Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тест «Оценка совместимости характеров»

Тема 5. Семейные конфликты

1. Семейный конфликт: понятие, причины, факторы.

2. Предупреждение и разрешение семейных конфликтов.

3. Особенности конфликтов между родителями и детьми.

4. Профилактика конфликтов в детско-родительских отношениях.

Литература:

· Дружинин В. Н. Психология семьи. — М., 2006. – С. 13 – 56.

· Зеленков, М.Ю. Конфликтология: учебник / М.Ю. Зеленков. - М., 2015. - 324с. //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=452906

· Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб., 2001. – с. 56– 74.

 

Методические рекомендации:

По 1 вопросу:

Семья как ячейка общества и её социальные функции. Роль супружеских конфликтов в семейных отношениях. Основные причины супружеских конфликтов: психосексуальная несовместимость партнеров; неуважение чувства достоинства со стороны партнера; неудовлетворенность в положительных эмоциях; различия в потребностях проведения досуга и пр.

Факторы конфликтности в семейных отношениях. Кризисные периоды в развитии семьи как фактор, влияющий на конфликтность супружеских отношений (С.Крахотвил): адаптация супругов друг к другу; появление детей; средний супружеский возраст, связанный с проблемами однообразия; уход детей из семьи. Внешние факторы супружеской конфликтности: ухудшение материального положения; чрезмерная занятость партнера; невозможность трудоустройства и др. Влияние частоты, глубины и остроты на особенности конфликтов в семье. Типы семей (В.Торохтий): кризисная, конфликтная, проблемная, невротическая, семья с конфликтным поведением супругов. Скрытый и открытый супружеский конфликт.

По 2 вопросу:

Рекомендации по нормализации супружеских взаимоотношений, по предупреждению перерастания спорных ситуаций в конфликты. Конструктивное разрешение конфликтов между супругами. Умение супругов понимать, поощрять и уступать. Развод как радикальный способ решения супружеских конфликтов. Три стадии развода: эмоциональный развод, физический развод и юридический развод. Негативные последствия развода.

По 3 вопросу:

Конфликты во взаимодействии родителей и детей как самые распространенные в повседневной жизни. Причины конфликтности детско-родительских отношений. Психологические факторы конфликтов во взаимодействии родителей и детей: тип внутрисемейных отношений (гармоничная, дисгармоничная семья); деструктивность семейного воспитания; возрастные кризисы детей; личностный фактор.

По 4 вопросу:

Основные направления профилактики конфликтов в детско-родительских отношениях: повышение психолого-педагогической культуры родителей; организация семьи на коллективных началах; интерес к внутреннему миру детей и пр.

Самостоятельная работа 5.

1. Провести на какой-либо супружеской паре тестирование по методикам: «Оценка совместимости характеров»; «Самооценка конструктивного взаимодействия в супружеских отношениях»; «Самооценка конструктивного поведения во взаимоотношениях с детьми».

Тест «Оценка совместимости характеров»

Предстоящее обследование слишком кратко и уже потому поверхно­стно. Не отнеситесь к нему чересчур всерьез. Оно может показать, что вы и ваша невеста или супруга (жених или муж) «трудная» пара. Но не забывайте, что отношения людей диалектичны. «Трудную» пару под­час связывают более сильные, бурные чувства, чем гармоничную. По­этому основная задача обследования — способствовать откровенному обмену двух людей мнениями друг о друге.

На предложенные высказывания вы можете ответить «Верно для меня» (2 балла за каждый такой ответ), «Бывает по-разному» (1 балл), «Неверно для меня» (0 баллов).

Высказывания

1. Мне легче спросить дорогу у прохожих, чем искать ее по схеме.

2. Я люблю выбирать и покупать цветы.

3. Я стараюсь заводить знакомства, которые могут принести прак­тическую пользу.

4. По-моему, лучше действовать, чем размышлять.

5. Меня раздражает неряшливый почерк или небрежно выполнен­ная работа.

6. По-моему, лучше смена горестей и радостей, чем однообразная жизнь.

7. Думаю, что нет ничего такого, о чем нельзя было бы рассказать близкому человеку.

8. Считаю, что если у человека есть доброта и такт, значит, есть самое главное.

9. Мне нравится подшучивать над тем, кто кажется не очень умным.

10. Я люблю лыжные прогулки (летом — заплывы) на достаточно длинную дистанцию.

11. Думаю, что человек, не умеющий солидно держаться, вряд ли наделен большим умом.

12. По-моему, чистая совесть важнее, чем материальные выгоды.

13. Думаю, что если с людьми обходиться мягко, они теряют чув­ство ответственности.

14. В пище мне необходимы изысканность и разнообразие.

15. Мне важно, что обо мне думают близкие, а мнение остальных меня мало волнует.

16. Мне нравится обсуждать прочитанную книгу, просмотренный фильм.

Оценка результатов

1. Посчитайте сумму баллов по четным высказываниям (2, 4, 6...) своих ответов.

2. Отдельно посчитайте свою сумму баллов по нечетным выска­зываниям (1,3,5...).

3. Посчитайте сумму четных и нечетных высказываний на осно­ве ответов вашего избранника (невесты, жены или жениха, мужа).

4. Сопоставьте свою четную сумму с аналогичной суммой четных высказываний вашего избранника. Запишите разность между этими числами в виде значения М.

5. Точно так же сопоставьте нечетные суммы обоих супругов. За­пишите разность между этими числами в виде значения К.

6. По таблице ответов обсудите полученные результаты.

Значения М Значения К Ответ
от 0 до 5 от 0 до 5 Вы гармоничная пара и схожи характерами
  от 6 до 10 Вы гармоничная пара и неплохо дополняете друг друга по характеру
от 0 до 5 11 и выше Вы гармоничная пара, но между вами неизбежны выяснения отношений из-за различий в характере, требуется терпение и желание понять друг друга
от 6 до 10 от 0 до 5 У вас возможны определенные трудности во взаимоотношениях, но они легко преодолимы при взаимном желании и терпимости
    от 6 до 10 Трудности преодолимы, но только со временем
    11 и выше Трудности могут принять затяжной характер
11 и выше от 0 до 5 Вы разные люди, но умеете быстро приходить к согласию
    от 6 до 10 Вы трудная пара, но внушает надежду ваша взаимодополняемость во взглядах и интересах
    11 и выше Вы «трудная» пара
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...