Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Системный анализ безопасности жизнедеятельности




 

Системный анализ - это совокупность методологических средств, используемых для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам, в данном случае, безопасности жизнедеятельности.

Система - это совокупность взаимосвязанных компонентов, взаимодействующих между собой таким образом, что достигается определенный результат (цель). Под компонентами (элементами, составными частями) системы понимаются не только материальные объекты, но и отношения, и связи. Любая машина представляет пример технической системы. Система, одним из элементов которой является человек, называется эргатической. Примеры эргатической системы: «человек-машина», «человек-машина-окружающая среда» и т.п. Вообще говоря, любой предмет может быть представлен как системное образование.

Принцип системности рассматривает явления в их взаимной связи как целостный набор или комплекс. Например, такое системное явление, как горение, возможно при наличии горючего вещества, окислителя и источника зажигания в одном месте и в одно время. Исключая хотя бы один из названных компонентов, мы разрушаем систему. Системы имеют качества, которых может не быть у элементов, их образующих. Это важнейшее свойство систем, именуемое эмерджентностью, лежит в основе анализа вообще и проблем безопасности в частности.

Цель системного анализа безопасности состоит в том, чтобы выявить причины, влияющие на появление нежелательных событий (аварий, катастроф, пожаров, травм и т.п.), и разработать предупредительные мероприятия, уменьшающие вероятность их появления.

Любая опасность реализуется, принося ущерб, по какой-то причине или нескольким причинам. Без причин нет реальных опасностей. Следовательно, предотвращение опасностей или защита от них базируется на знании причин. Между реализованными опасностями и причинами существует причинно-следственная связь: опасность есть следствие некоторой причины (причин), которая, в свою очередь, является следствием другой причины и т.п. Таким образом, причины и опасности образуют иерархические, цепные структуры или системы. Графическое изображение таких зависимостей чем-то напоминает ветвящееся дерево. Поэтому полученные в процессе анализа безопасности графические изображения принято называть «деревьями причин и опасностей».

Построение «деревьев» является исключительно эффективной процедурой выявления причин различных нежелательных событий (аварий, травм, пожаров, дорожно-транспортных происшествий и т.д.).

Основной проблемой при анализе безопасности является установление параметров или границ "дерева". Эти ограничения целиком зависят от конкретных целей анализа.

На рис. 2 приводится логическое «дерево» причин и опасностей заболевания космонавта в процессе его жизнедеятельности. На рис. 3 приведено логическое дерево причин и опасностей недостатка питьевой воды, что может возникнуть в процессе полета космического летательного аппарата или после его посадки на Землю.

 

Рис. 2. Логическое дерево причин и опасностей заболевания космонавта:

    - инфицирование экипажа при общении с обслуживающим персона-лом;

    - инфицирование экипажа при общении с членами семьи;

1.3 - инфицирование оборудования обслуживающим персоналом;

1.4 - инфицирование полетных запасов воды и пищи.

 

Рис. 3. Логическое дерево причин и опасностей недостатка питьевой воды:

НВ - недостаток воды;

- невозможно отыскать экипаж после посадки в районе с отсутствием воды;

- приход воды в неблагоприятное состояние;

- потеря доступа к запасам воды;

- аварийная посадка космического летательного аппарата (КЛА) на Землю;

- отказ бортовых систем обнаружения места посадки КЛА;

- отсутствие средств визуального обозначения места посадки КЛА;

- неправильное определение места посадки КЛА;

- попадание воды в аварийную зону КЛА;

- отказ бортовых систем;

- непредвиденные факторы;

- ошибка при разработке и изготовлении КЛА;

- ошибка при управлении с Земли.

 

Анализ безопасности может осуществляться априорно или апостериорно, т.е. до или после нежелательного события. В обоих случаях используемый метод может быть прямым и обратным. При априорном анализе исследователь выбирает такие нежелательные события, которые являются потенциально возможными для данной системы, и пытается составить набор различных ситуаций, которые могут привести к их появлению. Апостериорный анализ выполняется после того, как нежелательные события уже произошли. Цель анализа - разработка рекомендаций на будущее. Априорный и апостериорный анализы дополняют друг друга.

Прямой метод анализа состоит в изучении причин, чтобы предвидеть последствия. При обратном методе анализируются последствия, чтобы определить причины, т.е. анализ начинается с венчающего события. Конечная цель всегда одна - предотвращение нежелательных событий.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...