Функциональные показатели дыхания у здоровых детей в зависимости от возраста
Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей У детей раннего возраста наблюдается горизонтальное положение ребер, в результате чего грудная клетка постоянно находится в состоянии, близком к инспирации, а увеличение ее во фронтальном и сагиттальном направлении почти невозможно. Межреберные мышцы развиты слабо. Наиболее активная дыхательная мышца — диафрагма — развита удовлетворительно, но функция ее у детей раннего возраста бывает нередко затруднена вследствие повышенного давления в брюшной полости. Воздухоносные пути — нос, глотка, гортань, трахея и бронхи — относительно велики. Эти пути называются «вредным пространством». Установлено, что чем больше «вредное пространство» дыхательных путей, тем меньше эффективность дыхательного акта. Легкие у детей раннего возраста бедны эластической тканью. Капилляры и лимфатические щели у них шире, чем у детей среднего и старшего возраста. В результате они менее воздушны и более полнокровны. К 6—7 годам наблюдается их полное развитие. Толщина альвеолярно-капиллярной мембраны легкого у детей среднего и старшего возраста составляет 0,004 мм, а у детей раннего возраста 0,005—0,006 мм. При воспалительных процессах мембрана еще больше утолщается, в результате прохождение кислорода через нее затрудняется. У детей раннего возраста регуляция дыхания несовершенна, показателем чего является частое, аритмичное и поверхностное дыхание. С возрастом центральная регуляция дыхания совершенствуется. Частота дыхания является очень ценным показателем функции внешнего дыхания у детей. Этот показатель зависит от возраста и от целого ряда других факторов. Функциональные показатели дыхания у здоровых детей в зависимости от возраста
Под глубиной или объемом понимается объем одного вдоха или выдоха в миллилитрах. Глубина дыхания, лабильный функциональный показатель зависимы от частоты дыхания и других факторов. Минутная легочная вентиляция — количество воздуха, которое провентилировано в легких в течение одной минуты. Это очень лабильный, но весьма ценный функциональный показатель внешнего дыхания у детей. Абсолютные величины вентиляции находятся в прямой, а относительные в обратной зависимости от возраста детей. Показатель резерва дыхания имеет большое значение в оценке функционального состояния аппарата внешнего дыхания. Чем выше резерв дыхания у ребенка, тем совершеннее функция внешнего дыхания, и наоборот, чем ниже резерв дыхания, тем меньшие жизненные требования могут быть предъявлены организму ребенка. У новорожденного и недоношенного ребенка резерв дыхания находится на крайне низком уровне. Поглощение кислорода в единицу времени является весьма важным и ценным показателем эффективности дыхательного акта у здоровых детей. Абсолютная величина поглощения кислорода находится в прямой, а относительная величина в обратной зависимости от возраста детей. Это значит, что с возрастом активность тканей в отношении газообмена уменьшается. Установлено, что эффективность дыхательной функции у детей тем ниже, чем меньше ребенок. Так, например, в возрасте одного месяца ребенок получает 100 мл кислорода из 3,8 л вентилированного воздуха, годовалый ребенок — на 3,5 л, ребенок в возрасте 2 лет получает 100 мл кислорода из 3,4 л воздуха, 6 лет — из 2,9 л, 12 лет — из 2,5 л и подросток 17 лет - из 2,3 л вентилированного воздуха. Низкая эффективность дыхательной функции у детей раннего возраста объясняется своеобразным характером дыхания в этом возрасте — частым и поверхностным дыханием.
Из всего изложенного следует подчеркнуть три основных положения, а именно — чем младше ребенок, тем меньше его резервные возможности дыхания, тем ниже эффективность его дыхательного акта, тем выше у него потребность в обмене газов, т. е. большие потребности в газообмене при малых возможностях. Это обстоятельство и является одной из основных причин высокой заболеваемости, тяжелого течения пневмоний и сравнительно высокой летальности от пневмоний у детей раннего возраста. Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей Дыхательные пути разделяют на три отдела: верхний (нос, глотка), средний (гортань, трахея, бронхи), нижний (бронхиолы, альвеолы) К моменту рождения ребенка их морфологическое строение еще несовершенна, с ч чем связаны и функциональные особенности дыхания Формирование органов дыхания заканчивается в среднем до 7-летнего возраста, а в дальнейшем увеличиваются только их размеры Все дыхательные пути у детей имеют с начно меньшие размеры и узкий просвет, чем у взрослых Слизистая оболочка более тонкая, нежная, легко повреждается Железы недостаточно развиты, продукция ИgА и сурфактанта незначительная Подслизистый слой рыхлой и, содержит незначительное количество эластических и соединительнотканных элементов, многие васкуляризованной Хрящевой каркас дыхательных путей мягкий и податливый Это способствует снижению барьерной функции слизистой обол онкы, легкому проникновению инфекционных и атопических агентов в кровяное русло, возникновению предпосылок к сужению дыхательных путей за счет отека набряку.
Нос и носоглоточный пространство у детей раннего возраста имеют малые размеры Носовые ходы узкие, раковины толстые (нижние развиваются до 4-летнего возраста), поэтому даже незначительные гиперемия и отек слизистой оболочек онкы обусловливают непроходимость носовых ходов, вызывают одышку, затрудняют сосание С придаточных пазух к моменту рождения сформированы только гайморовы (развиваются до 7 лет жизни) Етмоидальна, сфе ноидальна и две фронтальные пазухи заканчивают свое развитие до возраста 12, 15 и 20 лет соответственнодно.
