Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ле Зуан. Робеспьер




Ле Зуан

Ле Зуан (1907-1986) с юношеских лет включился в борьбу против Франции. В возрасте 21 года вступает в Товарищество революционной молодежи Вьетнама, в 1930 г. становится членом Коммунистической партии Индокитая.

Ле Зуан не раз подвергался тюремному заключению. Выйдя на свободу в 1936 г., он избирается секретарем Коммунистической партии Индокитая в Центральном Вьетнаме, в 1939 назначается членом постоянного комитета ЦК КПИК. В 1940-1945 гг. он вновь находится в тюрьме.

С победой коммунистов на севере страны в августе 1945, Ле Зуан приступает к политической работе на юге. Он становится представителем КПИК в Южном Вьетнаме. Умелая пропаганда вьетнамской компартии, построенная на ценностях мира, демократии и национального единства, привлекала на ее сторону многих, кто разным причинам не любил сайгонский режим. Но под привлекательной маской скрывался режим сталинско-маоистского толка.

После победы революции, следует борьба за сохранение ее завоеваний, и партия сразу же взялась за искоренение политических конкурентов: умеренных конституционалистов, политико-религиозных сектантов, правых интеллектуалов. 29 августа 1945 г. центральные газеты опубликовали призыв создавать во всех кварталах и деревнях «комитеты уничтожения предателей».

Лига борьбы за независимость Вьетнама - Вьетминь, создала «Комитет штурма и уничтожения», проводивший уличные шествия. Его члены, навербованные из городских низов, устроили 25 сентября 1945 г. французский погром, после которого на улицах валялись десятки трупов. Вьетнамки, сожительствовавшие с французами, подвергались систематическим нападениям, большинство из них были изуверским способом убиты. Всей кампанией репрессий заправлял центральный аппарат партии, в том числе и один из главных ее идеологов Ле Зуан. Только за два месяца 1945 года были истреблены тысячи человек и десятки тысяч подверглись арестам. Впоследствии КПИК высказывала сожаление, что недостаточно активно уничтожала «врагов».

Тема ненависти к врагу - классовому или внешнему - становится ключевой. В своих речах Ле Зуан неоднократно подчеркивал необходимость перевоспитания классовых врагов в тюрьмах: «Мы превратим тюрьмы в школы! ». С 1951 года Ле Зуан становится членом Политбюро и секретарем ЦК, руководит созданием партизанских отрядов в Южном Вьетнаме, которые отличались особой жестокостью.

С 1960 года Ле Зуан занимает пост первого секретаря партии. Сподвижник Хо Ши Мина, он был главным идеологом страны, автором ряда работ по вопросам деятельности партии и социалистического строительства. Он писал, что для доведения дела революции до полной победы «…решающим первостепенным условием является установление и неуклонное укрепление диктатуры пролетариата, претворение в жизнь и непрерывное развитие права трудового народа быть коллективным хозяином. Для этого необходимо ликвидировать частнокапиталистическую собственность, и установить две формы собственности: общенародную и коллективную». Как же воплощались в жизнь эти директивы?

Во Вьетнаме сельская элита традиционно поддерживала победителей - в данном случае Вьетминь. Тем не менее способы проведения аграрной реформы полностью совпадали с китайской моделью, когда следовало соблюдать квоту репрессированных - определенный процент от общего числа жителей села или района. Осужденных ожидали либо смерть, либо тюрьма с полной конфискацией имущества. Как и в Китае позору подвергалась вся семья репрессированного.

В итоге чисткам было подвергнуто более 100 тысяч человек. Влажный климат, грязная вода, отсутствие питания привели их почти к поголовной гибели в лагерях. Ле Зуан же со свойственным коммунистам цинизмом, утверждал, что «Новый образ жизни получил широкое распространение, отношения между людьми развиваются в обстановке сердечности, дружбы, сплоченности и взаимных симпатий».

В мае 1959 года, в разгар гражданской войны между коммунистическим севером и капиталистическим югом, партия принимает тайное решение расширить военные действия и отправить на Юг своих солдат, какого бы напряжения это ни стоило населению Севера. К этому времени уже несколько лет шла гражданская война между коммунистическим Севером и «капиталистическим» Югом. СССР помогал Северному Вьетнаму военной техникой и специалистами, а американцы оказывали подобную помощь южанам.

