Международное публичное экономическое право
Шумилов В.М. Международное публичное экономическое право. Ш 30 Учебное пособие. М.: НИМП, 2001. 288 с. ISBN 5-88720-031-6 В данном учебнике международное экономическое право рассматривается как отрасль международного публичного нрава. Материал изложен в сжатой, емкой форме, однако в нем находят отражение практически все значимые тенденции и явления, научные и политические доктрины, акцентируется внимание на тех проблемах, которые могли бы стать предметом теоретического рассмотрения и обобщения. Учебник предназначен для студентов и слушателей юридических и экономических факультетов высших учебных заведений России и СНГ. ББК 67.91 © В.М. Шумилв 2001 © Издательство «НИМП», 2001 ISBN 5-88720-031-6 ВВЕДЕНИЕ Настоящий курс МЕЖДУНАРОДНОГО ПУБЛИЧНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРАВА предназначен в качестве учебной дисциплины для студентов и слушателей юридических и экономических факультетов высших учебных заведений России и СНГ. В данном Курсе МЭП рассматривается как отрасль международного публичного права. Курс строится на основе двух частей — Общей части и Особенной части. В Общую часть включены темы, связанные с отдельными аспектами и проблемами международного экономического правопорядка — источниками, субъектами МЭП, населением и территорией в МЭП, экономической интеграцией, международной экономической безопасностью. Особенная часть представляет собой изложение специфических вопросов и проблем правового регулирования МЭО на основе выделенных отраслей МЭП (подотраслей международного права) — международного торгового права, международного финансового права, международного инвестиционного права, права международной экономической помощи, международного трудового права.
Материал курса сознательно изложен в сжатой, ёмкой форме, однако в нем находят отражение практически все значимые тенденции и явления МЭО, научные и политические доктрины, акцентируется внимание на тех проблемах, которые могли бы стать предметом теоретического рассмотрения и обобщения. Для удобства материал курса структурно разделен на параграфы, обозначенные порядковыми номерами. Каждый параграф содержит в себе информацию, объединенную единым контекстом. В конце каждой главы имеются вопросы, помогающие уяснению материала, заостряющие внимание на тех или иных правовых проблемах прикладного характера либо развивающие темы, стимулирующие к размышлению в заданном направлении. Каждой главе предпослана библиография. Данный курс может быть полезен для практических работников в сфере международных отношений, международных экономических отношений, внешнеэкономической деятельности, для всех, кто интересуется вопросами и проблемами современного мира. Об авторе этой книги ШУМИЛОВ ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ - юрист-международник с большим опытом научной, учебной и практической работы. Окончил МГИМО в 1980 году. Владеет английским, французским и итальянским языками. Работал в Министерстве внешней торговли СССР, Министерстве внешних экономических связей РФ, в торговом представительстве за рубежом, генеральным директором ряда внешнеторговых предприятий и организаций, юридическим советником крупных предприятий, адвокатом, деканом Международно-правового факультета Всероссийской Академии внешней торговли Минторга РФ Был по работе более чем в 20 странах. Принимал участие в разработках ряда законов по вопросам внешнеэкономической деятельности, в международных торгово-экономических переговорах, заключении международных торговых договоров и многосторонних конвенций. Осуществлял официальное взаимодействие с УНИДРУА и работу по вступлению СССР/РФ в эту международную организацию.
