Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая характеристика ВТО как международной организации

 

Всестороннее правовое регулирование международных экономических отношений в рамках ГАТТ/ВТО сегодня (2004 г.) можно, хотя не юридически, но фактически рассматривать в качестве глобально-универсального, поскольку даже и страны, формально не участвующие в ВТО (как, в частности, Россия), если хотят вписаться в мировой рынок, волей-неволей вынуждены придерживаться условий регулирования этого рынка, диктуемых правилами ВТО, приспосабливая и свое внешнеэкономическое, а более широко — общее экономическое регулирование к принципам и стандартам ВТО.

Ключевые противоречия между Севером и Югом, отложенные в 1994 г. на последующее решение, в том числе по торговле сельскохозяйственными товарами (сохранение в США и ЕС субсидий сельскому хозяйству), борьба с коррупцией, выработка новых "правил игры" в этих и других областях, — остаются неурегулированными и сегодня.

Очередная конференция ВТО в сентябре 2003 г. в Канкуне (Мексика), где планировалось достичь договоренностей по сохраняющимся разногласиям, завершилась провалом. В Канкуне коалиция 22 развивающихся стран во главе с Индией и Бразилией отказалась, как оценивают эксперты, "играть по продиктованным из США правилам". Страны Юга жестко потребовали смены протекционистской сельскохозяйственной, налоговой и таможенной политики стран Севера. Согласия добиться не удалось, и, как свидетельствует заместитель генерального директора ВТО Р.Эббот, ВТО ввергнута была в прострацию и "сможет полностью возобновить свою работу лишь к 2006 году". Как считают аналитики, следствием может быть дальнейшая регионализация торговых блоков.

Канкунский провал — исключительно тревожный, но и обнадеживающий симптом. Впервые более чем за полвека существования системы ГАТТ/ВТО конференция (раунд) переговоров на самом высоком уровне потерпела беспрецедентное фиаско. Впервые диктату США и их союзников противопоставлена была воля набирающих силу развивающихся государств, ранее так или иначе всегда уступавших силе "богатого Севера" и приводившихся в "покорность". Во что выльется конфликт, трудно предсказывать, но нельзя забывать, что именно система ГАТТ/ВТО главный правовой плацдарм торгово-экономической глобализации.

И все же ВТО представляет в настоящее время единственный реальный центр выработки правовых условий, принципов и норм международной торговли во всемирном масштабе. Даже, как отмечалось, и страны-"аутсайдеры", не участвующие в ВТО (включая Россию) и вынужденные приноравливать практику своей торговли к нормам ВТО, почти все ведут переговоры о присоединении к этой организации[3]. ВТО можно уподобить мощной монополии, к диктуемым правилам которой волей-неволей приходится всем приноравливаться и в которой выгоднее участвовать, нежели стоять в стороне.

Основной целью ВТО декларируется создание и обеспечение многосторонней, открытой на основе добросовестной конкуренции торговли. В числе главных правовых средств достижения этой цели, в русле "обкатанных" ранее в ГАТТ названных выше средств фигурируют: последовательное сокращение таможенных пошлин; снижение и ликвидация всевозможных количественных, внетарифных и т.п. ограничений; неприменение экспортных субсидий и т.п. поощрений; недопущение демпинга, а также "добровольных" ограничений экспорта, к которым понуждаются отдельные страны, и т.д. Сохраняется на будущее выработанная в ГАТТ традиция созыва время от времени специальных — крупномасштабных конференций для согласования особенно важных международных торгово-экономических проблем и при необходимости пересмотра основ сотрудничества.

Стратегическими же целями ВТО на дальнюю перспективу исследователи считают: выработку единого права международной торговли, единого трудового и социального права, единых стандартов рыночной конкуренции. Главные труднорешаемые, болезненные проблемы дальнейшего развития системы ВТО лежат как раз в плоскости увязки глобального регулирования торгово-экономических связей с социальными и экологическими стандартами.

 

Структура ВТО

 

Марракешское Соглашение "О создании Всемирной Торговой Организации", состоящее из преамбулы, 16 статей и 4 приложений, имеет сугубо институционный характер, с задачами организационного обслуживания, имплементации документов Марракешского пакета[4]:

1. Конференция министров состоит из представителей всех членов ВТО. Сессии Конференции министров проводятся не реже 1 раза в два года. Конференция министров осуществляет функции ВТО и предпринимает в этих целях любые необходимые действия. По просьбе любого из членов Конференция министров может принимать решения по любым вопросам, урегулированным многосторонними торговыми соглашениями, с учетом специальных требований для принятия решений, предусмотренных настоящим Соглашением и соответствующим многосторонним торговым соглашением.

