Сидоренко А.И., учитель русского языка и литературы
Предмет
Литература
Класс
Тип урока
Урок развивающего контроля.
Технология построения урока
Индивидуальный проект
Тема
Лирика Андрея Белого. Основные мотивы сборника «Пепел».
Цель
Дать представление об особенностях художественного метода Андрея Белого; развивать навык выразительного чтения стихотворений, совершенствовать творческие способности учащихся (умение слагать стихи)
Основные термины, понятия
Символизм, модернизм, биография Андрея Белого. Стихотворение. Стихосложение. Рифма. Выразительные средства художественной литературы: эпитет, метафора, олицетворение, антитеза.
Планируемый результат
Предметные умения:
1) понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
2) умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
3) определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
4) приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
5) собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
6) понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
7) восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
8) понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
9) понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Личностные УУД:– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремление к совершенствованию собственной речи;– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;– осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;– потребность в самовыражении через слово;– устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;– пользоваться словарями, справочниками;– осуществлять анализ и синтез;– устанавливать причинно-следственные связи;– строить рассуждения
Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;– уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;– высказывать и обосновывать свою точку зрения;– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;– задавать вопросы.
Организация пространства
Формы работы
Ресурсы
Лекция;
Самопрезентация заранее выбранного текста;
Творческая работа в парах
Книгопечатная продукцияСборник А. Белого «Пепел», избранные тексты.Технические средства обучения: нетбук, проектор, колонки