Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

III . Результаты обследования и их обсуждение




Решение образовательных задач в условиях постоянного увеличения информационной нагрузки на организм школьника реализуется как правило, путем интенсификации учебной деятельности. Это приводит к ослаблению здоровья детей и снижает тем самым эффективность процесса обучения. Поэтому мы анализируя медицинские карты учащихся и беседуя с их родителями и медработником лицея, выявляли распределение школьников по группам здоровья (рис.2)

Рисунок №2. Распределение учащихся (%) 4 «А» класса по состоянию здоровья.

мальчики

девочки

 

В соответствии с рекомендациями, утвержденными Министерством здравоохранения России, в первую группу здоровья включены дети, у которых отсутствуют хронические заболевания и соответствующее возрасту физическое нервно-психическое развитие, т.е. без отклонений дети. Как видно из результатов, представленных на рисунке 2 в обследованном классе к I группе здоровья относиться 47% учащихся, т.е. практически здоровы 15 школьников (7 девочек и 8 мальчиков).

Вторую группу здоровья составляют дети, не страдающие хроническими заболеваниями, но имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения, а также часто (4 раза и более в год) болеющих, т.е. здоровые, но с морфофункциональными отклонениями и сниженной сопротивляемостью. Дети, входящие во вторую группу здоровья (иногда ее называют «группой риска») требуют пристального внимания педагогов и врачей, т.к. нуждаются в комплексе оздоровительных мероприятий по повышению резистентности организма неспецифическими средствами закаливания, оптимальная двигательная активность, рациональный режим дня, дополнительная витаминизация пищи. При несоответствии условий обучения и воспитания возрастным возможностям организма детей этой группы у них быстро ухудшается здоровье и они могут пополнить третью группу, которая объединяет детей и подростков, имеющих хронические заболевания и врожденные пороки в состоянии компенсации.

Как видно из результатов, представленных на рис.2 в 4 «А» классе, значительное количество учащихся 13 (41%) человек, 6 девочек и 7 мальчиков относятся к II группе здоровья и нуждаются поэтому в диференцированном подходе в процессе обучения и воспитания, с учетом направленности морфофункциональных отклонений и степени резистентности их организма.

Четыре (12,5%) школьника, это 2 девочки и 2 мальчика входят в III группу здоровья и находятся на диспансерном наблюдении у врачей разных специальностей.

Исходя их данных результатов и учитывая, что 13 учащихся относятся ко II группе здоровья и 4 к III группе, мы сочли необходимым обследовать соматическое здоровье учащихся в период их адаптации при переходе из начальной в среднюю школу.

При использовании экспресс-оценки соматического здоровья возможно было осуществить прогноз состояния физического здоровья индивидуально для каждого школьника и на основе этого планировать и проводить соответствующие мероприятия по их оздоровлению и тренировочные программы.

Экспресс-оценку соматического здоровья (в баллах) мы проводили у 32 учащихся 4 «А» класса весной 2002года, а затем повторно у этих же детей осенью в сентябре – октябре после их перехода в 5 класс.

Результаты весенних исследований представлены в таблице №1 и №2.

 

ТАБЛИЦА №1

Результаты экспресс – оценки физического здоровья школьников 5 «А» класса (осень)

 

