Земельные отношения во время СССР
Основной формой сельскохозяйственного использования национализированных земель являлось трудовое землепользование. Согласно Земельному кодексу 1922 г. право на землю трудового пользователя признавалось в виде: а) права на земельный участок в одном или нескольких местах (хутор, отруб, чересполосный участок); б) права на землю из надела земельного общества; в) права на участие в совместном пользовании угодьями земельного общества. Трудовое крестьянское землепользование объявлялось бессрочным. Назывались случаи прекращения права на землепользование такие как: добровольный отказ от земли всех членов двора, полное прекращение ведения двором самостоятельного хозяйства, окончательное переселение в другое место, лишение по суду права на землю, занятие земли государством. Индивидуальное землепользование стало основным видом землепользования. Права землепользователя трактовались весьма широко. Так, он мог возводить на земле всякие сооружения для хозяйственных и жилых надобностей; имел право на посевы и всё соединённое с землёй, пока то не перешло законно к другому лицу. Не допускалось беззаконное вмешательство в хозяйственное землепользование. В противном случае были возможны владельческий иск и вмешательство земельного суда. С принятием указанного фундаментального документа была создана система “соподчинения” нормативных актов, в результате чего земельное законодательство стало эффективнее исполнять возложенные на него регулятивные функции. Были урегулированы все земельные отношения, существовавшие в то время. Основное место в Кодексе занимали положения, которые достаточно детально регулировали такие важнейшие институты, как трудовое землепользование, трудовая аренда, применение наёмного труда. Кодекс давал определение понятия крестьянский двор, землепользование, регистрация земли, переселение, регламентировал связанные с этим вопросы, закреплял правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, городских земель, земель специального назначения и государственного запаса. Землеустройство теперь преследовало цель не уравнивания земли, а улучшения форм землепользования. Закон не мешал выбору форм и порядка крестьянского землепользования: единоличное, отрубное или хуторское имели равные права на существование. Выход из общины допускался при полных переделах и развёрстках и ничем не был ограничен. Землеустроительные работы осуществлялись за счёт самого населения.
Первый общесоюзный земельный кодифицированный акт (Общие принципы землепользования и землеустройства), который состоял из 13 глав и 63 статей, был принят 15 декабря 1928 г. С его принятием де-юре была закреплена исключительно государственная собственность на землю. В последующие годы земельное законодательство развивалось на основе учёта этого положения. Земельные фонды всех союзных республик были преобразованы в земельный фонд Союза ССР, который стал единым субъектом права государственной собственности на землю. Единственным юридическим основанием использования земли было право землепользования. Дальнейшим направлением развития союзного и республиканского земельного законодательства было усовершенствование основных земельно-правовых институтов, которые сформировались в результате национализации земли: права исключительно государственной собственности, права землепользования и его разновидностей, правового режима различных категорий земель и др. Результатом постоянных изменений характера земельных отношений, которые происходили в период с 1917 по 1928 г., стала активизация ведения кодификационных работ, направленных на упорядочение и систематизацию соответствующих норм права. Это способствовало формированию земельного права как самостоятельной отрасли. С принятием первых кодифицированных актов были заложены основные принципы формирования отечественного земельного законодательства, была систематизирована значительная часть нормативных актов.
В период всеобщей коллективизации и осуществления политики уничтожения кулаков как класса положения, которые касались аренды земли и применения наёмного труда, были отменены. Дальнейшее развитие земельного законодательства было связано с принятием 13 декабря 1968 г. Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик. Они состояли из преамбулы, 11 разделов и 50-ти статей. Основы более чётко закрепили разделение земель по категориям, предусмотренным Основными принципами землепользования и землеустройства 1928 г., подтвердили запрет аренды земли, введённый в 1930 г., урегулировали вопрос введения государственного земельного кадастра. Были так же закреплены положения, связанные с временным и вторичным землепользованием, охраной земель, закреплён новый порядок ответственности за земельные правонарушения, а так же принцип бесплатного пользования землёй и приоритетного использования земель сельскохозяйственного назначения. На базе Основ в 1970 г. был принят новый ЗК УССР, который практически полностью отражал их положения. Он состоял из 173 статей, объединённых в 28 глав и 11 разделов. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о земле, принятые 28 февраля 1990 г. заложили основы новых принципов и направлений развития земельного законодательства и стали предвестником современной земельной реформы. Законодатель провозгласил землю народным имуществом, отказавшись от термина “государственная собственность на землю”. Был установлен новое юридическое звание - “владение”, а так же возрождено право пользования землёй на условиях аренды. Это способствовало детальной регламентации гарантий защиты прав и законных интересов землепользователей и землевладельцев. Важнейшим нововведением Основ является установление платного землепользования. Специальный раздел был отведен регулированию отношений, связанных с охраной земель. Основы определили новых субъектов земельных правоотношений - граждан, которые ведут сельское хозяйство, укрепили связь между правовым положением недвижимости и земельного участка, на котором она расположена, а так же другие новшества. Заложенное в основах разнообразие земельных отношений и их принципиальное отличие от отношений, закреплённых в предыдущем земельном законодательстве, создали предпосылки для возвращения земли в сферу имущественного оборота, и как следствие этого, дали толчок развитию комплекса норм земельного законодательства, призванных урегулировать эту сферу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|