Организация выполнения земельных работ. Экскавация грунтов ЭО-4121 при различной глубине забоя
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Основным экскаваторным оборудованием является ковш обратной лопаты. К другим видам сменного оборудования относятся прямая лопата, грейфер, драглайн, планировочный и погрузочный ковши. Забоем называют рабочую зону экскаватора, включающую площадку, на которой находится экскаватор, часть массива грунта, отрываемого с одной стоянки, и площадку для стоянки транспортных средств под погрузкой. Параметры проходок и забоев должны обеспечивать возможность работы ковшом с наименьшими затратами времени на выполнение рабочего цикла экскавации. Для этого принимают ширину проходок (забоев) с таким расчетом, чтобы экскаватор мог работать при средней величине углов поворота не более 70; глубину (высоту) забоев - не меньше длины стружки грунта, необходимой для заполнения ковша "с шапкой" за один прием черпания (копания); длину проходов - с учетом возможно меньшего количества переходов экскаватора в забое. Уклоны проходок предусматриваются такими, чтобы предотвратить приток и скопление в забоях грунтовых и поверхностных вод. До начала производства земляных работ выполняют подготовительные операции: планировку поверхности бульдозером, инструментальную разбивку осей траншеи и отвала. Забои бывают лобовыми (при применении обратной лопаты - торцевыми) и боковыми, проходки - продольными и поперечными. В зависимости от количества проходок по высоте выемки различают одно-, двух- и трехъярусную разработку грунта. Рабочий цикл экскаватора имеет пять основных операций: набор грунта, перемещение ковша, разгрузка ковша в отвал или транспортное средство, обратный поворот для набора грунта, опускание ковша для последующего набора грунта. Для уменьшения времени цикла экскаваторщики при погрузке грунта в транспортное средство обычно совмещают четвертую и пятую операции, при отсыпке грунта в отвал - вторую и третью.
Рытье различных выемок, котлованов, каналов, траншей прямой лопатой и работу в карьерах с погрузкой в транспортные средства производят двумя основными способами: а) лобовыми забоями, при которых транспортные средства подают сзади экскаватора по дну образуемой выемки б) боковыми забоями — продольными проходами с продольным расположением транспортных средств параллельно движению экскаватора В лобовых забоях приходится работать с большим, чем в боковом забое, углом поворота, что удлиняет цикл. Здесь менее удобно применять рельсовый транспорт и ограничено число транспортных единиц, которые могут одновременно подходить к забою. Этот способ разработки применяют весьма редко (при проходе начальных траншей и в других исключительных случаях). Больше всего распространены боковые забои, в которых грунт погружают в транспортные средства, устанавливаемые на уровне движения экскаватора. Для выгрузки грунта экскаватор необходимо поворачивать на относительно небольшой угол, а ковш поднимать на небольшую высоту. Грунт разрабатывается в карьере экскаватором с погрузкой в автосамосвалы (рис.,а),транспортируется на расстояние L, разгружается после подъема кузова, разравнивается бульдозерами и уплотняется катками (рис.,б, в). Рис. Схемы комплексной механизации земляных работ а- разработка и транспортирование; б -разгрузка и разравнивание; в- уплотнение. Экскаватор с прямой лопатой(рис., а) в основном используется при разработке выемок в сухих и маловлажных грунтах, что связано с необходимостью съезда на дно выемки. Применяют продольные лобовые (рис., б -г) или боковую (рис.1, д) проходки с погрузкой грунта в транспортное средство, которое обычно размещают непосредственно в забое. Для выезда и въезда транспорта устраивают наклонные пандусы с уклоном 10... 15°.