№№ п/п Ф.И. ученика Индекс Кетле усл.ед Баллы, оценка Индекс Робинсона Баллы, оценка Индекс Скибинского Баллы, оценка Индекс Шаповаловой Баллы, оценка Индекс Руфье ус.ед Баллы, оценка Сумма баллов, оценка
1 Барамвекова Иля 267 5 выс 88 4 выс 640 1 низ 129 3 ср 8 2ср 15б ср
2 Бойва Люба 203 5 выс 70 0 низ 157 1 низ 94 2 низ 10 -1низ 7б низ
3 Бойва Сергей 207 3 ср 82 4 выс 1097 5 выс 138 3 ср 12 -1низ 14б ср
4 Белан Анна 206 1 низ 80 4 выс 960 3 ср 106 2 низ 8 2ср 12б ср
5 Бурова Инна 178 1 низ 88 4 выс 596 1 низ 110 1 низ 13 -1низ 6бниз
6 Вовк Илья 248 5 выс 90 4 выс 878 3 ср 124 3 ср 12 -1низ 14б ср
7 Иванов Женя 213 1 низ 77 2 ср 1123 4 выс 103 2 низ 16 -2низ 7бниз
8 Калинин Сергей 282 2 ср 99 4 выс 1446 5 выс 150 3 ср 12 -1низ 13б ср
9 Козьменко Лида 198 1 низ 83 4 выс 506 1 низ 92 1 низ 13 -1низ 6бниз
10 Корниенко Сергей 266 2 ср 83 4 выс 500 2 низ 168 1 низ 12 -1низ 8бн ср
11 Кравцова Рита 197 1 низ 85 4 выс 389 1 низ 98 1 низ 6 3ср 10б ср
12 Мунтян Сергей 285 2 ср 90 4 выс 1000 4 выс 109 2 низ 15 -2ср 10б ср
13 Пешкова Лена 202 1 низ 79 2 ср 1116 5 выс 104 1 низ 9 2ср 10б ср
14 Попова Вика 237 5 выс 76 4 выс 750 3 ср 126 2 низ 8 2ср 16бв ср
15 Рейдин А 208 3 ср 76 2 ср 1559 5выс 121 3 ср 12 -1низ 12бср
16 Смирнов А 225 5 выс 90 4 выс 1907 5выс 97 1 низ 12 -1низ 14бср
17 Чистюхин М 261 2 ср 91 4 выс 1240 5выс 130 3 ср 16 -2низ 12бср

Среднее значение

228 +12 2 ср 84 +3 3 ср 934 +2 3 ср 145 +5 2 низ 11 +0,6 1низ 10б сред

ТАБЛИЦА №2

Результаты экспресс – оценки физического здоровья школьников 5 «Б» класса (осень)

 

№№ п/п Ф.И. ученика Индекс Кетле усл.ед Баллы, оценка Индекс Робинсона Баллы, оценка Индекс Скибинского Баллы, оценка Индекс Шаповаловой Баллы, оценка Индекс Руфье ус.ед Баллы, оценка Сумма баллов, оценка
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13.
1 Болдырев А 244 5 выс 85 4 выс 556 2 н 134 3 ср 12 -1низ 13бср
2 Верещак Е 287 2 ср 96 4 выс 1192 5выс 153 3 ср 9 2ср 16бв.ср
3 Горбачев М 220 5 выс 81 4 выс 960 106 9 2ср 16бв.ср
4 Евдокимов В 269 2 ср 94 4 выс 439 1 н 179 5 выс 8 2ср 14б ср
5 Задорожная А 212 3 ср 94 4 выс 546 1 н 102 1 низ 10 -1низ 8б н.ср
6 Калашников Р 297 0 н 122 0 н 492 163 4 в 10 -1низ 5бниз
7 Конагбекова А 211 1 низ 96 4 выс 333 1 н 88 1 низ 10 -1низ 6бниз
8 Конагбеков Алик 212 1 низ 75 2 ср 398 1 н 88 1 низ 7 3 ср 8бн.ср
9 Кузнецова А 225 3 ср 91 4 выс 297 1 н 101 1 низ 14 -1низ 8бн.ср
10 Кондра В 226 5 выс 108 2 ср 805 3 ср 150 3 ср 10 -1низ 12б ср
11 Ольховский А 258 5 выс 78 2 ср 595 1 н 133 3 ср 9 2ср 13б ср
12 Попова Е 354 0 н 120 0 н 350 1 н 165 4 в 12 -1низ 5б низ
13 Пушкина Е 206 1 низ 110 2 ср 292 1 н 130 3 ср 12 -1низ 6б низ
14 Рязанова И 188 1 низ 74 2 ср 738 3 ср 113 3 ср 10 -1низ 8б н.ср
15 Сацевич К 209 1 низ 61 4 выс 432 1 н 111 1 низ 8 2 ср 9б н.ср
16 Старожилова И 225 3 ср 103 2 ср 544 1 н 97 1 низ 15 -2низ 5б низ
17 Стрельченко А 212 3 ср 97 4 выс 748 3 ср 78 1 низ 6 3ср 14б ср
18 Сулиасьян Н 403 0 н 105 2 ср 246 1 н 262 5 выс 9 2ср 10б ср
19 Торковская М 222 3 ср 99 4 выс 614 1 н 111 1 низ 6 3ср 12б ср
20 Цатурян А 250 5 выс 95 4 выс 1024 4 выс 141 3 ср 9 2ср 18б в.ср
21 Шатилов О 267 2 ср 107 2 ср 295 1 н 155 4 в 12 -1низ 8б н.ср
22 Ярмова Е 204 1 низ 84 4 выс 626 1 н 92 1 низ 10 -1низ 6б низ

