Значение и сущность ЭКОНОМИЧЕСКИХ показателей деятельности торгового предприятия
ВВЕДЕНИЕ
Переход к рыночной экономике требует от предприятия торговли повышения внимания к оценке эффективности торговой деятельности, анализу экономических показателей и выявлению резервов улучшения их состояния. Важная роль в реализации этой задачи отводится анализу хозяйственной деятельности торговых предприятий. С его помощью вырабатываются отражения и тактика развития торгового предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за выполнением, выявляются резервы повышения эффективности торговой деятельности, осуществляются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников. В современных экономических условиях деятельность каждого экономического субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений (организаций и физических лиц), заинтересованных в результатах его функционирования. На основе доступной им отчетно-учетной информации указанные лица стремятся оценить финансовое положение предприятия. Основным инструментом для этого служит финансовый анализ, при помощи которого можно объективно оценить внутренние и внешние отношения анализируемого объекта: охарактеризовать его платежеспособность, эффективность и доходность деятельности, перспективы развития, и затем по его результатам принять основные решения. Целью данной работы является: на основе изучения экономической литературы и переработке теоретического материала, проанализировать и оценить экономические результаты деятельности торгового предприятия ООО «Камелия».
Значение и сущность ЭКОНОМИЧЕСКИХ показателей деятельности торгового предприятия
1.1. Цели и задачи анализа экономических результатов деятельности торгового предприятия.
Одним из основных требовании функционирования предприятий и их ассоциаций в условиях рыночной экономики являются безубыточность хозяйственной и другой деятельности, возмещение расходов собственными доходами и обеспечение в определенных размерах прибыльности, рентабельности хозяйствования. Главная задача предприятия - хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника имущества предприятия. Основными показателями, характеризующими результаты коммерческой деятельности торговых предприятий, выступают товарооборот, валовой доход, другие доходы, издержки обращения, прибыль и рентабельность. Цель анализа объемных показателей деятельности - выявление, изучение и мобилизация резервов роста доходов, прибыли, повышения рентабельности при улучшении качества обслуживания покупателей. В процессе анализа проверяют степень выполнения планов по товарообороту, доходам, издержкам, прибыли, рентабельности, изучают их динамику, определяют и измеряют влияние факторов на результаты коммерческой деятельности предприятий, выявляют и мобилизуют резервы их роста, особенно прогнозные. Одной из основных задач анализа является также изучение экономической целесообразности и эффективности распределения и использования прибыли. Для достижения этих целей торговые предприятия должны решать такие задачи: • оценивают, в какой степени была обеспечена максимизация прибыли; • в случаях убыточной работы выявляют причины такого хозяйствования и определяют пути выхода из сложившейся ситуации; • рассматривают доходы на основе их сопоставления с расходами и выявляют прибыль от реализации;
• изучают тенденции изменения доходов по основным товарным группам и в целом от торговой деятельности; • выявляют, какая часть доходов используется на возмещение издержек обращения, налогов и образование прибыли; • рассчитывают отклонение величины балансовой прибыли по сравнению с величиной прибыли от реализации и определяют причины этих отклонений; • исследуют различные показатели рентабельности за отчетный период и в динамике; • выявляют резервы увеличения прибыли и повышения рентабельности и определяют, как и когда возможно использовать эти резервы; • изучают направления использования прибыли и оценивают, обеспечено ли финансирование за счет собственных средств развития хозяйственной деятельности. На практике используется внешний и внутренний анализ. Внешний анализ базируется на публикуемых отчетных данных и поэтому содержит ограниченную часть информации о деятельности предприятий. Целью его является оценки рентабельности работы предприятия, эффективности использования капитала. Итоги этой оценки учитываются во взаимоотношениях предприятия с акционерами, кредиторами, налоговыми органами и служат основой определения положения этого предприятия на рынке, в отрасли и в деловом мире. Естественно, что публикуемая информация не затрагивает всех сфер деятельности предприятии, содержит укрупненные данные, в основном об их финансовой деятельности, и в силу этого обладает способностью к сглаживанию и вуалированию негативных явлений, имеющих место в деятельности предприятий. Поэтому внешние потребители аналитического материала стараются при возможности получить дополнительные сведения о деятельности предприятий сверх того, что ими публикуется. Наибольшее значение в деле оценки результатов деятельности и определении мер по увеличению прибыли и повышению рентабельности имеет внутренний анализ. Он основан на использовании всего комплекса экономической информации, первичных документов и данных аналитического, статистического, бухгалтерского учета и отчетности. Аналитик имеет возможность реально оценить состояние дел на предприятии. Он может получить из первоисточника достоверные сведения о ценовой политике предприятия и его доходах, о формировании прибыли от реализации, о структуре издержек обращения и других расходах, дать оценку положения предприятия на товарных рынках, о валовой (балансовой) прибыли т. п.