После смерти Хо Ши Мина в 1969 г., в соответствии с его завещанием, Ле Зуан продолжал курс на «освобождение Южного Вьетнама». В 1969-1972 гг. создается НФОЮВ (Народный Фронт освобождения Южного Вьетнама). Война с американцами, поддерживавшими южан, закончилась в январе 1973 года подписанием Парижских соглашений и выводом американских войск, а потом и падением южновьетнамского режима 30 апреля 1975 г.

В 1976 г. состоялся IV съезд Компартии Вьетнама, на котором Ле Зуан был избран генеральным секретарем ЦК КПВ, объединяющей Север и Юг. На «перевоспитание» жителей Юга было отправлено 200 тысяч по официальным данным правительства, на самом же деле намного больше. Все преступления против человечности, совершавшиеся в ходе этой акции, проходили с одобрения Ле Зуана и только после его смерти 9 июля 1986 года, большинство политзаключенных были освобождены. Реформы в стране стали возможны также только после смерти диктатора.

В Москве, в Ясенево на пересечении Литовского бульвара с улицами Айвазовского, Ясногорской и Тарусской расположена площадь Ле Зуана.

 

Лонго

Луиджи Лонго (1900-1980) вступил в Социалистическую партию в 1920 г. в Турине, а в 1921 г. стал членом образовавшейся тогда Итальянской коммунистической партии (ИКП). В 1921-1928 гг. Лонго - член руководства Коммунистического союза молодежи Италии (КСМИ). В 1922 г. он избран членом городского комитета компартии в Турине. Был делегатом IV конгресса Коминтерна и III конгресса Коммунистического интернационала молодежи (КИМ, 1922). В 1924-1926 гг. Лонго - член Секретариата КСМИ, редактор его центрального органа - газеты «Авангуардия» В 1926 г. на III съезде ИКП он был избран в ее ЦК; тогда же направлен в Москву в качестве представителя КСМИ при Исполкоме КИМ и вскоре он был избран членом Исполкома КИМ. Лонго участвовал в работе VI конгресса Коминтерна и V конгресса Коммунистического интернационала молодежи (1928). Затем руководил партийной работой среди итальянских эмигрантов в Швейцарии, работал в Заграничном бюро ИКП во Франции, в 1931 г. избран в Политбюро ИКП. В 1932 г. стал представителем ИКП при Исполкоме Коминтерна (в Москве) и был избран кандидатом в члены ИККИ. В 1935 г. уехал во Францию, где был уполномоченным ЦК ИКП по работе среди итальянских эмигрантов.

С начала гражданской войны в Испании Лонго едет туда и становится (под именем Галло) одним из виднейших агентов Коминтерна, организатором и генеральным инспектором создаваемых там интернациональных бригад.

После поражения коммунистов в Испании бежит во Францию. Здесь он был интернирован. В 1941 г. выдан французскими властями правительству Италии и до 1943 г. находился в тюрьме и в ссылке на острове Вентотене. Освобожден американцами. В 1943-1945 гг. он сколачивает коммунистические партизанские отряды, надеясь после победы союзников над Германией с благословления Сталина прийти к власти.

В ноябре 1943 г. в Мончиеро в Пьемонте состоялось одно из совещаний, определивших тактику будущих действий партизан. На совещании, руководимом Луиджи Лонго было решено, что самым эффективным способом укрепления влияния их организации - «корпуса волонтеров свободы» - будет провоцирование и немцев, и итальянских фашистов на репрессии против итальянского народа. Чтобы вызвать такие репрессии, обостряющие ненависть к противнику, следовало убивать немецких солдат и фашистских функционеров. Это должно было повлечь за собой акты возмездия, которые, в свою очередь, будут возбуждать ответную ненависть. С той же целью следовало взрывать мосты и другие объекты независимо от того, имеют они какое либо стратегическое значение.

На V съезде Итальянской компартии (январь 1946) Лонго был избран заместителем генерального секретаря. В августе 1964, после смерти П. Тольятти, он стал генеральным секретарем, а с 1972 г. - председателем ИКП.

В Москве в управе Аэропорт есть улица Луиджи Лонго.

 

Марат

«Я считаю себя первым, а может быть и единственным политиком во Франции, предлагающим после революции установить власть диктатора» - заявил под гром аплодисментов в сентябре 1793 г. в парламенте - Конвенте - известный деятель французской революции Жан-Поль Марат (1743-1793).