Среднее значение

245 +11   95 +6 3 ср 596 +3 2 н 129 +7 2низ 1 +0,7 10б сред

 

 

Таблицы.

При оценке массо-ростовго показателя индекса Кетле, который свидетельствует о весо-ростовом соответствии организма, нами были получены результаты, представленные в таблицах №1 и №2. как следует из результатов таблицы №1 среди девочек 4 «А» класса весной имели высокий массо-ростовой показатель 2 ученицы из 7, относящиеся к первой группе здоровья, у 5 из них было среднее значение индекса Кетле.

Среди шести девочек, относящихся ко второй группе здоровья среднее значение индекса Кетле весной наблюдалось у четырех, а низкое значение у двух девочек. Обе девочки из третьей группы здоровья имели низкий уровень индекса Кетле. Как свидетельствуют литературные данные, низкий (1 балл) индекса Кетле свидетельствует либо о недостаточной массе тела, что может быть обусловлено недостаточным питанием или слабым развитием мышц, либо при оценке индекса Кетле равном нулю наблюдается ожирение, что имеет место у Насти Д.

У мальчиков 4 «А» класса весной наблюдались следующие результаты (таблица №2), из 17 обследованных учащихся высокие значения индекса Кетле (ИК) у четырех (24%), среднее значение ИК у 10 (59%), а низкий ИК у троих (17%) школьников.

Высокое значение ИК свидетельствует о нормальном, оптимальном соответствии веса и роста таких детей, т.е. об их гармоничном физическом развитии. Учащиеся с низким значением ИК относились ко второй и третьей группе здоровья.

Осенью после перехода в 5 класс мы наблюдали изменение ИК, представленное на рисунке 3.

Рисунок №3. Распределение учащихся (%) 4-5 классов с разной оценкой массо-ростового показателя.

девочки
Весна 2002

мальчики


Осень 2002

девочки

мальчики

Как видно из результатов, представленных на рисунке 3 повторное обследование учащихся осенью после их перехода в среднюю школу свидетельствует о том, что и у мальчиков и у девочек уменьшилось количество учащихся имеющих высокое значение ИК, так среди девочек осенью не было ни одной, а у мальчиков у троих вместо четырех.

Среди обследованных учащихся осенью уменьшилось количество детей с низкой оценкой массо-ростового показателя большинство из этих детей недобирало массу тела, что свидетельствовало о сложности адаптации у них к новым условиям обучения в среднем звене, кроме того, дисбаланс между массой тела и ростом тела и ростом у девочек мог быть обусловлен началом у них нубертата, что сопровождается повышением темпов роста конечностей под влиянием гормонов, желез внутренней секреции и перераспределением мышечной и жировой ткани.

