Текстильный орнамент и его применение в быту Древнего Новгорода
Глава III (на материалах древней живописи и письменных источников)
Средневековый текстильный орнамент подразделяется на два вида: 1. Технологический, определяющийся принципами организации поверхности объекта, конструкцией переплетения. Чаще всего такой орнамент имеет геометрический характер и растворяется в изделии. 2. Изобразительный орнамент имеет свою собственную конструктивную схему, наложенную на схему переплетения текстиля. Подобный орнамент выполнялся в технике вышивки и аппликации, в отличие от технологического, получаемого непосредственно в процессе ткачества и плетения.
Среди фрагментов новгородских находок основное количество составляют ткани с орнаментом, полученным технологическим путем. Изобразительный орнамент присутствует на тканях из княжеских и епископских захоронений. В каталоге, помещенном в приложении, содержится краткое описание археологических текстильных находок в количестве 879 наименований. Характеристика каждого фрагмента ткани состоит из порядкового номера в каталоге, из зашифрованного обозначения полевых данных раскопок (год, название, пласт, квадрат раскопа, полевой номер находки). В ходе работы над каталогом был определен вид изделия, система переплетения нитей, плотность и сорт качества тканей (т. е. количество нитей основы и утка на один квадратный см.), также указаны отличительные особенности орнамента, цветовой гаммы. На основе проведенной систематизации археологического материала можно сделать ряд выводов о характере и особенностях костюма средневекового Новгорода. 1. Одежда горожан изготовлялась из льняных и шерстяных тканей местного производства, а для отделки изделий использовались импортные ткани высокого сорта качества. На эту особенность одежды указывают текстильные фрагменты в виде нешироких полос со следами строчек по краям. Ткань № 17 в каталоге (Н-75 р.-Тр. 13/88), имеющая форму половины оторочки горловины, представляет собой саржу 2 на 1 очень высокого качества, содержащую 36 нитей основы на 8 нитей утка. Фрагмент шерстяной ткани высокого сорта качества переплетения саржа 2 на 1 с 28 нитями основы на 10 нитей утка со следами обработки краев, аналогичен фрагменту полотняного переплетения шириной 8 см, имеющему 16 нитей основы на 14 нитей утка, красного цвета (Н-78 р.-Дуб. 18-20 сев. Тр. № 41). Эти полосы – нашивки на одежду в форме воротничков, оторочек могли быть орнаментированы.
2. Орнаментальные формы в виде вьющегося растения с отростками спиралевидного рисунка были традиционны для новгородской вышивки по ткани и коже. Фрагмент вышитого пояса (Н-71 п. – Тор. 21/14 № 323) красного цвета со следами строчки по краям представляет возможность восстановить внешний вид вышивки, благодаря отпечаткам, оставленным на сукне нитями (рис. 1, с. 80). Внутри пояса, вероятно, существовал подклад из бересты для придания жесткости изделию. Оборотная сторона могла быть изготовлена из ткани более низкого качества. Фрагмент пояса из Нутного раскопа (Н-81 28/79 №3) сохранил все три слоя: первый из саржи 2 на 2, имеющий 16 нитей основы на 12 утка; второй - из бересты; третий – из ткани полотняного переплетения низкого сорта с 8 нитями основы на 6 нитей утка. Ширина всего изделия 6,5 см., первый и третий слои несут следы прошивки по краю и два ряда сквозных отверстий…
В Новгороде в слоях X-XIV вв. встречаются остатки тканей – «рядинок». Называются они так потому, что между нитями основы и утка остаются просветы, образующие узор. Эти ткани изготовлялись из шерстяных и льняных нитей, разложением последних и объясняется появление просветов. Поневы шились из тканей двух типов: одноосновных и двухосновных. Ткани, имеющие две основы разных цветов, являются наиболее сложными по способам выработки; рисунок образуется переходом нитей одной основы в другую. Панева – древнейший вид женской набедренной одежды – по крою – два или три не сшитых куска ткани, по орнаментике – ромб и квадрат с точкой, имеющие значение символов плодородия, восходят к праславянской культуре. Сложный процесс образования ткани в соединении с невысоким сортом ткачества можно считать древнейшей техникой, т.к. с течением времени сложные техники плетения и ткачества вытеснялись простыми… Ткани саржевых переплетений 2 на 2 и 2 на 1 развивались в сторону увеличения плотности, сорта качества. Текстильный фрагмент из Неревского раскопа (Н-64 25/41) X в. представляет рядинку светло-коричневого цвета с темными клетками и элементами ажурного ткачества (рис. 6, с. 80).