Рис. Схемы разработки выемок экскаватором "прямая лопата": а -общий вид; б, в, г - лобовые проходки соответственно: узкая, нормальной ширины, уширенная; д - боковая проходка Нормальная ширина лобовой проходки (см. рис., в) где R, - оптимальный радиус резания; L - длина передвижки, т.е. расстояние, на которое передвигается экскаватор после разработки грунта с предыдущей стоянки. Наряду с проходками нормальной ширины [(1,5... 1,9) R ] из-за условий работы могут применяться узкие проходки (до 1,5 R0) и; уширенные проходки [(2... 2,5) R ]. В зависимости от ширины проходки лобовые забои подразделяются на узкие, нормальные и уширенные. Из-за большого угла поворота стрелы производительность экскаватора, работающего в узком забое, бывает ниже, чем при работе в нормальных и уширенных забоях. При боковой проходке (см. рис.14, д) транспорт подается под погрузку сбоку выработки, что уменьшает угол поворота стрелы экскаватора и способствует повышению его производительности. Экскаваторы, оборудованные обратной лопатой, разрабатывают выемки торцевыми (лобовыми) и боковыми проходками (рис.), располагаясь выше дна забоя, что позволяет: использовать их при разработке увлажненных и мокрых грунтов, с погрузкой в транспортное средство или в отвал. Рис. Варианты проходки экскаватора с рабочим оборудованием "обратная лопата": а - торцевая (лобовая); б - уширенная лобовая; в - поперечно-торцевая; г - боковая; д - торцевая с разгрузкой грунта в транспорт и в отвал; 1 - автосамосвал; 2 - экскаватор. Транспорт может подаваться по дну выемки или поверху с одной или двух сторон. Глубина забоя определяется длиной рукояти экскаватора. Ширина торцевой проходки при двухсторонней погрузке самосвалов (1,6... 1,7) R, при односторонней - (1,2... 1,5) R. При работе в отвал ширина проходки бывает меньше - (0,5... 0,8) R. При боковой проходке автотранспорт под погрузку может подаваться по верху или по дну котлована, с правой или левой стороны (рис.).
Техника безопасности Техника безопасности при выполнении земляных работ Обязательно предупредите окружающих сигналом о трогании с места или начале работы; установите фиксатор поворотной колонки в нужное положение только из кабины экскаватора. Выполняйте погрузку грунта в транспорт сбоку или через задний борт. Опустите опорные башмаки и отвал при работе обратной лопатой. Установите при работе отвалом рабочее оборудование и поворотную колонку в транспортное положение.
Разрабатывайте котлованы и траншеи в грунтах естественной влажности с нарушенной структурой (при отсутствии грунтовых вод и расположения поблизости подземных сооружений) с вертикальными стенками без крепления на глубину не более: 1 м – в песчаных (в том числе гравелистых грунтах); 1,25 м – в супесках; 1,5 м – в глинах и суглинках; 2 м – в особо плотных грунтах. При разработке котлованов и траншей без креплений на глубину до 4 м. в грунтах, поднимайте опорные башмаки после поднятия стрелы и поворота рукояти к стреле, во избежание опрокидывания экскаватора. Включайте рычаги управления трактора и экскаватора только из кабины, сидя на сидении машиниста. Работайте в ночное время только с включенными фарами. Освещенность части рабочей зоны экскаватора, находящейся в поле зрения машиниста и ограниченной шириной экскаватора, максимальным и минимальным радиусами копания на уровне стоянки, должна быть не менее 10 лк. При работе экскаватора запрещается: - пребывание на экскаваторе посторонних лиц; кабина предназначена только для машиниста; - работать экскаватором в охранной зоне электропередач, подземных кабелей, водопроводов, газопроводов и т.д. в отсутствии представителя эксплуатирующей организации; - производить выемку грунта под опорным башмаком; - поднимать ковшом обратной лопаты груз массой более 500 кг; - работать над обрывами; - пользоваться при выходе рулевым колесом или рычагами управления в качестве опор; - работать, когда в рабочей зоне экскаватора находятся люди; - переносить ковш над кабиной автомобиля при выполнении погрузочных работ - забирать грунт ковшом погрузчика с одновременным поворотом трактора относительно продольной оси.
Пожарная безопасность, электробезопасность При работе на объектах, имеющих воспламеняющиеся материалы, установите на экскаваторе огнетушитель. При проверке уровня топлива и масла в баках запрещается подносить к баку огонь для освещения мерной линейки. При заправке экскаватора горюче-смазочными материалами запрещается курить; после заправки места подтеков тщательно вытереть ветошью. Во время работы двигателя легковоспламеняющиеся материалы не должны находиться вблизи выхлопной трубы. При необходимости производства работ в охранной зоне линий электропередач или в пределах разрывов, установленных “Правилами охраны высоковольтных электрических сетей» работа экскаватора должна проводиться: при наличии разрешения организации, эксплуатирующей линию электропередачи и наряда-допуска, определяющего безопасные условия работы; только под непосредственным руководством лица, указанного в наряде-допуске; при снятии напряжения в воздушной линии электропередачи до начала работы экскаватора. Техника безопасности при проведении технического обслуживания Текущий ремонт дорожно-строительных машин связан с использованием грузоподъемных устройств, разборочно-сборочных стендов и приспособлений, съемников, слесарно-монтажного инструмента. Для обеспечения безопасной работы необходимо помнить и строго соблюдать требования техники безопасности. К ремонту допускаются лица, прошедшие специальное обучение, получившие инструктаж по технике безопасности на рабочем месте и овладевшие практическими кавыками безопасного выполнения работ. Работать следует в спецодежде, прочной обуви с жестким верхом, головном уборе, при необходимости надевать защитные очки. Все виды ремонтных работ выполняют только при заглушенном дизеле. При перемещении агрегата с места разборки или монтажа следят, чтобы путь движения был свободен. Расстояние между перемещаемым агрегатом и оборудованием мастерской должно быть не менее 1 м. Нельзя оставлять агрегат на весу при перерыве в работе. Снимать крюки строп и схваток следует только после надежной установки агрегата на место. В случае применения для разъединения остова полурам и раскатки трактора стенда ОР-16346 поверхность пола, где устанавливается трактор, должна быть ровной, без подтеков масла, а подставки-домкраты и направляющие рельсы исправны. Перед пробным включением стартера убеждаются, что подача топлива полностью выключена; в противном случае могут произойти внезапный пуск дизеля и трогание трактора с места. Шкивы прокручивают при проверке натяжения ремней так, чтобы случайно не травмировать пальцы рук.