Преподавал в ряде институтов и академий страны, в Институте международных отношений в Риме Автор большого числа научных публикаций в России и за рубежом (Франция, США, Италия) Кандидат юридических наук. В настоящее время — заведующий кафедрой публичного права Всероссийской академии внешней торговли Минторга РФ. ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕНЯЕМЫХ СОКРАЩЕНИЙ АКТ страны Африки, Карибского бассейна и Тихого океана АНЗЮС Договор о безопасности Австралии, Новой Зеландии и США АСЕАН Ассоциация стран Юго-Восточной Азии АТЭС Организация Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества БМР Банк международных расчетов БТН Брюссельская таможенная номенклатура ВАВТ Всероссийская академия внешней торговли ВВП внутренний валовой продукт ВК Временный комитет ВОЗ Всемирная организация здравоохранения ВОИС Всемирная организация интеллектуальной собственности ВП внутригосударственное право ВТО Всемирная торговая организация ВТО Всемирная туристская организация ВЭД Внешнеэкономическая деятельность ГА Генеральная Ассамблея ГАЗ Горьковский автомобильный завод ГАТС Генеральное соглашение по торговле услугами ГАТТ Генеральное соглашение по тарифам и торговле ГДР Германская Демократическая Республика ГС Гармонизированная система описания и кодирования товаров ГТК Государственный таможенный комитет ЕАСТ Европейская ассоциация свободной торговли ЕБРР Европейский банк реконструкции и развития ЕВС европейская валютная система ЕИБ Европейский инвестиционный банк ЕОУС Европейское объединение угля и стали ЕС Европейский Союз ЕТТ Единый таможенный тариф ЕЭК Европейская экономическая комиссия ЕЭП Европейское экономическое пространство ЕЭС Европейское экономическое сообщество ЗСТ зона свободной торговли ИД Исполнительный Директорат ИКАО Международная организация гражданской авиации ИМО Международная морская организация ИНКОТЕРМС Международные правила толкования торговых терминов ИНМАРСАТ Международная организация морской спутниковой связи
ИНТЕЛСАТ Международная организация спутниковой связи ИНТЕРПОЛ Международная организация криминальной полиции ИФАД Международный фонд сельскохозяйственного развития КАМАЗ Камский автомобильный завод КАРИКОМ Карибское сообщество и Карибский общий рынок КАСТ Карибская ассоциация свободной торговли КЕС Комиссия европейских сообществ КМП Комиссия международного права КНДР Корейская Народно-Демократическая Республика КНР Китайская Народная Республика КОКОМ Координационный комитет по многостороннему экспортному контролю КОР Карибский общий рынок КС Карибское сообщество ЛАГ Лига арабских государств ЛАИ Латиноамериканская ассоциация интеграции ЛАСТ Латиноамериканская ассоциация свободной торговли ЛАЭС Латиноамериканская экономическая система МАГАТЭ Международное агентство по атомной энергии MAP Международная ассоциация развития МБРР Международный банк реконструкции и развития МБЭС Международный банк экономического сотрудничества МВФ Международный валютный фонд МГИМО Московский государственный институт международных отношений МД международный договор МЖМП Московский журнал международного права МИБ Международный инвестиционный банк МИД Министерство иностранных дел МИГА (МАГИ) Международное инвестиционно-гарантийное агентство (по другому переводу: Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций) ММВБ Московская межбанковская валютная биржа МО международные отношения МОК Международный олимпийский комитет МОМВ Международная организация мер и весов МОМД Международная организация по морскому дну МОС Международная организация по стандартизации МОТ Международная организация труда МП международное право МПР международно-правовое регулирование МПС Международная палата судоходства МПС Министерство путей сообщения МРТ международное разделение труда МСАС Международный союз авиационных страховщиков МТ международная торговля МТО Международная торговая организация МТП многосторонние торговые переговоры
МФ Министерство финансов МФА Соглашение о международной торговле текстилем МФК Международная финансовая корпорация МЧП международное частное право МЭК Межгосударственный экономический комитет МЭК Международная электротехническая комиссия МЭО международные экономические отношения МЭП международное экономическое право НАТО Организация Североатлантического договора НАФТА Североамериканская ассоциация свободной торговли НБН наиболее благоприятствуемая нация НДС налог на добавленную стоимость НИНК Национальная иранская нефтяная компания НИОКР научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы НИС новые индустриальные страны НМЭП новый международный экономический порядок НЦБ Национальное центральное бюро ОАГ Организация американских государств ОАЕ Организация африканского единства ОАО открытое акционерное общество ОАЭ Объединенные Арабские Эмираты ОБСЕ Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе ООН Организация Объединенных Наций ОПЕК Организация стран-экспортеров нефти ОПИК Корпорация заграничных частных инвестиций ОРС Орган по разрешению