Разработанные на её основе научно-методические материалы могут быть использованы при реализации различных учебных дисциплин в многоуровневой системе высшего профессионального образования.
В ходе опроса учителей физической культуры установлено, что технологии фитнеса применяются в основном на уроках физической культуры с гимнастической направленностью. Вместе с тем, можно отметить интерес специалистов к использованию фитнес-технологий и на уроках с легкоатлетический и игровой направленностью. Так, применение фитнес-технологий в подготовительной части уроков с легкоатлетической и игровой направленностью не только обновляет методические подходы при занятиях физической культурой, но и способствует развитию двигательных способностей, характерных для данного вида физкультурно-спортивной деятельности. Во всех проведённых педагогических экспериментах выявлены достоверно значимые показатели прироста следующих двигательных способностей: выносливости, быстроты, координации движений. Выявлено позитивное влияние фитнес-технологий на эмоциональное состояние, удовлетворённость от занятий, желание активно заниматься. Полученные результаты позволяют заключить, что интеграция фитнеса в физкультурное образование является инновационным подходом и имеет позитивные перспективы в будущем. Этот процесс имеет следующие формы: внедрение фитнес-технологий в учебные занятия физической культуры; в секционную работу по программам детского фитнеса; в самостоятельную учебную дисциплину по фитнесу в рамках вариативной части программы по физической культуре; в дополнительные фитнес-услуги.
В пятой главе «Программно-методическое обеспечение детского фитнеса» раскрыто содержание программ и определена их эффективность.
Проведен анализ образовательных программ по физической культуре и программ дополнительного образования. Разработан алгоритм составления программ по детскому фитнесу (рис. 4). Определены требования к ним и к музыкальному сопровождению, а также критерии их эффективности и достижения оздоровительной направленности. Для детей дошкольного и школьного возраста разработано 19 программ по разным направлениям детского фитнеса: игровому, танцевальному, профилактико-коррекционному и др. Они имеют общие (доступность, танцевальная направленность, эффективность воздействия на развитие двигательных способностей и повышение интереса к занятиям физическими упражнениями) и специфические признаки; гибкий, вариативный характер и преемственность средств.
Рис. 4 Алгоритм построения фитнес-программ Программы имеют единую структуру: пояснительную записку, раскрывающую цель, задачи программы и сетку учебных часов, основы знаний, учебно-практический материал, требования к уровню подготовленности занимающихся и материально-техническое оснащение процесса обучения. В ходе педагогических экспериментов по апробации всех разработанных нами фитнес-прогнамм для детей дошкольного и школьного возраста, выявлен положительный достоверный прирост двигательных способностей: скоростно-силовых; координации движений и гибкости. В зависимости от направленности программы определена положительная динамика и других показателей физического развития, состояния здоровья и творческого развития. Занятия по этим программам повышают интерес к физической культуре, содействуют повышению эмоционального состояния детей, улучшают настроение и самочувствие.
В шестой главе «Подготовка и переподготовка специалистов по детскому фитнесу в условиях модернизации физкультурного образования детей и подростков» речь идёт о специалистах по фитнесу с высшим профессиональным образованием, которые могут работать в образовательных учреждениях любых типов и видов. В ходе анкетирования 700 специалистов по физической культуре установлено, что большинство респондентов отмечают необходимость подготовки специалистов по фитнесу (рис. 5).
Рис.5 Мнение специалистов об актуальности подготовки специалистов По фитнесу
Понятие «специалист по фитнесу» включает различные специальности (инструктор групповых упражнений, инструктор по детскому фитнесу, инструктор тренажёрного зала, персональный тренер, фитнес-менеджер, фитнес- директор). Целесообразность подготовки специалистов по фитнесу обосновывается: социальным запросом, внедрением фитнес-технологий в образовательный процесс детей, школьников, студентов, становлением фитнеса как научной дисциплины, многообразием фитнес-технологий и их популярностью, отсутствием единых требований к их подготовке. 67,3% респондентов отмечают, что специалист по фитнесу должен не только иметь высшее физкультурное образование, но и пройти курсы по фитнесу (рис. 6), так как выпускники физкультурных вузов недостаточно готовы для работы в сфере фитнеса. В ходе исследования выявлены особенности деятельности специалиста по детскому фитнесу, его функции (ценностно-оздоровительная, образовательно-воспитательная, управленческо- организаторская, конструктивно-проектировочная функции, коммуникативная, креативно- гедонистическая, исследовательско-диагностическая, рекреационно-просветительская, хозяйственно-предпринимательская и функция самосовершенствования. Определены требования к профессионально-педагогической деятельности специалиста по детскому фитнесу.