При работе, особенно при разъединении составных частей экскаватора, избегают попадания масла из гидросистемы на кожу тела и одежду. После работы с маслами тщательно моют руки теплой водой с мылом, а загрязненную одежду стирают. На участке текущего ремонта трактора должно быть установлено противопожарное оборудование согласно нормам пожарной безопасности. Каждый рабочий должен знать сигналы оповещения о пожаре, места расположения противопожарного оборудования и уметь им пользоваться. Нельзя допускать использования противопожарного оборудования не по назначению, загромождать проходы и доступ к нему. Организация рабочего места • Тщательно осмотрите экскаватор, убедитесь в его полной исправности. • Прочитайте все предупредительные знаки и таблички на экскаваторе. • Проверьте наличие масла в картере двигателя и в баках рабочей жидкости, наличие охлаждающей жидкости в системе охлаждения и горючего в топливных баках. • Проверьте исправность освещения и звукового сигнала. • Убедитесь, что ступеньки, рычаги управления не замаслены, не обледенели, уберите посторонние предметы и инструменты с экскаватора. • Все операции, связанные с подготовкой экскаватора к работе, выполняйте при опущенных рабочих органах, а трактор установите на ручной тормоз. • Проверьте затяжку дисков передних и задних колес.
Охрана окружающей среды. Чтобы предупредить загрязнение окружающей среды нефтепродуктами, необходимо соблюдать следующие меры предосторожности. Нельзя мыть дорожно-строительную технику дизельным топливом. Сливать отстой топлива из топливных баков и фильтров следует в приготовленную тару. При прокачке топлива во время удаления воздуха из системы питания нужно его сливать в какую-либо емкость. Шланги гидросистемы прицепных орудий в местах присоединения должны быть оборудованы разрывными муфтами, что бы при случайном расцеплении предотвратить утечку масла. При замене масла, его нужно сливать, так же, в специально оборудованные отстойники. Активное воздействие строителей на природную окружающую среду объясняется в первую очередь тем, что все возводимые здания и сооружения непосредственно взаимодействуют со многими элементами природной среды. Для обеспечения этого взаимодействия приходится в той или иной мере прибегать к нарушению сложившейся природной обстановки. При возведении подземной части зданий и сооружений в первую очередь нарушаются природные условия, поэтому при проектировании зданий и сооружений, а также методов их возведения необходимо прогнозировать возможные изменения окружающей природной среды и разрабатывать необходимые меры защиты и сохранения природы.
Список используемой литературы 1. Борщёв Т.С. и др. Организация и технология производства мелиоративных работ: учебное пособие для сельскохозяйственных профессионально-технических училищ. - М.: «Высшая школа», 1972 – 272с. 2. Котиков В.М. Тракторы и автомобили: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.М.Котиков, А.В.Ерхов.- 2-е изд., испр.- М.: Издательский центр «Академия», 2010.-416 с. 3. Полосин М.Д. Техническое обслуживание и ремонт дорожно-строительных машин: Учеб. пособие для нач. проф. образования / М.Д. Полосин, Э.Г.Ронинсон. – М.: Издательский центр «Академия», 2011.-352с. 4. Родичев В.А. Тракторы: учеб. пособие для нач. проф. образования / В.А. Родичев.- 8-е изд., перераб.- М.: Издательский центр «Академия», 2013.-288с. 5. Сапоненко У.И. Машинист экскаватора одноковшового: учеб. пособие / У.И Сапоненко. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011.-64с
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|