Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оптимальная организация рабочего дня




 

Нельзя не вспомнить удивительные слова русской поэтессы А.Ахма­товой:

Но как нам быть с тем ужасом, который

Был бегом времени когда-то наречен....

Менеджеру необходимо постоянно следить за своим вре­менем, но не за стрелками на часах; не тратить время да­ром: это тот материал из которого создана жизнь.

«Соотношение стратегических, тактических и оператив­ных задач в структуре рабочего дня менеджера высшего зве­на рекомендуется принимать равным 6:2:2, а в структу­ре менеджера низшего звена — 1:2:7, т.е. руководитель дол­жен больше заниматься формированием стратегий, а мас­тер — их исполнением.

Первые пять дней недели, с понедельника по пятницу включительно, менеджеру следует работать, чтобы не от­стать от конкурентов. А по субботам и воскресеньям ему надо стараться их обойти.» (10, с.195)

Это как должно быть. На практике всё выглядит несколь­ко иначе. По наблюдениям Г. Минцберга, менеджер в сред­нем лишь один раз в два дня может на полчаса заняться зап­ланированной работой, так чтобы никто его при этом не от­влекал. Остальное время он находится в вихре событий и потоков информации, ему приходится постоянно переклю­чаться на новые вопросы, изворачиваться и принимать на ходу решения, полагаясь на непроверенную информацию (слухи и сплетни) больше, чем на отчёты и доклады. Таким образом, резервы для приведения в соответствие своей ра­боты с требованиями менеджмента есть. Надо только иначе организовать свою работу.

Недооценка роли организации рабочего дня, рабочей не­дели, рабочего места руководителя привела к тому, что в управленческой деятельности производительность труда за последние полвека возросла только в 2-3 раза, в то время как на производстве она выросла в 30 раз.

Главной задачей оптимальной организации рабочего дня, недели, рабочего места является повышение производитель­ности труда руководителя, экономия его физической и ум­ственной энергии.

На рабочем месте должно быть предусмотрено естествен­ное боковое освещение. Если окно находится с южной сто­роны, необходимо предусмотреть жалюзи или шторы.

Умственный труд допускает шумовые нагрузки не более 40дБ (тихий разговор), поэтому должны быть предусмотре­ны двойные двери и окна. Ковёр на полу, комната отдыха — не излишество, а необходимость.

Повышению производительности труда способствует рациональное цветовое оформление. Цветовой интерьер в психике человека вызывает множество разных чувств, не исследованных до конца. Известно, что светло-голубые тона кажутся холодными, зелёный цвет относится к оптималь­ному для глаз, действует успокаивающе, благотворно влия­ет на психику. Шум в таких помещениях не воспринимает­ся так остро, как, например, в помещениях с красной окрас­кой. Помещение, окрашенное в светлые тона, кажется шире, создаётся зрительное впечатление большой площади. Благоприятные климатические условия обеспечиваются применением систем кондиционирования. Работать менеджер должен не с утра до ночи, а с умом.

Хорошо если менеджер обладает так называемым каче­ством вертолёта. Это способность приподняться над мело­чами жизни, суметь посмотреть со стороны, что же проис­ходит с организацией, а затем вернуться к каждодневным заботам руководителя. Надо отметить, что это очень редкое качество. Большинство умеющих заглянуть вперёд менед­жеров оказываются плохими руководителями в рутинных, каждодневных ситуациях. С другой стороны, есть много менеджеров, великолепно решающих практические вопро­сы, но страдающих «близорукостью».

Самоменеджмент

 

Самоменеджмент представляет собой последовательное и целенаправленное использование испытанных методов работы в повседневной практике, для того, чтобы оптимально и со смыслом использовать свое время.

Основная цель самоменеджмента – максимально использовать собственные возможности, сознательно управлять течением своей жизни и преодолевать внешние обстоятельства. Самоменеджмент помогает выполнять работы с меньшими затратами, лучше организовать труд (следовательно, получить лучшие результаты), уменьшить загруженность работой и, значит, уменьшить спешки и стрессы.

У самоменеджмента есть определённый круг правил и функций, таких как:

1. Постановка цели -  это выражение в виде четких намерений и в точных формулировках наших интересов, потребностей или задач, что помогает сориентировать действия и поступки на эти цели и на их выполнение. Для этого цель должна описывает конечный результат, а не те действия, которые необходимо выполнить. Даже самый лучший способ работы безнадёжен, если руководитель заранее чётко не обозначил то, к чему он стремится.

2. Ситуационный анализ представляет собой своего рода реестр личных ресурсов (средств для достижения целей) и позволяет выяснить, что следует поощрять (сильные стороны) и над чем ещё надо работать (слабые стороны). Путём анализа своих способностей менеджер определяет, что вообще он может сделать, т.е. каким личным потенциалом для достижения своих целей он располагает. С другой стороны, менеджер должен ясно представлять себе свои слабости, чтобы избегать действий, которые могут способствовать проявлению подобных «качеств», или принять меры к избавлению от этих недостатков.

3. Планирование призвано обеспечить хозяйское использование самого ценного ресурса – времени. Чем лучше распределено (т.е. спланировано) время, тем лучше оно может быть использовано в личных и профессиональных интересах руководителя. Планирование как составная часть задач и правил самоменеджмента означает подготовку к реализации целей и структурирование времени. Планирование ежедневной работы, средне- и долгосрочных акций и результатов означает также выигрыш во времени, достижение успеха и большую уверенность в себе.

