Приложение. Листинг программ VBA
Компьютерная подготовка Курсовая работа. Выполнил студент ТМЦДО гр.: з-472-27б специальности 061000 Маркелова А.А. Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) Кафедра автоматизации обработки информации. г. Абакан. 2005 г. Написать программу, которая формирует базу «Телефонный справочник», содержащую следующие сведения: ФИО, адрес, телефон. Просмотр базы и обработка должна выполняться в программе Excel. Программа должна удовлетворять следующим требованиям: Приложение выполнить с использованием языка программирования VBA для MS Excel. При открытии книги Excel, содержащей проект, обеспечить один рабочий лист, на котором оформить рекламную заставку проекта и поместить элемент запуска проекта на исполнение. Проект должен обеспечивать следующие режимы работы: ввод исходных данных и формирование базы; корректировка данных (исправление, добавление, удаление); работа с данными (поиск, сортировка, просмотр); формирование статистики: общее количество абонентов телефонной сети; количество телефонов на указанной улице; количество телефонов в указанном доме. Для каждого режима работы определить кнопку запуска и пользовательскую форму. На экране разместить одну панель инструментов, обеспечивающую работу проекта. Остальные панели скрыть. Данные проекта сохранять в файле. При вводе числовых данных обеспечить обработку ошибок некорректного ввода. Введение Цель работы: закрепление знаний, полученных при изучении курса «Компьютерная подготовка», а также приобретение новых навыков создания завершенных программных приложений для MS Excel. В дополнение к огромным возможностям MS Excel, входящего в состав Microsoft Office квалифицированному пользователю доступен полноценный язык программирования Visual Basic for Applications (VBA), позволяющий оживить страницы электронных таблиц, превратив их в сложное Windows – приложение, осуществляющее многогранную обработку данных под управлением оператора. При этом, большинство часто используемых операций программируется заранее, что упрощает работу конечного пользователя и значительно снижает вероятность возникновения ошибки как на этапе ввода исходных данных, так и при их последующей обработке.
В настоящей работе используются наиболее часто употребляемые элементы проектирования приложений для MS Excel. В том числе: процедуры (подпрограммы и функции), модули и формы. В коде VBA применялись различные типы данных (включая определенные пользователям описания типов), многоуровневые условные операторы и операторы циклов. Для реализации хранения информации во внешнем файле использованы встроенные функции работы с файлами (последовательный доступ). Диалог с пользователем реализован при помощи функций ввода/вывода информации InputBox и MsgBox, а также ряда специально созданных форм. В указанных формах применены элементы управления типа: надпись, поле, рамка, переключатель, кнопка. Поскольку программирование на VBA построено на основе событийной модели, то и в данной работе обработка событий является основой для выполнения тех или иных действий, направленных на решение конкретных задач. MS Excel имеет богатую объектную модель. При решении поставленной задачи использовались объекты следующих типов: Application, Workbook, Worksheet, Range, CommandBar, а также коллекции Workbooks и Worksheets. Работа выполнена в среде Microsoft Excel 2002. Структура программного комплекса Состав программного комплекса Программный комплекс «Телефонный справочник» состоит из двух файлов, располагаемых в каталоге “c:\tmp\”: "Телефонный справочник.xls" – основной файл, содержащий таблицу просмотра базы данных и инструменты, необходимые для работы с ней.
"phones.db" – вспомогательный текстовый файл, используемый для хранения базы данных. Работа программы осуществляется под управлением Microsoft Excel, входящего в состав пакета Microsoft Office, поэтому для ее использования необходимо наличие указанного пакета на клиентском компьютере. Иерархия объектов Описываемое Excel-приложение в своем составе содержит: Рабочую книгу Workbook «Телефонный справочник» + программный код VBA, состоящую из двух листов: Worksheet Лист1 (Старт) + программный код VBA Worksheet Лист2 (База данных) + программный код VBA Пять форм + программный код VBA: addRowForm – для режима добавления новой записи delRowForm – для режима удаления записи editRowForm – для режима редактирования записи reportForm – для режима формирования статистики sortForm – для режима сортировки базы данных Модуль Module1, содержащий описание типа данных Record для одной записи об абоненте, а также функции работы (чтения/записи) с такими данными и внешним файлом. Панель инструментов “Phones”, обеспечивающую работу программы и состоящую из девяти кнопок: чтение базы данных; запись базы данных; добавление записи; корректировка записи; удаление записи; поиск; сортировка; отчет (статистика); выход из программы. Руководство пользователя Запуск программы Для запуска программы необходимо в MS Excel открыть книгу: “Телефонный справочник.xls” Вы увидите один лист с рекламной надписью и двумя кнопками. Для отображения листа с базой данных нажмите на кнопку «Начать работу». В результате, рекламная страница исчезнет, а вместо нее появится основной лист, содержащий шапку базы данных и панель инструментов для работы. Чтение / запись базы данных Поскольку вся информация хранится во внешнем файле, то для загрузки базы данных на лист Excel таблицы необходимо на панели инструментов нажать кнопку «Открыть базу данных». При этом существующие на листе данные будут заменены информацией из внешнего файла “phones.db”. Для сохранения результатов работы с базой данных нажмите кнопку «Сохранить базу данных» на панели инструментов. Вся текущая информация, отображаемая на листе, будет записана во внешний файл “phones.db”.
