустимо, но не вполне корректно. В целом бенчмаркинг направлен на изучение бизнеса. Применительно же к инновациям бенчмаркинг означает изучение бизнеса других предпринимателей с целью выявления основополагающих характеристик для разработки своей инновационной политики и конкретных видов инноваций. 3. Инжиниринг. Выживание организаций в современных условиях возможно лишь при их адаптации и постоянном приспособлении к изменяющемуся окружению. Именно эти стратегические задачи и решаются при проектировании и развитии чего-либо нового в организации. Решение подобного рода задач в зарубежной литературе получило название инжиниринга. Сам по себе инжиниринг (англ. engineering – изобретательность, знание) означает инженерно-консультационные услуги по созданию новых объектов или крупных проектов. Инжиниринговая деятельность осуществляется как самими компаниями, так и многочисленными инжиниринговыми консультационными фирмами. Инжиниринг инноваций – это комплекс работ по созданию инновационного проекта, включающий в себя создание, реализацию, продвижение и распространение определенной инновации.
Инжиниринг инноваций имеет свои специфические особенности, которые заключаются в следующем: · инжиниринг инноваций воплощается не в вещественной форме продукта, а в его полезном эффекте, который может иметь материального носителя (документация, чертежи, планы, графики и т.п.), а может не иметь (обучение персонала, консультации и т.п.); · инжиниринг инноваций является объектом купли-продажи, поэтому он должен иметь не только материализованную форму в виде имущества или имущественных прав, но и коммерческую характеристику; · инжиниринг инноваций в отличие, например, от франчайзинга и ноу-хау имеет дело с воспроизводимыми услугами, т.е. услугами, стоимость которых определяется затратами времени на их производство и поэтому имеющими множество продавцов. Франчайзинг же и ноу-хау связаны с реализацией новых, в данный момент невоспроизводимых знаний, которые имеют ограниченное число продавцов. На практике оказание инжиниринговых услуг зачастую сочетается с продажей ноу-хау. И иногда это ведет к смешению понятий «инжиниринговые услуги» и «обмен технологиями». Инжиниринг включает в себя два принципиально разных подхода: · усовершенствование (улучшение показателей на 10-50%); · реинжиниринг (рост показателей на 100% и выше). Для проведения инжиниринга инноваций необходимо предпринять следующее[2]: · Провести предварительные исследования рынка и выберите перспективный сегмент рынка для нововведений. · Установить цели финансовых изменений на рынке и определить задачи, встающие перед инновациями. · Произвести технико-экономическое обоснование инновационного проекта. · Разработать рекомендации по созданию нового продукта или операции. · Определить объем затрат всех видов ресурсов и численности работников, необходимых для создания проекта, а также определить сроки выполнения работ по проекту и его экономическую эффективность в целом. · Оформить инновационный проект в виде документа. · Проконсультировать исполнителей по всем позициям данного проекта. В целом инжиниринг инноваций ставит своей задачей получение наилучшего экономического эффекта от вложения инвестиций в новый продукт и определение перспективных направлений инновационной деятельности.
4. Реинжиниринг. Реинжиниринг представляет собой разновидность метода инжиниринга. Американский ученый М. Хамлер, вводя в научный оборот термин «реинжиниринг», дал ему такое определение: «Реинжиниринг – это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование деловых процессов для достижения резких, скачкообразных улучшений современных показателей деятельности компаний, таких как стоимость, качество, сервис и темпы». Реинжиниринг в качестве приема инновационного менеджмента затрагивает инновационный процесс, направленный как на производство новых продуктов и операций, так и на их реализацию, продвижение и распространение. В управлении инновацией реинжиниринг связан с определенной целью, стоящей перед инновацией: с текущей потребностью или со стратегической потребностью в нововведениях. Исходя из этого различают: · кризисный реинжиниринг; · реинжиниринг развития. Кризисный реинжиниринг вызывается резким падением объема продаж инновации в связи со снижением спроса на него или в связи с падением имиджа его продавца. Такое положение является свидетельством тенденции к снижению конкурентоспособности товара на рынке, а возможно, и к банкротству продавца. Поэтому возникает потребность в немедленном проведении мероприятий по ликвидации наметившегося кризиса. Основными причинами такого кризиса можно считать: · неудовлетворенность покупателей доходностью и другими привлекательными качествами данной инновации; · изменение политики покупателей. В частности, поворот покупателей от сиюминутной финансовой выгоды к получению доходов в перспективе от инвестиций капитала в инновации; · несоответствие организации и управления хозяйственным процессом требованиям времени и рыночной ситуации (в большей степени из-за личных недостатков руководителя); · неэффективность бизнес-процесса инноваций.