Именно внутренней анализ позволяет изучить механизм достижения предприятием максимальной прибыли. Этот вид анализа играет решающую роль в разработке важнейших вопросов конкурентной политики предприятия, которые используются при оценке выполнения поставленных задач и для разработки программ развития на перспективу. Данный вид анализа, связанный с изучением сложившихся в прошлом тенденций, называется ретроспективным, а направленный на изучение будущего - перспективным. Комплексный подход к изучению конечных результатов коммерческой деятельности позволяет принимать обоснованные управленческие решения по ходу текущей деятельности, способствует выбору лучших вариантов действий в перспективе.
1.2. Система экономических показателей 1.2.1. Розничный товарооборот
Розничный товарооборот представляет собой объем продажи товаров населению через все каналы реализации и означает завершение процесса обращения товаров на потребительском рынке. Данные о товарообороте позволяют оценить степень проникновения предприятия на рынок, оценить сложившуюся конъюнктуру, конкурентную позицию на рынке и темпы экономического развития торгового предприятия. Розничный товарооборот является одним из определяющих факторов эффективного функционирования торговли, исходной основой для определения ресурсного потенциала предприятия (объема и состава трудовых, материальных и финансовых ресурсов), одним из основных факторов, определяющих величину затрат ресурсов (сумму и состав издержек обращения). Анализ розничного товарооборота включает в себя три раздела: 1. Анализ объема и структуры товарооборота; 2. Анализ товарных запасов; 3. Анализ оптовых закупок (поступления товаров). Источниками информации для проведения экономического анализа являются бухгалтерия и статистическая отчетность, данные оперативного учета и выборочные исследования, проводимые на предприятии.
1.2.2. Валовой доход К основным источникам формирования прибыли торговых предприятий относятся реализованные торговые надбавки, а по некоторым товарам - торговые скидки. В настоящее время предприятиям розничной и оптовой торговли предоставлено право самостоятельно определять оптовые и торговые надбавки на товары исходя из спроса, фактических издержек обращения и оптимальных уровней рентабельности (с учетом установленных предельных размеров надбавок). Свободная розничная цена товара сформируется из свободной отпускной цены (цены закупки) и с добавлением торговой и оптовой надбавок в установленных торговым предприятием размерах. Кроме реализованных торговых надбавок, предприятия розничной торговли могут иметь доходы от биржевой и брокерской деятельности, от продажи товаров и имущества на аукционах, доходы по операциям с тарой (превышение доходов над расходами), от стоимости излишков тканей, выявленных при перемеривании, от реализации акций, облигаций, других ценных бумаг и т.п. Однако основным источником сформирования доходов розничных торговых предприятий являются реализованные торговые надбавки (валовой доход). За счет валового дохода взимаются по установленным ставкам налог на добавленную стоимость, акцизы и некоторые другие обязательные платежи. Следовательно, для определения валового дохода от реализации товаров, остающегося в распоряжения торгового предприятия, следует из общей его суммы вычесть перечисленные выше налоги и другие обязательные платежи. Таким образом, валовой доход торгового предприятия — это выручка от реализации товаров и услуг (товарооборот) за вычетом затрат на оплату стоимости полученных от поставщиков товаров. Валовой доход состоит из трех частей: • сумма денежных средств, полученных от реализации товаров, за счет разности между ценой продажи товаров (товарооборотом) и ценой их приобретения. Эта часть валового дохода представляет собой торговую надбавку; • поступления за оказанные услуги и выполненные работы (подгонка верхней одежды, раскрои тканей, доставка товаров на дом и др.); • прочие доходы от неосновной деятельности (сальдо доходов и расходов от внереализационных операции, реализации излишков оборудования, передачи временно не используемых помещений и объектов мелкорозничной сети в аренду, доходы от долевого участия в деятельности других предприятии, от ценных бумаг, принадлежащих предприятию, и др.).