споров ОСП общая система преференций ОУП общие условия поставок ОЭСР Организация экономического сотрудничества и развития ОЭС - ЭКО Организация экономического сотрудничества центрально-азиатских государств ПНБ принцип наибольшего благоприятствования ПО производственное объединение ПРООН Программа развития ООН РНБ режим наибольшего благоприятствования PC развивающиеся страны РСФСР Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика САЭЕ Совет арабского экономического единства СБ Совет безопасности СБСЕ Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе СВИФТ Общество международных межбанковских финансовых телекоммуникаций СДР специальные права заимствования СЕАТО Организация договора Юго-Восточной Азии СИБ Северный инвестиционный банк СИМЕ Межправительственный комитет по вопросам миграции СКВ свободно конвертируемая валюта СМ Совет министров СНГ Содружество независимых государств СНК Совет народных комиссаров СП смешанные (совместные) предприятия СССР Союз Советских Социалистических Республик СТС Совет таможенного сотрудничества СФРЮ Социалистическая Федеративная Республика Югославия США Соединенные Штаты Америки СЭВ Совет экономической взаимопомощи СЭЗ свободная экономическая зона ТНК транснациональные корпорации ТРИМ (ТРИМС) Соглашение о торговых аспектах инвестиционных мер ТРИП (ТРИПС) Соглашение о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность
ТС таможенный союз УНИДРУА Международный институт по унификации частного права ФАО Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН ФИАТА Международная федерация ассоциаций экспедиторов ФКР Фонд капитального развития ФМС Федеральная миграционная служба ФПГ финансово-промышленная группа ФРГ Федеративная Республика Германии ЦАОР Центрально-американский общий рынок ЦБ Центральный банк ЦИК Центральный исполнительный комитет ЭВМ электронно-вычислительная машина ЭКОСОС Экономический и социальный совет ЭС экономический союз ЮАР Южно-Африканская Республика ЮНЕСКО Организация Объединенных Нации по вопросам образования, науки и культуры ЮНКТАД Конференция ООН по торговле и развитию ЮНИДО Организация Объединенных Наций по промышленному развитию ЮНИДРУА Международный институт по унификации частного права ЮНИСЕФ Детский фонд ООН ЮНИСИСТ Международная система научно-технической информации ЮНСИТРАЛ Комиссия ООН по праву международной торговли ОБЩАЯ ЧАСТЬ Глава 1 Международное экономическое право и система международных экономических отношений Литература: Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. М., 1997; Богуславский М.М. Международное экономическое право. 1986; Бувайлик Г.Е. Правовое регулирование международных экономических отношении. Киев, 1977; Вельяминов Г.М. Основы международного экономического права. М., 1994; Ковалев А.А. Международное экономическое право и правовое регулирование международной экономической деятельности на современном этапе. М., ДА МИД РФ, 1998; Королев М.А. Наднациональность с точки зрения международного права. — МЖМП, № 2, 1997; Лисовский В.И. Правовое регулирование международных экономических отношении. М., 1984; Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. М., 1997; Поздняков Э.А. Системный подход и международные отношения. М., 1976; Томас В., Нэш Дж. Внешнеторговая политика: опыт реформ. Всемирный банк. М., 1996; Усенко Е.Т. Проблемы экстерриториального действия национального закона. — МЖМП, № 2, 1996; Шатров В.П. Международное экономическое право. М., 1990; Шумилов В.М. Международное экономическое право. М., 1999; Шумилов В.М. Категория «государственный интерес» в политике и праве (системно-теоретические и международно-правовые аспекты). — Право и политика, № 3, 2000, с. 4—17; Carreau D., Flory T.,Juillard P. Droit international economique. Paris, 1990; Decaux E. Droit international public. Paris, 1997. 1.1. Международный экономический правопорядок 1. Международные хозяйственные связи на протяжении веков оставались одной из основных форм общения человечества. Война и развитие торговли были главными внешними функциями древних государств. В результате международного разделения труда формировались определенные типы экономики: скотоводческие, земледельческие, промышленные. В Азии в основном складывалась экономика аграрного типа, античная экономика тяготела к промышленному типу, базировалась на железной технике. Известно, что в VI веке до н.э. Афины были центром ремесленного производства в античном мире. Уже при рабовладельческом способе производства возник мировой рынок, который был преимущественно внутриконтинентальным рынком: Финикия, Древний Египет, Греция, Рим вели торговлю между собой и с многочисленными городами-государствами Средиземноморья и Черного моря. С Востока поступали ткани, парфюмерия, стекло, рис, пряности. В средние века внутриконтинентальный рынок перерос в межконтинентальный: Китай торговал не только с Индией, но и с Аравией, Южной Африкой; Венеция и Генуя вели торговлю с Египтом. Из Средиземноморья экспортировались оливковое масло, вино, медь, свинец, мрамор, керамика, шерсть, ремесленная продукция. Ввозились же рабы, хлеб, скот, шерсть, пенька. К XIV веку сложились товаропотоки в районе Северной Европы, Балтийского моря. Отсюда на международный рынок поступали лен, масло, ткани. Торговые операции тесно переплетались с кредитно-ростовщическими. Из меняльных контор выросли банкирские дома и банки. К концу XVI века, после великих географических открытий (открытие Америки), торговля стала мировой. Товарооборот расширялся за счет новых товаров — табака, кофе, какао, чая, сахара, серебра, золота и др. Мировое хозяйство стало колониальным, т.