У мальчиков в 5 классе также несколько ухудшились оценки ИК так один из учеников (7%) из группы с высокой оценкой ИК перешел в группу со средней, а один (7%) из средней в группу с низкой оценкой индекса Кетле, при этом общее количество мальчиков со средней оценкой ИК осенью не изменилось (59%).

Наши данные совпадают с литературными свидетельствующими о том, что в возрасте 11 лет 51% девочек и 6% мальчиков находятся на II стадии полового созревания, в которую происходит изменение темпов роста и пропорций тела (Апанасенко Г.А., Фарбер Д.А. и др. 1990г., Попова Л.А. 2000г.).

Сравнивая изменения весо-ростового показателя весной и осенью, мы пришли к следующим заключениям. Весной в 4 «А» классе учащихся с низкой оценкой ИК было 22%, а осенью 28%, это свидетельствует о том, что дети не справлялись с учебной нагрузкой и у них нарушилось гармоничность развития. С высокой оценкой ИК весной было 19% учащихся, а осенью их осталось 9%, это произошло за счет того, что 2 девочки и один мальчик перешли из группы детей с высоким значением ИК в группу со средней оценкой ИК, а учащиеся со средней оценкой ИК весной их было 59%, а осенью стало 63%, пополнили группу с низкой оценкой ИК.

Таким образом, можно сделать вывод, что некоторые учащиеся в 5 «А» классе не вполне удовлетворительно справлялись с учебной нагрузкой и кабинетной системой обучения в связи с чем нарушалась гармоничность развития таких детей и уменьшилась резистентности их организма к неблагоприятным факторам окружающей среды, чем очевидно обусловлено увеличение количества детей заболевших ОРЗ уже в конце сентября – начале октября. Наши данные совпадали с результатами обследования Сердюковской Г.К. (1989г), установившей качественную разницу в здоровье школьников с разным физическим развитием, так у детей с недостаточной массой тела значительно чаще наблюдались различные функциональные отклонения (низкое артериальное давление, пониженное содержание гемоглобина в крови, функциональные нарушения ЦНС). У большого числа детей с избыточной массой тела имелись различные хронические заболевания (ожирение, заболевания органов пищеварения и др.), в нашей группе обследованных детей это Андрей С., Настя Д., Наташа Б.

Мы им рекомендовали лечебно-оздоровительный комплекс упражнений и снижение в суточном рационе продуктов, богатых углеводами и жирами. Согласно Сердюковкой Г.Н. (1989г.) низкий рост в 60% случаев является свидетельством общего роста отставанием ребенка в физическом, а нередко и в психическом развитии. У значительного количества таких детей имеются хронические заболевания, в обследованной нами группе учащихся к таким детям относятся Миша Ч., Катя М.

Четкую информацию о степени совершенства процессов развития и уровне соматического здоровья индивида дает уровень энергообразования, который свидетельствует о безусловной способности растущего организма к данным условиям существования и возможности реализовать программу развития. Наиболее ценными критериями энергопотециала является состояние резервов сердечно-сосудистой системы. Одним из важнейших показателей этого резерва «двойное произведение» (ДП) – индекс Робинсоан, который характеризует соматическую работу сердца. Чем больше этот показатель на высоте физической нагрузки, тем больше функциональная способность мышцы сердца. Анализ возрастной динамики ДП позволил определить его относительную стабильность в ходе онтогенеза, это объяснимо, если учесть, что с возрастом ЧСС снижается, а уровень Адс повышается. Это значит, что систолическая работа сердца остается а онтогенезе практически неизменной.

Как следует из результатов, представленных в таблице №1 и №2 среди обследованных весной учащихся 4 «А» класса высокую оценку ДП имели 3 (20%) девочки и 6 (35%) мальчиков, что свидетельствует о нормальном функциональном состоянии регуляции деятельности сердечно – сосудистой системы у этих детей.

