Глава 3. Понятие систематизации нормативно-правовых
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Актов и ее виды.
Систематизация нормативно-правовых актов - это деятельность по упорядоченному объединению нормативных актов, приведению их в опреде- ленную систему. В юридической литературе традиционно различают два вида система- тизации - кодификацию и инкорпорацию. Под кодификацией понимается такое упорядочение правовых норм, ко- торое сопровождается переработкой их содержания, с отменой одних и принятием других норм права, т.е. это - систематизация в процессе пра- вотворчества. Кодификация не укладывается в рамки систематизации, а представляет собой самостоятельную, причем основную форму совершенс- твования законодательства. Главное назначение кодификации заключается в ее правотворческой функции; функцию систематизации правовых норм она выполняет в ходе правотворчества лишь попутно. Кодификация состоит либо в разработке нового, ранее в системе за- конодательства не существовавшего акта, либо в такой переработке ранее действовавшего акта, которая приводит к появлению принципиально иного законодательного предписания. В процессе кодификации отменяются уста- ревшие юридические нормы, разрабатываются новые, устраняются пробелы в законодательстве и противоречия между нормативно-правовыми актами. Кодификация осуществляется только в официальном порядке и строго определенными государственными правительственными органами. Наиболее интенсивная кодификация связана с определенными этапами развития общества, с существенными изменениями общественных отношений, требующих иной, принципиально новой юридической оценки. Результатом кодификации могут быть следующие виды актов:
1) Основы законодательства. В бывшем союзном государстве этот вид кодифицированного акта играл исключительно большую роль - с него начинался процесс правового регулирования общественных отношений в той или иной сфере. На базе Основ разрабатывались республиканские кодексы. Сохраняют свое значение Основы как вид кодифицированного акта и в Российской Федерации. Федеративный договор 1992 г. устанавливает, что по вопросам, отнесенным к совместному ведению федеральных органов РФ и органов государственной власти республик в составе РФ, федеральные власти издают Основы законодательства, в соответствии с которыми орга- ны власти республик в составе РФ осуществляют собственное правовое ре- гулирование, включая принятие законов и иных правовых актов. 2) Кодекс (лат. codex - собрание законов) - кодифицированный за-конодательный акт, объединяющий в строго определенном порядке нормы права, регулирующие какую-либо сферу общественных отношений. Наиболее традиционны кодексы по отраслям права: Гражданского, Уголов- ного, Жилищного, Гражданско-процессуального, Уголовно-процессуального и др. Кроме отраслевых, отечественному законодательству известны комп- лексные, межотраслевые кодексы, т.е. содержащие нормы различных отрас- лей права. На территории Российской Федерации продолжают действовать бывшие союзные кодексы: Воздушный, Торгового мореплавания и др. 3) Устав - кодифицированный акт, содержащий нормы, которые регу- лируют деятельность определенных ведомств, министерств, организаций в той или иной сфере управления. Еще сохраняют свое значение многочис- ленные уставы о дисциплине (Дисциплинарный устав органов внутренних дел, Дисциплинарный устав вооруженных сил и др.). 4) Положение - сводный кодифицированный акт, определяющий порядок образования, структуру, задачи, функции и компетенцию определенной системы (или подсистемы) государственных органов.
Положение - пожалуй, наиболее распространенный вид кодифицирован- ного акта. Оно утверждается определенными правотворческими органами или должностными лицами. Например, "Положение о военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с зарубежными странами" утверждено Указом Президента 12 мая 1992 г., "Положение о государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации" утверждено постановлением Правительства 28 мая 1992 г. и др. В результате кодификационной работы появляются многочисленные нормативно-правовые акты, которые постепенно устаревают, наслаиваются один на другой, вступают во взаимное противоречие. Существует поэтому необходимость в постоянной работе по упорядочению нормативно-правового материала, по расчистке, согласованию новых юридических норм с уже действующими. Эта деятельность и есть систематизация. Систематизация нормативно-правовых актов - это обработка, приве- дение их в единую, согласованную систему. Систематизация существует в формах инкорпорации и консолидации. Инкорпорация есть упорядочение нормативных актов без переработки содержания норм права, т.е. систематизация вне пределов правотворчес- кого процесса. Главное назначение инкорпорации - упорядочение нормативных актов. Правда, инкорпорация может оказывать воздействие и на правотворчество, особенно когда в процессе инкорпорации выявляются потребности проведе- ния содержательной переработки правовых норм или издания новых норм права. Тем не менее ее главное назначение состоит в упорядочении, в приведении в систему действующих нормативных актов. Инкорпорация подразделяется на официальную и неофициальную. Официальная инкорпорация -упорядоченное объединение нормативных актов путем издания компетентными органами сборников (собраний) дейс- твующих нормативных актов. Она является способом официального опубликования и переопубликования вступающих в юридическую силу или уже действующих нормативных актов, а сборники служат официальными источниками достоверной правовой информации. В рамках официальной инкорпорации могут быть выделены ее разно-