2. Генеральный совет состоит из представителей всех членов. Заседания Генерального совета проводятся по мере необходимости. В перерывах между сессиями Конференции министров ее функции осуществляет Генеральный совет. Генеральный совет осуществляет также иные функции, предусмотренные настоящим Соглашением. Генеральный совет разрабатывает и утверждает правила процедуры Комитетов, указанных в п.7.

3. Генеральный совет в установленном порядке осуществляет функции Органа по урегулированию споров в соответствии с Пониманием об урегулировании споров. Орган по урегулированию споров может иметь собственного председателя. Орган по урегулированию споров утверждает такие правила процедуры, которые он сочтет необходимыми для осуществления своих функций.

4. Генеральный совет в установленном порядке осуществляет функции Органа по пересмотру торговой политики в соответствии с Механизмом пересмотра торговой политики. Механизм пересмотра торговой политики может иметь собственного председателя. Механизм пересмотра торговой политики утверждает такие правила процедуры, которые он посчитает необходимыми для осуществления своих функций.

5. Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами и Совет по аспектам интеллектуальной собственности, связанными с торговлей ("Совет по ТРИПС"), осуществляют свои функции под руководством Генерального совета. Совет по торговле товарами наблюдает за выполнением положений Многосторонних торговых соглашений, составляющих Приложение 1A к настоящему Соглашению. Совет по торговле услугами наблюдает за выполнением положений Генерального соглашения по торговле услугами ("ГАТС"*). Совет по ТРИПС наблюдает за выполнением положений Соглашения по аспектам интеллектуальной собственности, связанным с торговлей ("Соглашение ТРИПС"). Указанные Советы выполняют функции, предусмотренные соответствующими соглашениями, а также возложенные на них Генеральным советом. Указанные Советы разрабатывают и утверждают собственные правила процедуры при условии их одобрения Генеральным советом. Членство в указанных советах открыто для представителей всех членов ВТО. Заседания указанных советов проводятся по мере необходимости.

6. Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами и Совет по ТРИПС создают такие вспомогательные органы, которые могут потребоваться для осуществления функций данных Советов. Такие вспомогательные органы утверждают собственные правила процедуры при условии их одобрения соответствующим Советом.

7. Конференция министров формирует Комитет по торговле и развитию, Комитет по ограничениям, связанным с платежным балансом, и Комитет по бюджету, финансам и управлению. Указанные Комитеты выполняют функции, предусмотренные настоящим Соглашением и многосторонними торговыми соглашениями, а также любые дополнительные функции, возложенные на них Генеральным советом. Конференция министров может создавать дополнительные Комитеты и наделять их необходимыми функциями. В качестве одной из своих функций Комитет по торговле и развитию периодически рассматривает действие тех положений многосторонних торговых соглашений, которые были приняты в пользу наименее развитых членов, и выносит необходимые рекомендации Генеральному совету. Членство в данных Комитетах открыто для представителей всех членов.

8. Органы, предусмотренные торговыми соглашениями многостороннего характера, осуществляют функции, предусмотренные соответствующими соглашениями, и действуют в рамках организационной структуры ВТО. Данные органы на регулярной основе информируют Генеральный совет о своей деятельности.

Членство в ВТО

 

Высший орган ВТО — Конференция министров, созываемая раз в 2 года. В период между сессиями Конференции руководящим органом является Генеральный Совет в составе постоянных представителей стран. Особенностью Генерального Совета является то, что он по существу выполняет по мере надобности функции сразу 3 органов ВТО: собственно Генерального Совета, т.е. главного руководящего органа ВТО с компетенцией самой Конференции; Органа (Body) по урегулированию споров и Органа по обзору торговой политики (имеется в виду политика отдельных государств-членов). Важным органом ВТО является также Совет по торговле товарами, практически унаследовавший и выполняющий функции упоминавшихся Сессий Договаривающихся Сторон ГАТТ. Кроме того, в числе основных органов фигурируют: Совет по торговле услугами, корреспондирующий ГАТС — Генеральному соглашению по торговле услугами; Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности по обслуживанию Соглашения ТРИПС.

В подчинении Генеральному Совету находятся также комитеты по торговле и развитию; по бюджету и администрации; по ограничениям, связанным с платежным балансом. Под руководством Совета по торговле товарами работают более 10 комитетов по проблемам торговли как отдельными видами товаров (сельскохозяйственные, текстиль), так и по общим методам регулирования (по антидемпинговым мерам; по субсидиям и компенсационным мерам; по импортному лицензированию; по техническим барьерам в торговле; по инвестициям, относящимся к торговле; по правилам происхождения; по таможенной стоимости; по доступу на рынки и т.д.