Бизнес-процесс инноваций представляет собой действия управленческого персонала в хозяйственном процессе и выражается множеством видов организационно-управленческой деятельности внутри предприятия, каждый из которых имеет свой вход и выход. Иначе говоря, бизнес-процесс инноваций есть упорядоченная совокупность работ во времени и пространстве с указанием их начала и конца:
На рисунке видно, что бизнес-процесс инновации в упрощенном виде включает в себя три частных бизнес-процесса: 1) Бизнес-процесс заявки на инновацию. Начинается с четкой формулировки идеи создания данной инновации и заканчивается перечнем конкретных требований, которым должен соответствовать новый продукт или новая операция 2) Бизнес-процесс производства инновации. Начинается с получения заказа с указанием конкретных характеристик продукта или операции и заканчивается появлением самого продукта или операции в материализованной форме в виде вещи, готовой к продаже. 3) Бизнес-процесс реализации инновации. Начинается с выставления ее на продажу и заканчивается самой продажей, а в отдельных случаях и послепродажным сервисным обслуживанием. Реинжиниринг развития вызывается снижением объема продажи продукта (операции) в связи с тем, что действующая структура организации и управления хозяйственным процессом продавца по своему уровню развития уже достигла того определенного предела, выше которого продажа инновации невозможна:
Реинжиниринг развития рассчитан на внедрение инновации для перспективной перестройки бизнес-процесса и предполагает переход от бизнес-процесса к бизнес-процесс-реинжинирингу. Бизнес-процесс-реинжиниринг представляет собой оптимизацию и управление хозяйственным процессом и может быть проведен следующими методами: 1) Ориентация на весь процесс. Здесь действенный результат при перестройке бизнес-процесса достигается путем реорганизации всего процесса в целом, а не при решении отдельных задач и аспектов этого процесса. 2) Ориентация на качественный скачок. В этом случае хозяйствующий субъект при перестройке бизнес-процесса ставит своей целью не устранение каких-то отдельных недостатков в работе, а революционный прорыв (скачок) в технологии производства и продажи продукта. 3) Ликвидация закомплексованности в бизнесе. Использование данного метода предполагает отказ от устоявшихся правил работы, от ранее незыблемых принципов ведения хозяйственного процесса и переход к новым технологиям бизнеса. 4) Использование эффективных технологий в бизнесе.
Этот метод направлен на применение более результативных форм рекламы и СМИ, которые соответствуют новым целям работы в современных условиях и в конкретной ситуации. Сюда можно отнести использование сети Интернет, консультации в СМИ, миниконференции по инновации (на предприятии, по телевидению, по радио) и др. На основе международного опыта для осуществления среднего проекта выделяют следующих участников реинжиниринга компании[3]: · Лидер проекта – член высшего руководства компании, который возглавляет организацию и проведение реинжиниринга. · Владельцы процессов – менеджеры, отвечающие за обновляемые процессы. · Главный методист – специалист компании, отвечающий за развитие методик и инструментариев поддержки реинжиниринга, а также координирующий выполнение различных проектов в рамках этой кампании. · Команда реинжиниринга – группа специалистов (сотрудники компании, а также эксперты и разработчики, приглашенные со стороны) для проведения реинжиниринга выбранного процесса. · Комитет наблюдателей. Образуется из представителей высшего руководства компании. Основная цель комитета – определение общей стратегии по реинжинирингу и контроль выполнения работ по проекту. На сегодняшний день неудачей заканчивалась реализация примерно половины проектов по реинжинирингу. Причины неудач и факторы, способствующие успеху, постоянно исследуются. Исследователи отмечают такие факторы успеха как: · мотивация проекта, заинтересованное и компетентное руководство; · поддержка сотрудников, четко определенные роли и обязанности; · понятность (прозрачность) проекта, осязаемые результаты и приемлемый риск; · фокусирование на приоритетных целях и автономный бюджет проекта; · технологическая поддержка и консультационное сопровождение. 