Обучение учащихся работе с тестовыми заданиями
Нетрадиционные формы заданий требуют предварительного обучения учащихся приемам их выполнения. Этому способствует систематическое применение тестовых заданий для текущей проверки знаний, знакомство учащихся с различными видами тестов и обучение работе с ними. Прежде всего, важно обучить работе с заданиями на выбор одного правильного ответа. Например, при выполнении заданий, ориентированных на выбор ответа, учитель предлагает учащимся прочитать его, найти в нем главную часть, составить ответ и сопоставить его с каждым из предлагаемых, выбрать правильный и записать обозначающую его цифру или букву. Каждый новый вид задания требует обучения работе с ним. Таким образом, на первых этапах применения тестовых заданий важно больше времени уделять обучению учащихся работе с каждым новым видом задания. Овладение этой технологией позволит в дальнейшем оперативно применять тесты для проверки знаний. Тест успеваемости – это система заданий специфической формы, позволяющая качественно оценить и измерить уровень знаний и умений. Тест состоит из двух частей: задания и эталона. Сравнивая эталон с ответом учащегося, можно объективно судить о качестве усвоения учебного материала. Тест, лишенный эталона, превращается в обычное контрольное задание. Классификация тестов по уровням усвоения. 1. Тесты первого уровня усвоения: - Тесты на опознания - Тестовые задания с выбором одного правильного ответа - Тесты с частицей «НЕ» - Тестовые задания на задания биологических терминов - Тестовые задания с использованием рисунков. 2. Тесты второго уровня усвоения: - Тесты с выбором нескольких правильных ответов - Тест «на подстановку»
- Тестовые задания на классификацию объектов и процессов - Тестовые задания на определение последовательности событий 3. Тесты третьего уровня: Тесты третьего уровня - это творческое использование приобретенных знаний, которые позволяют выявить умения применять знания в нестандартных ситуациях. Условно этот уровень можно назвать «нетиповая задача». Проверка качества регулировки и усвоения и применение знаний на практике.
Виды тестовых заданий Тесты на опознания. В тесте на опознания учащемуся задается вопрос, требующий от него альтернативного ответа: «да» или «нет»; «является» или «не является». Например: В организме человека 23 пары хромосом. А. Да Б. Нет Тестовые задания с выбором одного правильного ответа В педагогике спорным остается вопрос о числе ответов в задании. Предлагаются задания, содержащие от двух до восьми ответов. Экспериментальная проверка тестовых заданий показала, что двух ответов недостаточно, так как в этом случае возрастает вероятность угадывания правильного ответа. В тоже время включение в задание шести- восьми ответов также оказывается неэффективным. В этом случае у учащихся уходит много времени на выполнение заданий и теряется одно из ведущих преимуществ нетрадиционных форм проверки - экономия времени. Поэтому считается целесообразным включать в тестовое задание этого типа четыре- пять ответов, из которых всего один правильный. Например: 1. Где в растении происходит фотосинтез? А. В клетках корня. Б. В хлоропластах клеток листа или стебля. В. В завязи цветка. Г. В сердцевине стебля. Учащиеся выбирают из четырех ответов один, по их мнению, правильный и записывают в тетрадь стоящую около него букву, в данном случае букву Б. Тестовые задания на знания биологических терминов. Часто подобные задания используются, чтобы проверить, овладели ли учащиеся биологическими терминами и понятиями. Легче учащимся выполнить задание, в котором дается определение и предлагается выбрать его название.
1. Процесс образования органических веществ в растении с использованием энергии солнечного света называется: А. Дыханием. Б. Испарением В. Фотосинтезом. Г. Размножением. Ответ: В. Значительно сложнее задания, в которых дается термин, а учащимся необходимо выбрать его правильное определение. 1. Прокариоты - это организмы: А. Клетки, которых не имеют оформленного ядра. Б. Осуществляющие фотосинтез на свету. В. Состоящие из одинаковых клеток. Г. Содержащие в клетках ядро и разнообразные органоиды. Ответ: А. Тестовые задания с частицей «НЕ». Иногда в вопрос включается отрицательная частица «НЕ», слова «НЕЛЬЗЯ», «НЕ СЛЕДУЕТ» и т.п. При выполнении заданий этого типа учащиеся часто не обращают внимание на отрицание в вопросе. Поэтому для проверки знаний на базовом уровне такие задания могут даваться только после неоднократных упражнений. Чтобы привлечь внимание учащихся к отрицанию в вопросе, его следует подчеркнуть или выделить шрифтом. Однако составить задания с отрицанием «НЕ» очень сложно, так как требует подобрать три правильных ответа и лишь один неправильный. Эти задания ориентируют учащихся на другой, более сложный характер умственной деятельности и чаще всего превышают уровень обязательного усвоения. Рассмотрим примеры подобных заданий. 1. Какую функцию НЕ выполняет стебель? А. Передвижение органических веществ. Б. Передвижение минеральных веществ. В.Опорную. Г. Поглощение воды и минеральных солей. Ответ: Г. 2. Почему бактерии НЕЛЬЗЯ отнести к растениям? А. Размножаются с помощью спор. Б. Состоят из одной клетки. В. Не содержат хлоропластов. Г. Не имеют оформленного ядра. Ответ: В.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|