Режимы корректировки данных В целях безопасности, листы книги защищены от корректировки обычными способами. Поэтому для добавления, изменения и удаления информации предусмотрены соответствующие режимы работы, инициируемые второй группой кнопок панели инструментов. При нажатии на любую из них, будет предложено диалоговое окно, в котором в соответствующие поля нужно занести новую (откорректировать существующую) информацию и нажать кнопку подтверждения операции.
Если перед выбором режима удаления записи были отмечены несколько строк базы данных, то вместо отображения формы с удаляемой информацией будет просто предложено подтвердить удаление отмеченных записей.
Внимание. В режиме добавления/корректировки записи обязательны для заполнения поля: Фамилия, Имя, Отчество, Улица, Дом, Телефон. Кроме того, в поле Телефон допускается ввод только числовых данных (не более 10 цифр). Поиск информации Для поиска нужной информации нажмите кнопку «Найти» на панели инструментов. Будет запущен стандартный механизм поиска информации по листу MS Excel. Режимы сортировки В программе предусмотрено три режима сортировки данных: По абоненту (фамилия + имя + отчество); По адресу (улица + дом + квартира); По телефону. Для выполнения сортировки достаточно нажать соответствующую кнопку на панели инструментов и выбрать один из трех предложенных режимов. Формирование статистики Согласно заданию программа позволяет рассчитать следующую статистику: Общее количество абонентов телефонной сети; Количество телефонов на указанной улице; Количество телефонов в указанном доме. Войдите в режим «Отчет», выберите требуемый отчет и, при необходимости, задайте параметры его формирования. Количество абонентов по заданным реквизитам будет посчитано и отображено в диалоговом окне. Завершение работы с программой Для завершения работы с программой нажмите кнопку «Выход» на панели инструментов. Лист с базой данной будет скрыт, а появится лист с рекламной заставкой. Для подтверждения выхода повторно выберите кнопку «Выход». Если «Телефонный справочник» был единственной открытой книгой, приложение MS Excel будет полностью закрыто, в противном случае – закроется только книга с описываемой программой.
Внимание. Не забывайте сохранять информацию во внешнем файле, иначе последние корректировки могут быть утеряны. Дополнение Все стандартные панели инструментов скрываются и восстанавливаются при открытии / закрытии книги «Телефонный справочник», а также при переключении между окнами. Во избежание проблем с восстановлением стандартного набора панелей инструментов не рекомендуется самостоятельно менять набор отображаемых панелей инструментов пока описываемая книга остается открыта. При возникновении любой нестандартной ситуации следует закрыть книгу «Телефонный справочник» и выставить нужные панели через меню «Вид». Заключение В ходе выполнения работы были закреплены знания по работе в MS Excel и основам программирования на VBA, а также приобретены практические навыки создания завершенных программных приложений для MS Excel. Результатом проделанной работы является приложение «Телефонный справочник», функционально выполняющее основные задачи, стоящие перед приложением такого уровня и назначения. Разумеется, выполненный проект не является завершенным в полной мере. В качестве направлений для развития проекта можно упомянуть, например, более конкретизированный механизм поиска информации или реализация оптимальных методов сортировки (что может быть более эффективным на больших объемах информации). Список литературы Потахова И.В. Компьютерная подготовка. Офисное программирование: Учебное пособие. – Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2004. – 181с. Справочное руководство по MS Excel и Visual Basic for Applications: Microsoft Corp., 2001. Демидова Л.А., Пылькин А.Н. Программирование в среде Visual Basic for Applications: Практикум – М.: Горячая линия – Телеком, 2004. – 175с. Приложение. Листинг программ VBA Рабочая книга Dim oldBars(20) As Long, kol As Integer