Возможно именно по этому (среди прочего), Марата при советской власти пропаганда стала воспевать как одного из излюбленных героев. Его именем были названы мощный линкор и улицы ряда городов, а многие одурманенные этой пропагандой родители принялись называть Маратиками своих сыновей.

Теперь Марат героем уже не считается: это неудобно в условиях декларируемой у нас демократии. Впрочем, демократом до революции был и он сам, когда получил гуманнейшую профессию врача. «Я был крайне враждебен деспотизму» - подчеркивал Марат в своей книге «Цепи рабства», опубликованной впервые в Англии в 1774 г. и вышедшей на французском языке двумя десятилетиями позже. В этой книге он делает заявление, сближающее его с либералами, отрицающими, как известно, руководящую и направляющую роль государства в обществе. «Поддержание царства справедливости и свободы тем успешнее, чем меньше государства».

Впрочем, в своих теоретических изысканиях о политике Марат показал себя порядочным путаником. Эта путаница, в конце концов, и превратила его из сторонника свободы в глашатая диктатуры. В начале французской революции он был сторонником монархии, правда ограниченной. Но летом 1791 г. он проклял идею монархии и добился вместе со своими друзьями якобинцами казни короля в январе 1793 г.

К тому времени Марат окончательно отбросил свободолюбивые взгляды. Это было результатом его сумбурных и примитивных представлений об обществе. Он был, например, сторонником сумасбродной идеи, что «торговля - антинациональная сила» и решительно требовал «установления равенства, в области пользования жизненными благами». Но упразднить торговлю без применения насилия - немыслимо. А поскольку в ходе развития революции обнаружилось, что многие ее участники, конституционалисты и жирондисты, решительно отвергают такие взгляды, то он объявил их врагами и антипатриотами, которых необходимо истребить.

Особенно привлекала Марата, как врача, машина для отрубания голов. Сарай, где она испытывалась на овцах, был расположен по соседству с типографией этого пламенного сторонника народного счастья. Следует «отрубить головы министрам и их подчиненным, всем командирам батальонов - антипатриотам», - требовал он в издаваемой им газете «Друг народа».

Машина была пушена в ход, но, к народному счастью, это не привело, что побудило бывшего отчаянного сторонника свободы выдвинуть идею, что «ради общественного блага следует пожертвовать всеми законами». Сторонника неограниченного беззакония 13 июля 1793 г. заколола кинжалом монархистка Шарлотта Корде. Террор, к которому призывал дошедший по полного безумия Марат, вполне естественно настиг и его самого.

 

Маркс

Карл Маркс (1818-1883) родился в Трире в семье адвоката. Отец Карла, Гиршель Маркс, чтобы избежать налагаемых на евреев в Пруссии ограничений, принял лютеранство и стал Генрихом. Карл был крещен в возрасте шести лет в евангелической церкви Трира. Позже он отверг религию заявив, что она «опиум народа». Во время учебы в гимназии и университете юный Карл не скрывал своего происхождения, но и не подчеркивал его. Позднее в переписке с Энгельсом он неоднократно высказывал явно антисемитские взгляды.

В 1835 г. Карл поступил на юридический факультет Боннского, университета, спустя год перешел в Берлинский университет. Здесь его увлекает философия, история и политэкономия. Он отстранился от семьи и, несмотря на просьбы заболевшего отца, отказался навестить дом весной 1838 г. На похороны отца он тоже не приехал, считая дорогу из Берлина в Трир слишком длинной. В юности он писал стихи с сатанинским уклоном. В одном из них есть фраза: «Приняв мое учение, мир глупо погибнет».

В апреле 1842 Маркс получил степень доктора философии за диссертацию о различиях между взглядами Демокрита и Эпикура, посвятив ее своему покровителю Людвигу фон Вестфалену. В 1843 г. Маркс женился на его дочери Женни. Маркс считал эту партию очень выгодной. Семья жены была богата и принадлежала к высшей аристократии. А будущий друг пролетариата уже не мог вообразить своего существования без личного секретаря, отдыха на респектабельных курортах, учителей музыки и танцев для детей. Даже если ради этого приходилось в очередной раз нести в ломбард фамильное серебро жены.