5. Бранд инновации. Бранд инновации определяют как систему характерных свойств нового продукта или операции, которая формирует сознание потребителя и определяет на рынке место этой инновации, а также ее производителя или продавца. Причиной выхода инновации на рынок является жесткая конкуренция между хозяйствующими субъектами. Успех победы в этой конкурентной борьбе во многом определяется правильно разработанной бранд-стратегией и эффективностью ее применения. В широком понимании бранд-стратегия означает комплексную проработку имиджа хозяйствующего субъекта на основе продвижения его брандов на рынке. В основе бранд-стратегии лежит разработка и движение бранда как целостного маркетингового комплекса по созданию дополнительных конкурентных преимуществ у данного предпринимателя на рынке. Как прием менеджмента инноваций бранд-стратегия означает управление процессом реализации на рынке новых продуктов и операций на основе продвижения брандов инноваций. Конкурентные преимущества, которые дает разработка и использование эффективной бранд-стратегии следующие: 1. Бранд создает естественную преграду на пути конкурентов: он вынуждает их инвестировать капитал в исследование рынка, проведение маркетинговых исследований, прибегать к бенч-маркингу, к разработке рекламных компаний, своего бранда и т.п. 2. Наличие эффективного бранда облегчает «выброс» на рынок новых продуктов и операций (технологий), захват новых ниш на отечественном рынке, захват зарубежных рынков и т.п. 3. Бранд дает предприятию дополнительное время для реинжиниринга, то есть для перестройки его деятельности на рынке в условиях кризиса. Однажды сформированный эффективный бранд поможет защитить долю на рынке без больших затрат на рекламную кампанию и без резкого снижения цен на продукт. 6. Ценовое управление. Ценовой прием управления в инновационном менеджменте представляет собой способ воздействия механизма цен на реализацию инновации. Ценовой прием управления включает в себя два основных элемента: 1. ценообразующие факторы, действующие на стадии производства инновации; 2. ценовую политику, применяемую при реализации, продвижении и распространении инновации. Ценообразующие факторы при производстве нового продукта или операции бывают внешними и внутренними, однако решающее значение имеют именно внешние факторы. Внешние ценообразующие факторы отражают влияние внешней среды по отношению к производителю или продавцу инноваций. К таким факторам относятся оптимальный (наиболее реально реализуемый) спрос покупателей на конкретную инновацию, платежеспособность этих покупателей. Это дает возможность установить максимальный уровень спроса на данную инновацию и учесть его при изменении различных характеристик инновации и др. Внутренние ценообразующие факторы отражают финансовую и производственную деятельность производителя инновации или ее продавца. К таким факторам относятся себестоимость отдельных видов продукта, имеющих вещную форму, затраты продавца на продажу инновации, объем выручки (или прибыли), который необходимо получить от реализации инновации, и др. Ценовая политика представляет собой систему основных принципов и правил, используемых для установления цен. Хорошо продуманная ценовая политика играет чрезвычайно важную роль при продвижении и распространении инновации. При разработке ценовой политики необходимо учитывать влияние внешних и внутренних факторов. К внешним факторам ценовой политики относят: изменение спроса покупателей, их интересов и привычек, активность поведения конкурентов на рынке, изменения в экономической политике государства и в политике местных органов власти в отношении налогов, сборов, ставок и условий аренды и т.п. Внутренние факторы ценовой политики включают в себя · стремление не столько увеличить свой доход, сколько поднять свой имидж и рейтинговую оценку (т.е. работа на перспективу), · стремление предприятия уклониться от обвинения в монополии на рынке, · заинтересованность его в увеличении своей доли на рынке, увеличении поступления денежных средств от реализации инноваций, · стремление избежать банкротства и др. При разработке ценовой политики необходимо: · Определить цели ценовой политики в отношении конкретной инновации. · Оценить спрос на инновацию в данный период времени и в перспективе с учетом изменений условий хозяйственной ситуации. · Проанализировать оценить производственный и экономический потенциал предприятия. · Изучить работу конкурентов, их цены, характеристики продукта и т.п. Примеры направлений ценовой рыночной стратегии в отношении реализации инновации: · Не снижать цены на конкретную инновацию ниже общей величины затрат на ее производство, реализацию и оптимального уровня рентабельности. · Стремление к обеспечению цен ниже цен конкурентов на аналогичный продукт. · Ориентировка на цены конкурентов. · Увеличение объема реализации инноваций за счет более низких цен или лучших условий вложения капитала в них покупателями инновации и др. 7. Фронтирование рынка. Фронтирование рынка или фронтинг (от англ. front – «выходить на») – это операция по захвату рынка другого хозяйствующего субъекта или зарубежного рынка. 8. Мэрджер. Мэрджер – поглощение одной компанией, фирмой другой, при котором последняя теряет статус корпорации. Новая компания при этом не возникает.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|