видности по другим основаниям. Широко распространена хронологическая инкорпорация, означающая упорядочение нормативных актов по времени их издания. Это - Ведомости Верх.Совета и Собрание постановлений Прави- тельства. К хронологической инкорпорации относятся и хронологические собрания, действующего законодательства в субъектах Федерации. Официальной формой хронологической систематизации нормативных ак- тов некоторых министерств являются издаваемые ими Бюллетени норматив- ных актов. Известна также тематическая официальная инкорпорация. Она дает возможность более или менее полно объединить акты, посвященные одной теме, сфере государственной деятельности или отрасли права, что спо- собствует выявлению возможных пробелов и расхождений в правовом регу- лировании и облегчает отыскание и использование нормативных актов в юридической практике. Например, Свод законов является вершиной пред- метной (тематической) инкорпорации и представляет собой собранные вое- дино и расположенные в строгом порядке законы и важнейшие подзаконные нормативные акты. Неофициальная инкорпорация проводится различными организациями, органами и лицами и носит справочно-информационный характер. Консолидация - форма систематизации, в процессе которой ранее из- данные нормативно-правовые акты по тому или иному вопросу сводятся в единый акт. Ранее действовавшие нормативно-правовые акты прекращают в этой связи свое существование. Удачным примером консолидации времен бывшего Союза являлся Указ Президиума союзного Верховного Совета от 1 октября 1980 г. "О праздничных и памятных днях", объединивший (а тем самым и заменивший) сорок восемь ранее действовавших актов по этому вопросу. Широко распространена консолидация ведомственных нормативно-правовых актов. Значительную роль она будет играть и при систематизации общероссийских нормативно-правовых актов. Уже сейчас очевидно, что разрозненное законодательство о налогах, о занятости населения, безработице и безработных и другое должно быть консолидировано.
Таким образом, систематизация нормативно-правовых актов является логическим завершением правотворчества и позволяет создать стройную, работающую систему законодательства.
З а к л ю ч е н и е.
В свете вышеизложенного можно сделать вывод, что источники права имеют исключительно большое значение для укрепления законности в правовом государстве. Совершенство названных источников напрямую зависит от уровня теоретических представлений о них и от качества по существу всех видов юридической практики. Юридическая наука призвана своевременно готовить пригодные рекомендации по улучшению форм права, а практика должна умело реализовать предложения ученых в целях создания гибкой, динамичной и эффективно функционирующей системы источников права. От качества этой системы права зависит прочность законности в государстве. Каковы основные пути усовершенствования источников права в современной России? Во-первых, при улучшении форм права надо полнее учесть юридические традиции России, взять лучшее из доре- волюционной правовой системы. Во-вторых, назрела потребность в подготовке и издании специального закона об основных формах права. В этом акте надлежит подчеркнуть, что сведение форм права только к нормативно-правовым актам неоправдан- но. В законе желательно с максимальной определенностью выразить отно- шение государства к прецедентному, обычному и договорному праву. В-третьих, в нем полезно нормативно зафиксировать "фундамент" ре- гулятивной системы государства, главную форму права. Так В.М.Баранов полагает, что в правовом государстве главной формой права должен быть признан не нормативно-правовой акт вообще, а только один из них - Конституция. При этом Конституция государства не может ограничиваться "цементированием" лишь правовых актов. Все правовые акты и иные формы действующего права Российской Федерации, противоречащие Конституции, не должны иметь юридической силы.
Список литературы:
1. Муромцев Г.И. Источники права (теоретические аспектыпроблемы). Правоведение, 1992 г., N 2, с.23. 2. Муромцев Г.И. Указ.соч. С.25. 3. Зивс С.Л. Источники права. М.,1982; Государство и право в развивающихся странах. Источники права. Сб.ст. М.,1985. 4. Проблемы теории государства и права. М.: Юрид.литература,1987, с.327. 5. Зивс С.Л. Источники права. М.: Наука, 1981. 6. Проблемы теории государства и права. М.: Юрид.литература,1987, с.329. 7. Зыкин И.С. Обычай в советской правовой доктрине. Сов. государство и право. 1981. N 3. С.128.
8. Проблемы теории государства и права. М.: Юрид.литература, 1987, с.330. 9. Зивс С.Л. Источники права. М., 1981. С.152-181. 10. Даниленко Г.М. Обычай в современном международном праве. М., 1988. С. 80-103. 11. Тихомиров Ю.А. Закон и формирование гражданского общества. Советское государство и право. 1991. N 8. С.25. 12. Проблемы теории государства и права. М.: Юрид.литература,1987, с.351.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|