Современный образ педагога
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Введение
Профессия педагог – особенная. Учителя – это те люди, которые всегда на виду, рядом с ними всегда находятся родители, ученики, коллеги. Однако многие убеждены, что педагогические вузы должны, прежде всего, готовить специалиста, владеющего определенным набором знаний, умений, технологий, а человековедческим дисциплинам отводится второстепенная роль. Педагогу необходимо быть привлекательной для учащихся, родителей; усвоить технологию «личного обаяния», приобрести знания в области конструирования личного имиджа для заинтересованности учащихся к личности учителя таким образом, чтобы активизировать интерес учащихся к изучаемым предметам. Именно ученики дают энергию жизни учителю, а учитель дарит открытие «новых горизонтов». Поэтому образ педагога должен вдохновлять учащихся для достижения конкретных целей в обучении и воспитании. Как один из путей гуманизации образования и повышения эффективности педагогической деятельности предлагается формирование индивидуального имиджа педагога, учитывающего специфику педагогического труда.
Понятие «имидж» в концепции педагога В России понятие «имидж» стало предметом общественного внимания и научного анализа лишь в конце двадцатого столетия. Имидж педагога определяется как эмоционально окрашенный стереотип восприятия его образа в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. Имидж должен отражать личностные качества преподавателя: - профессиональную компетентность; - творческий и духовно-нравственный потенциал; - владение прогрессивными технологиями обучения и воспитания; - способность к непрерывному образованию;
- внешняя привлекательность. Задачи имиджа – добавить того, о чем еще не знали окружающие, улучшить то, что уже имелось, и сделать личность сильнее на фоне оппонентов. Образец имиджа делового человека (по международным стандартам) - демонстрация собственной неотразимости и уверенности; - довольство собой, жизнью и окружающими; - лицо не отрешенное, не застывшее, а победоносное; - посадка головы красивая и уверенная; - речь внятная, литературная; - улыбка сердечная и искренняя; - голос и смех благозвучные, умеренно громкие, приятные, соответствующие месту и ситуации; - поза и движения спокойные, не напряженные. Главное в имидже делового человека – быть естественным, излучать доброту и надежность. В структуру имиджа включаются внешний, процессуальный и внутренний компоненты. Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку. Профессиональная деятельность раскрывается через формы общения, профессионализм, пластичность, выразительность и т.д. Внутренняя составляющая – это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом. Однако современный образ педагога определяется не только набором качеств его идеальной модели в сознании ученика, но и новыми чертами имиджа педагога, которые сложились в современной России.
Современный образ педагога Для педагога очень важен эффективный взаимовыгодный контакт с окружающим миром, поэтому определяющей частью его имиджа являются: · высокая самооценка, уверенность в себе; · вера в свою доброжелательность и вера в доброго человека; · социальная и личная ответственность («я - причина всего положительного и отрицательного в моей жизни»); · желание меняться и умение рисковать при здоровом чувстве самосохранения.
В современном, потерявшем многие былые ориентиры, российском обществе профессия учителя утратила некоторые высоты, и необходимость ее реабилитации не вызывает сомнения. Конечно, требуется государственная поддержка педагога. Отношение к имиджу у самих педагогов разное. Отрицательно относятся к нему те представители старшего поколения учителей, которые его понимают как «маску». Они убеждены в приоритете внутреннего содержания над внешним и считают, что главное «быть, а не казаться». Всякие разговоры про имидж учителя воспринимаются им настороженно, как призыв быть неискренним. Процесс построения имиджа зависит как от самого учителя, так и от индивидуальных особенностей ученика, его пола, возраста, а также от опыта, знаний, национальности и других факторов. Есть и другая сторона — педагог, который занимается созданием собственного имиджа, не только лучше выглядит, но и лучше себя чувствует, более уверен, а в итоге и успешнее работает. И, конечно, оценивают не только по одежде, но и по манере держаться, умению общаться, вести урок, проводить другие мероприятия. Понятие «образ» включает в себя и умение общаться, искусство говорить и уметь подать себя, заинтересовать, привлечь внимание слушателей. Сейчас, в педагогических университетах учат и культуре общения, культуре этики, но можно добиться всего этого с помощью простых приемов: · улыбайтесь (но помните: фальшивую улыбку за искреннюю может выдать только очень хороший актер, потому улыбка должна идти от души). Улыбка словно «открывает» человека, делает доброжелательнее; · старайтесь смотреть на разные ситуации с юмором и умейте посмеяться над собой; · будьте естественны; · делайте комплименты; · ознакомьтесь с правилами этикета и следуйте им; · поработайте над самооценкой; С самого порога класса начинается тонкое взаимодействие педагога с учениками, результат которого зависит от отношения учителя к миру, окружающим людям, что воспитать «крылатого» может только «крылатый» педагог и родитель, воспитать счастливого может только счастливый, а современного — только современный человек. Без интереса к личности учителя нет интереса к предмету. Это бесспорно. Интерес к личности учителя — средство активизации интереса к предмету. Образ учителя должен вдохновлять. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, создавая, таким образом, свой имидж.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|