Административно-организационные функции выполняет расположенный в Женеве Секретариат ВТО во главе с Генеральным директором5.

Все это наглядно иллюстрирует в целом преемственность ГАТТ/ВТО, так же как и консенсуальный (от ГАТТ) метод принятия решений. При недостижении консенсуса решения принимаются простым большинством голосов (одна страна — 1 голос).

Особо скрупулезно регулируются в Соглашении об учреждении ВТО вопросы присоединения к нему, что наглядно иллюстрирует по сути закрытость этой организации.

Участие в ВТО сопряжено с условиями наличия у страны собственной таможенной территории и полной автономии торговой политики. В этой связи, например, Европейский союз, страны-члены которого не обладают названными качествами, — участвует (наряду со странами — членами ЕС) в переговорах в ВТО как единое целое.

ВТО — "клуб" закрытый, но процедура вхождения в него достаточно гибка. Во-первых, неформально — она затруднена по чисто политизированным основаниям. Во-вторых, формально — по основаниям удовлетворения вступающей стороны всем отчасти довольно произвольным требованиям соответствия законодательного регулирования и применения этого регулирования в жизни, что касается не только внешнеэкономического, но и внутриэкономического режима, который должен, по идее, удовлетворять условиям свободной рыночной экономики и добросовестной конкуренции. Практически, однако, небольшие государства, такие как Грузия, Киргизия, Молдавия, торговля которых незначительна в мировых масштабах, принимаются в ВТО беспрепятственно. Россия, хотя тоже занимает довольно скромное место в мировой торговле (около 3%), ожидает приема в ВТО многие годы, довольствуясь статусом наблюдателя, практически не дающим каких-либо реальных выгод.

Прием в ВТО новых членов (кроме как для прежних участников ГАТТ) многоступенчат. Государство подает заявление Генеральному директору о приеме, затем представляет подробный меморандум о своем внешнеторговом режиме. Для рассмотрения условий принятия создается специальная рабочая группа ВТО. От нее поступают десятки и сотни вопросов по меморандуму и помимо него, в целом по состоянию экономики страны. Одновременно с выяснением экономического положения страны она должна провести двусторонние переговоры со всеми странами ВТО, которые этого захотят, по вопросам удовлетворения пожеланий стран ВТО о взаимном снижении торговых барьеров и обеспечения их торговых интересов. После завершения этих переговоров материалы в виде доклада рабочей группы направляются Генеральному совету ВТО вместе с проектом протокола о присоединении. После одобрения Советом доклада и проекта протокола проводится голосование о приеме нового члена, причем, как уже отмечалось, "за" прием должно быть подано не менее 2/3 голосов всех членов ВТО. После положительного решения Совета протокол должен быть ратифицирован вступающей страной. Конкретные условия принятия могут включать договоренность о льготном периоде для полного выполнения всех условий протокола новым членом.

Россия с 1993 г. ожидает приема сначала в ГАТТ, а потом в ВТО. Вступление в ВТО будет несомненно означать усиление конкуренции иностранных товаров на внутреннем российском рынке в связи со снижением ставок импортных таможенных пошлин и других уступок со стороны России. В то же время участие в ВТО может означать некий конкурентный стимул для оздоровления российской экономики, а также отчасти поможет снять действующие за рубежом во многих случаях дискриминационные меры в отношении экспорта товаров и услуг из России. Россия сможет эффективнее защищаться от любых дискриминационных акций в ее адрес, в том числе с недобросовестными обвинениями ее в демпинге, используя эффективно действующую в ВТО процедуру урегулирования межгосударственных торгово-экономических споров. Немаловажно, что, будучи членом ВТО, Россия сможет и сама участвовать в выработке современных правил мировой торговли, которым она, оставаясь вне ВТО, все равно вынуждена следовать. Вхождение в ВТО, по большому счету, откроет для России двери для вхождения в мировое торгово-экономическое пространство. Но очень многое будет зависеть от результативности оздоровления внутренней экономики России. Если не удастся перестройка сырьевой ориентации и переход к современному высокотехнологичному эффективному хозяйству, Россию может постигнуть участь "бедного Юга", вечно безуспешно догоняющего "богатый Север".

Задержка в допуске России в ВТО объясняется отчасти неповоротливостью отечественного бюрократического аппарата в приспособлении внутренних внешнеторговых и иных правил и практики к требованиям ВТО, но и довольно наглядным сопротивлением принятию России в ВТО со стороны государств, где российские товары и услуги могут оказаться конкурентно вредными для внутренних производителей, и, наконец, не в последнюю, а возможно, в первую очередь, — традиционной политической, мягко выражаясь, недоброжелательностью в отношении любого усиления позиций России в мире.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...