Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Механизмы регуляции психологического стресса




Глава 3

Механизмы регуляции психологического стресса


 



Несмотря на многочисленность теоретических и эксперимен­тальных исследований по проблеме стресса механизмы регуля­ции его возникновения, развития и проявления изучены недо­статочно полно. Более того, как считает Г. Н. Кассиль, «... вряд ли на современном уровне знаний их можно объединить в виде единой всеобъемлющей теории» [101, с. 156]. Это положение целиком относится и к состоянию изучения механизмов пси­хологического стресса. Однако к настоящему времени получен целый ряд научных данных и предложены структурно-функ­циональные схемы регуляции стресса, что позволяет все же оптимистично оценивать разработки этой проблемы.

Аналитический обзор работ в области изучения стресса позволил Н. И. Наенко [159] сделать вывод, что в существу­ющих представлениях о механизмах развития и проявления этого состояния нашли отражение два исходных направления. Одно из них берет начало от концепции У. Кеннона [103] о мобилизирующей функции эмоций, согласно которой в чрез­вычайной ситуации, требующей быстрого и эффективного приспособления к изменениям внешней среды, происходит энергетическая мобилизация организма, выражающаяся в изменениях эндокринных, вегетативных, двигательных и других функций. Следствием такого подхода оказалось отож­дествление разных по своей природе состояний, — например состояний, возникающих при воздействии сильного физиче­ского фактора, переживания неудачи, тревожного ожидания значимого события и т. п.

Второе направление основывалось на фактах, противо­речащих активационной теории. Как пишет в своем обзоре



Раздел I. Развитие психологического стресса


Глава 3. Механизмы регуляции психологического стресса


 


J. I. Lacey [366], имеются данные, которые свидетельствуют, с одной стороны, о «диссоциации» поведенческих и соматиче­ских показателей, а с Другой — о низкой корреляции физио­логических параметров.

Признание роли внутренних, психологических условий в развитии психической напряженности (стресса) обусловили энергичный поиск связи параметров личности с поведением в сложных ситуациях и психологических детерминант этого состояния.

Существенно возрос интерес к изучению природы пси­хологического стресса в последние два десятилетия, что в известной мере объясняется активизацией исследований особенностей информационных процессов в деятельности человека, их роли в регуляции поведения, в возникновении специфических функциональных состояний и психоэмоцио­нальных расстройств здоровья.

Результаты исследований дают основание рассматривать явления психологического стресса как весьма специфическую форму стресса с точки зрения особенностей детерминации его развития, уровней регуляции, динамики данного состояния и его влияния на активность человека, что вызывает опреде­ленные методологические и методические сложности для его изучения. Такое положение связано с тем, что, во-первых, психологический стресс характеризуется, как позволяют предполагать некоторые экспериментальные данные, нали­чием ряда особенностей в проявлениях неспецифического (энергетического и информационно-когнитивного) и лич­ностного (активационного) уровней регуляции — изучение характера их взаимосвязи и взаимообусловленности пред­ставляет известные трудности. Во-вторых, психологический стресс отражается в индивидуальных формах активности, оказывая влияние на эффективность (надежность) деятель­ности и самоутверждение, и в то же время создавая в ряде слу­чаев предпосылки дальнейшего сохранения этого состояния и даже его генерализации и усиления негативных эффектов. В-третьих, психологический стресс как специфическая форма адаптационного процесса субъекта имеет своим вектором ми­нимизацию отрицательных проявлений на уровне организма и личности, характеризуется индивидуальными особенностями


в своем развитии и проявлениях, подвержен компенсирующим влияниям факторов регуляции, развития личности, стратегий решения сложных задач и т. д.

Весь этот комплекс факторов, условий и зависимостей развития состояния психологического стресса обусловливает необходимость определения методологии изучения особен­ностей его регуляции.

3. 1. Информационные и энергетические

процессы

Известно, что энергетическое обеспечение жизнедеятельно­сти составляет содержание вегетативных и метаболических процессов. Благодаря постоянно осуществляющимся про­цессам метаболизма, обеспечивающим энергетические и пластические процессы, репродуцируются динамические и структурные связи между отдельными элементами. Эти про­цессы осуществляются благодаря открытому характеру живых систем и постоянному потоку свободной энергии.

Важным качеством взаимодействия элементов живой си­стемы со средой для процессов управления и саморегуляции является его «усиленный» характер, что позволяет осущест­влять эффективное воздействие одной подсистемы на другую. В системе происходит процесс внутреннего преобразования (разряд) свободной энергии воспринимающего элемента, во много раз превышающий силу воздействия, являющегося поводом такого преобразования. Внешнее воздействие высту­пает как сигнал, несущий содержательную информацию. Чем более критична (неустойчива) система по данному параметру информации, тем меньше энергия воздействия необходима.

Проблема соотношения информационных и энергетиче­ских процессов применительно к вопросу психологического стресса может быть рассмотрена на двух уровнях. Во-первых, на уровне цедого организма, в аспекте уравновешивания его с окружающей средой как соотнесение информационных сигна­лов внешнего мира и деятельности, как обеспечение принципа активности и самовыражения живой системы. Во-вторых, на уровне самого носителя нейродинамических систем примени-



Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...