е. основанным на неэквивалентном обмене товарами. Португалия, Испания, Франция представляли собой колониальные империи. Колонии удовлетворяли основной внешний стратегический государственный интерес — обеспечить экономику необходимыми ресурсами. С промышленного переворота в Европе XVII века началась индустриализация западного мира, фабричное машиностроение. Антверпен и Амстердам считались мировыми центрами торговли и кредита. Многие государства стали защищаться от ввоза дешевых товаров, конкурирующих с национальными товарами. Так, Англия ввела высокие пошлины на импорт готовых изделий. В XIX веке Англия лидировала в мировом хозяйстве, английская промышленность ушла вперед. В это время началось осуществление политики свободной торговли — взаимного освобождения от таможенных пошлин ввозимых в Англию и вывозимых из неё товаров. Англия заключила двусторонние договоры с европейскими государствами о взаимном предоставлении режима наибольшего благоприятствования и вскоре заняла доминирующие позиции в мировой промышленности, торговле, кредитных отношениях, морском транспорте. Европейские государства заключили друг с другом двусторонние договоры о взаимном предоставлении режима наиболее благоприятствуемой нации. Россия в это время занимала пятое место в мире по промышленному развитию. США в середине XIX века экспортировали в основном сырье, сельскохозяйственные продукты и придерживались протекционистской политики, которая сочеталась с полной свободой импорта иностранного капитала. К концу XIX — началу XX вв. США превратились в первую индустриальную страну мира. В XX веке человеческое общество прошло через гигантские технологические сдвиги. Научно-технический прогресс изменил структуру промышленности, характер всей производственной деятельности человечества. Колониальная система распалась. Мир вступил в стадию интеграционных процессов. Взаимопроникновение экономик выразилось в интенсивном трансграничном движении товаров, услуг, инвестиций, рабочей силы. Индустриальная эпоха начала сменяться эпохой информационной, постиндустриальной. В настоящее время в международном разделении труда наблюдается тенденция к созданию единого планетарного рынка товаров, услуг, капиталов. Мировое хозяйство становится единым комплексом. 2. Национальные экономики разных государств, таким образом, связаны между собой хозяйственными связями, которые и образуют международные экономические отношения (МЭО). Международные экономические отношения находят свое практическое выражение в международной торговле, валютно-финансовых, инвестиционных и других связях, т.е. в перемещении разного рода ресурсов. Масштабы современной мировой экономики и международных экономических отношений можно проиллюстрировать следующими данными. К концу XX века совокупный показатель валового внутреннего продукта (ВВП) в мире составил более 30 трлн. долларов в год, объем мировой торговли товарами — более 10 трлн. долларов. Накопленные прямые иностранные инвестиции достигли, примерно, 3 трлн. долларов, а ежегодные прямые инвестиции — более 300 млрд. долларов. Доля США в мировом ВВП превышала в этот период четверть совокупного показателя, доля в экспорте — 12%. Доля стран ЕС в мировом экспорте составила 43%, Японии — около 10%. Основные товаропотоки и инвестиционные потоки сосредоточились в рамках «триады»: США—ЕС—Япония Из движения товаров складывается международная торговля, т.е. оплачиваемый совокупный товарооборот. Оплачиваемые импорт и экспорт одной страны называются внешней торговлей. В системе правового регулирования межгосударственных экономических отношений сложилась своя «надстройка» — международное экономическое право (МЭП). МЭП является одной из отраслей международного права. ОПРЕДЕЛЕНИЕ: Международное экономическое право — это система правовых норм, регулирующих отношения между субъектами МП в связи с их деятельностью в области международных экономических отношений (в торговой, финансовой, инвестиционной, трудоресурсной сферах). Таким образом, объектом регулирования в международном экономическом праве являются международные экономические отношения — многосторонние и двусторонние, трансграничное перемещение ресурсов (в самом широком понимании «ресурсов» — от материальных до интеллектуальных). МЭП имеет свои отрасли (подотрасли МП): — международное торговое право, в рамках которого регулируется движение товаров, включая торговлю услугами и