Среднее значение ДП в 4 «А» классе весной наблюдалось у 9 (60%) девочек и 6 (35%) мальчиков. Средняя оценка ДП показывает, что в состоянии сердечно-сосудистой системы этих детей имеются небольшие отклонения, это либо учащение частоты сердечных сокращений, либо наоборот небольшое учащение частоты сердечных сокращений (ЧСС). Это свидетельствует о некоторых функциональных регулярных нарушениях сердечно-сосудистой системы этих детей.

Оценка ниже среднего ДП свидетельствует о нарушении регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы весной такую оценку индекса Робинсона имели 2 (13%) девочки и 5 (29%) мальчиков, которые имели вторую группу здоровья.

Низкое значение ДП позволяет говорить о достаточно значительных нарушениях в деятельности сердечно-сосудистой системы, это имело место у 2-х детей (одной девочки и одного мальчика) имеющих хронические заболевания и относящихся к третьей группе здоровья.

Повторное обследование индекса Робинсона у этих детей мы проводили через полгода в октябре, когда они перешли в пятый класс (рис.4), после рекомендованного нами совместно с учителем физкультуры школы индивидуально дозированного озодоровительно-тренировочного двигательного режима.


Рисунок№ 4. Распределение учащихся (%) с разной оценкой индекса Робинсона.

Весна 2002год.

Осень 2002

Как следует из результатов, представленных на рисунке 4 осенью, по сравнению с весной, на 7% снизилось количество девочек с высоким значением индекса Робинсона и также на 7% снизилось число учениц со средней оценкой ДП, но при этом, очевидно в связи с возрастной учебной нагрузкой, ухудшились показатели сердечно-сосудистой системы у Наташи Б. И Люды Т. ДП у них получил оценку «низкий» и соответственно «ниже среднего», а весной у этих девочек индекс Робинсона оценивался как ниже среднего и средний. Люда Т. имеет вторую группу здоровья, а Наташа Б. – третью, этим девочкам необходим щадящий режим дня и хорошо сбалансированное питание богатое витаминами и достаточный двигательный тренировочно-оздоровительный режим.

У обследованных мальчиков наблюдалась аналогичная картина, так осенью по сравнению с весной отмечалось уменьшение количества учеников с высоким значением ДП с 35% до 29%, т.к. у одного мальчика осенью индекс Робинсона оценивался как средний, у него произошло увеличение артериального давления и ЧСС.

Проводя сравнительную оценку динамики индекса Робинсона у учащихся, в течение 6 месяцев можно отметить (рис.5), что осенью по сравнению с весной наблюдалось ухудшение показателей регуляции сердечно-сосудистой системы у школьников.

Рисунок5. Динамика распределения учащихся (%) с разной оценкой индекса Робинсона.

 


Так как следует из рисунка 5 осенью количество детей с высоким значением ДП снизилось на 6% (с28% до 22%), очевидно за счет небольшого (3%) увеличения учащихся со средним значением индекса Робинсона, при этом на 3% и 6% соответственно увеличилось количество детей с ниже среднего и низким значением ДП. Это свидетельствовало об неудовлетворительной адаптации этих детей к новой системе обучения, они плохо справлялись с учебной нагрузкой. Причиной таких изменений может быть недостаточная двигательная активность, кроме того на величину артериального давления и ЧСС большое влияние оказывает центральная нервная система, которая в связи с изменением условий обучения может находиться с состоянии напряжения, вследствие чего изменяются вегетативные функции, в том числе и показатели сердечно-сосудистой системы. Низкая оценка индекса Робинсона свидетельствует о нарушении в регуляции сердечно-сосудистой системы (ССС).

В связи с выше сказанным, мы рекомендовали всем учащимся и особенно с низким и ниже среднего показателями индекса Робинсона активизировать физическую нагрузку как фактор гармонизации развития и повышения энергетического потенциала организма.

