III . Результаты обследования и их обсуждение
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Решение образовательных задач в условиях постоянного увеличения информационной нагрузки на организм школьника реализуется как правило, путем интенсификации учебной деятельности. Это приводит к ослаблению здоровья детей и снижает тем самым эффективность процесса обучения. Поэтому мы анализируя медицинские карты учащихся и беседуя с их родителями и медработником лицея, выявляли распределение школьников по группам здоровья (рис.2) Рисунок №2. Распределение учащихся (%) 4 «А» класса по состоянию здоровья.
В соответствии с рекомендациями, утвержденными Министерством здравоохранения России, в первую группу здоровья включены дети, у которых отсутствуют хронические заболевания и соответствующее возрасту физическое нервно-психическое развитие, т.е. без отклонений дети. Как видно из результатов, представленных на рисунке 2 в обследованном классе к I группе здоровья относиться 47% учащихся, т.е. практически здоровы 15 школьников (7 девочек и 8 мальчиков). Вторую группу здоровья составляют дети, не страдающие хроническими заболеваниями, но имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения, а также часто (4 раза и более в год) болеющих, т.е. здоровые, но с морфофункциональными отклонениями и сниженной сопротивляемостью. Дети, входящие во вторую группу здоровья (иногда ее называют «группой риска») требуют пристального внимания педагогов и врачей, т.к. нуждаются в комплексе оздоровительных мероприятий по повышению резистентности организма неспецифическими средствами закаливания, оптимальная двигательная активность, рациональный режим дня, дополнительная витаминизация пищи. При несоответствии условий обучения и воспитания возрастным возможностям организма детей этой группы у них быстро ухудшается здоровье и они могут пополнить третью группу, которая объединяет детей и подростков, имеющих хронические заболевания и врожденные пороки в состоянии компенсации.
Как видно из результатов, представленных на рис.2 в 4 «А» классе, значительное количество учащихся 13 (41%) человек, 6 девочек и 7 мальчиков относятся к II группе здоровья и нуждаются поэтому в диференцированном подходе в процессе обучения и воспитания, с учетом направленности морфофункциональных отклонений и степени резистентности их организма. Четыре (12,5%) школьника, это 2 девочки и 2 мальчика входят в III группу здоровья и находятся на диспансерном наблюдении у врачей разных специальностей. Исходя их данных результатов и учитывая, что 13 учащихся относятся ко II группе здоровья и 4 к III группе, мы сочли необходимым обследовать соматическое здоровье учащихся в период их адаптации при переходе из начальной в среднюю школу. При использовании экспресс-оценки соматического здоровья возможно было осуществить прогноз состояния физического здоровья индивидуально для каждого школьника и на основе этого планировать и проводить соответствующие мероприятия по их оздоровлению и тренировочные программы. Экспресс-оценку соматического здоровья (в баллах) мы проводили у 32 учащихся 4 «А» класса весной 2002года, а затем повторно у этих же детей осенью в сентябре – октябре после их перехода в 5 класс. Результаты весенних исследований представлены в таблице №1 и №2.
ТАБЛИЦА №1 Результаты экспресс – оценки физического здоровья школьников 5 «А» класса (осень)
ТАБЛИЦА №2 Результаты экспресс – оценки физического здоровья школьников 5 «Б» класса (осень)
Таблицы. При оценке массо-ростовго показателя индекса Кетле, который свидетельствует о весо-ростовом соответствии организма, нами были получены результаты, представленные в таблицах №1 и №2. как следует из результатов таблицы №1 среди девочек 4 «А» класса весной имели высокий массо-ростовой показатель 2 ученицы из 7, относящиеся к первой группе здоровья, у 5 из них было среднее значение индекса Кетле. Среди шести девочек, относящихся ко второй группе здоровья среднее значение индекса Кетле весной наблюдалось у четырех, а низкое значение у двух девочек. Обе девочки из третьей группы здоровья имели низкий уровень индекса Кетле. Как свидетельствуют литературные данные, низкий (1 балл) индекса Кетле свидетельствует либо о недостаточной массе тела, что может быть обусловлено недостаточным питанием или слабым развитием мышц, либо при оценке индекса Кетле равном нулю наблюдается ожирение, что имеет место у Насти Д. У мальчиков 4 «А» класса весной наблюдались следующие результаты (таблица №2), из 17 обследованных учащихся высокие значения индекса Кетле (ИК) у четырех (24%), среднее значение ИК у 10 (59%), а низкий ИК у троих (17%) школьников.