правами; — международное финансовое право, регулирующее финансовые потоки, расчетные, валютные, кредитные отношения; — международное инвестиционное право, в рамках которого регулируется движение инвестиций (капиталов); — право международной экономической помощи как совокупность норм, регулирующих движение материальных и нематериальных ресурсов, не являющихся товаром в принятом смысле; — международное трудовое право, в рамках которого регулируется движение трудовых ресурсов, рабочей силы. Часть норм, регулирующих МЭО, входит в международно-правовые институты, традиционно включаемые в состав других отраслей МП. Так, режим морских исключительных экономических зон и режим морского дна как «общего наследия человечества» устанавливаются международным морским правом; режим рынка услуг в области авиаперевозок — международным воздушным правом и т.д. 3. МЭО (в широком смысле этого понятия) имеют, как известно, два уровня отношений — в зависимости от наличия публичного и частного элементов: а) отношения публично-правового характера между субъектами МП: государствами, международными организациями. Именно эти отношения в сфере МЭО регулируются международным экономическим правом; б) хозяйственные, гражданско-правовые (частно- правовые) отношения между физическими и юридическими лицами разных стран. Эти отношения регулируются внутренним правом каждого государства, международным частным правом. В то же время публичные субъекты: государства, международные организации – вступают не только в МЕЖДУНАРОДНО- правовые, но зачастую и в ГРАЖДАНСКО- правовые отношения. Очень часто, особенно если речь идет о разработке природных ресурсов, режим приема и защиты иностранных инвестиций определяется в соглашении между принимающим государством и частным иностранным инвестором. В соглашениях государство-импортер, как правило, обязуется не предпринимать никаких мер по национализации или экспроприации имущества инвестора. Такие соглашения называются «диагональными», а в западной литературе — «государственными контрактами». «Государственные контракты» («диагональные соглашения») — это предмет, находящийся в сфере регулирования внутреннего права; это часть внутреннего права. Вместе с тем, многие западные юристы считают, что это — сфера так называемого «международного контрактного права». 4. Для международных хозяйственных связей всегда была актуальна проблема иммунитета государства. Как должен действовать принцип иммунитета государства, если государство вступает в частно-правовые отношения, в «диагональные» соглашения? Международно-правовой принцип иммунитета государства тесно связан с понятием суверенитета. Суверенитет — это один из признаков государства, его неотъемлемое свойство, заключающееся в полноте законодательной, исполнительной и судебной власти на своей территории; в неподчинении государства, его органов и должностных лиц властям иностранных государств в сферах международного общения. Иммунитет государства состоит в том, что оно неподсудно суду другого государства (равный над равным не имеет юрисдикции). Иммунитетом пользуются: государство, органы государства, имущество государства. Различают иммунитета: – судебный: государство не может быть привлечено к суду другого государства в качестве ответчика, кроме случаев прямо выраженного им согласия на это; — от предварительного обеспечения иска: имущество государства не может быть подвергнуто мерам принудительного характера в целях обеспечения иска (например, на имущество не может быть наложен арест и т. п.); — от принудительного исполнения вынесенного судебного решения: государственное имущество не может быть подвергнуто мерам принудительного исполнения судебного или арбитражного решения. Западная правовая теория разработала доктрину «расщепления иммунитета» («функционального иммунитета»). Суть её в том, что государство, вступающее в гражданско-правовой договор с иностранным физическим/юридическим лицом для осуществления функций суверенитета (строительство здания посольства, например), обладает указанными иммунитетами. В то же время, если государство вступает в такой договор с частным лицом с коммерческими целями, то оно должно приравниваться к юридическому лицу и, соответственно, не должно пользоваться иммунитетами. Правовая доктрина СССР, социалистических стран, многих развивающихся государств исходила из непризнания доктрины «расщепления иммунитета», имея в виду, что даже в экономическом обороте государство не отказывается от суверенитета и не лишается его. Однако в современных условиях, в условиях рыночной или переходной экономики, противодействие функциональной теории иммунитета во многом лишается смысла, поскольку субъекты хозяйственной деятельности больше не «огосударствлены». Правовая политика и позиция России, стран СНГ должна принять (и фактически приняла) доктрину «расщепления иммунитета», что будет содействовать благоприятному правовому инвестиционному климату, вхождению этих стран в правовое поле регулирования МЭО. 5. Государства, взаимодействуя