Физическая активность считается универсальным адаптогеном, так как она тренирует наибольшее количество органов и систем, в нашей школе физическим упражнениям придается большое значение и пока позволяет погода они обязательно проводятся на свежем воздухе т.к. следующими по универсальности воздействиями на организм являются гипоксия и закаливание. Закаливание холодом и теплом тренирует сенсорные системы, гармонизируя и стабилизируя функции центральных нервных структур, поэтому даже детям, относящимся к третьей группе здоровья мы рекомендовали больше гулять и обязательно закаляться.

О функциональном состоянии кардесо-респираторной системы свидетельствует индекс Скибинского (ИС), при низкой оценке ИС можно говорить о недостаточных функциональных возможностях органов дыхания и кровообращения и сниженной устойчивости организма к гипоксии. Как следует из результатов, представленных в таблице №1, весной у большинства обследованных учениц (47%) были средние показатели значения ИС, у 13% школьниц – высокие и стольких же 13% - низкие. У 20% девочек весной значение индекса Скибинского были ниже среднего и у 7% (одна девочка) – выше среднего. То есть резюмируя можно сделать вывод, что у 33% девочек состояние кардиореспираторной системы весной отличались сниженной устойчивостью к гипоксии.

Достоверных различий в величине ИС между мальчиками (таб.№2) и девочками нами не обнаружено.

Как следует из результатов обследования, представленных в таблице №2, весной у 12% учеников была высокая оценка ИС, у 23% - выше средней и у 29% - средняя. У 36% мальчиков функциональные возможности кардиореспираторной системы были недостаточные, что свидетельствовало о сниженной устойчивости их организма к гипоксии. Результаты повторного обследования этих же учащихся через 6 месяцев представлены на рисунке 6.

Рисунок 6. Динамика распределения учащихся (%) с разной оценкой индекса Скибинского (ИС).

Как видно из результатов обследования, представленных на диаграмме Б рисунка №6 ни у одной из школьниц осенью не было высокого уровня показателя ИС и к тому же на 7% уменьшилось количество девочек со средней оценкой индекса Скибинского, кроме того увеличилось на 7% количество детей с низкой оценкой ИС и на 6% с оценкой выше среднего. То есть осенью у 47% девочек 11 лет наблюдались недостаточные функциональные возможности дыхательной и сердечно-сосудистой систем, что может быть обусловлено либо возросшей учебной нагрузкой и новыми условиями обучения, либо, тем что в начале подросткового периода в связи с половым созреванием замедляется рост сердца и его функциональные возможности могут временно отставать от потребностей растущего тела, также тормозиться прирост легочных объемов и естественно, функциональных возможностей дыхательной системы (Фебер Д.А. и др. 1990г).

Поэтому девочки и с низкими значениями индекса Скибинского относятся к группе «физиологического риска» к снижению сопротивляемости организма и возникновению различных заболеваний и нуждаются в своевременном и адекватном применении развивающих, гармонизирующих и тренирующих воздействий, обеспечивающих неуклонное повышение уровня их здоровья.

У мальчиков осенью так же как и у девочек, несколько ухудшились функциональные возможности кардиореспираторной системы, так снизилось на 7% количество учеников с высокой оценкой ИС и на 5% с оценкой выше среднего, т.к. увеличилось число школьников со средней и ниже среднего значениями индекса Скибинского, что свидетельствовало о недостаточных функциональных возможностях кардио-респираторной системы у значительной части (42%), обследованных учащихся, у которых адаптация к новым условиям обучения проходила не вполне удовлетворительно.

Проводя сравнительный анализ динамики функционального состояния кардио-респираторной системы по индексу Скибинского через 6 месяцев можно отметить (рисунок 7), что осенью по сравнению с весной на 9% уменьшилось количество детей с высокой оценкой индекса Скибинского и на 9% возросло число учащихся с низкой и ниже среднего оценкой ИС. Школьники, у которых была низкая и ниже среднего оценка индекса Скибинского, имели также либо низкую оценку весо-ростового показателя, либо низкие показатели индекса Робинсона, эти 14 школьников (7 девочек и 7 мальчиков) относились к второй и третьей группам здоровья, а так как успешность обучения очень зависит от физиологического состояния, то для таких детей необходимо обеспечение оптимальных условий жизни и ее здоровый образ, а так же специфическая и неспецифическая профилактика заболеваний.