1.2.3. Издержки обращения Обращение товаров требует общественных затрат, вызываемых их доставкой, хранением и реализацией: Эти затраты живого и овеществленного труда, необходимые для доведения товаров до потребителя, выраженные в денежной форме, называются издержками обращения. Проблема издержек одна из наиболее актуальных и важных проблем экономики предприятия, так как уровень, динамика и структура издержки обращения тесно связаны со всеми сторонами хозяйственной деятельности предприятий, с вопросами планирования и организации процесса-движения товаров из сферы производства в сферу потребления. Издержки обращения являются важнейшим, качественным показателем, который позволяет судить, насколько успешно предприятия осуществляют задачу дальнейшего развития товарооборота, улучшения культуры торговли и обслуживания населения. Правильный учет и планирование издержек обращения способствует устранению бесхозяйственности и излишеств в расходовании средств, при одновременном проведении мероприятий по повышению культуры торговли. Издержки обращения возникают у тех предприятий, которые осуществляют товарное обращение. Они образуются у предприятий торговли и общественного питания у предприятий и организаций различных заготовительных систем. Вместе с тем издержки несут и непосредственно производители товаров - промышленные предприятия, совхозы, колхозы, а также колхозники, рабочие и служащие при продаже продукции от своих приусадебных хозяйств на рынке. Не все затраты торговых, предприятий могут быть отнесены к издержкам обращения. К ним относятся только такие расходы, которые действительно с народнохозяйственной точки зрения являются издержками по, осуществлению товарооборота. Такие же расходы торговых предприятий как налоги, пени, штрафы не являются затратами в народнохозяйственном смысле, а выражают перераспределение средств. Не относятся к издержкам обращения и убытки торговых предприятий, обусловленные плохой постановкой контроля или запущенностью учета. Так, убытки от списания дебиторской задолженности, убытки, происшедшие в результате чисто случайных причин, стихийных бедствий и др. также не обусловлены торговым процессом и списываются на счет прибылей и убытков. Не учитываются в издержках обращения торговых предприятий расходы по транспортированию товаров народного потребления промышленными предприятиями по цене Франко-станция назначения, затраты на "производство товаров широкого потребления, на выращивание сельскохозяйственной продукции и развитие животноводства в предприятиях, находящихся в ведении торговых организаций. Это такие же издержки производства, какие имеются на фабриках и заводах, в совхозах, колхозах и в других производственных предприятиях. В разных коммерческих фирмах при рассмотрении издержек используют следующие термины: издержки, затраты, расходы. Будем считать, что понятия издержки, расходы и затраты равнозначны. В силу действия феномена редкости (ограниченности всех видов ресурсов) коммерческая деятельность без некоторых издержек вообще невозможна. В силу этого обстоятельства любое решение о товародвижении вызывает необходимость отказа от использования тех же ресурсов в других целях. Таким образом - все издержки представляют собой альтернативные (или вмененные) издержки. Альтернативные издержки производства являются главным препятствием, с которым сталкивается фирма в процессе реализации своих возможностей максимизации прибыли. Классификацию издержек нужно начать с того, что в число альтернативных издержек, с которыми сталкиваются фирмы, входят выплаты рабочим, инвесторам, а так же владельцам природных ресурсов; все эти выплаты осуществляются с целью привлечь ресурсы, отвлекая их тем самым от альтернативных вариантов применения и т.