в международных экономических отношениях, вступают в правоотношения, несут юридические права и обязанности. Из множества правоотношении образуется международный экономический правопорядок. На международный экономический правопорядок оказывают существенное воздействие следующие обстоятельства: а) в хозяйственных связях между национальными экономиками постоянно противоборствуют две тенденции — либерализация и протекционизм. Либерализация — это устранение ограничений в международных экономических отношениях. В настоящее время в рамках Всемирной торговой организации (ВТО) осуществляется скоординированное на многосторонней основе снижение таможенных тарифов с целью их полной ликвидации, а также устранение нетарифных мер регулирования. Протекционизм — это применение мер ограждения национальной экономики от иностранной конкуренции, использование тарифных и нетарифных мер для защиты внутреннего рынка; б) на правовое положение того или иного государства в системе МЭО влияет степень воздействия государства на экономику — экономическая функция государства. Такое воздействие может осуществляться в диапазоне от непосредственного участия в хозяйственной деятельности до разного уровня государственного регулирования экономики. Так, в СССР вся экономика была государственной. Во внешнеэкономической сфере существовала государственная монополия на внешнеэкономическую деятельность: внешнеэкономические функции осуществлялись через замкнутую систему уполномоченных внешнеторговых объединений. Такой рыночный инструмент регулирования импорта, как таможенный тариф, в плановой, государственной экономике не имел определяющего значения. В странах с рыночной экономикой государство не вмешивается в экономику столь тотально, его вмешательство принимает формы государственного регулирования. Право осуществления внешнеэкономических связей имеют все субъекты хозяйственной деятельности. Основным инструментом регулирования внешнеэкономических связей выступает таможенный тариф (наряду с нетарифными мерами). Глубинной основой различных подходов государства к управлению сферой внешнеэкономической деятельности (ВЭД) являлись кардинально противоположные взгляды на сущность государства и его роль в обществе. Современное мировое хозяйство основано на принципах рыночной экономики. Международный экономический правопорядок, следовательно, рассчитан на взаимодействие между собой государств рыночного типа. Социалистические в прошлом государства (около 30 государств), осуществляющие переход от плановой, государственной, экономики к экономике рыночной, получили специальный статус «государств с переходной экономикой». Баланс между рыночными механизмами международных хозяйственных связей и государственным регулированием экономики устанавливается в противоречиях между либерализацией и протекционизмом. 6. Все то, по поводу чего государства вступают в правоотношения, является предметом правоотношения. Предметом контрактных правоотношений частных лиц в сфере международных экономических отношений могут быть: товары, услуги, финансы (валюты), ценные бумаги, инвестиции, технологии, права собственности (в т.ч. интеллектуальной собственности), другие имущественные и неимущественные права, рабочая сила и т.п. Предметом межгосударственных — публичных — правоотношений в сфере международных экономических отношений, являются, как правило, правовые режимы товарооборота, доступа товаров на внутренний рынок, защиты рынка, принципы расчетов по товарообороту, использование тарифных и нетарифных мер регулирования внешней торговли, импорта/экспорта, контроля за мировыми ценами на товарных рынках, регулирования товаропотоков, транспортировки товаров, правовой статус частных лиц, осуществляющих ВЭД и т. п. 7. Для решения указанных вопросов государства используют следующие методы регулирования: — метод двустороннего регулирования отношений: в торговых договорах, соглашениях о товарообороте или поставках товаров, соглашениях об экономическом и научно-техническом сотрудничестве; — метод многостороннего регулирования: «пакетом» соглашений системы ВТО, включая тексты ГАТТ, ГАТС, ТРИП, а также многосторонними товарными соглашениями и в рамках других международных организаций (ОПЕК и др.) и соглашений; — метод наднационального регулирования; элементы такого регулирования используются в рамках международных организаций — ВТО, МВФ и т. п.; — метод диапозитивного регулирования — с помощью диспозитивных норм международного права; — метод императивного регулирования — с помощью императивных норм международного права. 