Private Sub Workbook_Activate() kol = 0 Dim bar As CommandBar For Each bar In Application.CommandBars If bar.Visible And Not (bar.Protection = msoBarNoChangeVisible) _ And (bar.Type = msoBarTypeNormal) And Not (bar.Name = "Phones") Then kol = kol + 1 oldBars(kol) = bar.index End If Next bar For i = 1 To kol Application.CommandBars(oldBars(i)).Visible = False Next
If ThisWorkbook.ActiveSheet.Name = "База данных" Then showTools End If End Sub
Private Sub Workbook_Deactivate() Dim i As Integer For i = kol To 1 Step -1 Application.CommandBars(oldBars(i)).Visible = True Next
hideTools End Sub
Private Sub Workbook_Open() ThisWorkbook.Worksheets("Старт").Visible = True ' спрятать стартовый лист ThisWorkbook.Worksheets("Старт").Activate ' сделать активным лист с БД
ThisWorkbook.Worksheets("База данных").Visible = False ' показать базу данных End Sub Лист1 (Старт) Private Sub ExitButton_Click() ExitProject End Sub
Private Sub StartButton_Click() 'Commandbars ThisWorkbook.Worksheets("База данных").Visible = True ' показать базу данных ThisWorkbook.Worksheets("База данных").Activate ' сделать активным лист с БД ThisWorkbook.Worksheets("Старт").Visible = False ' спрятать стартовый лист End Sub
Лист2 (База данных) Private Sub Worksheet_Activate() showTools End Sub
Private Sub Worksheet_Deactivate() hideTools End Sub
Sub addRecord() If (ActiveCell.row < 5) Or (Len(ActiveCell.EntireRow.Cells(, 1).Value) = 0) Then Range("A5").Activate End If ThisWorkbook.ActiveSheet.Unprotect addRowForm.Show vbModal ThisWorkbook.ActiveSheet.Protect End Sub
Sub delRecord() If (ActiveCell.row < 5) Or (Len(ActiveCell.EntireRow.Cells(, 1).Value) = 0) Then Exit Sub End If ThisWorkbook.ActiveSheet.Unprotect If Selection.Rows.count = 1 Then delRowForm.Show vbModal Else Dim response response = MsgBox("Отмечено записей: " + Str(Selection.Rows.count) + Chr(13) + "Удалить все?", vbYesNoCancel, "Внимание!") If response = vbYes Then Selection.EntireRow.Delete End If End If ThisWorkbook.ActiveSheet.Protect End Sub
Sub editRecord() If (ActiveCell.row < 5) Or (Len(ActiveCell.EntireRow.Cells(, 1).Value) = 0) Then Exit Sub End If ThisWorkbook.ActiveSheet.Unprotect editRowForm.Show vbModal ThisWorkbook.ActiveSheet.Protect End Sub
Sub sort() ThisWorkbook.ActiveSheet.Unprotect sortForm.Show vbModal ThisWorkbook.ActiveSheet.Protect End Sub
Sub report() Dim oldCell As Range ThisWorkbook.ActiveSheet.Unprotect Set oldCell = ActiveCell reportForm.Show vbModal oldCell.Activate ThisWorkbook.ActiveSheet.Protect End Sub addRowForm Private Sub UserForm_Activate() FamBox.Value = "" ImBox.Value = "" OtBox.Value = "" StreetBox.Value = "" NoBox.Value = "" FlatBox.Value = "" PhoneBox.Value = ""
FamBox.SetFocus End Sub
Private Sub CancelButton_Click() addRowForm.Hide End Sub
Private Sub OKButton_Click() ' проверка информации Dim box As Variant, boxes As Variant
boxes = Array(FamBox, ImBox, OtBox, StreetBox, NoBox, PhoneBox) For Each box In boxes If Len(Trim(box.Value)) = 0 Then box.SetFocus Exit Sub End If Next box If Len(Trim(PhoneBox.Value)) > 10 Then MsgBox "Более 10 цифр в номере телефона" PhoneBox.SetFocus Else ' заполнение записи из формы Dim myRecord As Record myRecord.Fam = FamBox.Value myRecord.Im = ImBox.Value myRecord.Ot = OtBox.Value myRecord.street = StreetBox.Value myRecord.no = NoBox.Value myRecord.Flat = FlatBox.Value myRecord.Phone = Val(PhoneBox.Value) ' добавление строки на лист и ее заполнение ActiveCell.EntireRow.Insert putRecord ActiveCell.EntireRow, myRecord ' скрытие формы addRowForm.Hide End If End Sub