Всю свою жизнь Маркс отличался расточительством и славился умением занимать деньги. Обычно он просил помощи у кого-нибудь из состоятельных родственников. Однажды он отправил жену просить помощи у своего голландского дяди Филиппа Маркса, разбогатевшего на торговле. Дядя выдал 100 талеров (их хватило примерно на два месяца). Филипп помогал Карлу и в дальнейшем. (Его фирма процветает до сих пор, превратившись в компанию «Филипс»). Работая над «Капиталом», Маркс жаловался, что этот труд не окупит даже сигар, которые он при этом выкурил. Так и получилось вначале: первые пятьсот экземпляров законченного в январе 1859 г. «Капитала» расходились с трудом, но в Америке удалось продать 5 тысяч пиратских копий, поскольку в рекламе говорилось: эта книга объясняет, откуда берется прибыль.

Свой труд Маркс не обязательно рассматривал как науку. В одном из писем Энгельсу он говорит: «Каковы бы ни были недостатки моих произведений, из них, взятых в совокупности, встает художественное целое…» Маркс был большим поклонником английской литературы. Поэтому в Капитале обнаруживаются заимствования из модных тогда Диккенса, Стерна и, особенно, Свифта, книги которого постоянно лежали у Маркса на рабочем столе. Современники будут отмечать, что «Капитал» - сатирическая утопия в духе Свифта. Главное в этом труде - мрачная игра воображения. Труд Маркса полон силлогизмов, парадоксов, метафор, иронии и карикатур. Люди у Маркса лишены воли, его полнокровные действующие лица - товары, зарплаты, цены и доходы, которые манипулируют людьми.

В молодости Маркс пытался работать одним из сотрудников и редакторов «Новой Рейнской газеты». Но газета приносила убыток, а цензура вымарывала каждый выходивший в свет номер, и нападки Маркса на прусское государство не доходили до читателей. Маркс тяжело переносил эту работу, не приносившую ни денег, ни авторитета в революционных кругах. «Противно быть под ярмом… противно действовать булавочными уколами, вместо того чтобы драться дубинами», - писал он.

Переехав в Англию, Маркс живет главным образом благодаря помощи Энгельса, занимавшегося прибыльным текстильным делом. За всю жизнь Маркс лишь несколько раз сумел заработать небольшие суммы, пописывая статьи для американских газет. Карл Маркс был гениально неприспособлен к службе. За три десятка лет он предпринял две попытки устроиться на работу и получать жалованье, чтобы содержать семью. Один из проектов касался поставок в Америку некоего чудодейственного лака, но из этого ничего не вышло. Спустя десять лет Маркс попробовал устроиться клерком на железную дорогу. Ему было отказано из-за плохого почерка. Однако неограниченный кредит, предоставленный ему Энгельсом, давал возможность играть на бирже. Он писал Энгельсу в 1864 г.: «Я, что Вас должно сильно удивить, поспекулировал - частично на американских акциях, но, главным образом, на английских… Заработал таким способом более 400 фунтов… Этот сорт сделок отнимает мало времени, а рискнуть имеет смысл, если вы таким образом отнимаете деньги у своего классового врага. » Но чаще биржевые спекуляции Маркса заканчивались фиаско.

Со студенческих лет Маркс сохранил любовь к вину и разгульной жизни. Посылая жену просить деньги у родственников, он предавался любовным утехам со служанкой Хелен Демут. Только в 1962 г. немецкий историк Блюменберг обнаружит документы, подтверждающие старые слухи: у Маркса был внебрачный сын Фредерик Демут. Вскоре после рождения его отдали приемным родителям. Маркс отказался общаться с сыном. Позднее Фредерик Демут стал токарем и активистом лейбористской партии.

Впечатления ранней юности сделали Маркса немецким националистом, что особенно ярко проявится по отношению к евреям и славянам. Маркс будет насмехаться над своими оппонентами еврейского происхождения, называть Фердинанда Лассаля «еврейским негром». В опубликованной в феврале 1844 г. статье «К еврейскому вопросу» Маркс писал: «… мы обнаруживаем в еврействе проявление общего современного антисоциального элемента», - и доказывал, что «эмансипация евреев в ее конечном значении есть эмансипация человечества от еврейства». Другим объектом ненависти Маркса были славяне, особенно те, что жили в Австрийской империи. В одном из писем он прямо называет их «недочеловеками». Не меньше Маркс ненавидел и царскую Россию и либеральную Англию, страны, мешавшие, по его мнению, объединению Германии. Институт марксизма-ленинизма изъял антирусские пассажи из полного собрания сочинений Маркса и Энгельса. Работа Маркса «Разоблачения дипломатической истории XVIII в. » была полностью вычеркнута из его литературного наследия, поскольку в ней история России представлена как череда «реакционных преступлений», а Англия объявлена сообщником, благодаря которому над Европой нависла «русская опасность».