Высокое значение ИК свидетельствует о нормальном, оптимальном соответствии веса и роста таких детей, т.е. об их гармоничном физическом развитии. Учащиеся с низким значением ИК относились ко второй и третьей группе здоровья. Осенью после перехода в 5 класс мы наблюдали изменение ИК, представленное на рисунке 3. Рисунок №3. Распределение учащихся (%) 4-5 классов с разной оценкой массо-ростового показателя.
Осень 2002
Как видно из результатов, представленных на рисунке 3 повторное обследование учащихся осенью после их перехода в среднюю школу свидетельствует о том, что и у мальчиков и у девочек уменьшилось количество учащихся имеющих высокое значение ИК, так среди девочек осенью не было ни одной, а у мальчиков у троих вместо четырех. Среди обследованных учащихся осенью уменьшилось количество детей с низкой оценкой массо-ростового показателя большинство из этих детей недобирало массу тела, что свидетельствовало о сложности адаптации у них к новым условиям обучения в среднем звене, кроме того, дисбаланс между массой тела и ростом тела и ростом у девочек мог быть обусловлен началом у них нубертата, что сопровождается повышением темпов роста конечностей под влиянием гормонов, желез внутренней секреции и перераспределением мышечной и жировой ткани. У мальчиков в 5 классе также несколько ухудшились оценки ИК так один из учеников (7%) из группы с высокой оценкой ИК перешел в группу со средней, а один (7%) из средней в группу с низкой оценкой индекса Кетле, при этом общее количество мальчиков со средней оценкой ИК осенью не изменилось (59%). Наши данные совпадают с литературными свидетельствующими о том, что в возрасте 11 лет 51% девочек и 6% мальчиков находятся на II стадии полового созревания, в которую происходит изменение темпов роста и пропорций тела (Апанасенко Г.А., Фарбер Д.А. и др. 1990г., Попова Л.А. 2000г.). Сравнивая изменения весо-ростового показателя весной и осенью, мы пришли к следующим заключениям. Весной в 4 «А» классе учащихся с низкой оценкой ИК было 22%, а осенью 28%, это свидетельствует о том, что дети не справлялись с учебной нагрузкой и у них нарушилось гармоничность развития. С высокой оценкой ИК весной было 19% учащихся, а осенью их осталось 9%, это произошло за счет того, что 2 девочки и один мальчик перешли из группы детей с высоким значением ИК в группу со средней оценкой ИК, а учащиеся со средней оценкой ИК весной их было 59%, а осенью стало 63%, пополнили группу с низкой оценкой ИК.
Таким образом, можно сделать вывод, что некоторые учащиеся в 5 «А» классе не вполне удовлетворительно справлялись с учебной нагрузкой и кабинетной системой обучения в связи с чем нарушалась гармоничность развития таких детей и уменьшилась резистентности их организма к неблагоприятным факторам окружающей среды, чем очевидно обусловлено увеличение количества детей заболевших ОРЗ уже в конце сентября – начале октября. Наши данные совпадали с результатами обследования Сердюковской Г.К. (1989г), установившей качественную разницу в здоровье школьников с разным физическим развитием, так у детей с недостаточной массой тела значительно чаще наблюдались различные функциональные отклонения (низкое артериальное давление, пониженное содержание гемоглобина в крови, функциональные нарушения ЦНС). У большого числа детей с избыточной массой тела имелись различные хронические заболевания (ожирение, заболевания органов пищеварения и др.), в нашей группе обследованных детей это Андрей С., Настя Д., Наташа Б. Мы им рекомендовали лечебно-оздоровительный комплекс упражнений и снижение в суточном рационе продуктов, богатых углеводами и жирами. Согласно Сердюковкой Г.