Рис. 6 Мнение специалистов по физической культуре об уровне профессиональной квалификации специалиста по детскому фитнесу
Выявлены трудности, которые специалисты испытывают в работе с детьми по разным направлениям фитнеса (рис.7).
Разработана профессиограмма специалиста по детскому фитнесу и его классификационная характеристика. В ходе опроса 300 специалистов по детскому фитнесу определены основные умения специалистов по детскому фитнесу. К ним относятся: - обучение методам обучения: целостному, линейному, методам блоков, усложнения, подстановки, наслоения и др.); - проведение занятий под музыку; - составление комплексов упражнений, подбор музыкального сопровождения; овладение структурным методом составления и методом фристайла; - импровизация в движениях; - демонстрация упражнения, овладение зеркальным показом; - установление контакта с занимающимися (умение эмоционально воздействовать; владеть жестами, мимикой; вести за собой; обладать актёрскими способностями); - осуществление врачебно-педагогического контроля (владение тестовыми диагностиками, методами и приёмами дифференцированного регулирования нагрузки по ходу занятия). Рис. 7 Трудности, испытываемые специалистами по фитнесу при проведении занятий фитнесом с детьми
Установлено, что педагогическое мастерство педагога по детскому фитнесу зависит от имеющихся у него профессиональных и личностных качеств, придающих своеобразие его общению с занимающимися, определяют быстроту и степень овладения им различными умениями. Определены 6 групп профессионально-значимых качеств специалиста по фитнесу (нравственные, коммуникативные, интеллектуальные, психомоторные, волевые, специфические (профессиональные)), каждая из которых проранжирована по степени значимости. Определены пути профессионального совершенствования специалистов по фитнесу: краткосрочные курсы (сертификация), курсы повышения квалификации (удостоверение, свидетельство), профессиональная переподготовка (диплом о переподготовке) с различными условиями их аттестации. Выявлены источники информации об инновациях в сфере фитнеса, которыми являются различные курсы, семинары и фитнес-конвенции (рис. 8).
Рис.8 Источники информации по фитнесу
На базе Института дополнительного образования Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена были организованы курсы повышения квалификации и переподготовки кадров по восьми направлениям детского фитнеса. В течение 10 лет программы апробированы в системе дополнительного образования, фитнес-клубах, дошкольных и школьных образовательных учреждениях, имеют положительные отзывы специалистов по физической культуре и фитнесу Разработана программа профессиональной переподготовки специалистов по детскому фитнесу. Она направлена на повышение квалификации и профессиональную переподготовку специалистов по программе «Фитнес в общеобразовательных учреждениях». Она предназначена для лиц с высшим педагогическим образованием, по окончании обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке. С целью повышения качества образования слушателей курсов в течение 3-х лет проводился педагогический эксперимент, целью которого было на основании разработанной профессиограммы специалиста по фитнесу определить уровень получаемых профессиональных знаний и умений слушателей на курсах. Полученные результаты исследований позволили внести изменения в программу курсов обучения специалистов по детскому фитнесу. Результаты исследований указывают на необходимость разработки новых технологий и их включение в процесс подготовки специалистов по физической культуре. Выводы
1. Анализ состояния физкультурного образования детей дошкольного и школьного возраста в современных социокультурных условиях выявил причины, которые приводят к ухудшению состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности детей и подростков и падение их интереса к занятиям физической культурой, что требует пересмотра существующих подходов к обновлению физкультурного образования. Проблемы физкультурного образования обусловлены выявленными в нём противоречиями между: необходимостью повышения гуманистических основ образования в противовес технократизму; необходимостью укрепления здоровья детей и подростков и информационной загруженностью школьников; стремлением детей к оздоровительным занятиям, соответствующих их интересам и потребностям и сравнительно высокой стоимостью физкультурно-оздоровительных услуг, что препятствует их доступности всем социальным слоям общества; традиционными занятиями физической культурой и интересом учеников к фитнес-технологиям; желанием учителей физической культуры внедрять фитнес-технологии в учебно-воспитательный процесс и недостаточными ресурсами: информационными (программы, учебно-методические пособия и др.), кадровыми, экономическими.
