Условия для формирования познавательных интересов путём педагогического воздействия
Перед школой стоит задача на основе уже имеющихся у учащихся интересов пробуждать, формировать, развивать новые социально ценные и соответствующие индивидуальным особенностям, возможностям и способностям учащихся интересы. В этом процессе важны личность учителя и качество преподавания (в том числе эмоциональная яркость и живость), так как присутствует очевидная зависимость формирования устойчивых познавательных интересов от понимания учащимися значения изучаемого материала. Другими словами, ученик на опыте должен убеждаться в неразрывной связи приобретаемых знаний с практикой и «прочувствовать» их жизненную значимость. Е.А. Климов [10] приводит пять условий, которые необходимы для формирования интересов: 1. Новизна представляемого учащимся материала. Для этого важно узнать, уяснить, что для них является известным и неизвестным, но, при этом, не исходить из того, что ново и интересно самому преподавателю. При всём этом, важно соблюдать некоторую "дозу" новизны в связи с известным и понятным учащимся материалом. Очевиден тот факт, что абсолютно новый материал, не вяжущийся в сознании с имеющимся опытом, может разве что удивить обучаемых на короткое время, но надежной познавательной направленности не создаст. 2. Связь учебного материала с уже сложившимися у учеников побуждениями (не только познавательными). Построение такого педагогического общения, которое дало бы им представление о подобных взаимосвязях. 3. Связь знаний с практикой, которая понятна ученикам, с насущными вопросами повседневной жизни, окружающей средой, "злобой дня", важными жизненными перспективами. 4. Создание условий для самостоятельности и активной деятельности учащихся в ходе учения. «Смиренное слушание гладких повествований - это еще не гарантия хорошего усвоения сообщаемого учебного материала. Сообщая информацию, важно сталкивать факты, провоцировать умственные действия учащихся (сравнения, обобщения, конкретизации, анализа через синтез и др.), действия воображения, руководить активным восприятием наглядного материала, предвосхищать их возможные вопросы, затруднения, предлагать выборы из возможных решений» (Климов, 2000, с.176).Проще говоря, необходимо создавать условия для активной внутренней работы, если материал не рассчитан на какую-то внешнюю, практическую активность учащихся.
5. Важно обращать внимание ученика на даже малейшие успехи в учебной работе. Ведь он может даже не осознавать, не отдавать себе отчёта в этом. К тому же для человека интересно то, что получается все лучше и лучше. Н.С. Вальян в своей статье «Развитие познавательных мотивов учащихся посредством использования проблемных заданий на уроках алгебры» [4] указывает на важность проблемного обучения для развития познавательного интереса. Он указывает, что у ученика только тогда возникает потребность в учебной деятельности когда она приобретает для школьника особую ценность, осознаваемую и признаваемую им самим. Но ценность эта не должна заключаться только в получении хорошей отметки или получении престижного положения. В то же время такая оценка учебной деятельности возникает не сразу и не у всех учащихся. И именно проблемное обучение способствует возникновению такой оценки учебной деятельности. И.А. Власова [5] пишет о том, что сформировать интерес это обязательное условие начала продвижения обучаемого к своей цели, и, ссылаясь на Г.И. Щукину, указывает среди условий для формирования стабильного познавательного интереса: - максимальную опору на активную мыслительную деятельность учащихся;
- учет уровня развития учащихся, который был приобретен ими на настоящий момент; - создание положительной эмоциональной атмосферы на занятиях; В своей статье она перечисляет источники стимулирования познавательного интереса: - содержание учебного материала - организация познавательной деятельности учащихся - отношения между участниками учебного процесса; и «рабочие версии стимулирующих факторов»: - притягательная и доступная новизна учебного материала - глубоко и разносторонне аргументированный исторический подход - многообразие самостоятельных работ - проблемность изложения и создание проблемных ситуаций - межпредметные связи - раскрытие и показ новейших достижений науки - стимулирование подготовленности групп к участию в процессе обучения - качественное улучшение уровня восприятия и усвоения каждого учебного сообщения В.В. Гузеев[7], говоря, в том числе, и о мотивации к внеурочной деятельности, считает, что интерес к образовательной деятельности является важнейшим стимулом для ее развития, так как когда этот интерес систематически насыщается усложняющейся системой знаний, он становится более глубоким и побуждает к дальнейшему развитию познавательной деятельности. Так же он замечает, что интерес возникает и укрепляется тогда, когда ученик действует сам, без особого давления на него со стороны учителя. Тогда результат появляется быстрее, особенно на первых этапах формирования интересов. Кроме этого, важно то, что первые шаги к цели должны сопровождаться радостью от успеха, и чтобы неудач было как можно меньше - нередко первые трудности отпугивают от занятия. Выводы по 1 главе
После анализа литературных источников по вопросу познавательных интересов школьников были перечислены и обобщены несколько определений познавательного интереса: интерес является формой проявления познавательной потребности, которая призвана обеспечить направленность личности на осознание целей деятельности и, тем самым, способствовать ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности, а также побуждать к активной познавательной, креативной, созидательной деятельности.
Кроме этого, были перечислены: а) характеристики интересов (содержание, широта, устойчивость, сила, действенность) б) уровни направленности интересов (к процессу, к содержанию) в) этапы развития познавательных интересов (ситуативный, устойчивый, включенный в общую направленность личности) Затем, во второй части первой главы, изложены условия, которые нужны для формирования познавательных интересов у учащегося. Среди них новизна предоставляемого материала, практическая ценность получаемых знаний, активная самостоятельная работа ученика, успешность в учебной деятельности по конкретной дисциплине. Немаловажными являются и уровень сложности ставящихся перед обучающимся заданий, правильная организация учебного процесса и отношения между его участниками.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|