Рисунок№7. Динамика распределения (%) учащихся с разной оценкой индекса Скибинского.

Дети с низкой и ниже среднего оценкой индекса Скибинского получили совет больше внимания уделять своей осанке, т.к. прямая осанка способствует расширению грудной клетки, что облегчает деятельность легких и обеспечивает более глубокое и равномерное дыхание. Кроме того мы посоветовали этим 14 школьникам для совершенствования дыхания сердечно-сосудистой системы делать дыхательную гимнастику, по возможности заниматься плаванием, катанием на коньках.

Мы так же обследовали весной и осенью у учащихся 10-11 лет индекс мощности Шаповаловой, который свидетельствует о развитии двигательных качеств - силы, быстроты, выносливости и функциональных возможностях кардио-респираторной системы. Как следует из результатов, приведенных в таблице №1, среди девочек 4»А» класса весной высокие значения индекса мощности Шаповаловой (ИШ) наблюдались у 22% (3 девочки), а у большинства (45%) обследованных учениц 10 лет были средние значения ИШ. Низкие и ниже среднего оценки ИШ весной отмечались у 13% (2 девочки) и 20% (3 девочки) соответственно, эти школьницы с недостаточными функциональными возможностями развития двигательных качеств и состояния кардио-респираторной системы относились ко второй и третьей группам здоровья и у двух из них, Наташи Б. И Кати М., были низкие все обследованные показатели соматического здоровья, а у Маши И. и Киры Б., кроме ИШ, ниже среднего был индекс Скибинского.

Как следует из данной таблице №2, весной высокая и выше средней оценка индекса Шаповаловой наблюдалась у 12% (2 ученика) и 23% (4 мальчика) соответственно, эти учащиеся, имевшие высокие значения всех обследованных индексов занимались плаванием (Кирилл П., Леша Б., Никита М.) и легкой атлетикой (Витя Е., Дима П.) и относились к 1 группе здоровья. У 29% (5 человек) школьников 4 «А» весной были средние значения индекса Шаповаловой и по 18 % учащихся ниже среднего и низкие соответственно показатели ИШ. Эти дети входят в 3 – ю и 2 – ю группу здоровья и часто болели, поэтому мы рекомендовали им летом больше находиться на свежем воздухе, плавать и закаляться, поскольку у этих учащихся низкие значения всех обследованных индексов соматического здоровья.

Результаты повторного обследования индекса Шаповаловой у этих же учащихся осенью представлены на рисунке № 8.

Рисунок №8. Распределение учащихся (%) с разной оценкой индекса Шаповаловой.

 

 

Как следует из результатов, представленных на рисунке 8 «Б», осенью ни у одной школьницы не было индекса Шаповаловой с высокой оценкой, у одной из девочек (Инны П.) он стал выше среднего, а у второй (Кати П,) – средним, это свидетельствует о некотором ухудшении функциональных возможностей их кардиореспираторной системы, что может быть обусловлено либо возросшей учебной нагрузкой, либо скорее всего, началом периода полового созревания. У 14% учениц ухудшились показатели индекса Шаповаловой осенью, по сравнению с весенними результатами, так по 7% больше стало показателей ИШ с оценкой ниже среднего и низкой соответственно.

Несколько лучше были результаты осенью у мальчиков, так высокая и выше средней оценка индекса Шаповаловой наблюдались у 5% и 18% соответственно у мальчиков, занимавшихся спортом (плаванием и легкой атлетикой), на 6% до 24% увеличилось количество учащихся с оценкой ИШ ниже среднего и не изменился процент школьников (18%) с низким значением индекса Шаповаловой.