Н. (1989г.) низкий рост в 60% случаев является свидетельством общего роста отставанием ребенка в физическом, а нередко и в психическом развитии. У значительного количества таких детей имеются хронические заболевания, в обследованной нами группе учащихся к таким детям относятся Миша Ч., Катя М. Четкую информацию о степени совершенства процессов развития и уровне соматического здоровья индивида дает уровень энергообразования, который свидетельствует о безусловной способности растущего организма к данным условиям существования и возможности реализовать программу развития. Наиболее ценными критериями энергопотециала является состояние резервов сердечно-сосудистой системы. Одним из важнейших показателей этого резерва «двойное произведение» (ДП) – индекс Робинсоан, который характеризует соматическую работу сердца. Чем больше этот показатель на высоте физической нагрузки, тем больше функциональная способность мышцы сердца. Анализ возрастной динамики ДП позволил определить его относительную стабильность в ходе онтогенеза, это объяснимо, если учесть, что с возрастом ЧСС снижается, а уровень Адс повышается. Это значит, что систолическая работа сердца остается а онтогенезе практически неизменной. Как следует из результатов, представленных в таблице №1 и №2 среди обследованных весной учащихся 4 «А» класса высокую оценку ДП имели 3 (20%) девочки и 6 (35%) мальчиков, что свидетельствует о нормальном функциональном состоянии регуляции деятельности сердечно – сосудистой системы у этих детей. Среднее значение ДП в 4 «А» классе весной наблюдалось у 9 (60%) девочек и 6 (35%) мальчиков. Средняя оценка ДП показывает, что в состоянии сердечно-сосудистой системы этих детей имеются небольшие отклонения, это либо учащение частоты сердечных сокращений, либо наоборот небольшое учащение частоты сердечных сокращений (ЧСС). Это свидетельствует о некоторых функциональных регулярных нарушениях сердечно-сосудистой системы этих детей. Оценка ниже среднего ДП свидетельствует о нарушении регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы весной такую оценку индекса Робинсона имели 2 (13%) девочки и 5 (29%) мальчиков, которые имели вторую группу здоровья. Низкое значение ДП позволяет говорить о достаточно значительных нарушениях в деятельности сердечно-сосудистой системы, это имело место у 2-х детей (одной девочки и одного мальчика) имеющих хронические заболевания и относящихся к третьей группе здоровья. Повторное обследование индекса Робинсона у этих детей мы проводили через полгода в октябре, когда они перешли в пятый класс (рис.4), после рекомендованного нами совместно с учителем физкультуры школы индивидуально дозированного озодоровительно-тренировочного двигательного режима. Рисунок№ 4. Распределение учащихся (%) с разной оценкой индекса Робинсона. Весна 2002год.
Осень 2002
Как следует из результатов, представленных на рисунке 4 осенью, по сравнению с весной, на 7% снизилось количество девочек с высоким значением индекса Робинсона и также на 7% снизилось число учениц со средней оценкой ДП, но при этом, очевидно в связи с возрастной учебной нагрузкой, ухудшились показатели сердечно-сосудистой системы у Наташи Б. И Люды Т. ДП у них получил оценку «низкий» и соответственно «ниже среднего», а весной у этих девочек индекс Робинсона оценивался как ниже среднего и средний. Люда Т. имеет вторую группу здоровья, а Наташа Б. – третью, этим девочкам необходим щадящий режим дня и хорошо сбалансированное питание богатое витаминами и достаточный двигательный тренировочно-оздоровительный режим. У обследованных мальчиков наблюдалась аналогичная картина, так осенью по сравнению с весной отмечалось уменьшение количества учеников с высоким значением ДП с 35% до 29%, т.к. у одного мальчика осенью индекс Робинсона оценивался как средний, у него произошло увеличение артериального давления и ЧСС. Проводя сравнительную оценку динамики индекса Робинсона у учащихся, в течение 6 месяцев можно отметить (рис.5), что осенью по сравнению с весной наблюдалось ухудшение показателей регуляции сердечно-сосудистой системы у школьников. Рисунок5. Динамика распределения учащихся (%) с разной оценкой индекса Робинсона.