Текстильные фрагменты типа рядинок, выполненные из конского волоса, с навязанными узлами из шерстяной пряжи, а так же шерстяная саржевая ткань с хаотично расположенными на ее поверхности узлами представляют тип ворсовой ткани – древнерусский ковер. Текстильная находка № 2 из Троицкого раскопа (Н-84 р. – Тр. – УII 9-10 /южн. тр./) имеет структуру полотняного переплетения очень низкого сорта качества из конского волоса, на которую навязаны шерстяные нити (рис. 3, с. 85). Ткань из Кировского раскопа, найденная в слое XII в. (Н-74 р. – Кир. 37 /77 № 1/) саржевого переплетения 2 на 1 снабжена хаотически навязанными узлами. Фрагмент выполнен из шерстяной пряжи, узлы изготовлены из нитей слабой скрутки. Плотность узлов на ткани, имеющей 12 нитей основы на 8 нитей утка, невозможно установить (рис. 4, с. 85). Это образец ткани имитирующей ковер, где узлы навязывались на готовое изделие. Узлы на фрагменте из конского волоса могли вплетаться в процессе образования ткани. В летописях упоминается вид одежды – власяница: «и облечеся в власяницу, на и власяницу свиту вотоляну, и нача оуродьство творити». В словаре В. Даля власяница определяется как волосяная одежда, волосяники – лапти из конского волоса, волосянка – волосяная ткань. Название ткани – «власяница» произошло от материала, из которого она вырабатывалась, но возможен и второй вариант – от ее внешнего вида, ворса…
Текстильная находка (Н-96 р. – Тр.-XI-А 7/1281 № 128) из Троицкого раскопа представляет из себя два фрагмента ткани полотняного переплетения, имеющих 14 нитей основы на 12 нитей утка и соединенных «запошивочным» или «бельевым» швом. Шов, применяющийся при изготовлении нательной одежды, и край изделия декорированы нитью контрастного цвета (рис. 2, с. 80). Этот пример показывает способы украшения «обыденной» сорочки.
Фрагмент шерстяной ткани XII в. саржевого переплетения 2 на 2 (№ 10 Н-73 р. – Кир. 34/47) несет вышивку шерстяными нитями, которая выполнена вкрасным и коричневым цветами по черному фону. Мотив вышивки – процветшее из треугольника-семени растение (рис. 8, с. 80). Местное происхождение ткани обусловлено ее сравнительно невысоким сортом качества, содержащим 10 нитей основы на 8 нитей утка на 1 кв. см. Край изделия обработан цветной нитью, как у фрагмента сорочки. Судя то толщине ткани, перед нами фрагмент верхней одежды типа свиты рядового горожанина.
Среди новгородских археологических тканей встречается большое количество различных шнуров, которые могли применяться как декоративное оформление застежек. Фрагмент ткани X в. (Н-87 р.-Тр.-УIII 23/671 № 82) представляет собой тканый шелковый ремешок длиной 21 см, который как бы иллюстрирует слова летописи: «Завязки тканы в столбец золото с серебром». Полоса ткани свернута в виде сложного профиля, внутренняя часть которого образует зигзагообразный рисунок (рис. 5, с. 80).
Жители Новгорода использовали в составе своего костюма вязаные изделия. Помимо носков, рукавиц, шапок различной формы, существовала верхняя вязаная одежда. Текстильная находка XI в. (Н-86 р. – Тр. – УIII 13/733) содержит 10 фрагментов изделия большого размера, выработанного в технике игольного вязания. Всю форму одеяния установить не удалось, но наибольший фрагмент длиной 37 см содержит кромку и петли величиной в 2 см. эта ткань – часть верхней одежды, застегивающейся на пуговицы.
Кожаная пуговица из слоя XII в., со следами крепления к одежде (Н-96 р. – Тр. – XI 10/1284 № 14) могла принадлежать грубой верхней одежде – вотоле или кожуху (рис. 6, с. 85). Еще большие размеры (5 на 4 см.) имеет пуговица из слоя XIV в. (Н-96 р. – Тр. – XIII-Д 5/1437 № 211). Застежки такого типа принадлежали одежде, применявшейся на протяжении трех веков.
Та языческая защитно-охранительная символика, которая не допускалась в изображении костюма человека, была приемлема в передаче конской упряжи. Детально и подробно показываются: наузы – одна или несколько кистей, подвешанных на шнуре или цепочке под шею лошади; паперсть – тесьма или ремень у узды на нижней части конской груди («тясма шолк червчат с серебром, ткана в кружки»); похви – ремень, тесьма с петлей на конце, в которую продевался хвост, а другой конец крепился к середине седельной луки. Все части упряжи, помимо утилитарной функции, имели также функцию защиты коня и всадника. На новгородской иконе 1377 г. «Борис и Глеб на конях» каждая нога коня – в узорном тканом «в крушки» ремешке.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|