Профессиональное самосознание. (Д – деятельность))
Для самосознания нбх-о полагание себя в Д, в мышлении, в чувствах, нужно запечатлеть себя в чем-либо или ком-либо и затем исследовать это как проекцию себя (чувства, мысли, стремления, слова...). Важны и рамки, в которых все это возникает. Подготовка педагогов сегодня связана с развитием такой способности, как организация внешних условий и внутренних условий (потребности, интересы, прогнозы...). Т. о. механизмами пед. Д оказываются механизмы, основанные на внешней мотивации (долг, норма), т. е. организационно-формальные механизмы. Их избыток приводит к тому, что пед. Д не приобретает личностный смысл для педагога и внутриличностные силы человека не используются. Для хорошей работы должно быть "я хочу, т. к. мне интересен мой предмет", "мне это важно для собственного развития". Т. е. проф. Д должна стать личностно-значимой. Самосознание позволяет интегрировать личность и проф. позицию, пед. Д обеспечивает проф. -личностный рост. Т. к. постоянно присутствует рамка "само-", то человек здесь вынужден взаимосвязывать себя и профессию (их проблемы, задачи, ценности). Важный результат процесса развития самосознания является установка, отношение, позиция самодеятеля-профессионала в сфере собственной личности, собственного мира. Процесс, обеспечивающий самосознание человека является коммуникация. Как организовать такую коммуникацию на уроке, которая позволяла бы осознавать себя педагогу. Чаще педагоги ставят задачи, связанные с учениками и передачей знаний. Надо задуматься о типах учащихся, о своем пути развития педагога и личности, о целях и значении труда. Самосознание позволяет осмысленно выстраивать пространство и перспективы, цели, ценности, путь своего движения.
С. Л. Рубинштейн: "Своим человек признает то, что было им пережито, войдя в историю его внутренней жизни". => важно организовать процесс переживания человеком самого себя как педагога и личности на различных уровнях (например, уровне тела). Развитие самосознания требует предъявления своей т/зр по различным темам и такой организации учебно-образовательного процесса, при которой предметные знания и способности становятся самостоятельной Д учителя, что приведет к партнерской и совместной Д с учащимися. Развитие проф. самосознания становится возможным через организацию и осущ-е изменений в какой-либо его компоненте: поведенческой, когнитивной, аффективной (эмоционально-ценностной), что повлечет за собой изменения в других компонентах и в самосознании в целом. Чтобы перейти к чему-либо другому, надо осознать то, что есть. Способы сознания определяются структурами Д (жесткость, динамичность, структурированность, аморфность, разнообразие, однообразие). Т. о. сознание зависит от того, чем заполнена жизнь человека. => Два процесса: 1) включает человека в различные сферы жизни (искусство, творчество, проф. Д, общение с различными категориями людей), 2) нахождение человеком в своей жизни и проф. Д места и способа реализации его идей, стремлений, гипотез, которые у него возникают. Надо уметь быть наблюдателем себя (рефлексия) - это решающий механизм развития самосознания. Проблема личности учителя сейчас особенно значима. В современном исследовании отмечается повышенный интерес к самосознанию педагога: исследование рефлексивных процессов, пед. мышления, проф. адаптация, стили Д и др. Категория проф. самосознания описывается в терминах самопознание, самоанализ, самокритичность, проф. ответственность, пед. рефлексия, пед. направленность, образование, самооценка, я-концепция, самосовершенствование и т. д.
Развитию проф. самосознания придается значение решающего фактора в становлении профессионализма, проф. культуры, нравственности, творчества, мастерства. Работая в личностнозначимом ключе наша кафедра.... Профессиональное самосознание - ядро личности педагога, которое осущ-ет взаимосвязь и согласование ведущих структур личности: мотивов, установок, ценностей, убеждений, идеалов. Развитие самосознания - есть внутриличностный процесс, который определяется динамикой ценностносмыслового образования. В ходе наших исследований (Сластенин) были выделены функции проф. самосознания педагога: 1) отражающая и регулирующая, 2) конституирующая, 3) конструирующая. 1) субъектное запечатление проф. значимых способов Д и выработка собственной ориентировочной регулирующей основы Д; 2) выработка личностных критериев и норм проф. Д, это внутренняя опора построения образовательно-воспитательного процесса; 3) выход за рамки нормативной Д, независимое проф. мышление, способность личностного проектирования и осущ-я пед. процесса. Моделирование структуры проф. самосознания основывается на выявлении ведущих групп объективно значимой проблемы, которая в личностном плане учителя выступает как трудность самореализации проф. Д. Проективный опрос с последовательным тестированием выявил 3 общих группы таких проблем: проблема проф. умения, межличностные отношения в образовательном процессе, интраиндивидные (саморегуляция, самочувствие, самоорганизация...), Эти 3 проблемы структурируют самосознание педагога и образуют сферы его самопредставления (операционная, коммуникативная, психофизиологическая составляющие проф. самосознания учителя). Операционная сфера - происходит осознание проф. действий, приемов, методов, операций, оценивание результатов Д, анализ проф. поведения и его последствий, формируется образ "Я" как активного субъекта Д. Коммуникативная сфера - центральная и наиболее существенная с т/зр самореализации, самоотношения учителя. Здесь Д самосознания результируется в области "Я-взаимодействующее". 2 способа видения своего "Я": действием рефлексивного "Я" глазами других, рефлексивного я собственное видение себя.
Обращение к этой сфере => опознать репертуар проф. ролей, влияние социальных контактов на самооценку. Психофизиологическая сфера: локус физического Я (осознание тела, физического развития, конституции), психический локус (знание типологический особенностей...), половозрастной локус (принадлежность). Формируется образ "Я" - живой организм. Процессуальный складывается в пространственно-временных координатах (свое становление в профессии), последовательная имажинация образов "Я" в прошлом, настоящем, будущем, т. е. генезис проф. Д, ведущие мотивы и цели отделяются, жизненные и проф. планы. Вырабатывается уровень притязаний. Итогом работы самосознания во временном континуме выступает динамическое образование "Я-существующее". Осознание себя в пространстве культуры - синтезирующая сторона самосознания, т. е. раскодирование учителем своего мировоззрения, стереотипа поведения. Этот пространственный план характеризуется способами личностной ориентации в проф. среде: интегрирующей (стремление к проф. идентичности), дифференцирующей (к проф. индивидуализации). Это приводит к образованию "Я-осуществляющейся", что позволило судить о степени личностной сопричастности в пед. работе. Т. о. в структуре проф. самосознания отражается план его проф. саморазвития, т. к. поледовательное самопредставление по линиям образования "Я-образов" складывается в образ "актуальное Я", как результат " внутренней разведки и мобилизации возможностей решения важнейших задач самореализации. Изучение типов проф. самосознания педагогов основывается на изучении феноменологического пространства самопознания и самоотношения педагога его личности.
Психологическая поддержка и помоom детям в процессе обучения и воспитания
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|