Дважды, в 1859 г. и в 1871 г., немецкие эмигранты обвиняют Маркса в сотрудничестве с прусской тайной полицией, но Маркс пользовался тем же приемом в борьбе против своих политических соперников в революционном движении, в частности против Бакунина, чуть было не оттеснившего Маркса от руководства Интернационалом. В 1872 г., на Гаагском конгрессе Интернационала его Генеральный Совет фиктивным большинством исключил из своего состава Бакунина и его сторонников. Далее марксисты пошли на фактический роспуск Интернационала и перенос его Генерального Совета в Нью-Йорк, где в то время не существовало рабочих организаций, которые могли бы контролировать Совет.

В последние годы жизни Маркс играет роль «вождя мирового пролетариата»: он усиленно следит за своим внешним видом, пытаясь подражать бородатым античным мудрецам. 17 мая 1883 года Карл Маркс был похоронен на кладбище Манчестера. Его провожали в последний путь 11 соратников. Одна из европейских газет, сообщая о смерти Маркса, написала, что на его могиле можно написать: «Здесь лежит Карл Маркс, человек без паспорта и гражданства. Германия изгнала его и грозила арестом, Франция держала под подозрением, Великобритания отвергла просьбу о гражданстве».

Карл Маркс бесспорно стоит в ряду тех мыслителей, чьи труды изменили мир. Он выявил действительные аномалии капиталистического общества ХІХ века, но дал им слишком грубые объяснения и предложил способы лечения социальных болезней, до основания разрушавшие общественный организм. Разрушение ему удавалось намного лучше, чем созидание. В учении Маркса человеку и его свободной воле отведено самое последнее место. Современная социал-демократия продолжает считать Маркса одним из своих главных учителей, но многие его суждения подверглись серьезной ревизии. В России же наоборот учение Маркса было еще более ужесточено Лениным, Бухариным и Троцким и превратилось в страшное оружие политического, экономического и нравственного насилия над десятками миллионов людей, идейным обоснованием для разрушения исторической государственности, массовых репрессий и агрессивной внешней политики.

Тем не менее Россия хранит память «основоположника». Улицы и площади его имени есть повсюду. Немало и статуй бородатого философа украшает городской ландшафт. В Москве, правда, древней улице Охотный Ряд возвращено прежнее название, но марксистские улица, переулок и метро «Марксистская» в Москве остаются. Поселок Карло-Марксово есть в Донецкой области Украины, а город Баронск, переименованный в Марксштадт во времена Республики немцев поволжья, носит имя Маркс до сего дня.

 

Парижская Коммуна -

революционный режим, установленный в Париже 15 марта 1871 г. и продержавшийся до 28 мая. В результате поражения Франции во Франко-прусской войне император французов Луи-Наполеон (Наполеон ІІІ) оставил престол, и для решения судьбы страны в Бордо собралось избранное демократическим образом Национальное собрание. Большинство из 630 первоначально избранных депутатов (около четырехсот) объявили себя сторонниками восстановления во Франции конституционной монархии Орлеанской ветви Бурбонов. Главой исполнительной власти Национальное собрание избрало популярного политика умеренно республиканских взглядов - А. Тьера. Большинство населения Парижа, настроенное лево-радикально, не согласилось с таким выбором.

15 марта Тьер прибыл в Париж и отдал приказ городской Национальной гвардии, созданной для обороны столицы от прусаков, разоружиться. Гвардия, набранная в основном из бедного населения, составлявшего большинство горожан, отказалась подчиниться приказу. Направленные для принудительного разоружения войска правительства Тьера сами частично перешли на сторону гвардии. Командовавшие войсками генералы Леконт и Тома были захвачены восставшими и через три дня расстреляны. После этого Тьер покинул Париж и из Версаля, где заседало Национальное собрание, стал готовиться к покорению восставшей столицы.