2. На основании анализа инновационных процессов, происходящих в физкультурном образовании и онтогенеза фитнеса установлено, что фитнес является инновацией и обладает следующими признаками инновационности (цикличностью развития, связью со временем и культурой, новизной качества, широкой информативностью и внедрением, системным преобразованием, энергозатратностью). Его внедрение в сферу физкультурного образования обусловлено социально-педагогическими предпосылками. Фитнес отвечает всем современным требованиям и идеологическим установкам, нашедшим своё отражение и в системе физкультурного образования детей и подростков – антропоцентризму, гуманизации, демократизации, диверсификации. 3.Теоретико-методологические и экспериментальные исследованияпозволили установить, что фитнес можно рассматривать как процесс улучшения физического совершенствования людей, совокупность материальных и духовных ценностей, систему оздоровительных занятий, где системообразующим фактором являются требования общества к повышению и сохранению уровня физической дееспособности и состояния здоровья населения, системорегулирующим фактором – свобода выбора, добровольная деятельность, мотивация, которая определяет собой совокупность различных объективных и субъективных условий, которые оказывают воздействие на состояние системы фитнеса. На основании проведённых исследований, фитнес обоснован как социокультурное явление в российском обществе, относящееся к предметной области физической культуры, родовым понятием которой является общечеловеческая культура как мега-образование. Определено, что его развитию способствуют следующие социокультурные характеристики: широкая стратификация; большой интерес к занятиям фитнесом у значительной части общества, признание и поддержка со стороны правительственных структур; высокая мобильность к изменениям, происходящим в культуре, науке, общественно-политической жизни, активная пропаганда и реализация социокультурных ценностей, носителем которых он является. В связи с этим он реализует целый спектр ценностей: витальные, эстетические, социальные, политические, культурные. Ретроспективный и диахронический анализ развития фитнеса показал, что он имеет тенденции к дальнейшему развитию в России. Выявленные изменения его количественно-качественных характеристик и философских идей отражают его соответствие холистическому подходу и принципу гуманизации. Разработанные классификации направлений фитнеса и фитнес- программ (по цели, возрасту, содержанию, технической оснащённости и др.) и определение динамики их популярности послужили основанием разработке программ по детскому фитнесу и их классификации. Фитнес, являясь инновацией в сфере физической культуры, пронизывает и дополняет все её виды (физкультурное образование, физическую рекреацию, физическую реабилитацию, спорт), в то же время, он интегрирует из них всё наиболее эффективное для оздоровления человека. Фитнес-технологии разрабатываются в фитнес-индустрии на основе эклектического, синергетического, традиционно-ориентированного, синтетического и диверсификационного подходов. 4. Проведённые нами исследования позволили констатировать поступательное развитие детского фитнеса и его стратегическую роль в модернизации физкультурного образования детей дошкольного и школьного возраста. Выявлены социокультурные предпосылки возникновения детского фитнеса в России и на основании этого показана динамика его развития, интенсивное внедрение его технологий во все виды физической культуры (физическую рекреацию, физическую реабилитацию, спорт и, в, частности физкультурное образование). Раскрыта его характеристика, особенности и характерные признаки. Определены популярные направления детского фитнеса и программы, сделана их классификация (по цели, по возрасту, по использованию предметов и оборудования, по направленности используемых средств, по месту проведения и др.). Занятия с детьми характеризуется рядом особенностей. В соответствии с этим определены и обоснованы принципы детского фитнеса, которые имеют свою иерархию и базируются на: общих принципах физической культуры; методических принципах построения занятий физическими упражнениями; общих принципах фитнеса (принцип «нагрузки ради здоровья», принцип комплексного воздействия на биопсихофизическое состояние занимающихся, принцип адекватности выбора, принцип эстетической целесообразности, принцип психологической регуляции, принцип адаптивности к контингенту занимающихся, принцип гедонизма и стимулирования интереса, принцип контроля и мониторинга физического состояния занимающихся) и специфических принципах (принцип игровой и эмоциональной направленности, принцип инициативности и творчества, принцип самореализации через двигательную деятельность). 