8. Воля государств направляется государственными интересами. Именно они приводят в действие механизм государства. Государства стремятся воплотить свои интересы в право и таким образом легализовать их. Следовательно, государственные интересы находят отражение в нормах международного экономического права В научной литературе и в политической практике в качестве синонима термина «государственный интерес» часто используется термин «национальный интерес». Интересы выражают пути и способы удовлетворения потребностей. Другими словами, интерес — это отношение к своим потребностям. Потребности современного государства сегодня невозможно удовлетворить без межгосударственного взаимодействия. Значит, объективный интерес практически любого современного государства состоит в том, чтобы участвовать в межгосударственном общении, в международных экономических отношениях. Главной ценностью, с точки зрения международных экономических отношений, для всех ведущих государств являются на сегодня ресурсы (прежде всего исчерпаемые), позволяющие государствам обеспечивать функционирование своих национальных хозяйств. Достаточно иметь в виду, что, например, эксплуатируемых запасов нефти на земле осталось в среднем на 30 лет потребления (в том числе в Европе — на 15 лет, на Ближнем Востоке — на 90 лет). Вокруг основных ресурсов, товаропотоков, финансовых потоков и товарных/инвестиционных рынков и разворачивается главная «борьба интересов» — государственных и частных. Так, государственные внешние долгосрочные стратегические интересы, например, США, других развитых государств в международных экономических отношениях заключаются в том, чтобы: управлять процессом формирования единого мирового экономического пространства; поставить под контроль источники и трансграничные потоки ресурсов, в частности, через многосторонние организации и договоры; превратить свои транснациональные корпорации в ударную силу по освоению мирового экономического пространства. В этих условиях государственные внешние стратегические интересы России могут состоять в том, чтобы обеспечить посильное присутствие России в международных финансовой, инвестиционной, торговой системах; помогать своим предприятиям в освоении ими мирового экономического пространства, защищать их частные интересы. С точки зрения носителей того или иного интереса различаются: — интересы государственные (одного государства); — интересы групповые (нескольких государств, в том числе государств одного цивилизационного типа); — интересы международного сообщества в целом (общечеловеческие). Соответственно интересы государственные можно подразделить на: — интересы внутреннего развития (внутренние); — интересы государства как субъекта международных отношений (внешние). С точки зрения предмета, государственные интересы достаточно условно подразделяются на: экономические, политические, территориальные, правовые, интеллектуальные (духовные, социокулътурные) и т. п. Можно различать интересы тактические и стратегические; долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные; нашедшие отражение в праве и не закрепленные в нем. В международных экономических отношениях интересы легализуются и реализуются через международное экономическое право. 9. В течение всего XX века государства обеспечивали свои интересы силой — как правило, военно-политической. Международное право XX века покоилось на «балансе силы» между ведущими государствами. В современных международных экономических отношениях государственные интересы обеспечиваются экономической силой. Государства объединяются в интеграционные группировки, которые и служат инструментом закрепления в праве их интересов. Это означает, что сила не ушла из международного права, а лишь меняет свою форму — миропорядок во всё большей степени зависит от силы экономической. При этом надо иметь в виду, что для многих стран государственный интерес в целом ряде вопросов все чаще совпадает с общечеловеческим интересом. Экологические, информационные проблемы также порождают общечеловеческие интересы. Кроме того, в международном праве закреплен институт общего наследия человечества. Общим наследием являются ресурсы морского дна, небесные тела, включая Луну. Не исключено, что общим наследием человечества будет признана и Антарктика. Это коллективные ресурсы человеческого общества. Реализация общечеловеческих интересов требует особых методов регулирования. Очевидно, что наиболее адекватным методом для решения такого рода вопросов является метод наднационального регулирования, зачатки которого уже присутствуют в системе правового регулирования международных экономических отношений. Общечеловеческие интересы, наряду с государственными интересами, также (и во все большей степени) должны проникать в международное экономическое право и закрепляться в нем. 10. Главная проблема для современного экономического правопорядка — это применение государствами экономической силы, мер экономического воздействия на основе самостоятельной оценки юридических фактов. Такие меры экономического воздействия и принуждения могут применяться: 1. как контрмера в случае правонарушения; 2. как правонарушение. Важно отделить одни случаи применения мер экономического принуждения от других, правильно квалифицировать имеющиеся юридические факты. По Уставу ООН (ст.2), запрещается угроза силой или её применение. Однако под «силой» имеется в виду во Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|