Очевидно, затраты времени на планирование не могут бесконечно увеличиваться, существует оптимум, после которого дальнейшее увеличение времени на планирование становится неэффективным. От общего планового периода (год, месяц, неделя, день) надо максимально 1% времени тратить на планирование.

Даже самый занятой руководитель способен так приспосабливать свои цели и планы к соответствующим обстоятельствам, чтобы они всегда могли служить выполнению плана жизни и карьеры.

Необходимо всегда перепроверять свои планы и изменять их, если они оказываются не выполнимыми или не позволяют достичь поставленной цели к сроку. Если же какое-то дело начато, то оно должно быть доведено до конца.

4. Принятие решений предполагает выбор первоочередных задач и дел. Принять решение – значит установить приоритетность.

Основные проблемы руководителей заключаются в том, что они пытаются сразу выполнить слишком большой объем работ и распыляют свои силы на отдельные, часто несущественные, но кажущиеся необходимыми дела.

Менеджеры должны стремиться к тому, чтобы, успевая решать во время рабочего дня множество разных текущих вопросов, в течение определенного времени заниматься только одной-единственной задачей, всегда завершать за один раз только одно дело, но последовательно и целеустремленно. Предпосылками для такой работы служат принятие однозначного решения о первоочередности важных дел, составление списка приоритетов на основе этого решения и соблюдение его. Сознательное установление однозначных приоритетов, последовательное и системное выполнение задач, включенных в план, в соответствии с их очередностью поможет:

- работать только над действительно важными и необходимыми задачами

- решать вопросы в соответствии с их неотложностью

- концентрироваться на выполнении только одной задачи

- укладываться в установленные сроки

- исключить дела, которые могут быть выполнены другими

- не оставлять невыполненными задачи, которые вам действительно по силам

- получить больше удовлетворения от рабочего дня и результатов работы

- избежать стрессовых перегрузок

5. Реализация и организация предполагает составление распорядка дня и организация трудового процесса в целях достижения поставленных целей. Организация своего рабочего дня должна соответствовать основному принципу: “Работа должна подчиняться мне, а не наоборот”.

У разных людей разная психология и организм. Вследствие этого работоспособность людей различна в различные периоды времени. Некоторые люди продуктивнее работают утром, некоторые днём, а некоторые вечером. Но при этом нельзя сказать, что одни из них работают лучше, а другие хуже. Просто пик работоспособности у этих людей приходится на разные периоды дня. Абсолютные значения пика и спада продуктивности индивидуально различаются, но что одинаково для всех людей – так это относительные, ритмичные колебания. Все это необходимо учитывать в своей работе.

6. Контроль  над результатами служит улучшению, а в идеальном случае – оптимизации трудового процесса. Все вышеперечисленные функции самоменеджмента будут не столь эффективными, если не будет проводиться соответствующий контроль. Контроль охватывает три задачи:

- осмысление физического состояния

- сравнение запланированного с достигнутым

- корректировка по установленным отклонениям

 

Необходимо регулярно, через равные промежутки времени проверять свои планы и организацию труда, анализировать свою деятельность и своё время и составлять листок дневных помех.

Контроль над результатами труда должен в любом случае производиться после выполнения задачи. В конце рабочего дня необходимо контролировать и отражать не только выполнение поставленных целей, но и личную ситуацию.

 

 


Заключение

 

Можно сделать вывод о том, что управление временем касается в большей степени организации рабочего времени, чем его экономии. Менеджер должен стремиться к правильному распределению времени, исходя из личных интересов и интересов бизнеса. Нужно так использовать время, чтобы обеспечить выполнение максимального числа задач, которые в свою очередь обуславливают выполнение промежуточных задач, ведущих к реализации основной цели. Свои собственные планы времени менеджер должен согласовывать с планами подчиненных и непосредственного руководителя, чтобы достичь максимального эффекта.

То, насколько успешно менеджер будет претворять в свою работу принципы эффективного использования времени, зависит в первую очередь от него самого и от его желания работать рационально, т. к. для того, чтобы путем постановки ясных целей, правильного выбора приоритетов и планирования своего времени, добиться большей эффективности в работе, нужно приложить определенные усилия и затратить немного времени.  


Список литературы

 

1. Басовский Л.Е. Маркетинг: Курс лекций. – М.: Инфра – М, 2001.

2.  Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учеб. пособие. – М.: Инфра-М, 1999. – 256 с.

3. Драчева Е.Л. Менеджмент: Учеб. пособ.:М.: Издательский центр «Академия»: Мастерство, 2005. – 288с.

4. Зайверт Л. “Ваше время в Ваших руках: советы деловым людям, как эффективно использовать рабочее время” М.: Интерэксперт, 1995

5. Кохно П.А. Менеджмент Учеб. пособ.:М.: Финансы и статистика, 1998. – 224 с.

6. Лебедев О.Т. Основы мнеджмента: Учеб.пособ. Изд. 2-е, доп.- Дизайн обл. А.С. Андреев.-СПб.: ИД «МиМ», 1997.-192 с. с ил

7. Наумов А.И. Практикум по курсу «Менеджмент»:- М.: Гардарика,2002.-288с. ил.

8. Салимжанов И.Х.Менеджмент: Учеб. пособ. Ростов-на-Дону: Изд-во «Фэникс», 2003. – 320 с.

9. Шитов В.Н. Менеджмент: Учебник - М.: Гардарика,2001.-288с.

10. Ходеев Ф.П. Менеджмент: Учеб. пос. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс»,2002-224с.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...