Так как следует из рисунка 5 осенью количество детей с высоким значением ДП снизилось на 6% (с28% до 22%), очевидно за счет небольшого (3%) увеличения учащихся со средним значением индекса Робинсона, при этом на 3% и 6% соответственно увеличилось количество детей с ниже среднего и низким значением ДП. Это свидетельствовало об неудовлетворительной адаптации этих детей к новой системе обучения, они плохо справлялись с учебной нагрузкой. Причиной таких изменений может быть недостаточная двигательная активность, кроме того на величину артериального давления и ЧСС большое влияние оказывает центральная нервная система, которая в связи с изменением условий обучения может находиться с состоянии напряжения, вследствие чего изменяются вегетативные функции, в том числе и показатели сердечно-сосудистой системы. Низкая оценка индекса Робинсона свидетельствует о нарушении в регуляции сердечно-сосудистой системы (ССС). В связи с выше сказанным, мы рекомендовали всем учащимся и особенно с низким и ниже среднего показателями индекса Робинсона активизировать физическую нагрузку как фактор гармонизации развития и повышения энергетического потенциала организма. Физическая активность считается универсальным адаптогеном, так как она тренирует наибольшее количество органов и систем, в нашей школе физическим упражнениям придается большое значение и пока позволяет погода они обязательно проводятся на свежем воздухе т.к. следующими по универсальности воздействиями на организм являются гипоксия и закаливание. Закаливание холодом и теплом тренирует сенсорные системы, гармонизируя и стабилизируя функции центральных нервных структур, поэтому даже детям, относящимся к третьей группе здоровья мы рекомендовали больше гулять и обязательно закаляться. О функциональном состоянии кардесо-респираторной системы свидетельствует индекс Скибинского (ИС), при низкой оценке ИС можно говорить о недостаточных функциональных возможностях органов дыхания и кровообращения и сниженной устойчивости организма к гипоксии. Как следует из результатов, представленных в таблице №1, весной у большинства обследованных учениц (47%) были средние показатели значения ИС, у 13% школьниц – высокие и стольких же 13% - низкие. У 20% девочек весной значение индекса Скибинского были ниже среднего и у 7% (одна девочка) – выше среднего. То есть резюмируя можно сделать вывод, что у 33% девочек состояние кардиореспираторной системы весной отличались сниженной устойчивостью к гипоксии. Достоверных различий в величине ИС между мальчиками (таб.№2) и девочками нами не обнаружено. Как следует из результатов обследования, представленных в таблице №2, весной у 12% учеников была высокая оценка ИС, у 23% - выше средней и у 29% - средняя. У 36% мальчиков функциональные возможности кардиореспираторной системы были недостаточные, что свидетельствовало о сниженной устойчивости их организма к гипоксии. Результаты повторного обследования этих же учащихся через 6 месяцев представлены на рисунке 6. Рисунок 6. Динамика распределения учащихся (%) с разной оценкой индекса Скибинского (ИС).
Как видно из результатов обследования, представленных на диаграмме Б рисунка №6 ни у одной из школьниц осенью не было высокого уровня показателя ИС и к тому же на 7% уменьшилось количество девочек со средней оценкой индекса Скибинского, кроме того увеличилось на 7% количество детей с низкой оценкой ИС и на 6% с оценкой выше среднего. То есть осенью у 47% девочек 11 лет наблюдались недостаточные функциональные возможности дыхательной и сердечно-сосудистой систем, что может быть обусловлено либо возросшей учебной нагрузкой и новыми условиями обучения, либо, тем что в начале подросткового периода в связи с половым созреванием замедляется рост сердца и его функциональные возможности могут временно отставать от потребностей растущего тела, также тормозиться прирост легочных объемов и естественно, функциональных возможностей дыхательной системы (Фебер Д.А. и др. 1990г). Поэтому девочки и с низкими значениями индекса Скибинского относятся к группе «физиологического риска» к снижению сопротивляемости организма и возникновению различных заболеваний и нуждаются в своевременном и адекватном применении развивающих, гармонизирующих и тренирующих воздействий, обеспечивающих неуклонное повышение уровня их здоровья. У мальчиков осенью так же как и у девочек, несколько ухудшились функциональные возможности кардиореспираторной системы, так снизилось на 7% количество учеников с высокой оценкой ИС и на 5% с оценкой выше среднего, т.к. увеличилось число школьников со средней и ниже среднего значениями индекса Скибинского, что свидетельствовало о недостаточных функциональных возможностях кардио-респираторной системы у значительной части (42%), обследованных учащихся, у которых адаптация к новым условиям обучения проходила не вполне удовлетворительно. Проводя сравнительный анализ динамики функционального состояния кардио-респираторной системы по индексу Скибинского через 6 месяцев можно отметить (рисунок 7), что осенью по сравнению с весной на 9% уменьшилось количество детей с высокой оценкой индекса Скибинского и на 9% возросло число учащихся с низкой и ниже среднего оценкой ИС. Школьники, у которых была низкая и ниже среднего оценка индекса Скибинского, имели также либо низкую оценку весо-ростового показателя, либо низкие показатели индекса Робинсона, эти 14 школьников (7 девочек и 7 мальчиков) относились к второй и третьей группам здоровья, а так как успешность обучения очень зависит от физиологического состояния, то для таких детей необходимо обеспечение оптимальных условий жизни и ее здоровый образ, а так же специфическая и неспецифическая профилактика заболеваний. Рисунок№7. Динамика распределения (%) учащихся с разной оценкой индекса Скибинского.