носослезного протока короткая, расположена близко к углу глаза, клапаны ее недоразвиты, поэтому инфекция легко проникает из носа в конъюнктивальный мешок
Глотка относительно широкая и имела евстахиевы (слуховые) трубы, соединяющие носоглотку и барабанную полость, короткие, широкие, прямые и расположены горизонтально, что облегчает проникновение инфекции из носа д в среднее ухо В глотке находится лимфоидное кольцо Вальдеера-Пирогова, в состав которого входят 6 миндалин: 2 небные, 2 трубные, 1 носоглоточный и 1 языковой При обследовании ротоглотки применения овуеться термин \"зев\" Зив - это анатомическое образование, окруженное внизу корнем языка, по бокам - небных миндалин и скобками, вверху - мягким небом и язычком, сзади - задней стенкой ротогл откы, спереди - ротовая полостьиною.
Надгортанник у новорожденных относительно короткий и широкий, может быть причиной функционального сужения входа в гортань и возникновения стридорозное дыхание
Гортань у детей расположена выше и длиннее, чем у взрослых, имеет воронкообразный форму с четким сужением в области подсвязочного пространства (у новорожденного 4 мм), которое постепенно расширяется (в 14-летнем в возрасте до 1 см) Голосовая щель узкая, мышцы ее легко утомляются Голосовые связки толстые, короткие, слизистая оболочка очень нежная, рыхлая, значительно васкуляризирована, богата лимфоидную ткань, легко п ризводить к отеку подслизистой оболочки при респираторной инфекции и возникновения синдрома круппу.
Трахея относительно большей длины и ширины, воронкообразной формы, содержит 15-20 хрящевых колец, очень подвижная Стенки трахеи мягкие, легко спадаются Слизистая оболочка нежная, сухая, хорошо васкуляризирована
К моменту рождения ребенка бронхиальное дерево сформировано Размеры бронхов интенсивно увеличиваются на 1-м году жизни и в подростковый период их также образуют хрящевые полукольца, которые в раннем младенцев нство не имеют замыкательных пластинок, соединенных фиброзной перепонкой Хрящи бронхов очень эластичные, мягкие, легко смещаются Бронхи у детей относительно широкие, правый главный бронх является почти прямым продление нием трахеи, поэтому именно в нем чаще всего оказываются посторонние предметы Для мельчайших бронхов характерна абсолютная узость, чем объясняется возникновение обструктивного синдрома именно у детей раннего возраста Слизистая оболочка крупных бронхов покрыта мерцающим реснитчатым эпителием, который выполняет функцию очищения бронхов (мукоцилиарный клиренс) Незавершенность миелинизации блуждающего нерва и недоразвитых ния дыхательных мышц способствуют отсутствии кашлевого рефлекса у маленьких детей или очень слабым кашлевой толчок Накопленный в мелких бронхах слизь легко закупоривает их и приводит к возникновению ате лектазив и инфицирования легочной ткани тканини.
Легкие у детей, как и у взрослых, имеют сегментарную строение Сегменты разделены между собой тонкими соединительнотканными перегородками Основная структурная единица легкого - ацинус, но терминальные его бронхиолы и заканчиваются не кистью альвеол, как у взрослых, а мешочком (sacculus), с \"кружевных\" краев которого постепенно формируются новые альвеолы, количество которых у новорожденных в 3 раза меньше, чем у взрослых С возрастом увеличивается и диаметр каждой альвеолы??Параллельно нарастает жизненная емкость легких Интерстициальная ткань легких рыхлая, богатая сосуды, клетчатку, содержит мало соединительнотканных и эластичной х волокон В связи с этим легочная ткань у детей первых лет жизни более насыщена кровью, менее воздухоносных Недоразвитие эластичного каркаса приводит к возникновению эмфиземы и ателектазов Склоны ность к ателектазов возникает также вследствие дефицита сурфактанта - пленки, которая регулирует поверхностный альвеолярный натяжение и стабилизирует объем терминальных воздухоносных пространств, т.е. альвеол Синтезуеть ся сурфактант альвеолоцитами II типа и появляется у плода массой не менее 500-1000 г Чем меньше гестационный возраст ребенка, тем больше дефицит сурфактанта Именно дефицит сурфактанта основу нед остатня расправления легких у недоношенных детей и возникновения респираторного дистресс синдромес синдрому.
Основные функциональные физиологические особенности органов дыхания у детей такие Дыхание у детей частое (компенсирующего малый объем дыхания) и поверхностное Частота тем больше, чем младше ребенок (физиологическая с одышка) Новорожденный дышит 40-50 раз в 1 мин, ребенок в возрасте 1 года - 35-30 раз в 1 мин, 3 лет - 30-26 раз в 1 мин, 7 лет - 20-25 раз в 1 мин, 12-14 раз за 1 мин Ускорение или замедление дыхания констатируют при отклонениях частоты дыхания от средних показателей на 30-40% и более У новорожденных дыхания неритмичное с короткими остановка мы (апноэ) Преобладает диафрагмальный тип дыхания, с 1-2-летнего возраста он смешанный, с 7-8-летнего - у девочек - грудной, у мальчиков - брюшной Дыхательный объем легких тем меньше, чем младше ребенок Хви Линн объем дыхания также с возрастом увеличивается Однако этот показатель относительно массы тела у новорожденных в 2-3 раза больше, чем у взрослых Жизненная емкость легких у детей значительно ниже, чем у взрослых Газообми н у детей более интенсивный благодаря богатой васкуляризации легких, большой скорости кровообращения, высоким диффузионным Возможностьможливостям.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|