д. В настоящее время существует следующая классификация затрат: 1. По участию в образовании стоимости товаров и услуг затраты делятся на следующие виды: · Чистые издержки обращения – затраты торгового предприятия являющиеся общественно необходимыми, но по своей сути не производительные. Необходимость этих затрат обусловлена тем, что процесс доведения товара до потребителя производится путем купли-продажи и смены формы стоимости товар - деньги. К чистым издержкам относят затраты на рекламу, на заключение договоров и юридическое обслуживание актов купли-продажи. · Дополнительные затраты, – затраты которые ведут непосредственно к увеличению стоимости товара и имеют место в том случае, если сделка купли-продажи состоялась. К ним относятся: транспортные расходы, заработная плата складских работников, расходы на содержание зданий и сооружений и др. 2. По подотраслям деятельности затраты бывают: · Затраты предприятий розничной торговли; · Затраты предприятий оптовой торговли; · Затраты торгово-посреднических предприятий. 3. По характеру выполняемых задач: · Операционные затраты, – затраты на продвижение товара, транспортные расходы, аренда, хранение, содержание зданий, расходы на ремонт и т.д. · Административно-управленческие расходы – затраты на деятельность аппарата управления и по организации хозяйственной деятельности фирмы: заработная плата руководства компании, бухгалтерии, финансовых служб, почтовые и телеграфные расходы и др. 4. По способу распределения затрат по товарным группам затраты бывают: · Прямые – расходы коммерческой фирмы произведенные на основании заключенных договоров которые могут быть отнесены на определенную товарную группу: проценты за взятый кредит, заработная плата работников, амортизация складов. · Косвенные (распределительные) затраты – затраты по социальному страхованию, тепловой и электрической энергии, кассовому обслуживанию, затраты на аудиторские консультации, содержание транспорта. 5. По зависимости от объема продаж: · Условно-постоянные – аренда, текущий ремонт, реклама. · Переменные – транспортные расходы, заработная плата, проценты за кредит. 6. По значимости затрат для планирования, контроля и принятия решений затраты делят на следующие виды: · Регулируемые и нерегулируемые; · Нормативные затраты; · Приростные затраты; · Затраты прошлого периода; · Наличные выплаты; · Значимые затраты; · Затраты включаемые в альтернативную стоимость. 1.2.4. Прибыль и рентабельность
Значение показателя прибыли можно рассмотреть, с одной стороны, как наиболее общий результат финансово-хозяйственной деятельности предприятия, с другой стороны, как форма денежного накопления коммерческой фирмы. Прибыль предприятия призвана выполнять ряд определенных функций. Во-первых, прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. С другой стороны прибыль выполняет стимулирующие функции. Так как прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом собственных средств предприятия, то реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Значение прибыли в условиях рыночной экономики состоит в том, что она нацеливает товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижает затраты на производство и реализацию продукции. Этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Как отмечалось ранее, главным показателем оценки финансовых результатов хозяйственной деятельности коммерческой фирмы, является прибыль. В практике хозяйственной деятельности предприятия различают несколько видов прибыли: балансовая (валовая) прибыль, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль. Балансовая (валовая) прибыль коммерческой фирмы характеризует совокупный эффект всей хозяйственной деятельности; это сумма прибылей коммерческой фирмы, полученная от всех видов хозяйственной деятельности. Слагаемыми балансовой (валовой) прибыли являются: - прибыль (убыток) от реализации продукции (за выполненные работы, оказанные услуги); - прибыль (убыток) от реализации основных средств и иного имущества предприятия; - доходы от внереализационных операций, уменьшенные на сумму расходов по этим