Дети с низкой и ниже среднего оценкой индекса Скибинского получили совет больше внимания уделять своей осанке, т.к. прямая осанка способствует расширению грудной клетки, что облегчает деятельность легких и обеспечивает более глубокое и равномерное дыхание. Кроме того мы посоветовали этим 14 школьникам для совершенствования дыхания сердечно-сосудистой системы делать дыхательную гимнастику, по возможности заниматься плаванием, катанием на коньках. Мы так же обследовали весной и осенью у учащихся 10-11 лет индекс мощности Шаповаловой, который свидетельствует о развитии двигательных качеств - силы, быстроты, выносливости и функциональных возможностях кардио-респираторной системы. Как следует из результатов, приведенных в таблице №1, среди девочек 4»А» класса весной высокие значения индекса мощности Шаповаловой (ИШ) наблюдались у 22% (3 девочки), а у большинства (45%) обследованных учениц 10 лет были средние значения ИШ. Низкие и ниже среднего оценки ИШ весной отмечались у 13% (2 девочки) и 20% (3 девочки) соответственно, эти школьницы с недостаточными функциональными возможностями развития двигательных качеств и состояния кардио-респираторной системы относились ко второй и третьей группам здоровья и у двух из них, Наташи Б. И Кати М., были низкие все обследованные показатели соматического здоровья, а у Маши И. и Киры Б., кроме ИШ, ниже среднего был индекс Скибинского. Как следует из данной таблице №2, весной высокая и выше средней оценка индекса Шаповаловой наблюдалась у 12% (2 ученика) и 23% (4 мальчика) соответственно, эти учащиеся, имевшие высокие значения всех обследованных индексов занимались плаванием (Кирилл П., Леша Б., Никита М.) и легкой атлетикой (Витя Е., Дима П.) и относились к 1 группе здоровья. У 29% (5 человек) школьников 4 «А» весной были средние значения индекса Шаповаловой и по 18 % учащихся ниже среднего и низкие соответственно показатели ИШ. Эти дети входят в 3 – ю и 2 – ю группу здоровья и часто болели, поэтому мы рекомендовали им летом больше находиться на свежем воздухе, плавать и закаляться, поскольку у этих учащихся низкие значения всех обследованных индексов соматического здоровья. Результаты повторного обследования индекса Шаповаловой у этих же учащихся осенью представлены на рисунке № 8. Рисунок №8. Распределение учащихся (%) с разной оценкой индекса Шаповаловой.
