Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие артикуляционной моторики




Система коррекционной работы по развитию артикуляционной моторики

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

1. Развитие артикуляционной моторики…………………………………..…5

2. Артикуляционная и лицевая моторика………………………………...….7

3. Артикуляционная гимнастика……………………………………………..9

4. Коррекционные методы воздействия на детей с ОНР…………………..12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………..…………….16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..18

ВВЕДЕНИЕ

Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его возможности познания окружающего мира, полноценнее взаимодействие со сверстниками и взрослыми, совершеннее его умственное и психофизическое развитие, так как речь занимает центральное место в процессе психического развития ребенка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом. Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, в том числе и звукопроизношение.

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно и её развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Расстройство подвижности артикуляционных органов является одной из ключевых проблем возникновения нарушений в произношении звуков. Без восстановления нарушенных функций мы не можем надеяться на исправление речевого дефекта. Поэтому специалисты много времени и внимания уделяют артикуляционной моторике.

Вопросами развития артикуляционной моторики занимались теоретики и практики, специализирующиеся по расстройствам речи - М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. Ф. Фомичева, Л. С. Волкова, Т. Б. Филичева и другие. В специальной логопедической литературе достаточно полно раскрыта значимость работы по развитию моторики артикуляционных органов для формирования правильного звукопроизношения, даны описания и методические указания по выполнению комплексов специальных упражнений.

Целью данного реферата является рассмотрение системы коррекционной работы по развитию артикуляционной моторики, выявление грамотного воздействия упражнений на артикуляционный аппарат.

Для выявления данной цели у нас стоит ряд задач:

- Рассмотреть понятие «артикуляционная моторика»;

- Проанализировать коррекционную работу по развитию артикуляционной моторики у авторов-практиков;

- Выявить недостатки и достоинства современной системы коррекционной работы по развитию артикуляционной моторики.

Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников.

В работе использовались учебно-методические пособия, научные публикации и Интернет-ресурсы.

 

 

Развитие артикуляционной моторики

Знание анатомо-физиологических механизмов речи, то есть строения речевого аппарата и функциональной организации речевой деятельности, позволяет представлять сложный механизм речи в норме, дифференцированно подходить к анализу речевой патологии и правильно определять пути коррекционного воздействия. Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которой главная, ведущая роль принадлежит деятельности головного мозга. Для того чтобы речь человека была членораздельной и понятной, движения речевых органов должны быть закономерными и точными. Вместе с тем эти движения должны быть автоматическими, то есть такими, которые осуществлялись бы без специальных усилий. Как правило, говорящий следит только за течением мысли, не задумываясь над тем, какое положение должен занять его язык во рту, когда надо вдохнуть и так далее. Это происходит в результате действия механизма произнесения речи. Для понимания действия механизма произнесения речи необходимо хорошо знать строение речевого аппарата.

Артикуляционная моторика - это деятельность речевых органов, связанных с произнесением звуков речи и различных их компонентов, составляющих слоги, слова. Органы речевой артикуляции - органы, которые обеспечивают движение ротовой полости. Уклад (артикуляционный) - положение, которое органы занимают (принимают) при движении. Основными органами артикуляции являются язык, губы, челюсти (верхняя и нижняя), твердое и мягкое небо, альвеолы. Из них язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть являются подвижными, остальные - неподвижными.

Понятие «задержка речевого развития» (ЗРР) широко применяется в логопедической практике. Этот заключение определяет уровень речевого развития детей раннего возраста. Под задержкой речевого развития понимается отставание в темпах становления речевой функции, проявляющееся во всех структурных компонентах речи, носящее временный характер и относительно легко ликвидируемое в условиях коррекционной работы [3, C.133].

Важную роль в формировании звукопроизношения играет чёткая, точно скоординированная работа артикуляционных органов, способность их к быстрому и плавному переключению с одного движения на другое, а также к удержанию заданной артикуляционной позы. Поэтому первостепенное значение имеет устранение нарушений в работе артикуляционного аппарата и подготовка его к постановке звуков.

Системное изучение двигательной сферы детей с отклонениями в речевом развитии показывает, что у большинства из них несовершенство движений наблюдается во всех компонентах моторики: в общей (крупной), в лицевой и артикуляционной, в тонких движениях кистей и пальцев рук, а также трудности в регуляции и контроле произвольных движений.

В коре головного мозга речевая область расположена рядом с двигательной, поэтому работа по формированию и совершенствованию произвольной моторики рассматривается как необходимая составная часть комплексной системы коррекционно-педагогического воздействия. Чем больше уделяется внимание этому вопросу, тем эффективней и быстрее будет достигнут положительный результат.

Важнейшим направлением логопедической работы является развитие артикуляционной моторики. Это длительная, кропотливая, сложная работа. Метод воспитания звукопроизношения путём специфической гимнастики признан рядом известных теоретиков и практиков.

Артикуляционная гимнастика-это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...