Количество учащихся со средней оценкой ИШ осенью было 35 процентов.

Проводя сравнительный анализ индекса Шаповаловой весной и осенью можно отметить (рисунок 9), что осенью по сравнению с весной наблюдались ухудшение функционального состояния кардиореспираторной системы у школьников, так на 9% уменьшилось количество школьников с высокой оценкой ИШ и на 9% увеличилось их количество с низкой и ниже среднего оценкой этого индекса, но не изменилось количество учащихся со средней (37%) и выше среднего (16%) оценкой индекса Шаповаловой.

Рисунок №9. Динамика распределения учащихся (%) с разной оценкой индекса Шаповаловой.

Результаты нашего обследования во многом совпадают с данными других исследований (Горбунов Н.П., 2002г., Фарбер Д.А. с соавторами, 1990г. и др.) и свидетельствуют о том, что можно использовать средства физического воспитания с целью преодоления факторов риска учебной деятельности для здоровья учащихся, профилактика негативных последствий напряженной умственной деятельности, повышения функциональных возможностей организма и укрепления здоровья. Очевидно, именно поэтому у тех 25% учащихся (6 мальчиков и 2 девочки), которые занимались физическими занятиями дополнительно к школьным урокам физкультуры, при увеличении учебной нагрузки не было резкого ухудшения функционального состояния кардиореспираторной системы. И весной и осенью у значительного (44%) количества обследованных учащихся были судя по оценке индекса Шаповаловой слабо развиты двигательные качества, быстрота и выносливость, а также наблюдались низкие функциональные возможности кардиореспираторной системы. Очевидно, это связано с их малой двигательной активностью и слабым развитием других функциональных систем организма. Как мы выяснили, почти у всех детей с низкой и ниже среднего оценкой индекса Шаповаловой была низкая оценка индекса Скибинского, индекса Робинсона и весо – ростового показателя Кетле, а если у ребенка слабое сердце или слабо развиты мышцы, то о какой выносливости может идти речь?

Следующий интегральный показатель, который мы обследовали у учащихся, индекс Руфье, он свидетельствует об уровне адаптационных резервов сердечно – сосудистой и дыхательной систем, что лимитирует физические возможности организма.

Анализируя результаты оценки индекса Руфье (ИР), представлены в таблицах № 1 и № 2, мы установили, что среди девочек весной две (13%) имели высокую и две (13%) выше средней оценку ИР, а у мальчиков так же оценки ИР были у шести (36%), у трех ИР – высокий и у трех выше среднего. Полученные данные свидетельствовали о том, что учащиеся, дополнительно занимавшиеся физическими упражнениями, имели достаточно высокий уровень адаптационных резервов кардиореспираторной системы, что было обусловлено тренировочным эффектом повышающим функциональные возможности различных систем и органов и развитии адаптации организма к физическим нагрузкам (Солодков А.С., Сологуб Е.Б., 2001г).

Среднее значение ИР весной в 4 «А» классе были у 40% и 29% мальчиков, что свидетельствовало об оптимальном уровне адаптационных резервов их кардиореспираторной системы. Низкая и ниже средней оценка индекса Руфье была весной у 7% и соответственно у 27% девочек, а у мальчиков у 6% и соответственно 29%.

Как свидетельствуют литературные данные, низкая оценка (-1 и –2 балла) индекса Руфье определенно свидетельствует о недостаточном уровне адаптационных резервов такой важнейшей системы жизнеобеспечения, как кардиореспираторная. Низкая и ниже средней оценка индекса Руфье весной наблюдалась у 7% и 27% девочек и 6% и 29% мальчиков соответственно, большинство из этих учащихся имели оценки так же и по другим индексам, например Миша Е. И Катя М. имели низкие оценки по всем обследованным индексам, оба эти ребенка освобождены от уроков физкультуры и имеют з –ю группу здоровья, хотя мы неоднократно рекомен<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...