операциям. В практике хозяйственной деятельности, кроме этого, выделяют налогооблагаемую прибыль, которая представляет собой величину балансовой (валовой) прибыли уменьшенной на сумму корректировок по доходам, исключаемых при расчете налога на прибыль[1]. Налогооблагаемая прибыль отличается от балансовой на величину превышения фактических затрат, включаемых в издержки обращения (превышение норм по командировочным расходам, по представительским расходам, по расходам на рекламу и др.) и уменьшается на сумму льгот по налогообложению прибыли и другие элементы. Другой вид прибыли коммерческой фирмы – чистая прибыль – представляет собой разницу между балансовой прибылью и суммами, отчислений и платежей в бюджеты разных уровней. Чистая прибыль также уменьшается на величину уплаченных в бюджет штрафов, пошлин и платежей на право торговли, в результате получаем прибыль остающуюся в распоряжении предприятия. Прибыль в распоряжении предприятия представляет собой чистую прибыль за минусом налогов, платежей, финансируемых из чистой прибыли. Показатели прибыли являются важнейшими для оценки хозяйственной деятельности предприятия. Они характеризуют степень его деловой активности и финансовое благополучие. Результативность деятельности предприятия оценивается с помощью абсолютных и относительных показателей. С помощью показателей первой группы можно проанализировать динамику различных показателей прибыли (балансовой, чистой, нераспределенной) за ряд лет. Относительными показателями является система показателей рентабельности, которые отражают уровень прибыльности относительно определенной базы. 2. Анализ ЭКОНОМИЧЕСКИХ Показателей коммерческой деятельности ООО «КАМЕЛИЯ»
2.1. Организационно – экономическая характеристика предприятия
Общество с ограниченной ответственностью «Камелия» (ООО «Камелия») как юридическое лицо, ранее товарищество с ограниченной ответственностью «Камелия», зарегистрировано Постановлением Главы администрации г. Хабаровска 08.12.92 г. №1181 с изменениями от 04.06.94 г. №1208. ООО «Камелия» учреждено в соответствии с ГК РФ, принятым Государственной Думой РФ 21.10.94 г. и Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.98 г., а также на основании Решения учредителей. Юридический адрес ООО «Камелия». Данное предприятие является юридическим лицом с моментом его государственной регистрации, обладает обособленным имуществом, которое арендует у муниципалитета (договор заключен с Комитетом по управлению имуществом г. Хабаровска), имеет самостоятельный баланс, расчетный счет, круглую печать, товарный знак и иные реквизиты. Целью создания ООО «Камелия» является более полное насыщение рынка товарами народного потребления и услугами для удовлетворения потребностей организаций и физических лиц, а также создания дополнительных рабочих мест и получения дополнительной прибыли. Предметом деятельности предприятия является: - розничная торговля товарами народного потребления, включая одежду, обувь из кожи, сувениры, предметы народного творчества и декоративно-прикладного назначения, - осуществление хозяйственной, коммерческой, торгово-посреднической и торгово-закупочной деятельности, - производство товаров народного потребление, - оказания дополнительных услуг покупателям, - иные виды деятельности, не запрещенные законом. Деятельность общества осуществляется в соответствии с законом РФ «О лицензировании». ООО «Камелия» обязано в соответствии с Уставом: - выполнять обязательства, вытекающие из законодательства РФ и заключенных им договоров, - заключать трудовые договоры, - полностью и в срок рассчитываться с работниками предприятия по заработной плате и социальным пособиям, - осуществлять все виды обязательного страхования, - своевременно предоставлять декларацию о доходах и бухгалтерскую отчетность, - уплачивать налоги в соответствии с налоговым законодательством. Схема управления обществом представлена на рисунке 2.1.