В это время парижане на городских выборах сформировали собственное собрание коммуны (Генеральный совет), которое действовало совместно с ЦК Национальной гвардии. Эта объединенная власть избранного Генерального совета и ЦК, и получила название Коммуны. Её сторонники называли себя федератами, так как выступали за конфедерацию независимых коммун, которую планировалось создать взамен унитарного государства. Французы называли сторонников коммуны коммунарами.

Коммуна сразу же объявила себя продолжателем якобинской диктатуры 1793 года. Коммунары отвергали христианскую религию, отменили владение крупной собственностью, восстановили республиканский календарь и заменяли трёхцветное знамя на красное - символ социальной революции. Они поставили своей целью революционизировать всю Францию, а имевшиеся среди них сторонники Интернационала призывали к всеевропейской социальной революции в духе идей радикала Бланки, который сам был одним из коммунаров.

Столкнувшись с сопротивлением верных Тьеру войск и получив известие о неудаче вооруженных революционных выступлений в других городах (Лионе, Тулузе, Лиможе, Марселе, Нарбонне), коммунары ввели принцип заложничества и арестовали священников, офицеров, жандармов и монахов, просто зажиточных граждан. Было объявлено, что за каждого убитого федерата будут казнить трех заложников. В случае штурма города коммунары угрожали предать Париж огню.

Когда 21 мая верные Тьеру войска под командованием генерала Галифе вошли в западные предместья Парижа, коммунары исполнили свои обещания - заложников начали расстреливать, а дворцы, храмы, здания государственных ведомств и богатые дома поджигать. Среди прочих были расстреляны архиепископ Парижский Дарбуа, президент Бонжан, множество жандармов священников, Аркейльских монахов-доминиканцев. Коммунары сожгли Ратушу, Дворец Юстиции, Королевский дворец Тюильри, Министерство финансов, Счетную палату, несколько храмов и множество частных домов. Только отважный рейд кавалеристов генерала Галифе спас от гибели кафедральный Собор Парижской Богоматери, который коммунары уже заполнили дровами, пропитанными керосином.

21-28 мая в Париже шли ожесточенные уличные бои. В истории Франции эти семь дней получили имя «кровавой недели». Ожесточение и федератов и правительственных войск было ужасным. Множество взятых в плен коммунаров было расстреляно на месте. Погибло, по приблизительным подсчетам около 25 тысяч национальных гвардейцев. 40 тысяч сторонников Коммуны было взято в плен. Обвинительных приговоров было вынесено более 9 тысяч. Казнили немногих. Большинство осужденных отправили на каторгу в колонии или в ссылку. Остальных оправдали и отпустили.

Французские рабочие и низшие городские слои восприняли поражение Коммуны как свое поражение в борьбе с буржуазией. Глубокий раскол общества был характерен для всей ІІІ Республики (1871-1940) и, в частности, парализовал руки французского правительства, когда российские белогвардейцы ждали от него помощи в борьбе с коммунистами. Окончательно изгладился этот раскол только через 90 лет после Парижской Коммуны, во время президентства генерала де’ Голля, т. е. в 1960-е годы.

Кровавые дни Парижской Коммуны марксисты объявили первой попыткой создания «свободного пролетарского общества». Злодеяния Коммуны приветствовали Маркс и Энгельс. А Ленин и Сталин критиковали коммунаров за слабость их террора - он, по их мнению, должен был быть более жестоким, чтобы никто не осмелился сопротивляться революционной власти. «Парижские коммунары были слишком мягки в отношении версальцев, за что их с полным основанием ругал в свое время Маркс» - писал Сталин в «Вопросах ленинизма». Большевики сполна «исправили ошибку» коммунаров.

Демонстрируя «пролетарскую солидарность» и желая повторения Коммуны в мировом масштабе, советские коммунисты широко использовали имя Парижской Коммуны, называя им конфискованные фабрики, линейные корабли Русского Императорского флота, улицы в захваченных ими городах России. Когда в конце 1930-х гг. Сталин переориентировал идеологию своей партии с интернационализма на «советский патриотизм», имя Парижской Коммуны перестало быть столь популярным, но во многих городах остались улицы, названные в ее память, заводы «Коммунар» и «Коммунарка». В Нижегородской области есть поселок «Имени Парижской Коммуны».