Private Sub PhoneBox_KeyPress(ByVal KeyAscii As MSForms.ReturnInteger) If (KeyAscii < Asc("0")) Or (KeyAscii > Asc("9")) Then MsgBox "Допускается ввод только цифр!" KeyAscii.Value = 0 End If End Sub
delRowForm Private Sub CancelButton_Click() delRowForm.Hide End Sub
Private Sub OKButton_Click() ' удаление текущей строки ActiveCell.EntireRow.Delete ' скрытие формы delRowForm.Hide End Sub
Private Sub UserForm_Activate() Dim myRecord As Record myRecord = getRecord(ActiveCell.EntireRow)
FamBox.Value = myRecord.Fam ImBox.Value = myRecord.Im OtBox.Value = myRecord.Ot StreetBox.Value = myRecord.street NoBox.Value = myRecord.no FlatBox.Value = myRecord.Flat PhoneBox.Value = myRecord.Phone
OKButton.SetFocus End Sub editRowForm Private Sub UserForm_Activate() Dim myRecord As Record myRecord = getRecord(ActiveCell.EntireRow)
FamBox.Value = myRecord.Fam ImBox.Value = myRecord.Im OtBox.Value = myRecord.Ot StreetBox.Value = myRecord.street NoBox.Value = myRecord.no FlatBox.Value = myRecord.Flat PhoneBox.Value = myRecord.Phone
FamBox.SetFocus End Sub
Private Sub CancelButton_Click() editRowForm.Hide End Sub
Private Sub OKButton_Click() ' проверка информации Dim box As Variant, boxes As Variant
boxes = Array(FamBox, ImBox, OtBox, StreetBox, NoBox, PhoneBox) For Each box In boxes If Len(Trim(box.Value)) = 0 Then box.SetFocus Exit Sub End If Next box If Len(Trim(PhoneBox.Value)) > 10 Then MsgBox "Более 10 цифр в номере телефона" PhoneBox.SetFocus Else ' заполнение записи из формы Dim myRecord As Record myRecord.Fam = FamBox.Value myRecord.Im = ImBox.Value myRecord.Ot = OtBox.Value myRecord.street = StreetBox.Value myRecord.no = NoBox.Value myRecord.Flat = FlatBox.Value myRecord.Phone = Val(PhoneBox.Value) ' добавление строки на лист и ее заполнение putRecord ActiveCell.EntireRow, myRecord ' скрытие формы editRowForm.Hide End If End Sub
Private Sub PhoneBox_KeyPress(ByVal KeyAscii As MSForms.ReturnInteger) If (KeyAscii < Asc("0")) Or (KeyAscii > Asc("9")) Then MsgBox "Допускается ввод только цифр!" KeyAscii.Value = 0 End If End Sub reportForm Private Sub UserForm_Activate() AllOption.Value = True OKButton.Caption = "Расчет" OKButton.SetFocus End Sub
Private Sub AllOption_Click() OKButton.Caption = "Расчет" End Sub
Private Sub StreetOption_Click() OKButton.Caption = "Параметры..." End Sub
Private Sub HouseOption_Click() OKButton.Caption = "Параметры..." End Sub
Private Sub CancelButton_Click() reportForm.Hide End Sub
Private Sub OKButton_Click() Dim myRecord As Record Dim counter As Long Dim street As String, no As String, title As String If AllOption.Value Then counter = count() MsgBox "Общее количество абонентов: " + Str(counter) Else myRecord = getRecord(ActiveCell.EntireRow) If StreetOption.Value Then title = "Отчет по улице" street = InputBox("Задайте наименование улицы:", title, myRecord.street) If Len(street) > 0 Then street = Trim(street) counter = count(street) MsgBox "Количество телефонов на улице '" + street + "': " + Str(counter) End If Else title = "Отчет по дому" street = InputBox("Задайте наименование улицы:", title, myRecord.street) If Len(street) > 0 Then street = Trim(street) no = InputBox("Улица '" + street + "'" + Chr(10) + "Задайте номер дома:", title, myRecord.no) If Len(no) > 0 Then no = Trim(no) counter = count(street, no) MsgBox "Количество телефонов в доме '" + street + " " + no + "': " + Str(counter) End If End If End If End If reportForm.Hide End Sub
Private Function count(Optional street, Optional no) As Long Dim myRecord As Record Dim data As Range, curRow As Range Dim doCalc As Boolean, counter As Long
counter = 0 Range("A5").Activate Set data = ActiveCell.CurrentRegion
For Each curRow In data.Rows myRecord = getRecord(curRow) doCalc = False