Рис. 2.1. Организационная схема управления ООО «Камелия»
К оперативным работникам на предприятии относится торговый персонал – это продавцы и кассиры, административно-управленческий персонал – это директор, главный бухгалтер, заведующая секциями, специалисты – товароведы. Как видно из рис. 2.1 руководство предприятием осуществляет директор магазина, который одновременно является основным его учредителем. Директор без доверенности от имени предприятия имеет право представлять его интересы, заключать договоры, выдавать доверенности, утверждать штатное расписание, издавать приказы и указания. Директору подчиняются товароведы, главный бухгалтер и заведующая секциями, которым в свою очередь, подчиняются, торговый и обслуживающий персонал. В таблице 2.1 представлены показатели торгово-экономической деятельности магазина за 2000 – 2001 гг. Из таблицы 2.1 видно, что в 2001 г. магазин значительно улучшил показатели всей деятельности. Так, видно, что товарооборот увеличился на 93%. Валовой доход увеличился почти в 6,5 раз, в связи с чем уровень валового дохода к товарообороту в 2001 г. составил 67,4%, что на 47,4% больше, чем в предыдущем году. Более чем в 8 раз увеличилась прибыль от реализации товаров. Уровень рентабельности возрос на 37,6%, составив в 2001 г. 49,2%. Сумма издержек обращения увеличилась на 86%, положительным моментом является снижение уровня издержек в процентах к обороту на 1,8%. Внереализационные доходы снизились ровно на половину, одновременно в 3,5 раза возросли внереализационные расходы. Таблица 2.1 Экономические показатели торгово-хозяйственной деятельности, тыс. руб.
Исходя из этого, сумма балансовой прибыли в 2001 г. увеличилась на 273 тыс. руб., или более, чем в 7 раз.
2.2. Анализ экономических показателей деятельности предприятия
Основу коммерческой деятельности розничного торгового предприятия на потребительском рынке составляет процесс продажи товаров. Экономическое содержание этого процесса отражает товарооборот, который является одним из основных экономических показателей хозяйственной деятельности предприятия. Общий объем товарооборота (выручка от реализации товаров) за 2000 – 2001 гг. представлен в таблице 2.1, из этой таблицы видно, что сумма товарооборота в 2001 г. составила 646,7 тыс. руб., что на 93% больше, чем в 2000 г. В магазине реализуется 7 групп товаров: промышленные, хозяйственные, культтовары и трикотажные товары, а также обувь, ткани, мебель, всего на общую сумму в 330 наименования. В таблице 2.2 представлен состав и структура реализации по видам товаров. Из таблицы 2.2 видно, что наибольший удельный вес в объеме розничного товарооборота магазина в 2000-2001 гг. приходится на изделия парфюмерные, их доля, соответственно, составила 61,4% и 67,6%, то есть происходит увеличение в структуре на 6,2%. Таблица 2.2 Объем и структура розничного товарооборота
Рост объема реализации наблюдается практически по всем товарам, за исключением строительных материалов (снижение составило – 9,7%), мебели (объем их реализации снизился на 6,07 тыс. руб., а удельный вес – на 3,7\47%) и обуви (удельный вес их снизился на 3,53%). Кроме реализации представленных выше товарных групп, магазин оказывает услуги по раскрою одежды и проявке фотопленки. Основными потребителями товаров, реализуемых в анализируемом магазине, являются покупатели, живущие недалеко от магазина. Объем их закупок разный, это зависит от имеющихся у них средств и составов семей. Как известно, на объем розничного товарооборота оказывают влияние факторы внутреннего характера, связанные с использованием основных фондов (таблица 2.3).