Как следует из результатов, представленных на рисунке 8 «Б», осенью ни у одной школьницы не было индекса Шаповаловой с высокой оценкой, у одной из девочек (Инны П.) он стал выше среднего, а у второй (Кати П,) – средним, это свидетельствует о некотором ухудшении функциональных возможностей их кардиореспираторной системы, что может быть обусловлено либо возросшей учебной нагрузкой, либо скорее всего, началом периода полового созревания. У 14% учениц ухудшились показатели индекса Шаповаловой осенью, по сравнению с весенними результатами, так по 7% больше стало показателей ИШ с оценкой ниже среднего и низкой соответственно. Несколько лучше были результаты осенью у мальчиков, так высокая и выше средней оценка индекса Шаповаловой наблюдались у 5% и 18% соответственно у мальчиков, занимавшихся спортом (плаванием и легкой атлетикой), на 6% до 24% увеличилось количество учащихся с оценкой ИШ ниже среднего и не изменился процент школьников (18%) с низким значением индекса Шаповаловой. Количество учащихся со средней оценкой ИШ осенью было 35 процентов. Проводя сравнительный анализ индекса Шаповаловой весной и осенью можно отметить (рисунок 9), что осенью по сравнению с весной наблюдались ухудшение функционального состояния кардиореспираторной системы у школьников, так на 9% уменьшилось количество школьников с высокой оценкой ИШ и на 9% увеличилось их количество с низкой и ниже среднего оценкой этого индекса, но не изменилось количество учащихся со средней (37%) и выше среднего (16%) оценкой индекса Шаповаловой. Рисунок №9. Динамика распределения учащихся (%) с разной оценкой индекса Шаповаловой.
Результаты нашего обследования во многом совпадают с данными других исследований (Горбунов Н.П., 2002г., Фарбер Д.А. с соавторами, 1990г. и др.) и свидетельствуют о том, что можно использовать средства физического воспитания с целью преодоления факторов риска учебной деятельности для здоровья учащихся, профилактика негативных последствий напряженной умственной деятельности, повышения функциональных возможностей организма и укрепления здоровья. Очевидно, именно поэтому у тех 25% учащихся (6 мальчиков и 2 девочки), которые занимались физическими занятиями дополнительно к школьным урокам физкультуры, при увеличении учебной нагрузки не было резкого ухудшения функционального состояния кардиореспираторной системы. И весной и осенью у значительного (44%) количества обследованных учащихся были судя по оценке индекса Шаповаловой слабо развиты двигательные качества, быстрота и выносливость, а также наблюдались низкие функциональные возможности кардиореспираторной системы. Очевидно, это связано с их малой двигательной активностью и слабым развитием других функциональных систем организма. Как мы выяснили, почти у всех детей с низкой и ниже среднего оценкой индекса Шаповаловой была низкая оценка индекса Скибинского, индекса Робинсона и весо – ростового показателя Кетле, а если у ребенка слабое сердце или слабо развиты мышцы, то о какой выносливости может идти речь? Следующий интегральный показатель, который мы обследовали у учащихся, индекс Руфье, он свидетельствует об уровне адаптационных резервов сердечно – сосудистой и дыхательной систем, что лимитирует физические возможности организма. Анализируя результаты оценки индекса Руфье (ИР), представлены в таблицах № 1 и № 2, мы установили, что среди девочек весной две (13%) имели высокую и две (13%) выше средней оценку ИР, а у мальчиков так же оценки ИР были у шести (36%), у трех ИР – высокий и у трех выше среднего. Полученные данные свидетельствовали о том, что учащиеся, дополнительно занимавшиеся физическими упражнениями, имели достаточно высокий уровень адаптационных резервов кардиореспираторной системы, что было обусловлено тренировочным эффектом повышающим функциональные возможности различных систем и органов и развитии адаптации организма к физическим нагрузкам (Солодков А.С., Сологуб Е.Б., 2001г). Среднее значение ИР весной в 4 «А» классе были у 40% и 29% мальчиков, что свидетельствовало об оптимальном уровне адаптационных резервов их кардиореспираторной системы. Низкая и ниже средней оценка индекса Руфье была весной у 7% и соответственно у 27% девочек, а у мальчиков у 6% и соответственно 29%. Как свидетельствуют литературные данные, низкая оценка (-1 и –2 балла) индекса Руфье определенно свидетельствует о недостаточном уровне адаптационных резервов такой важнейшей системы жизнеобеспечения, как кардиореспираторная. Низкая и ниже средней оценка индекса Руфье весной наблюдалась у 7% и 27% девочек и 6% и 29% мальчиков соответственно, большинство из этих учащихся имели оценки так же и по другим индексам, например Миша Е. И Катя М. имели низкие оценки по всем обследованным индексам, оба эти ребенка освобождены от уроков физкультуры и имеют з –ю группу здоровья, хотя мы неоднократно рекомен<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|