5. Разработанная концепция детского фитнеса представляет систему идей, положений,соответствующих не только потребностям современной жизни, но и рассчитанных на перспективу. В ней определены цели, приоритетные направления и принципы, обеспечивающие её эффективность, целостность воздействия, оздоровительную, культурную и социальную направленность. Её основными идеями являются: - обновление физкультурного образования детей и подростков путём внедрения фитнес-технологий. - конкретизация цели и задач работы по физической культуре в образовательных учреждениях разного типа и вида и в обосновании приоритета её оздоровительной направленности; - создание условий для самоопределения, повышения уровня физической подготовленности, укрепления здоровья, социализации личности посредством занятий фитнесом и повышения интереса к занятиям физической культурой. Структурно-функциональная основа реализации концепции детского фитнеса включает восемь блоков: «целевой», «теоретический», «содержательный», «программный», «кадрового обеспечения», «организационно-управленческий», «реализующий», «результативный». Ресурсную поддержку реализации концепции обеспечивают пять блоков (педагогический, информационный, научно-методический, организационно-управленческий, материально-технический), взаимосвязанных и взаимодополняющих, призванных содействовать её внедрению в практику. Для ее успешной практической реализации определены условия и спрогнозированы результаты. Научно-обоснованное программно-методическое обеспечение способствует эффективной реализации концепции. Для этого разработаны: - требования к составлению фитнес-программ, алгоритм их разработки и требования к музыкальному сопровождению занятий детским фитнесом; - фитнес-программы для учреждений дополнительного образования; - проект комплексной оздоровительной программы по физической культуре для учащихся 1 – 11 классов «Школа здоровья», основанной на использовании фитнес-технологий; - программа по фитнесу для вариативной части программы по физической культуры с направленным развитием двигательных способностей для учащихся 1 – 11 классов; - программы курсов повышения квалификации и переподготовки специалистов по разным направлениям детского фитнеса; - учебные программы по фитнесу и его технологиям уже существующих учебных дисциплин и курсов по выбору для обучения студентов факультетов физической культуры высших учебных заведений. 6. Педагогические эксперименты, направленные на апробирование положений реализации концепции, включающих обоснование эффективности внедрения фитнес-технологий в учебно-воспитательный процесс школьников, выявили положительные результаты: - определено, что применение фитнес-технологий в подготовительной части уроков с легкоатлетической, игровой направленностью не только обновляет методические подходы, но и способствует развитию двигательных способностей (выносливости (р < 0,01), быстроты (р < 0,05), координации движений (р < 0,05)), характерных для данных видов спортивной деятельности. - установлено, что уроки, включающие фитнес-технологии, способствуют повышению интереса к занятиям физической культурой, улучшают настроение, самочувствие, тем самым содействуют активному посещению занятий без пропусков. - занятия с включением фитнес-технологий позволяют охватывать большие группы занимающихся, не требуют специально оборудованных помещений и инвентаря, обеспечивают высокую моторную плотность занятий и дают возможность получать тренировочный оздоровительный эффект. 7. Разработанный и обоснованный алгоритм составления фитнес- программ и требования к ним являются основой создания программ по разным направлениям детского фитнеса. Серия педагогических экспериментов, нацеленных на апробирование разработанных программ по детскому фитнесу (для детей от 7-ми до 17-ти лет), подтвердила их эффективность, что проявилось в статистически достоверном приросте показателей развития двигательных способностей занимающихся, повышения их физической подготовленности и интереса к занятиям. 8. Современная организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми и подростками в условиях модернизации образования и необходимость повышения её эффективности, внедрение фитнес-технологий в учебно-воспитательный процесс обуславливает подготовку специалистов по фитнесу. Это подтверждается результатами исследований и опроса 700 специалистов по физической культуре. При этом уровень образования такого специалиста должен включать высшее образование и прохождение дополнительных курсов по фитнесу, на что указали 67,3% респондентов из 500 опрошенных специалистов по фитнесу. Указанное продиктовано социокультурными изменениями и обосновывается: социальным запросом, экономической целесообразностью, появлением и многообразием направлений фитнеса, внедрением фитнес- технологий во все виды физической культуры. Программное обеспечение подготовки специалистов по фитнесу на курсах повышения квалификации и переподготовки кадров разработано на основе: - анализа подготовки специалистов по фитнесу зарубежом и в России, сравнительной оценки их профессиональных умений, что позволило определить наиболее эффективные пути подготовки и переподготовки специалистов по детскому фитнесу; - анализа педагогического мастерства специалистов по детскому фитнесу, что позволило разработать его профессиограмму, классификационную характеристику и послужило основой разработки программ курсов повышения квалификации и их коррекции; - определения особенностей профессиональной деятельности специалиста по детскому фитнесу, его функций и требований к нему. Выявленные трудности в работе и обучении по этой специальности дали возможность разработать программы курсов повышения квалификации и скорректировать их 9. Разработанный проект программно-методического обеспечения образовательного профиля «Фитнес» по направлению «Педагогика» для факультетов физической культуры позволит обеспечить подготовку специалистов по фитнесу для образовательных учреждений различного типа, а разработанные маршруты повышения квалификации и переподготовки способствуют переподготовке кадров по направлениям детского фитнеса. Результаты исследований по определению эффективности обучения на курсах повышения квалификации по разработанным программам переподготовки специалистов по детскому фитнесу свидетельствуют об их актуальности и востребованности. .
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|