Таблица 2.3 Расчет влияния на товарооборот факторов, связанных с использованием основных фондов
Благоприятное влияние на товарооборот оказывает прирост торговой площади и более рациональное ее использование. Расчет влияния: А. изменение торговой площади: 1,34 * 49,03 = 65,7 тыс. руб. Б. изменение эффективности использования торговых площадей: 0,81 * 301,2 = 243,97 тыс. руб. В. общее влияние: 65,7 + 243,97 = 309,6 тыс. руб. Далее следует провести расчет степени колебания продаж, коэффициента рентабельности товарооборота. Такой расчет для оптимального планирования объема закупок и определения потребности в оборотных средствах. Таблица 2.4 Расчет степени колебания продаж
Степень колебания продаж в течение года по отдельным кварталам определим на основе расчета среднего квадратического отклонения: , где Х – объем продаж за квартал, тыс. руб.; Хср – среднеквартальный уровень, тыс. руб.; П – количество кварталов. 2000 г.: = 15,96 тыс. руб. Коэффициент вариации (V) составит: V = = 15,96 * 100 / 84,4 = 18,9. Коэффициент равномерности (Кр) составит: Кр = 100 – V = 81,1. 2001 г.: = 23,3 тыс. руб. V = 23,3 * 100 / 161,7 = 14,4. Кр = 100 – 14,4 = 85,6. По расчетам можно отметить, что степень колебания продаж в 2001 г. ниже, чем в 2000 г. на 4,5, в связи с чем коэффициент равномерности возрос на 4,5. Проведенный анализ позволяет сделать вывод об увеличении темпов роста товарооборота, расширении ассортимента реализуемых товаров, но отмечается ухудшение обслуживания. Основными причинами создавшегося положения стали недостающиеся ритмичность и равномерность выполнения плана товарооборота в течение нескольких кварталов. План товарооборота не выполнен во втором и третьем квартале, незначительно перевыполнен в первом и четвертом квартале. Отсутствие ритмичности в работе предприятия подтверждается удельным весом каждого квартала. Самым низким он был во втором квартале (20%), самым высоким – в четвертом квартале (30%). Это подтверждает и отсутствие равномерной нагрузки. Основной вклад в увеличение товарооборота внесло увеличение торговой площади и рост эффективности ее использования. Негативным моментом является падение в структуре товарооборотов доли товаров, которые бы увеличили его размер – строительных материалов, обуви, одежды. Такая тенденция в развитии товарооборота – результат снижения покупательской способности населения и др. причины. Низкая эффективность управления торговым предприятием подтверждается нарушенной индексной цепочкой взаимосвязи показателей как в 2000 г., так и в 2001 г. Высокий темп роста валового дохода (таблица 2.1) при более низком темпе роста товарооборота свидетельствует о росте цен. Вместе с тем все увеличивающиеся темпы роста издержек обращения не позволили реализовать возможности роста цен. Анализ издержек обращения Рассмотрим состав и структуру издержек обращения (таб.2.5). Таблица 2.5 Состав и структура издержек обращения
Из таблицы 2.5 видно, что на протяжении 2000 – 2001 гг. в структуре издержек преобладают условно-постоянные издержки, их величина в 2001 г. составила 193,6 тыс. руб., что на 83% больше, чем в 2000 г. Условно-переменные издержки также увеличиваются, составив в 2001 г. 135,1 тыс. руб., что на 64,3 тыс. руб. или на 91% больше, чем в 2000 г. Как в 2000 г., так и в 2001 г. значительной статьей в расходах являются расходы на рекламу, соответственно, 22,8% и 24,3%. По всем статьям расходов происходит увеличение, причем наибольшими темпами растут отчисления от ФОТ и расходы по аренде (за счет увеличения ставок арендной платы). В общем же издержки обращения возросли на 86%. Анализ валового дохода Основной целью анализа валовых доходов является поиск резервов их роста и достижения на этой основе оптимального соотношения с финансовыми результатами, создание работающей модели управления ими. С изучения валового дохода начинают обычно анализ финансовых результатов. От величины валового дохода зависит финансовое положение торгового предприятия, оплаты труда работников, поскольку источником образования прибыли является валовой доход. Для анализа валового дохода используются традиционные и математические методы анализа. К числу основных способов и приемов экономического анализа относится: оценка абсолютных, относительных и средних величин, метод сравнения, группировка, индексный, графический, метод ценных подставок, балансовый. Состав и структура валового дохода ООО «Камелия» представлены в таблице 2.6. Таблица 2.6 Состав и структура валового дохода
|