Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Работа режиссера с художником-декоратором




В ПОСТАНОВОЧНЫХ ЦЕХАХ

Когда все эскизы сданы и есть полная уверенность, что найдены все необходимые материалы, начинается работа по» выполнению этих эскизов в цехах, причем если в театре имеется макетная, при которой работают художники-выпол-нители и чертежники, то под руководством художника-деко­ратора все рисунки мебели, бутафории, эскизы для гримов, костюмов в той детальной их разработке, которая нужна для технического выполнения каждой из этих вещей, делаются ими; если макетной мастерской нет, все это должен предста­вить художник-декоратор, которому поручено оформление; спектакля.

Стр.146

Но в том и в другом случае режиссер должен следить за тем, как вее выполняется и насколько верно и быстро идет работа в цехах.

В этом разделе работы режиссера над спектаклем необхо­димо добиться наилучшего понимания между ним и художни­ком. Допустим, что в постановочных цехах делается мебель но рисункам и размерам, данным художником. Если режиссер недостаточно вмешивается в работу художника, то может оказаться, что. внешний вид мебели вполне удовлетворителен и она со сцены будет выглядеть великолепно, но для данной постановки будет непригодна, ибо персонажи затянуты в кор­сеты, что требует мебели особой формы.

Режиссер знает, что, исполняя целый ряд сцен в таких костюмах, персонажам необходимо держаться в найденном рисунке мизансцен и так себя чувствовать, чтобы была до­стигнута в данном режиссерском куске нужная атмосфера. Для этого необходимо, чтобы сиденья были жесткие и спин­ки и локотники определенного положения. Режиссер должен проследить за работой над мебелью до подачи ее на сцену, чтобы, соблюдая рисунок, данный художником, эта мебель оказалась удобной для исполнителей.

Или другой пример. В объемно-декорационном цехе изго­товляются рамы, в которых имеются определенного размера подоконники. Форма окон и подоконников удовлетворяет ху­дожника, но по задуманным режиссером планировкам необхо­димо изменить их высоту, ширину или толщину. Если обо всем этом режиссер не сговорится с художником, который следит за выполнением в цехах заказанных вещей, он встре­тит ряд неудобств во время репетиций на сцене, а переделка этих вещей задержит постановку.

Конечно, наиболее интересуют художника декорационный, костюмерный и гримерный цехи. И здесь, следя за изготов­лением париков, окраской волос, выбором волос, режиссер может быть чрезвычайно полезным в тот момент, когда ху­дожник делает свои указания мастерам гримерного цеха, по­тому что он знает, в какой манере играет данный театр, для которого изготовляется парик, и нужно ли, чтобы воло­сы очень торчали, потому что это типично для характера, который полагает довести до полной четкости данный исполнитель, или волосы должны рассыпаться, все время ползти на лоб, потому что это типично для трактовки другого исполнителя.

Еще больше совместной детальной работы у режиссера и художника в костюмерном цехе, в особенности если на мате­риал кладут трафарет или шьют костюмы из окрашенной тка­ни. Так, режиссер, зная, предположим,.что в данном костюме исполнитель находится все время на первом плане, должен следить, чтобы этот костюм был сделан особенно тщательно

Стр. 147

Если же костюмы предназначены для проходящего вдали хора или для массовой сцены, где много движения и все дело в мелькающих пятнах отдельных костюмов, тогда окраска ткани, характер ее, трафарет могут быть сделаны

грубее.

Конечно, лучше всего, если художник-декоратор сам пи­шет свои декорации, но уже совершенно нетерпимо такое положение, когда художник-декоратор передает свои эскизы в декорационную мастерскую и не следит за их выполнением. Можно привести десятки примеров, когда замечательные эс­кизы Головина, Крымова, Бенуа были так написаны художни­ками-исполнителями, что положительно их нельзя 'было узнать на сцене: не попадали в цвет, не в той манере были написаны, не так положена тень, не было учтено освещение, которое да­валось для данной декорации, и т. д.

С большим вниманием художник-декоратор должен отнес­тись и к работе кузнечно-слесарного цеха, если он вводит какую-нибудь механизированную конструкцию, которая дол­жна трансформироваться, или нужно изменять положение этой конструкции во время действия на сцене. Дело не толь­ко в пригонке или правильной работе этой конструкции, что лежит на обязанности машиниста. Задача режиссера — про­следить, как ее сделали, чтобы сохранить найденную линию этой конструкции и четко показать ритмическую расстановку ее частей, о чем думал художник, создавая эту конструкцию применительно к данному спектаклю, вскрывая через эту кон­струкцию режиссерскую интерпретацию подготовляемой

пьесы.