If IsMissing(street) Then ' все абоненты doCalc = True Else If IsMissing(no) Then ' по улице doCalc = (Trim(myRecord.street) = street) Else ' по дому doCalc = (Trim(myRecord.street) = street) And (Trim(myRecord.no) = no) End If End If
If doCalc Then counter = counter + 1
Next curRow count = counter End Function
sortForm Private Sub UserForm_Activate() OKButton.SetFocus End Sub
Private Sub CancelButton_Click() sortForm.Hide End Sub
Private Sub OKButton_Click() Dim sht As Worksheet Dim rng As Range Set sht = ThisWorkbook.ActiveSheet Set rng = sht.Range(sht.Cells(5, 1), sht.Cells(65536, 1).End(xlUp).Offset(, 7))
If NameOption.Value Then ' сортировать по ФИО rng.sort Key1:=sht.Columns("A"), Order1:=xlAscending, Key2:=sht.Columns("B"), Order2:=xlAscending, Key3:=sht.Columns("C"), Order3:=xlAscending, Header:=xlNo Else If AddressOption.Value Then ' сортировать по адресу rng.sort Key1:=sht.Columns("D"), Order1:=xlAscending, Key2:=sht.Columns("E"), Order2:=xlAscending, Key3:=sht.Columns("F"), Order3:=xlAscending, Header:=xlNo Else ' сортировать по телефону rng.sort Key1:=sht.Columns("G"), Order1:=xlAscending, Header:=xlNo End If End If
sortForm.Hide End Sub
Module1 Public Type Record Fam As String Im As String Ot As String street As String no As String Flat As String Phone As Long End Type
Public Function dbFileName() As String dbFileName = ThisWorkbook.Path + "\phones.db" End Function
Sub ToolbarExitButton() If ThisWorkbook.ActiveSheet.Name = "Старт" Then ExitProject Else ThisWorkbook.Worksheets("Старт").Visible = True ' спрятать стартовый лист ThisWorkbook.Worksheets("Старт").Activate ' сделать активным лист с БД ThisWorkbook.Worksheets("База данных").Visible = False ' показать базу данных End If End Sub
Sub ExitProject() ThisWorkbook.Saved = True If Application.Workbooks.count = 1 Then Application.Quit 'завершить работу Excel Else ThisWorkbook.Close 'завершить работу проекта End If End Sub
Sub dbRead() ThisWorkbook.ActiveSheet.Unprotect Dim myRecord As Record Dim data As Range, curRow As Range Dim row As Integer Range("A5").Activate Set data = ActiveCell.CurrentRegion data.ClearContents Open dbFileName For Input As #1 row = 1 Do While Not EOF(1) Input #1, myRecord.Fam, myRecord.Im, myRecord.Ot, myRecord.street, myRecord.no, myRecord.Flat, myRecord.Phone putRecord ActiveCell.Cells(row), myRecord row = row + 1 Loop Close #1 ThisWorkbook.ActiveSheet.Protect End Sub
Sub dbWrite() ThisWorkbook.ActiveSheet.Unprotect Dim myRecord As Record Dim data As Range, curRow As Range Range("A5").Activate Set data = ActiveCell.CurrentRegion Open dbFileName For Output As #1 For Each curRow In data.Rows myRecord = getRecord(curRow) Write #1, myRecord.Fam, myRecord.Im, myRecord.Ot, myRecord.street, myRecord.no, myRecord.Flat, myRecord.Phone Next curRow Close #1 ThisWorkbook.ActiveSheet.Protect End Sub
Function getRecord(row As Range) As Record Dim myRecord As Record myRecord.Fam = row.Cells(, 1).Value myRecord.Im = row.Cells(, 2).Value myRecord.Ot = row.Cells(, 3).Value myRecord.street = row.Cells(, 4).Value myRecord.no = row.Cells(, 5).Value myRecord.Flat = row.Cells(, 6).Value myRecord.Phone = row.Cells(, 7).Value getRecord = myRecord End Function
Sub putRecord(row As Range, myRecord As Record) row.Cells(, 1).Value = myRecord.Fam row.Cells(, 2).Value = myRecord.Im row.Cells(, 3).Value = myRecord.Ot row.Cells(, 4).Value = myRecord.street row.Cells(, 5).Value = myRecord.no row.Cells(, 6).Value = myRecord.Flat row.Cells(, 7).Value = myRecord.Phone End Sub
Sub showTools() Application.CommandBars("Phones").Enabled = True Application.CommandBars("Phones").Visible = True End Sub
Sub hideTools() Application.CommandBars("Phones").Visible = False Application.CommandBars("Phones").Enabled = False End Sub
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|