 

Робеспьер

Внушавший ужас в период кровавой сталинской вакханалии термин «враг народа» был изобретен не в то страшное время, а почти за полтора столетия до того - во время французской революции. Его пустил в обиход лидер радикальной революционной партии - якобинцев Максимилиан Робеспьер (1758-1794).

«Во Франции имеются лишь две партии: народ и его враги. Кто не за народ, тот против народа», - объявил он на заседании Якобинского клуба 8 мая 1793 г. И через три недели, захватив власть после изгнания с политической арены своих конкурентов - жирондистов, якобинцы принялись рьяно претворять в жизнь эту установку своего вождя.

Все, кто знал Робеспьера в молодости, испытывали при упоминании его имени, страх в сочетании с недоумением. Ибо в то время, когда во Франции никто не мог и помыслить о возможности революции, этот малорослый, щуплый, близорукий человек с тихим и скрипучим голосом, не проявлял признаков кровожадности. Он адвокатствовал в городе Аррас, любил повеселиться в компании сверстников и сочинял сентиментальные стихи. Но он отличался склочностью и нетерпимостью к взглядам, которые не разделял - качествами, переросшими затем в лютую жестокость по отношению к противникам.

Впрочем, уйдя после начала революции в политику, Робеспьер довольно долго был демократом, отстаивал политические свободы. Он требовал гарантий от чрезмерного усиления исполнительной власти, введения отчетности должностных лиц перед избирателями и даже отмены смертной казни! По мере развития революции его претензии на власть усиливались, а приверженность демократии уходила, пока не исчезла напрочь. Когда якобинцы установили однопартийную систему, Робеспьер предложил Конвенту декрет о том, чтобы «поставить террор в порядок дня». И дал идее теоретическое обоснование: «Основой политики революционного правительства, - заявил он в Конвенте 5 февраля 1794 г., - являются одновременно добродетель и террор, без которого добродетель оказывается бессильной».

И уничтожение «недобродетельных» началось. В Лионе и Нанте людей расстреливали сотнями из пушек картечью. При малейшем подозрении в принадлежности к сторонникам короля и запрещенным политическим партиям людей волокли на гильотину. Казнили также за неосторожные высказывания, за критику режима, поводов для которой было предостаточно; установление низких государственных цен на потребительские товары привело к их острому дефициту, а рабочим запрещалось требовать повышения зарплаты. Впрочем, Робеспьер возводил бедность в добродетель. «Я хочу быть бедным», - прямо заявил он на пленуме якобинцев. Он жил в Париже в маленькой комнатке в доме столяра Дюпле и яростно уничтожал политических противников.

Когда с королевской семьей и аристократией было покончено, Робеспьер стал говорить, что нужно истреблять среднее сословие, а также писателей, «продажность» которых мешает просвещению народа: «Надо объявить в опале писателей, как опаснейших врагов отечества». Люто ненавидел Робеспьер и католическое духовенство, которое считал контрреволюционным «от начала» и уничтожал беспощадно. В июне 1794 г. Робеспьер представил закон, по которому всякий гражданин обязан был донести на заговорщика и арестовать его (кто является заговорщиком, гражданин определял сам). Судопроизводство было крайне упрощено, наказание предлагалось одно - смерть.

Далее Робеспьер стал требовать «очистить от врагов» сам Конвент, в котором ему тоже виделись заговоры против революции. Обвинения были настолько неопределенны, что уже никто из членов Конвента не был уверен в безопасности собственной жизни.

Сначала он отправил на гильотину более радикальных, чем он, якобинцев во главе с Жаком Эбером, считавшим размах террора недостаточным. Потом по его приказу отрубили головы приверженцам идеи смягчения диктатуры - Жоржу Дантону, Камиллу Демулену и другим известным вождям революции. Как заметил тоже казненный Робеспьером жирондист Поль Верньо, революция стала пожирать своих детей.

А Дантон прокричал с телеги, на которой его везли к месту казни 5 апреля 1794 г.: «Робеспьер, я жду тебя, ты последуешь за мной! ». Это пророчество сбылось 27 июля, когда обретшее мужество большинство Конвента отправило на казнь и его.

Русские большевики весьма почитали своего предтечу; набережная Робеспьера есть в Петербурге, есть улицы его имени и в других городах.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...