От того, добьется ли декорационный цех в окраске этой конструкции ощущения той или иной фактуры, зависит це­лостность впечатления от данной сцены, а это обязательно будет интересовать режиссера. Поэтому он должен вместе с художником наблюдать за выполнением в указанном цехе данного декоратором материала.

ЗАМЕЧАНИЯ И УКАЗАНИЯ РЕЖИССЕРА И ХУДОЖНИК

А-ДЕКОРАТОРА НА МОНТИРОВОЧНЫХ И ГЕНЕРАЛЬНЫХ

РЕПЕТИЦИЯХ

Я пропускаю тот момент в работе режиссера с художни­ком-декоратором, когда оба они просматривают гримы и кос­тюмы исполнителей, ибо их замечания и указания будут непосредственно вытекать из того, о чем я говорил выше, касаясь работы над костюмом, гримом и париком.

На монтировочной репетиции, когда оба они просмат­ривают костюмы и гримы и их замечания записываются по­мощниками для того, чтобы передать в костюмерный и гри­мерный цехи, конечно, присутствуют и заведующие цехами, и

Стр. 148

заведующий постановочной частью, и гримеры, и портные, и портнихи, сапожники, цветочницы и т. д. Они замечают то, что надлежит изменить, и советуются, как можно будет исправить. Важно учесть замечания исполнителей и сделать все исправления, которые будут признаны необходимыми ре­жиссером и художником.

Особое место в период монтировочных репетиций зани­мают репетиции, на которых устанавливается освещение. Длительная работа по установке аппаратуры, по отысканию тех или иных источников света, характера цветового освеще­ния, прибавки или убавки' известной группы цветовых ламп, установление характера затемнения на реостате или мгновен­ной вырубки света — все это чрезвычайно ответственный и длительный период, который может или погубить декорацию, или придать ей максимальную выразительность.

На этих монтировочных репетициях безусловно необходи­мо присутствие не только художника, но и режиссера, пото­му что художник очень часто, добиваясь интересного осве­щения, хорошо показывая оформление сцены, не учитывает самого главного — что пьеса доносится до зрительного зала исполнителями и там, где это нужно по ходу действия, они должны быть освещены.

Но вот наступает второй момент в монтировочных репе­тициях по свету, когда на сцену выходят исполнители, загримированные и одетые в соответствующие по роли кос­тюмы. Тогда выяснится, не убивает ли найденный свет костю­мов, не съедает ли он грима, не нужно ли что называется «подворовывать» свет, т. е. сначала дать одну силу света, а потом ее усилить, т. е. дать возможность зрителю увидеть картину мрака или полутьмы, пока на сцене не началось дей­ствие в той силе, как это известно по ходу действия режис­серу, а потом незаметно для зрителя прибавить свет.

Еще до генеральных репетиций должна быть проведена монтировка каждой картины и каждого акта со всеми деко­рациями, установками, мебелью, бутафорией, драпировками, с переменой света, но без исполнителей, чтобы худож­ник окончательно внес все поправки по внешнему оформле­нию спектакля, договариваясь с постановочной частью. Тогда будет проведена дополнительная подкраска, подпилка,, перемена мебели, изменение фактуры, перемена меток для установок.

Наконец, наступает ряд генеральных репетиций с исполни­телями. Участие в этих репетициях художника также необ­ходимо, так как он вместе с исполнителями, режиссером, ав­тором создавал спектакль на протяжении всей работы над ним я в известной части несет ответственность за идейно-художественную трактовку сценического произведения в. целом.

Стр. 149

На генеральных репетициях режиссер видит, во что вылился его замысел и работа с исполнителем и худож­ником.

Поэтому, внимательно записывая все свои замечания, он советуется с художником не только по вопросам оформле­ния, но и проверяет себя: так ли звучит спектакль, то ли впе­чатление у художника-декоратора, прошедшего с режиссером весь путь по нахождению идеи произведения автора, которое им обоим удалось через актеров перелить в сценическое про­изведение.

Теперь, когда на сцене исполнители, загримированные, одетые в костюмы, действующие в том или ином оформле­нии, так или иначе освещенные, в сопровождении музыкаль­ных или шумовых эффектов или без них, окончательно видно, верно или неверно найден был ритм, темп в соответствии со всеми условиями внешнего оформления, в том ли ключе идет определенная картина или акт, хорошо ли передается атмо­сфера данного куска я самочувствие исполнителей для доне­сения сквозного действия, для окончательного раскрытия смысла того произведения, которое воплощено в спектакле.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...